Памяти поэта Анатолия Крымского

 

«А у мене – березневе все життя моє...» 

Памяти поэта Анатолия Крымского  

14 мая литературная Кировоградщина, родные, близкие и земляки-односельчане проводили в последний путь талантливого поэта, известного не только в нашем регионе, но и за его пределами, Анатолия Анатольевича Крымского, ушедшего из жизни за три месяца до своего 78-летия. Член Национального союза писателей и Межрегионального союза писателей, Международного сообщества писательских союзов и Конгресса литераторов Украины, он прошёл долгий путь становления как в жизни, так и в поэзии, которая целиком завладела им ещё в юношеские годы, и был, что называется, человеком непростой судьбы, в которой отразились и переломные черты нынешнего литературного процесса. Впрочем, только ли литературного? 

 

Вообще у него был светлый дар. Он смотрел на мир открытым, незамутнённым взглядом, как, наверно, и должен смотреть настоящий поэт. Свидетельством тому может служить и его строка, вынесенная в заголовок. Множество его стихотворений обладают удивительным свойством – начав читать, нельзя оторваться, остановиться на середине, бросить, перевернуть страницу: есть в его поэзии что-то завораживающее, увлекающее, заставляющее дочитывать до конца. Есть мелодия, и есть чувство… 

Уроженец села Трилесы Александровского района Кировоградской области, он значительную часть жизни отдал своему селу. Окончил Харьковский медицинский институт, работал врачом скорой помощи в Харькове и Кировограде, но, как представляется, окончательно нашёл себя в профессии, став главврачом участковой амбулатории в Трилесах. И этим поставил точку в своей медицинской карьере: работал сельским врачом (как работали некогда Чехов и Булгаков) – и писал стихи.

 

Стать поэтом ему, наверно, было на роду написано: отец – филолог, дядя – журналист и писатель… репрессированный в 1937-м (эту историю А.Крымский рассказал в документальной повести «Реабилитированный посмертно»)… В конце 1970-х – начале 1980-х в Кировограде сформировалась целая плеяда талантливых поэтов. Крымский, казалось, был чуть в стороне от неё. Но, скорее, по «географическому признаку» – ведь и его стихи публиковались в кировоградских газетах, звучали по радио и с телеэкрана. В 1976-м вышел его поэтический сборник «Перша краплина», не последний в его жизни, естественно. Однако в Союз писателей был принят только в 1996-м. Может быть, для советского времени он был недостаточно «советским поэтом»? Кто знает… может быть… Хотя как у поэта были у него и публикации в престижных изданиях вне Кировограда, и весьма высокие, завидные даже гонорары – да-да, в те времена авторам ещё и платили (!) за каждую строчку, а поэтическая строка ценилась много выше прозаической… 

 

Однако в 2005-м Крымский оказался вдруг… и «недостаточно украинским поэтом» – был исключён из Национального союза писателей Украины!.. Странное дело – приняли в Союз за талант, а исключили – за что?.. 

 

Вообще говоря, история с «раскольническим (2003 года) съездом» НСПУ, участником которого стал и Анатолий Крымский, ещё ждёт своего независимого и объективного исследователя. Есть все основания полагать, что за кулисами «раскольнического съезда» бушевали не только творческие (либо «творческо-хозяйственные» – вызванные недовольством тем, как НСПУ распоряжается имуществом, доставшимся ему в наследство от Союза писателей СССР – санаториями, дома отдыха и творчества и прочим) страсти, но и страсти, завязанные на политику. Однако ни «победители», ни «проигравшие», похоже, до сих пор так ничего толком и не рассказали. Тогдашний председатель НСПУ Владимир Яворивский (одновременно и нардеп) был отстранён от поста главы писательского союза Украины, восстанавливался по суду, провёл новый, названный внеочередным, съезд, а затем… участников «раскольнического съезда», голосовавших за писательницу (и доктора наук) Наталью Околитенко… начали исключать из Союза… Самое же драматическое для Крымского, как рассказал когда-то он сам, заключалось в том, что его из НСПУ исключали заочно… когда он находился в стационаре в связи с тяжелейшей операцией… практически на операционном столе… исключили… Произошло это в 2005-м. 

 

В 1990-х – 2000-х в Украине возникло несколько параллельных (а иногда и «перпендикулярных») НСПУ писательских организаций. И это нормально. Это признак демократизации общества (что отмечают и зарубежные литературоведы) – действительно, почему «монополия на творчество» должна принадлежать одной-единственной организации? Как это было в СССР… А когда в НСПУ произошёл раскол, возникла ещё одна – Конгресс литераторов Украины. Одним из застрельщиков и первым председателем КЛУ стал киевлянин Юрий Каплан, талантливый русскоязычный поэт (и председатель земшара – это звание, которое первым носил Велемир Хлебников, Каплан получил из рук самого Леонида Вышеславского). Костяк новой писательской организации составили писатели, исключённые из НСПУ. А затем началось и создание областных организаций КЛУ. 

 

К осени 2008-го, в год своего 70-летия, Крымский де-факто завершил создание Кировоградской областной организации и стал её первым председателем. На его юбилей приехал из Киева сам Ю. Каплан – не только для того, чтобы отдать должное коллеге-поэту, но и познакомиться с созданной им организацией, которая в середине 2010-го (уже после трагической гибели Юрия Каплана) получила, пройдя все необходимые юридические процедуры, и государственную регистрацию. 

 

Анатолий Анатольевич продолжал плодотворно работать и после семидесяти. В 2013-м выпустил новую книгу – «Обрубані рамена». Замечательное предисловие к ней написал киевский поэт Александр Корж, новоизбранный председатель КЛУ. Увы, никто ещё не знал тогда, что эта книга станет для автора итоговой… Продолжал активный поиск талантливых авторов, достойных войти в Конгресс. Что ж, может быть, иногда и ошибался – ведь талант определяется не количеством опубликованных книжек, а их содержанием, а это, кстати, ещё одна примета современного литературного процесса. Развал прежней (советской) системы книгоиздания привёл, к сожалению, к снижению литературного качества: современный издатель, как правило, не слишком озабочен этим самым качеством – ведь деньги на книгу ищет сам автор, а что он сделает затем с тиражом (и каким будет тираж) – это тоже забота автора… Словом, есть деньги – публикуйся, и можешь сам себя считать гением, даже если твоя книга и даром никому не нужна… 

 

Но к началу 2010-х у Крымского начались и проблемы со здоровьем. Пока, к счастью, поправимые, но тем не менее в конце 2011 года, он написал заявление об уходе с поста руководителя областной организации – и стал (такое решение приняла организация) её Почётным председателем. В 2012-м, после «смены власти» в НСПУ, был восстановлен и в рядах этого писательского союза. А в январе 2013-го, на очередном съезде КЛУ, когда председателем Конгресса был избран Дмитрий Стус, сын известного украинского поэта с трагической судьбой Василия Стуса, Анатолия Анатольевича избрали и почётным членом Президиума КЛУ. 

 

Вот только состояние его здоровья продолжало ухудшаться… 13 мая 2016 наступил трагический финал… 

 

Весть о его смерти вызвала поток соболезнований родным и близким – от руководства КЛУ, МСП, от коллег по перу.

 

 Но сам он остался с нами. В книгах. В коллективных сборниках. В альманахах областной организации Конгресса. Его произведения можно найти на полках библиотек и в интернет-пространстве, в том числе в электронных читальных залах кировоградских областных библиотек им. Бойченко и им. Чижевского. Загляните. Не поленитесь…

 

Анатолий Юрченко. 

(член Конгресса литераторов Украины и Межрегионального союза писателей).

 

 

 

Комментарии 1

Царство Небесное! Вечная память!
 
Выражаем соболезнование родственникам, друзьям и соратникам по перу.
 
Горловское отделение МСП
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.