Мы сидим в кафе в центре Луганска, окутанные розовым светом конфетно- букетного интерьера, в облаках аромата кофе и еще чего то вкусного, кондитерского, изысканного и я слушала рассказ о том как в 2014 г. моя собеседница - Инга Алексеевна Ковтонюк, в те годы начмед роддома №3 в одном из густонаселённых районов Луганска, вместе с оставшимся в городе медперсоналом переживала обстрелы украинкой артилерии, как в этом роддоме от одного разрыва вылетели все 70 окон, как роды принимали без воды и света. Чем светили, как мылись, какие дети рождались.
В настоящее время Инга Алексеевна - зам. главного врача Луганской республиканской клинической больницы по материнству и детству, врач акушер гинеколог высшей категории, заслуженный врач ЛНР. На ее плечах ответственность за республиканский перинатальный центр и за всех своих пациенток с тяжёлой патологией и осложнениями беременности, а также рожениц с угрозой преждевременных родов в сроке с 22 до 34 недели.
Луганский перинатальный центр, имеющий высший 3-й уровень, - единственный в ЛНР. За последние 3 года, уже в бытность ее руководителем, в среднем ежегодно принимается 1500-2000 родов ( по республике 5000-5500). Ее медпрактика высоко ценится. Она награждена медалью Святителя Луки, кавалер орденов «За заслуги перед Луганском» и « За милосердие».
Луганск, спасибо что спасли
Я перестала ощущать вкус десерта, углубившись в беседу, которую неторопливо ведет доктор Инга.
А она рассказывает о том, как у нее на операционном столе мамочка увидела своего малыша, радостно вздохнула и..у нее остановилось сердце. Она показывает мне на телефоне картинку сканирования артерий; « Видите вот эти затемнения пульсирующие. Как будто рыбки плавают...»
Да, этих смертельных «будто рыбок» я увидела. «Это тромбы, - продолжает Инга. И они в движении к сердцу. Один тромб чуть не отнял у нашей мамочки жизнь. Мы тогда подключили весь свой арсенал реанимации, задействовали телемедицину. Работали почти месяц с ведущими специалистами Москвы и сообща победили! А потом, когда все испытания остались позади, специалисты Национального Медицинского Исследовательского Центра акушерства и гинекологии и перинатологии им. В.И.Кулакова
сказала всем нам: «Луганск, спасибо что спасли!»
И это не единственный случай из практики. У нас ведь каждый день полон сюрпризов. Покой нам только снится!»
Аура любви
«Все дети – носители любви, – улыбается Инга. - Вы бы видели, сколько позитива и любви в глазах матери, когда она первый раз смотрит на своего ребёнка! И не только новорожденный воспринимает этот животворящий луч, частицы его достаются и нам. Ведь мы держим его на руках! Поэтому, видимо, нам открываются таинства бытия и чудо Божьего творения – рождение нового человека!»
За последние 3 года в Луганском перинатальном центре материнская смертность сведена к нулю. С детской хуже. Много недоношенных детей, не всех тяжелых удается выходить. Большое количество преждевременных родов связано скорее всего с боевыми действиями,- считает Инга Алексеевна - перинатальная детская смертность выше, чем по РФ, 80 % - за счёт детей с экстремально низкой массой тела, до 1000 г. К нам поступают женщины с освобожденных территорий, у них – страх за мужей военнослужащих, они до сих пор оказываются под налетами, волнуются за родных и близких. Это все - губительное влияние войны.
«Я - врач Советского Союза»
Боевые действия 2014 г. Уезжали все. А роженицам куда ехать? «Мы не могли, не имели право бросить беспомощных женщин. Держали дома семейный совет – уезжать или не уезжать. Мама, я и дочь ( тоже врач, реаниматолог) – все решили остаться в Луганске!,- вспоминает доктор. - В нашем роддоме №3 вода была только привозная. Экономили каждую каплю. Света и связи тоже не было, периодически включали генератор. Жили в отделении. Раз в 3 дня ездили домой, чтобы передохнуть, переодеться, но и дома было не лучше. Обстрелы были постоянными, по улицам ходить было небезопасно.
В роддоме при обстрелах все мамочки садились в коридоре на стулья возле несущей стены, прижимали к груди своих грудничков и терпеливо ждали окончания обстрела. А кто-то из сотрудников держал фонарь и светил им в коридоре…И представьте- все выжили!»
«Я часто говорю, что наша специальность опасна тем, что мы – как минеры, не имеем права на ошибку. И нельзя ничего переделать. Хирург может пойти на вторую операцию, терапевт – подобрать другой метод лечения, но если мы допустим ошибку, она фатальна.
Поэтому у нас все на грани гиперответственности. И работа, и жизнеобеспечение. Помогал опыт старых советских врачей, который мы добросовестно сохранили. И память о Победе в Великой Отечественной войне, которая рождала уверенность – выживем и победим! »,- говорит Инга Алексеевна.
Бомба
«В доме, где я живу, со мной часто здоровается девочка- подросток и всегда напоминает: «Это я иду, с мамой»… А я улыбаюсь в ответ: «Не переживайте, ваш день рождения я не забуду никогда»,- продолжает рассказывать доктор. - Она появилась на свет летом 2014 г. Мы принимали ее под обстрелами. 5 августа в 11 часов дня был прилет. У нас перед роддомом разорвалась бомба. Выбило сразу 70 окон, 44 пробоины в крыше. Чудом в родильном зале никого не было. Когда первый шок после взрыва прошел и мы немного «разгреблись», приехали из руководства облздрава. Мы поняли – нас могут закрыть. Навстречу вышел весь персонал. Люди заверили « Мы справимся!» В те трудные дни никто из нас не мыслил себя без работы. Она была нашим спасательным кругом от отчаяния и безнадежности, помогала выживать и не терять оптимизма. И нас услышали. Роддом продолжал жить. Это было первое здание в Луганске, в котором оперативно вставили все окна!»
Три явления нашей Вали
О своих пациентах Инга Алексеевна может рассказывать до бесконечности. В жизни происходят такие чудеса…
«Был у меня случай из практики. Пришла ко мне пациентка Валя, на сохранение. Не очень уж и молодая. Опечалена. Несколько беременностей - все неудачные. А муж наследника требует. Говорит: «Разведусь. Возьму в жены ту, что детей способна рожать». Трудно было, но выходили мы нашу Валю. Так старались, что вроде и породнились уже. Родился мальчик. Радости и в семье, и у нас не было конца, - говорит доктор.- Проходит время и опять к нам приходит Валя: « Мальчик есть, теперь я девочку хочу!» И снова мы выхаживаем Валю. Сбылась ее мечта и не напрасны были наши труды. Родилась девочка. Здоровенькая и красивенькая.
Когда через много лет, уже в другом медучреждении я услышала имя Валя!, моему удивлению не было границ. Опять?! А она смеется: « Да, не я! Теперь очередь невестки. Сын – студент медуниверситета, недавно женился, ребеночка ждут, я с ней к вам и пришла»
Вот такой случай из практики, длиною в жизнь!»

Дружба, которой нет конца
Валентину Григорьевну Кияшко- педагога, многолетнего начальника городского управления образования, посвятившего этому нелегкому поприщу четверть века, в Луганске знают все! Сейчас она возглавляет Луганское региональное отделение Общероссийской общественно- государственной организации «Союз женщин России».
А начиналась эта известность с молодого задора и высокого профессионализма юной учительницы химии, которая взяла после института классное руководство восьмым классом школы № 1 города Луганска. Тогда Валентина Григорьевна была не на много старше своих учеников, свой предмет преподавала интересно, и вообще – ученики и классный руководитель были в восторге друг от друга. Среди них была Инга – умница, отличница, не ученица – золото!
Пока ребята со своим неугомонным классным наставником ходили в походы, пели песни у костра, пускались в дальние экскурсии, все чаще возникал вопрос что же дальше, после школы? Куда пойти учиться?
Вот и выпускной на носу, у Инги - золотая медаль почти в кармане, а выбор будущей профессии не определен. Домашние советуют медицину, Инга мечтает о журналистике, а классный руководитель знай «натаскивает» своих учеников по химии в твердой уверенности что этот предмет еще многим пригодится!
Зная деятельную натуру Валентины Григорьевны, никто не удивился, когда она провела анкетирование своих учеников по теме «Кем быть». Тогда, по результатам, она посоветовала Инге стать врачом.
Вспоминая свой выпускной класс, Инга Алексеевна с улыбкой рассказывает, на какую интригу с анкетированием пошли тогда родители и авторитетный классный руководитель, чтобы помочь ученикам с выбором профессии.
И сработало! Молодое племя выпускников выпорхнуло за школьный порог и расселось на вузовских ветках, продолжая грызть гранит науки. Инга – с золотой медалью и успешным экзаменом по химии поступила в Ворошиловградский медицинский институт.
«Валентина Григорьевна определила тогда мою судьбу,- говорит Инга Алексеевна,- и она – мой педагог и советник занимает особое место в моей жизни».
Сама же Валентина Кияшко, которая сразу после выпуска своего класса ушла в завучи, очень гордится Ингой и полушутя – полусерьезно называет ее – «Дочь моя».
Инга Ковтонюк стала акушером гинекологом. Тем врачом, который встречает новорожденных, преодолевших свой самый первый, родовой путь. Прикосновение ее рук для новорожденного - это первое тактильное знакомство нового человека с миром.
Я смотрю на ее сильные руки с коротко обстриженными ногтями, вымытыми так, что кожа истончилась, без маникюра и колец, и они светятся как у святой - натуральной человеческой чистотой.
Союза женщин России на защите жизни.
«А как вы совмещаете свои профессиональные нагрузки с общественной деятельностью в региональном отделении Союза женщин России?»,- ннтересуюсь я у доктора.
« Она у меня по моему медицинскому профилю. Консультирую женщин, которые обращаются в женсовет по вопросам материнства и детства, читаю лекции, словом, просвещаю. Помогаю в общественной деятельности Валентине Григорьевне Кияшко, моей второй маме, как я ее называю.
Мы все - члены Союза женщин России - люди долга. И здесь, в воюющей ЛНР, буквально стоим на страже жизни. Нам не надо объяснять ее ценность. Мы знаем ей цену, пройдя через ад блокады и боевых действий!»
Мы по- прежнему сидим в конфетно- букетном кафе. Со стороны - мило беседуют две подруги. А у меня такое чувство, будто я нахожусь на поле боя, где сражаются любовь и страх, горе и радость, жизнь и смерть. У моей собеседницы в перинатальном центре врачи в бой идут всегда за двоих – за мать и дитя, а у руководителя республиканского отделения Союза женщин России Валентины Григорьевны Кияшко - за всех, кто нуждается в помощи и поддержке! И по Уставу, и по нашей православной традиции. А поскольку мы пронесли по жизни свой гуманизм братской взаимопомощи, работы у нас хватит на всех!»
Правда жизни
Истории моих собеседниц всегда заканчиваются мажорным финалом. Но как- то трудно объединить их воспоминания с этим конфетно- букетным миром, в котором мы ведем нашу беседу. Моя память никогда не совместит рассказы о суровых военных буднях со вкусом пирожных. Такую правду жизни, мужество и стойкость, которые открываются в процессе беседы, десертами подсластить душа не позволяет…
Ольга Григорьева
("Экспресс-Клуб", Луганск)
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.