НИКОЛАЙ СТАРОДЫМОВ
ЯНВАРЬ ТЕАТРАЛЬНЫЙ
(2019 – Год театра)
(О юбилярах января, жизнь которых связана с театром: Игорь Владимиров, Люсьена Овчинникова, Василий Лановой и др.)
Недавно я сообщил своим читателям, что завершаю публикацию ежемесячных обзоров литературных юбилеев: http://starodymov.ru/?p=28543 . Причина очевидна: поначалу можно было делиться мнением едва не по каждому упоминавшемуся литератору, однако постепенно новые имена встречаются всё реже, а потому приходится повторяться и отсылать к уже опубликованному ранее (как вот теперь: http://starodymov.ru/?p=28724 ).
И тогда же я пообещал, что с Нового года начну новый проект.
И вот пришла пора рассказать о его сути. Я решил накануне каждого нового месяца рассказывать о юбилейных событиях, связанных с тем, кому или чему посвящён наступивший год (см.: http://starodymov.ru/?p=28493 ).
Правда, я тут же столкнулся с некоторыми трудностями.
В России наступающий год назван Годом театра. Но на сайте www.calend.ru , на который я традиционно опираюсь, деятели кино представлены куда более обильно, чем театральные. Год самбо?.. Представителей данного конкретного вида спорта – и вовсе раз-два и обчёлся…
К тому же, рассказывая о литераторах, можно и должно высказать свои суждения об их творчестве. А что говорить об актёрах и борцах? Тут два варианта: либо пересказать интернет-информацию о достижениях каждого, либо пересказывать сплетни и побасенки…
Вот с какой загвоздкой я столкнулся.
Ну да ладно, последуем совету Наполеона: ввяжемся в свару, а там – как получится. Впрочем, что касается Наполеона, мы нередко ссылаемся на его афоризмы, однако ж при этом не всегда делаем поправку на то, чем для него всё завершилось: http://starodymov.ru/?p=25907 . Так что следовать рекомендациям Корсиканца следует всё же с оглядкой.
Но вернусь к своему проекту. В конце концов, своя рука – владыка (в смысле на своём сайте я сам хозяин: http://starodymov.ru/?p=4619 ); каким получится обзор, таким его и предложу.
Как, например, обзоры, посвящённые другим историческим юбилеям января: http://starodymov.ru/?p=28755 .
Итак, сначала – о театре.
И тут сразу же сам себе сделаю поблажку-послабление. Большинство актёров кино в той или степени связаны и с театром. Так что я сразу оговорюсь, что не стану актёров разделять без необходимости на сценических и «фильмовых». Тем более, что о кинофильмах можно говорить в надежде, что и читатель их смотрел, в чём нет уверенности, коль речь заходит о театральных подмостках. Да и по режиссёрам – как получится.
Ровно век назад, 1 января 1919 года родился Игорь Владимиров, советский актёр и режиссёр.
О вкладе Игоря Петровича в отечественное театральное искусство можно говорить бесконечно много. Он много играл сам, много поставил спектаклей, на протяжении долгого времени возглавлял Ленинградский театр им. Ленсовета, педагог, раскрывший и взрастивший немало талантливых актёров… Вскользь добавлю, что на протяжении многих лет он был женат на Алисе Фрейндлих (чуточку о ней: http://starodymov.ru/?p=25793 )…
Хочется обратить внимание на следующий факт биографии Владимирова. На момент начала Великой Отечественной войны он учился в Ленинградском кораблестроительном институте. Записался в ополчение и воевал на Ленинградском фронте – то есть где-то рядом с моим дедушкой, Петром Евсеевичем Лобач (см.: http://starodymov.ru/?p=27325 ). В 1943 году, в связи с тем, что враг городу на Неве больше непосредственно не угрожал, был отозван из Действующей армии для продолжения учёбы – страна нуждалась в корабелах. Трудился на судостроительных предприятиях. В частности, некоторое время работал в городе Горьком на Сормовском заводе под руководством легендарного конструктора Ростислава Алексеева, который как раз в 1943-1944 годах построил действующую модель будущего первого в мире торпедного катера на подводных крыльях… (см.: http://starodymov.ru/?p=25725 )
Ну а в театр Игорь Петрович перешёл уже после войны.
Лично я запомнил Игоря Владимирова по таким ролям в кино, как Скворешня («Тайна двух океанов», см.: http://starodymov.ru/?p=24567 ), генерал Головин («Укрощение огня») и другим.
И ещё обращает на себя внимание… При театре Ленсовета он создал Молодёжный театр, который наделил максимально широкими полномочиями. Оперившись, встав под опекой своего мэтра и ментора на ноги, завоевав репутацию, этот коллектив во второй половине 80-х откололся от основной труппы театра, став полностью самостоятельным. Для его отца-основателя Игоря Владимира такой поступок выпестованных им же воспитанников стал болезненным ударом.
7 января 1999 года ушла из жизни Люсьена Овчинникова, замечательная советская актриса.
Удивительное дело – прекрасная актриса, которую в лицо знала вся страна, сыграла только одну главную роль, а в остальных шести десятках фильмов оставалась актрисой второго плана. Исключительно на всякий случай напоминаю: в легендарном фильме «Девчата» Люсьена играет тоськину подругу, ту самую, у которой самая яркая и безоблачная любовь. (К слову: интересный факт об этом фильме: http://starodymov.ru/?p=22903 ). И всякое её появление на экране производило яркое впечатление; как, например, буквально эпизодическое в фильме «Менялы»…
И при такой яркой фильмографии Овчинникова имела звание лишь Заслуженного артиста РСФСР. А сравнить с нынешними «народными»?.. Нет, братцы, в современных условиях я – за безусловную отмену системы званий в творческих профессиях. Повторю уже как-то сказанное: какие они, нынешние, погрязшие в роскоши и грязных разборках «народные», каким местом «заслуженные»?..
Но вернёмся к нашей героине. Конечно, я не был бы собой, если бы не отметил, что некоторое время Люсьена проживала в Ашхабаде (чуточку о моей службе в этом городе: http://starodymov.ru/?p=1108 ), где служил её отец-пограничник; а впоследствии, в середине 80-х, в течение нескольких месяцев играла в местном республиканском русском театре – я в нём бывал неоднократно. Однако актрису позвали на съёмки фильма, и она покинула Туркменистан.
Замечательная актриса, оставшаяся в истории нашего кинематографа как истинная звезда. Пусть и звезда второго плана – она достойна этого звания, коль зритель её помнит и любит.
И ещё одна реплика о ней – и не уверен, что правильно делаю, затрагивая эту тему. Через всю жизнь пронесла Люсьена искреннюю любовь к своему мужу: любовь какую-то болезненную, неправильную, корявую, надрывную, утянувшую её в конце концов не по той дорожке… Но ведь любовь!!!
Характерен такой момент её биографии. Как-то на некое торжество летел целый самолёт знаменитых на тот момент артистов. Командир экипажа, просмотрев список «звёзд», попросил стюардессу потихоньку от остальных пригласить в кабину именно Люсьену. И даже позволил посидеть ей на его месте, подержаться за штурвал… Наверное, это осталось в памяти замечательной актрисы как одно из самых ярких проявлений к ней всенародной любви…
(Мне в кабине самолёта летать доводилось. Незабываемые и непередаваемые впечатления: http://starodymov.ru/?p=23428 )
Конечно, можно говорить – чем и занимается сейчас телевидение – о грехах и личных проблемах Люсьены. Её ведь и в самом деле есть за что укорять… Но следует ли?.. Давайте помнить о ней хорошее!
12 января 1979 года умер Александр Столлер, замечательный советский сценарист и режиссёр.
И если названные выше люди имели хоть какое-то отношение к театру, то Александр Борисович – только к кино. Правда, обойти молчанием 40-летие его ухода из жизни было бы всё же несправедливо. Ведь именно благодаря его таланту отечественная фильмотека обогатилась такими шедеврами, как «Парень из нашего города», экранизацией великих книг «Повесть о настоящем человеке» (см.: http://starodymov.ru/?p=26584 ), «Живые и мёртвые» (см.: http://starodymov.ru/?p=18703 ) и ряд других фильмов.
Именно образы из картины «Живые и мёртвые» вспоминаются, когда я вижу в современных картинах, как тщатся изобразить солдат Великой Отечественной современные гламурненькие мальчоночки.
1(13) января 1899 года родился Лев Кулешов, один из основоположников теории кинематографии.
Поучившись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, Кулешов пытался устроиться художником-декоратором в театр, однако в 1916 году оказался на кинофабрике Александра Ханжонкова (см.: http://starodymov.ru/?p=25784 ). Поработал там, попробовался в роли актёра… Но потом увлёкся теоретической составляющей процесса съёмок…
По сути, Лев Владимирович стал один из пионеров в этом вопросе. Причём, не только в нашей стране, но и в мировом масштабе. В 1919 году он организовал учебную мастерскую, в которой учились такие прославленные в будущем мэтры, как Всеволод Пудовкин, Михаил Ромм, Борис Барнет, Виктор Георгиев (обожаю его фильм «Идеальный муж»)… А его книга «Основы кинорежиссуры» стала настольной для многих поколений режиссёров по всему миру. За эту книгу ему присвоено звание Доктора наук… Так что вполне закономерно его ученики выразили своё отношение к педагогу: «Мы делаем кино – Кулешов создал кинематограф».
16 января 1934 года родился Василий Лановой. В общем-то, я нечасто включаю в свои обзоры даты не совсем «круглые», те, что с «пятёркой». Однако ж для возрастных актёров можно (и должно!) сделать и исключение. Особенно если учесть, что с Василием Семёновичем мы некоторое время довольно плотно общались, и в ресторане сиживали, и на свои спектакли он меня приглашал (см.: http://starodymov.ru/?p=1102 )…
Наверное, никто не станет спорить с фактом, что и актёр он замечательный, а также человек, не запятнавший себя участием в каких-либо скандалах, столь популярных в актёрской среде, особенно в последнее время. Едва не каждый фильм, в котором участвует Лановой, становится событием в нашем кинематографе. Отличается он и ярко выраженной гражданской позицией, которую не считает нужным скрывать: http://starodymov.ru/?p=13348 .
В связи с этим не могу удержаться от реплики по поводу не так давно вышедшего сериала «Офицеры». Авторы его бесстыже и бездарно эксплуатируют популярность той, классической ленты полувековой давности. Кому-то она, нынешняя поделка, нравится?.. Ну что ж, значит, у нас разные вкусы…
Но заговорил я об этом вот в связи с чем. Если хороший, даже блестящий актёр снимается в слабенькой ленте – как к этому относиться? Не скрою: я испытываю досаду – что ж ты, батенька, так-то низко… Но с другой стороны, по-человечески можно понять актёра: ему же за это платят!.. Актёр должен играть, в этом его предназначение на этом свете.
И, опять же, он ведь, даже самый опытный, актёр, ознакомившись со сценарием, не всегда может соотнести потенциал, в нём заложенный, с потенциалом взявшейся за его воплощение режиссёрской команды. Творческая неудача может случиться с каждым лицедеем.
Впрочем, Василий Лановой останется в нашей памяти по совершенно иным блестяще сыгранным ролям.
Как-то в разговоре Василий Семёнович высказал мне мысль, которая вполне, на мой взгляд, тянет на актёрское кредо. Даже мерзавца нужно играть обаятельным, тогда он убедителен…
22 января 1954 года родился Леонид Ярмольник.
Признаться, до какого-то момента я высоко ценил этого актёра – и как исполнителя, и как человека. Особенно после того, как он отказался от присвоения ему почётного звания к юбилейной дате (см.: http://starodymov.ru/?p=8045 )… Однако потом как-то пришла пора разочарования. То его высказывания по поводу политический ситуации – ох уж это мне стремление актёров сыграть роль оракула и развесить политические ярлыки!.. Участие в съёмках совершенно провального фильма «Трудно быть богом» (см.: http://starodymov.ru/?p=23283 )… И вообще как-то затерялся он в последнее время без ярких запоминающихся киноудач…
В общем, сдаётся мне, что свой потенциал артистический Леонид как-то профукал…
26 января 1959 года родился Андрей Руденский, известный советский и российский актёр.
В театре он играл совсем недолго, затем прочно обосновался в кино. Снимается много, его можно назвать узнаваемым, но как-то сказать, что некая роль особенно запомнилась, так и не скажу. Будем считать, что подлинный успех его ещё дожидается впереди.
Но каждое появление его в кадре и особенно в титрах лично мне душу греет. Мои бабушка с дедушкой проживали в посёлке Руденск, что под Минском, и там же упокоились; в Руденске прошли лучшие периоды моего детства… Так что фамилия – навевает приятную негу на душу. (см. о Руденске: http://starodymov.ru/?p=20043 )
Ну и ещё одну юбилейную дату следует непременно отметить в связи с Годом театра.
14 января 1809 года умер Николай Шереметев, знаменитый граф-меценат, немало сделавший для развития отечественного театра.
Все мы помним Николая Петровича в первую очередь по факту женитьбы на актрисе Прасковье Кузнецовой (Ковалевской, сценический псевдоним Жемчугова), бывшей крепостной, которую он отпустил на волю вместе со всей семьёй (см.: http://starodymov.ru/?p=27949 ). Для того, чтобы брак зарегистрировать, Шереметев выправил подложные документы, свидетельствующие о якобы шляхетском происхождении невесты. Что и говорить – это поступок, достойный уважения, свидетельство великой любви вельможи.
Между прочим, забавно совпадение: по времени этот поступок графа примерно совпадает с созданием специальной правительственной комиссии по выявлению незаконных дворян – и результаты её деятельности оказались ошеломляющими: http://starodymov.ru/?p=12237 .
Обратите внимание: несмотря на столь откровенный мезальянс, высший свет, даже зная о «липовом» дворянстве молодой жены, не устроил Шереметеву обструкции, он остался «рукопожатным» что при дворе, что в лучших домах обеих столиц. Только будем уж откровенны: тут главную роль скорее играло баснословное состояние графа, а не его личные качества.
Однако ж для нас, применительно к теме данного обзора, как раз его личные качества более интересны. Шереметев зарекомендовал себя как щедрый меценат, организатор лучшего в Москве крепостного театра, в состав которого в некоторые периоды входило до 95 актёров. Он организовал в Москве три сценических площадки, на которых ставились лучшие спектакли того времени – оперные, балетные, комедии… Деятельность графа Шереметева сыграла грандиозную роль в развитии театрального искусства в России в целом.
(Об усадьбе в Кусково: http://starodymov.ru/?p=27813
И об усадьбе в Санкт-Петербурге: http://starodymov.ru/?p=19237 )
Кроме того, Николай Петрович, как по своей инициативе, так и по просьбе любимой супруги – очень рано умершей от туберкулёза – построил Странноприимный дом, жертвовал немалые суммы на помощь бедным невестам и вообще небогатым людям…
Ну и в завершение: благотворительную деятельность продолжил и сын Николая Петровича и Прасковьи Ивановны, Дмитрий.
Вот такой юбилейный январь-2019 в свете театральных софитов.
И ни одного спортсмена-самбиста…
А жаль.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.