СОСЕДИ

Иван САМОЙЛЕНКО

С давних пор жили в нашей деревне две семьи. Жили практически рядом. Их огороды разделял только ветхий заборчик да заросшая крапивой, лебедой и другими сорняками межа. Вот только у Петра во дворе все сияло и блестело, из сарайчика, превращённого в мастерскую, постоянно слышался стук топора, шум электроинструмента, визг эл.пилы и порой покашливание хозяина. Из его рук выходили такие поделки, что любо-дорого было посмотреть. И делал он всё из дерева. В ход шли любые корни, сучки, коряги, даже пролежавшие по несколько лет в воде. И из этого «хлама», практически отходов, вытачивал он ложки, черпаки, затейливые миски, порой забавные самые неожиданные игрушки. В его доме стол и стулья, будто выпорхнули из древних сказок. Жена раскрашивала всё это и продавала на рынке. Бывало бабы только идут на рынок, а она уже торопится домой.
- Что, плохой нынче базар? – спрашивают её.
-Да нет, всё продала, что надо купила и домой иду, - отвечает она.
- Повезло ей, -завидовали те. Мужик хозяйственный, мастеровой, да и она рукодельница. Дом полная чаша. На рынке не успеет стать, тут уже и очередь, раскупают сразу.
Сосед их, Николай, работать особо не любил, но заглядывая в соседский двор, завидовал.
- Ты посмотри, посмотри, что делает Петро. Пенёк из леса притащил, стол сделал, птичек, зверушек каких выточил и поразвесил во дворе. А флюгер какой! Мужик руками и ногами машет, по ветру поворачивается. Глаз радуется. А ты что умеешь? Часами сидишь дома, спишь. Ложки и те бегаем к соседу покупаем. Стыдно. Пойди, попроси, пусть тебя хоть чему нибудь научит. Может и я буду на рынке торговать.
Каждодневные упрёки доводили Николая до бешенства. Он курил одну сигарету за другой и уходил на другой конец села к куму, где успокаивался после двух стаканов самогона. В конце концов упрёки жены его достали. Он зашёл к сосуду в мастерскую.
-А научи-ка меня сосед своему мастерству, совсем заела жена. Только и слышу, научись да научись.
-Ну,смотри. Берёшь чурку, обтёсываешь её топором, потом шерхебелем подравниваешь от задирин и зацепов. Далее берешь глюкарзу или скобель и работаешь им, работаешь, пока заготовка не превращается в изделие. Изделие это ещё не обработанное, черновик.Теперь бери дремлер и работай им, меняя насадки. Им сглаживаешь грани внутренней основы. Потом берешь болгарку и убираешь окрулость державки. Отложи всё в сторону, посиди, посмотри, может можно ещё что-то подправить. Дальше бери грюндер и округляй кромки изделия. Видишь, часа полтора-два и засияло изделие во всей красе. Но и это не всё. Бери шкурку второй, потом первый номер и завершай нулёвочкой. Шлифуй до блеска. И только после этого ты увидишь, что изделие приятно взять в руки и предложить людям. Тебе всё понятно? Становись рядом, бери инструмент и начинай работать. Вот тебе чурка, потом сам будешь выбирать в лесу те, что тебе понравятся и подходят для того, что ты хочешь из них сделать. Сигарету выбрось, курить не рекомендую, кругом стружки, загорится.
Николай ошалело слушал Петра, смотрел за работой его рук, на инструмент, потом молча встал и ушёл домой.
- Ну что, научился? – спросила его жена. Завтра я пойду на рынок краски покупать. Я теперь раньше всех на рынок буду бегать, торговля у нас пойдёт не хуже чем у Петровой жены.
- А державки не хочешь отведать, - спросил Николай. Я тебя ещё шерхебелем отделаю и дремлером мозги твои выпрямлю, вот тогда и узнаешь как обрабатывать чурки. Учиться она меня послала!
______________________
Шерхебель – рубанок для грубой обработки дерева.
Глюкарза или скобель – специальная стамеска полного круга, иначе ложкорез. ( скобель от слова скоблить)
Гриндер - приспособление для механической шлифовки.
Дремлер - небольшая дрель с насадками для сглаживания граней внутренней основы
Державка - ручка, держак ( держать) 06.2019г.
Шкурка - наждачная бумага
Самойленко Иван г. Молодогвардейск



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.