Анна Солодкая
"Как много мы встречаем разных глаз! Они глядят с улыбкою на нас…” Помните эту полузабытую песню? Музыка Оскара Фельцмана на стихи Ольги Фадеевой. "Синие, серые, карие, черные или лазурные, как бирюза…” В старое доброе время ее часто передавали по радио. Телевизор был редкостью. На нашей улице только знаменитый шахтер дядя Боря мог себе позволить такую роскошь. Он был добрым человеком, располагал экран так, что и мы, соседи, заглядывая в открытое окно, имели возможность смотреть передачи. Я тогда была маленьким ребенком, но мне очень хотелось увидеть диковинку! Только старания были напрасными – от горшка два вершка! Помнится, кто-то из взрослых, видя, как я отчаянно становлюсь на цыпочки, говорил: "Ну, возьмите дитя на руки, пусть тоже посмотрит!” И вот взгляду открывался мир забытых ныне – Лидии Руслановой, Рашида Бейбутова, Георга Отса и других замечательных исполнителей, чьи имена стерты неумолимым временем. Эфир наполняли задушевные песни: "Окрасился месяц багрянцем”, "Я встретил девушку”, "Песня первой любви”, "Когда поет далекий друг” в исполнении Марка Бернеса. Трогательная, неповторимая эпоха!
Живешь себе, живешь, не задумываясь особо, и вдруг невольно вздохнешь: "Что так сердце, что так сердце растревожено?” Необходим целительный глоток, иначе – смерть! Современное музыкальное обилие больше злит, чем радует. Не сказать, что вообще нет ничего стоящего! Однако все познается в сравнении. Казалось бы, яркая сцена, звуковые эффекты, красочная танцевальная группа… Но всё это искусственное добавление эмоций. Порой и сам певец теряется среди мелькающих тел. Можно, конечно, напиться и таким лимонадом. Но отчего-то безудержно тянет к маленькому лесному роднику. Ищешь живительной влаги, спасения в прошлом, в духе времени, где песни, как бальзам, омывают светлым водопадом, а исполнители, будто вдохновенные Орфеи, не мечась по сцене, не шокируя экстримом, доносят высокое искусство.
В последнее время "Родные глаза” просто преследуют меня! Эти "синие, серые, карие, черные…” И я подумала: все мы смотрим друг на друга, оцениваем, стоящий перед нами человек или нет? Но прямой взгляд – глаза в глаза, отчего-то, считаем неприличным, недостатком воспитания. Хотя, если бы мы до тонкостей разбирались в выражении глаз и смысле, который они таят, то и лукавый наш язык стал бы ненужным. Онеметь бы на недельку! Как бы все отдохнули! И ничего бы страшного не произошло! Нельзя же, право, все время нести чушь, упиваться прописными истинами, говорить и говорить, сотрясая пространство, когда и так все ясно!
Есть глаза, в которые проникнуть вообще невозможно, как ни старайся. Пред тобой дубовая дверь с пудовым замком и тебя сюда не звали. Даже замираешь от неожиданности. Повторяешь попытку – и снова зря! Побитым щенком идешь прочь.
Бывают – пустые, как выжженное поле. Смотри в них, не смотри – нет там ничего и не было никогда! Ни души, ни мыслей… Гляделки какие-то!
Есть – коварные, желающие поймать. И, если вдруг попадешься в их сети, понимаешь, как, все же, был глуп! (В пустой след, конечно!) Вязнешь в неприкрытой лжи, хитрости и шантаже, и игре до мозга костей. И нет возможности выбраться.
Редко в многолюдной толпе промелькнут – кроткие и созерцательные, будто пришедшие в мир, чтобы заставить подумать о вечности. Встретишься с таким взглядом – и забудешь и безденежье, и суету, и печали... Да еще и устыдишься притязаний своих. Кто же знает, что лучше на самом деле – богатство или бедность?
Часто встречаются надменно-пренебрежительные, "светлым” умом возомнившие себе несуществующую высокую цену. С юмором и сочувствием глядишь в них.
Вспомним и о гостеприимных глазах, притягательных и ласковых. Здесь нет тайны – одно удовольствие! Милости просим! Входи, тебе очень рады. Но берегись! Всё дышит огнем сладострастия. Наверное, так и продают душу дьяволу. Тут уж решай – добавить грехов на холку или, может, обойтись старыми? Хотя и в этом случае часто бывает поздно.
Мир так разнообразен, так многолик! Но, к счастью, есть в нем и глаза особенные. Большая удача повстречать их в жизни! Все равно серые они будут или карие. В них сосредоточен космос. Найдешь и свой путь, и любовь, и смысл жизни. Сделаешься несказанно богатым, преобразишься и душой, и телом. Озаренный их чарующим светом, почувствуешь, как плавно нисходишь, ощущая всеобъемлющую радость, сливаешься с чем-то теплым, светящимся, дарящим истинное удовлетворение. Проникаешь в самые глубины, в святая святых, туда, где живет что-то греющее, нежное, состоящее из непостижимой божественной субстанции, где полнота бытия и знание тайны. И времени больше нет! Ты был всегда и будешь вечно! Кто сказал: "Глаза – зеркало души” был истинным мудрецом. А вот в зеркалах, что окружают нас повсюду, отражается жалкое зрелище! Вертимся перед ними, как клоуны, рядясь в цветные одежки, и жизни другой уже не представляем! Не пытаемся осмыслить поведение, но это, увы, только отвлекает от действительности. Есть даже предание, что темные силы, не желая оставлять человека наедине с собой, чтоб не задумывался о смысле бытия, о доброте, о совести, подарили ему зеркало. Пускай занимается собственным отражением, собственной обожаемой персоной или прыщиком на носу! С тех пор все мы так и поступаем. Но, если говорить откровенно, не все ли равно, в каком галстуке идти на работу? Слева или справа пробор? И, кстати, не все ли равно руке, хватающей соседа за горло, модный ли на ней рукав?
Мы принимаем, как должное, щедрый дар небес – видеть! Однако впадаем в ужас и панику, оказавшись в полной темноте! Лишь на минуту попав в такие обстоятельства, чувствуем горе и безысходность. И в то же самое время, подсознательно, догадываемся о чем-то очень существенном! О том, что, видимо, наши глаза должны не только пропускать свет в себя, но и излучать его в окружающий мир. Хотя бы в знак благодарности. Озарить чью-то менее счастливую жизнь, не дать впасть в отчаяние и уныние. Тогда всему живому на Земле стало бы теплее, каждый был бы обласкан огнем человеческой души, струящейся из его глаз.
Слушая этот старый мотив, эту забытую песню, на сердце становится легко. Безгранично веришь этим синим, серым, карим очам, не сомневаясь в искренности ни на минуту! Веришь в их чистоту, доброту, правдивость и улыбаешься от нахлынувшей радости. Может быть, раньше их было больше, таких удивительных глаз?
"От избытка чувств говорят уста". Льющиеся через край, не дающие покоя, они заставили авторов создать до боли простой шедевр. Нет ему аналога в современном искусстве. Теперь всё больше слышим: "Як мы вэсэло спиваем и вэсэло танцюем”, гоп, гоп! А это, к сожалению, только подтверждает крылатое выражение древнеримского поэта-сатирика Ювенала – "Хлеба и зрелищ!” Жизнь усугубляется, превращаясь в сплошное шоу. И отражается в нашем взоре не душа, а сияние рамп… Мера таланта – высокий рейтинг. Какие, к лешему, глаза?! Лишь бы видели! У женщин – одинаково накрашены, у мужчин – одинаково безразличны. А у тех, кто выше всего этого, нет ни времени, ни желания дойти до истины.
Комментарии 2
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.