Виктория Ворона
Не дай, Господь, сфальшивить иль солгать,
На взрыв эмоций слепо полагаясь.
И, своенравной строчке силу отдавая,
Дай крикнуть там, где можно промолчать.
("Молитва поэта")
"Синий апельсин" -- новая книга рассказов и стихов ЕЛЕНЫ ХЕЙФЕЦ, щедрый подарок " под ёлочку" читателям.
Рассказы хорошей писательницы и обаятельной женщины (редкое сочетание " два в одном")-- это чаще всего короткие новеллы о нас, состоящих из множества разных "я", наших грусти, ироничном отношении к самим себе, стремлении вырваться из толпы.
Героиня рассказа "Семьдесят взмахов крыльев" не названа ни разу никем по имени. Она -- "Я". Да, это именно я не люблю Новый год и " не могу взять в толк, почему люди так отчаянно радуются уходящему времени". Несомненно, и мой идеал-- старый чеховский вишневый сад "или бунинские темные аллеи"
К сожалению, все мы, отдельно взятые "я" , сознаем, что " живём во власти обстоятельств между " хочу" и " имею".
И, Господи, как мы похожи в стремлении набивать свои шишки и "ошибаться самостоятельно".
Подсказки автор помогают не только понять, но и высказать самое себя: "Безразличие к чужим мыслям убивает чувство"; одиночество-- "одна из степеней свободы. Но когда есть только она, и больше ничего, свобода превращается в темницу"; "грабли видоизменялись, не желая расставаться с моим лбом"...
Не буду пересказывать последнюю страницу, которая ставит неожиданную, смешную и грустно - современную запятую в судьбе героини.
В начале ностальгического рассказа "Детство" автор советует: "Никогда не пытайтесь вернуться в свое прошлое : вы не найдете в нем то, что ожидали увидеть. Потому что никогда ничего не возвращается"... И тем не менее мудрые люди , не перекати - поле, а деревья с прочными корнями , сохраняют и бабушкин сундук, и пропахшие нафталином старые вещи. Именно эти, как сегодня их называют, раритеты -- мостики из прошлого в настоящее, а из него -- в будущее. Выбросишь несколько досточек -- и поломаешь мостик - память, мостик - совесть, мостик - ответственность. Как много мостиков я сломала... С завистью читаю о сохранённых мостиках Елены Хейфец и с надеждой цепляюсь в памяти за свои, пытаясь их восстановить.
А что уж говорить о лихо сброшенных с корабля современности старых людях, чьей смерти ждут - не дождутся потомки, которые "мы наш, мы новый мир построим".
"Госпожа Воейкова"-- рассказ не о дворянском осколке уничтоженного мира, а о несчастной стране победившего хама. Вчера этот хам ограбил Елену Георгиевну, переступил через ее интеллигентность,богатую библиотеку, прекрасное знание французского. Сегодня я вижу, как клон, кровинка того хама бесцеремонно гадит уже в души потомков госпожи Воейковой. Испытываю беспомощность и отчаяние, вчитываясь в каждое слово рассказа, и "в душе холодно, как в темном и сыром подвале".
Учительская душа коченеет, когда сталкивается с целым классом дебилов, которым противостоят всего два мальчика ("Мы все уже умерли").
Одного, худенького, болезненного, бесконфликтного еврейского гения унижает, мучит, бьёт, калечит торжествующая от своей вечной безнаказанности и стадной поддержки тварь. Сеня Киперман покорно принимает очередное свое убийство: он знает, что прожил уже не одну еврейскую жизнь и насильственную смерть. Об этих жизнях Сеня рассказывает так уверенно, что друг Сергей не сомневается в подлинности этих историй. И я не сомневаюсь.
"Синий апельсин" вызвал сначала недоумение: мистика у классически реалистичного автора, скрупулёзно точного даже в деталях. И в этом рассказе поражает способность автора проникать и в твою душу, и в сердце, и в сокровенные мысли: "Кого не посещали размышления о бренности бытия?..Много времени должно пройти, чтобы принять потерю, чтобы новая кожа наросла. А она может и не нарасти никогда". Мы знаем, что дети остаются детьми, пока живы родители. Но рассказ открыл мне, что дети взрослеют, "потому что сразу становятся первыми в той грустной очереди на вход в неизвестные миры".
Элина Витальевна, благодаря случайной встрече, необычному подарку -- синему апельсину, -- попадает в тот неизвестный мир, где обитают бестелесные души, и встречается с давно ушедшими людьми.
Что ж, и такие сны нас иногда посещают. Но героиню не покидает "странное чувство реальности произошедшего".
А меня в этом убедило неожиданное продолжение рассказа уже в моей реальности. Прочитала рассказ и, прежде чем осмыслить его, почему - то открыла последнюю в этом году историю от Дины Рубиной. Она читала свой рассказ "Новогодний апельсин". Ни в какое сравнение апельсин Дины Рубиной не идёт с апельсином Елены Хейфец, заставившим поверить в магию на самом деле существующей мистики.
Новая книга грустных и смешных повествований о красивой и трагической любви, об одинокой беспомощной старости, о добрых людях, счастливой кошачьей судьбе подарена читателям.
Будем надеяться в наступающем году на то, что Елена Хейфец подарит нам и новые книги, и радость общения с интересным человеком -- ЕЛЕНОЙ ХЕЙФЕЦ.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.