
Посвящается краснодонским комсомольцам 50-х
годов прошлого столетия Константину Бойченко
и Василию Малокостову
Уже прошла первая четверть двадцать первого века. Все острее ощущается время, в котором живу сегодня. Но нет-нет, да врываются в память рассказы моего отца Константина Михайловича Бойченко, который в 50-е годы работал первым секретарем Краснодонского райкома комсомола.
Время было, с одной стороны, полное энтузиазма и романтики восстановления разрухи после Великой Отечественной войны, с другой – суровое, так как восстанавливать «всесоюзную кочегарку» приехали сотни тысяч людей со всего Советского Союза с разным менталитетом, среди них было много и возвратившихся из мест лишения свободы. Они насаждали свои порядки в шахтерских поселках.
Драки «район на район», «поселок на поселок» были нормой. Краснодонская милиция больше занималась уголовными делами, а на хулиганство особо не обращала внимания.
Надо сказать, что шахтерские поселки того времени – это сплошная грязь и антисанитария. Улицы – без освещения. Тьма – беспросветная. Ни об интернете, ни о компьютерах, ни о гаджетах тогда понятия вообще не было. Вместо тротуаров – жужелица.*
Пьянство брало верх над культурным досугом. Комсомольцы старались наводить порядок и организовывать отдых своими силами: открывали танцплощадки, клубы, кружки художественной самодеятельности, проводили концерты, читали лекции. Но обычно такие мероприятия заканчивались дракой и поножовщиной.
Перед райкомом комсомола эта проблема встала предельно остро, так как хулиганье распоясалось дальше некуда. Его надо было как-то усмирять.
Помог случай. В ту пору встал на комсомольский учет возвратившийся из Советской Армии, три года отслуживший в десантных войсках Василий Малокостов. Отличник боевой и политической подготовки, спортивно сложенный, бесстрашный, чуткий и внимательный, он великолепно владел приемами боевого самбо. Василий поступил на работу в центральную мастерскую по ремонту шахтного оборудования, а по вечерам в клубе, открыв секцию самбо, стал обучать комсомольцев этому важному для ребят виду спорта.
Точкой кипения явилось событие, вызвавшее большой общественный резонанс.
По направлению из Харьковского института в Краснодон приехал молодой горный инженер. Выйдя из автовокзала, он успел сделать по краснодонской земле всего несколько шагов – один из уголовников выскочил навстречу и зарезал его ножом.
Когда убийцу арестовали, оказалось, что он «проиграл» этого инженера в карты: выигравшему напарнику не мог отдать карточный долг и рассчитался жертвой. В то время в уголовной среде была принято именно такое возвращение карточного долга.
Краснодонский райком комсомола тут же принял решение из поднаторевших самбистов секции Малокостова создать «Легкую кавалерию» - подразделение, которое должно было наводить порядок во всех культурных местах. Возглавил «кавалерию» Василий Малокостов. Как предтеча народных дружин, «Легкая кавалерия» активно включилась в наведение общественного порядка. «Кавалеристы» стали ходить по всем танцплощадкам рабочих поселков, растворяясь среди танцующих, и вылавливать зачинщиков драк, тут же забирая у них холодное оружие. Потом сажали хулиганье в грузовики и вывозили далеко за поселок, избивали по-настоящему крепко, читали нотацию и оставляли в поле.

Только Василий изъял за весь период деятельности «Легкой кавалерии» более тридцати ножей и заточек. Драки резко спали, а Василий Малокостов приобрел славу и уважение краснодонцев как бесстрашный борец с преступностью и командир подразделения отважных ребят-самбистов.
В те годы, наряду с самбо, спортом номер один в Краснодоне считался бокс. Много юношей занималось этим видом спорта и гордилось своими победами. Все подростки хотели быть сильными и побеждать в драках. К побежденным относились благородно. Дрались до первой крови и никогда не били лежачего.
Самым популярным и непобедимым краснодонским боксером был парень по кличке Костя-крыса. Изворотливый и быстрый, он так ловко увертывался от ударов, что по нему никто не мог попасть. Зато он точным и мощным ударом нокаутировал каждого, кто пытался с ним сразиться. Костя-крыса быстро дорос до чемпиона области, а потом и Украины. У тренеров была уверенность, что он станет не только чемпионом СССР, но и выйдет на мировую арену бокса.
Все мужики считали за честь выпить с Костей-крысой, и он никому не отказывал. В блатном мире – желанный гость, друг и украшение любой компании. Никто не мог перечить ему ни в чем. Любили его, но и боялись.
И вот однажды Василий Малокостов шел по одной из улиц Краснодона и увидел толпу людей, которая топталась возле магазина, а зайти не решалась.
- В чем дело? - спросили Василий. - Почему такая давка?
- Да вот…Там Костя-крыса, приказал не беспокоить.
Василий вошел в магазин и увидел, как за прилавком Костя-крыса распивал с товарищем бутылку водки на глазах у перепуганных продавщиц. Василий уважал Костю и не стал обострять проблему, а просто сказал:
- Костя, через пятнадцать минут я буду идти обратно, чтоб тебя в магазине не было.
- Кто ты такой, чтоб мне указывать? - развязно ухмыльнулся Костя-крыса. - Иди, откуда пришел, и не мешай мне отдыхать культурно! – и продолжил распивать спиртное.
Через пятнадцать минут Василий появился снова:
- Костя, я тебя предупреждал, ты не послушался. В таком случае я вынужден тебя задержать. Поднимайся, пошли со мной!
- С тобой?! Да я тебя в бараний рог согну! – встал и попытался ухватить Василия за грудки.
Мгновение – и Василий так сковал руки хулигана в замок, что тот от неожиданности оцепенел. Рванулся, но ничего не мог сделать. Мертвая хватка десантника и самбиста держала цепко.
- Теперь пойдешь со мной, - строго сказал Василий.
Народ у магазина с интересом наблюдал за поединком. Косте-крысе стыдно было идти сквозь толпу с заломленными руками, и он сказал Василию:
- Отпусти! Я сам приду, куда скажешь.
Спустя полчаса Костя сам пришел в штаб «Легкой кавалерии» и с порога спросил:
- Кто меня победил, покажите мне этого человека?
- Вот, я, - сказал Василий.
- Молодец! Хороший боец!
И, понурив голову, Костя-крыса сел на стул и стал выслушивать профилактическую беседу.
...Прошло пять лет. Василий поступил в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, Краснодон посещал редко.
Однажды, перед тем как отправиться в Ростов, Василий вместе с друзьями зашел в кафе. Заказали обед. Сидят, беседуют, выпивают. Вдруг в стороне раздался шум. Оглянулись и увидели, как официантка выгоняет на улицу бомжеватого вида мужчину. Тот поспешно собирал со столов объедки, торопливо допивал из рюмок оставшееся спиртное и не спешил уходить.
Это был опустившийся, испитый, одетый в лохмотья... Костя-крыса. Уже далеко не тот красавец и гроза Краснодона, которого одни боготворили, а другие боялись.
Жалко стало Василию Малокостову бывшего своего соперника. Горечь сдавила сердце. Подозвал официантку, попросил не выгонять этого несчастного горемыку. Заказал ему приличный обед и триста граммов водки. Бездомный бродяга остолбенел от такого внимания, стал искать глазами того, кто оказал ему божественную услугу, и, не найдя, поклонился на три стороны, налил стакан водки, выпил залпом и с жадностью стал поглощать обед.
Больше Василий Малокостов Костю-крысу уже никогда не видел. Ходили слухи, что зимой его обнаружили замерзшим недалеко от привокзального кафе...
Павел Бойченко
*Жужелица — так в южной части Советского Союза называли кусковые металловидные, ноздреватые шлаковатые сгарки от сжигания каменного угля; ей подсыпались дороги.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.