Памяти профессора Панченко Евгения Николаевича
выдающегося невролога, замечательного человека, оставившего неизгладимый след в истории здравоохранения Луганщины.
«Воспоминания - это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются».
Панченко Е.Н. родился 25 марта 1923 года в дворянской семье. Маме и бабушке он обязан не только аристократическими манерами и, поражавшей окружающих, осанкой, но и знанием литературы, музыки, живописи, иностранных языков. А уж логическое мышление и математический талант – это от Бога.
В школе учился легко, перепрыгивал через классы. Учителя прочили ему большое будущее. Евгений Николаевич очень рано осиротел. После окончания школы он поступил в университет на математический факультет. Вот тут-то и разыскал его брат покойной матери. Дядя, бывший военный врач, получивший звание полковника ещё в 1914 году, напомнил, что в их семье все, так или иначе, соприкасались с медициной. Среди членов семьи были хирурги, земские врачи, сестры милосердия, биохимики, микробиологи… Традицию нужно было поддерживать. А что касается математического склада ума, то его вполне можно проявить в неврологии, топика требует логического построения.
В 1946 г. Е.Н. Панченко с отличием закончил лечебный факультет Донецкого медицинского института и был зачислен в клиническую ординатуру при кафедре неврологии этого института. Он изъявил желание перейти на практическую работу в одну из районных больниц и был направлен в Волновахскую районную больницу Донецкой области.
В Волновахе, работая практическим врачом, Е.Н. Панченко не переставал заниматься и научной работой. В это время им был выполнен ряд исследований, позволивших ему разработать новые методы лечения некоторых заболеваний нервной системы, пригодные для использования в лечебных учреждениях разного уровня, в том числе районного и сельского. За эти годы им было опубликовано 9 научных работ.
Опубликованные в центральной медицинской прессе результаты научных исследований, проведенных им в период работы в Волновахской райбольнице, вызвали значительный интерес у медицинской общественности, в том числе у таких известных медиков как академики Е.М. Тареев, А.Л. Мясников, А. Крейндлер (Румыния). Публикации привлекали к себе внимание не только научным, но и чисто практическим значением. Для того времени исследования Панченко Е.Н. были достаточно новыми. В 1956 году Е.Н. Панченко был избран по конкурсу ассистентом кафедры неврологии Донецкого медицинского института. В 1959 году он защитил кандидатскую диссертацию. В Донецком медицинском институте Е.Н. Панченко проработал до 1965 года, потом был избран заведующим кафедрой нервных болезней с курсом нейрохирургии Луганского медицинского института. В 1968 году он защитил докторскую диссертацию на тему «Нервные нарушения при артериальной гипотонии». В 1969 г. ему присвоено ученое звание профессора.
Основным направлением научной работы, руководимой им кафедры, стала разработка проблемы нейрососудистых взаимоотношений и коррекции их расстройств. При этом, в отличие от многих научных исследований, посвященных сосудистым заболеваниям, акцент переносился на функциональную стадию патологии, роль вегетативной нервной системы в патогенезе сосудистых расстройств. Большое внимание уделялось рефлекторным звеньям патогенеза сосудистой дисфункции, а также нейродистрофиям сосудистых стенок. Учитывая запросы практики, Е.Н. Панченко и сотрудники кафедры немало внимания уделяли также вопросам краевой патологии: травмам центральной и периферической нервной системы, вибрационной болезни, нейротоксикозам.
Е.Н. Панченко уделял внимание подготовке невропатологов и невпропатологов-рефлексотерапевтов Он был бессменным руководителем Луганского областного научного общества неврологов, Работа Луганского областного научно-практического общества осуществлялась в тесной взаимосвязи с научно-практическим обществом неврологов, психиатров и наркологов Украины, где Е.Н. Панченко являлся почётным членом.
Педагогическая, организационная, практическая врачебная работа Е.Н. Панченко не только не отвлекли его от непрерывной научной деятельности, но, напротив, стимулировали и оплодотворяли ее. Выбранное им в самом начале творческого пути направление, а именно исследование нейродинамических факторов патогенеза и поиск способов их коррекции, красной нитью прошли через всю его дальнейшую деятельность. Оно легло в основу разработки им ряда новых методов диагностики и лечения заболеваний нервной системы. Накопленные при этом факты позволили Е.Н. Панченко прийти и к некоторым теоретическим обобщениям. Так, им разработана концепция, подводящая физиологический базис под понятие «функциональное расстройство нервной системы».
Всё это получило отражение в 3 монографиях и в многочисленных научных статьях (их более 200), 5 изобретениях, более 100 рационализаторских предложениях. Е.Н. Панченко подготовил 8 кандидатов и 2 доктора медицинских наук. В ряде лечебных учреждений на территории бывшего СССР широко используются предложенные Е.Н. Панченко метод объективизации болей, пелотный метод измерения давления в височных артериях, термоиндикаторный метод определения сосудистой реактивности, метод распознавания патогенетических механизмов цефалгического синдрома, метод определения дисбаланса мышечного тонуса, способ лечения гиперкинезов, способ лечения арахноидитов, способ неспецифического лечения гепатоцеребральной дистрофии.
Заведующим кафедрой неврологии Луганского медицинского института (университета) Е.Н. Панченко проработал без малого 30 лет, а с 1994 г. (в связи с возрастными ограничениями) работал профессором этой же кафедры. При этом, он с прежним энтузиазмом занимался педагогической, научной и врачебной работой, руководил областным научно-практическим обществом невропатологов, много внимания уделял повышению квалификации врачей и молодых научных сотрудников.
За достигнутые успехи Е.Н. Панченко неоднократно награждался почётными грамотами (в том числе от президента Украины), знаками, дипломами, медалями, являлся почётным профессором Луганского медицинского университета. Профессор Е.Н. Панченко всегда пользовался огромным авторитетом среди населения и медиков Луганска и Луганской области. Он являлся учителем и образцом для всей многочисленной армии невропатологов Луганщины. В институтах усовершенствования Киева и Харькова, Москвы и Ленинграда, на разнообразных конференциях, - всюду Луганских невропатологов воспринимают как учеников профессора Панченко, всюду известны его многочисленные научные труды, оригинальные изобретения.
Последние годы максимум своего времени он отдавал подготовке новых поколений врачей-невропатологов. И нет ни одного невропатолога, которого бы он не заинтересовал разборами, ювелирно отточенным клиническим мышлением. Присущие ему энергия и энтузиазм были неиссякаемы: он был способен заниматься с молодыми невропатологами с утра до вечера, увлекаясь и увлекая своих учеников глубоким рассмотрением вопросов теории и практики. Он всегда был полон энтузиазмом и делал всё возможное, чтобы когорта невропатологов области получила достойное пополнение.
В последние годы жизни он работал над очередной монографией, посвященной взаимозависимостью между сосудистой патологией и депрессией, освежал в памяти английский язык, осваивал компьютерные технологии. У него было много планов и проектов. Он сожалел лишь о том, что жизнь, хотя интересна и изумительна, но коротка. Опасался не успеть осуществить задуманное.
Евгений Николаевич был очень болен. Когда-то давно, в молодости, ещё во время работы в Волновахе, ему в лицо попал гнойный пунктат пациентки с острым менингоэнцефалитом. Он заразился, очень тяжело болел, его парализовало, он потерял зрение, но затем здоровье восстановилось, осталась лишь стойкая тяжелая гипертония. Он боролся с ней всю жизнь, на себе испытывал многочисленные авторские лекарственные смеси, изучал её симптомы. Он был истинным ученым, и даже собственное заболевание его интересовало как экспериментатора.
В апреле 2004 года Евгений Николаевич поехал на конференцию, поезд проходил мимо мест его юности, столь дорогой ему Волновахи, Донецка. После долгого перерыва на конференцию в Судак съехались многие маститые ученые СНГ. Эти последние для профессора Е.Н. Панченко были счастливые. Коллеги рассказывают, что сделанный им доклад, вызвал овации, он отличался от конъюнктурных направлений своей клинической и философской сущностью, логичностью и отточенностью. Евгения Николаевича долго не отпускали с трибуны, засыпая вопросами… А потом все разъезжались. Многие профессора были уже преклонного возраста, и прощались с ним, словно расставаясь навеки…Он сел в поезд и через 20 минут умер.
Неврологи Луганска всегда приходили к нему дважды – в день рождения и в день смерти.
Да, замедлить время невозможно. Так проходит жизнь, в которой должны иметь место и воспоминания о людях неординарных. Как писал Р.Стивенсон: «Воспоминания - это волшебные одежды, которые от употребления не изнашиваются».
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.