ЯНВАРЬ-2020:
ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
1390 лет назад Магомет взял Мекку
Это событие стало последней прижизненной военной победой Пророка. На протяжении долгого времени Магомет вёл войну с арабским племенем курайшитов, к которому принадлежал и сам, но которое не желало признавать его Пророком, а проповедуемую им религию – единственно верной.
(См. ещё о событиях той поры: http://starodymov.ru/?p=25141 )
11 января 630 года Мекка – столица племени – сдалась на милость мусульман. Милость действительно имела место – невиданная милость, потому что Магомет не казнил ни одного из своих заклятых врагов.
После этого Магомет начал готовить великий поход на Север, против империй Сасанидов и Византии. Однако страх перед ними у арабов оказался настолько велик, что войско Пророка банально разбежалось.
В 632 году Магомет умер – так что величайшие завоевания ислама состоялись уже после его кончины.
…А вообще, хочется подчеркнуть, на мой взгляд, вряд ли можно считать истинной религию, которой приходится мечом доказывать свою истинность. Причём, моя точка зрения относится не только к исламу. (Например: http://starodymov.ru/?p=24584 )
***
680 лет со дня смерти Ивана I Калиты
Это про Ивана Даниловича написано:
Был он видом очень противен,
Сердцем подл. Но не в этом суть:
Исторически прогрессивным
Его оказался путь.
Будем реалистами. Никакой особой прогрессивностью путь, который прокладывал для своего княжества великий князь Московский, не отличался. Просто он победил – и всю последующую историю летописцы подгоняли «под него». Привычная картина – и не только для России.
Если бы в ходе борьбы за верховную власть в России победила другая ветвь династии Рюриковичей, если бы столицей государства стал другой город, а не Москва, навряд ли история восточного славянства пошла бы кардинально иным путём. Так что разговор об особой прогрессивности пути Ивана Калиты и его потомков можно вести только с точки зрения москвича.
А вот то, что не отличался Иван Данилович порядочностью и благородством, это факт. (см.: http://starodymov.ru/?p=30818 )
Впрочем, личные качества человека – это одно, а талант правителя – несколько иное. Данному утверждению примеров можно привести сколько угодно.
В результате политики, проводимой Иваном Даниловичем, Москва и в самом деле начала подниматься, вошла в число наиболее влиятельных городов всего Русского мира. Именно в период его правления Орда отказалась от практики присылки баскаков, возложив бремя сбора дани на великого князя. Иван Данилович сумел извлечь из такого «бремени» максимальную пользу – в его казне начали оседать денежки, отчего и родилось это прозвище Калита (то бишь кошель, мешок с деньгами). И распоряжался он ими весьма рачительно: немалые средства тратил на подкуп падкой на мзду ханской знати, на укрепление Москвы, на скупку окрестных земель, заметно расширив таким образом территорию княжества, а также на борьбу с преступностью.
Великий князь Московский Иван I Данилович по прозванью Калита (придворные лизоблюды именовали его «Добрым») скончался 31 января 1340 года, приняв схиму под именем Ананий.
***
580 лет со дня рождения Ивана III
Иван Васильевич вошёл в историю как поистине выдающийся российский самодержец, и коротко рассказать о его сорокалетнем правлении просто невозможно. На мой взгляд, это один из наиболее несправедливо обойдённых добрым словом государей Российских.
(См.: http://starodymov.ru/?p=26562 )
Он родился 22 января 1440 года и с младых ногтей зарекомендовал себя надёжным помощником своему отцу – великому князю Василию II Тёмному (т.е. Слепому). При Иване Васильевиче Московия окончательно избавилась от ордынского гнёта (см.: http://starodymov.ru/?p=25141 ), заставила Ливонский орден платить себе дань, он стал одним из самых успешных объединителей русских земель (см.: http://starodymov.ru/?p=30388 ), он отстроил кирпичный Кремль и облицевал камнем окружавший его ров, возвёл кремли-крепости в Коломне, Туле и Иван-городе… Грановитая палата, Успенский и Благовещенский соборы – тоже своеобразные памятники периоду правления Ивана III. Именно при нём в русской армии появилась артиллерия как составная часть войска, именно в его эпоху зарождалась слава русских пушкарей-гармашей… Он же регламентировал нормы сбора налогов с подчинённых земель, реорганизовал систему государственного управления, в 1497 году издал знаменитый Судебник…
И этот список можно продолжать и продолжать. (Например: http://starodymov.ru/?p=27868 )
Велик великий князь Иван III Великий!
Хотя, конечно, он оставался человеком (и правителем!) своего времени. С точки зрения нынешнего времени, не все его поступки можно принять безоговорочно (см.: http://starodymov.ru/?p=26420 )
***
570 лет битве при Галиче
В значительной степени справедливо утверждение, что сражение, которое произошло 27 января 1450 года у Галича-Мерьского, что под Костромой, стало последним крупным воинским столкновением в истории русских княжеских междоусобиц. Великий князь Московский Василий II Тёмный (см.: http://starodymov.ru/?p=18691 ) вдребезги разгромил войско своего личного врага – Галичского удельного князя Дмитрия Шемяку (см.: http://starodymov.ru/?p=19401 ). Битва отличалась крайним ожесточением; как сообщал очевидец, давно русские не уничтожали друг друга с таким остервенением.
Результатом победы Василия стало значительное усиление Москвы, которая всё больше набирала авторитет реальной доминирующей силы на Северо-Востоке Русского мира, её можно расценивать как очередной шаг к превращению в политический и духовный центр региона.
***
510 лет присоединению Пскова к Московии
Ещё один важный шаг по тому же пути – расширения пределов Московской державы…
Символическим актом этого события можно считать снятие вечевого колокола, которое произошло 13 января 1510 года. Великий князь Василий III повелел: «Вече не быть, князю и посаднику не быти, а быти по воле великого князя». Сам же колокол отвезли на Валдай, где он и сгинул – не то сам разбился, упав с воза, не то ратники разбили.
Народная поэтичная легенда гласит, что осколки вечевого колокола разбросали по всей округе. Однако по весне они взошли множеством крохотных колокольчиков, от которых и пошла слава валдайских колокольцев как самых певучих. (см.: http://starodymov.ru/?p=19291 )
Следует отметить, что колокола на Руси считались наделёнными душой. А вечевые колокола словно бы напитывались духом народной вольности, которая клокотала вокруг них во время собраний. Даже Церковь закрывала глаза на данную народную, явно языческую, традицию.
Достаточно напомнить, как наказали в Угличе колокол, в который ударил звонарь, узнав о гибели царевича Дмитрия (см.: http://starodymov.ru/?p=22148 ): у колокола отрубили ухо (чтобы не слушал, что не положено), и вырвали язык (дабы о том не трезвонил). А потом сослали в дальний острог, где долгие годы держали в чулане.
***
450 лет Всевеликому Войску Донскому
Естественно, дата более чем условна. Донское казачество как самостоятельная общепризнанная могучая в военном, да и в политическом отношении сила существовало задолго до официально установленного 3 января 1570 года. Сама история происхождения его служит предметом неутихающих споров.
Однако именно в январе 1570 года между Москвой, в лице самолично грозного царя-батюшки Ивана IV, и столицей Вольного Дона станицей Раздоры был заключён договор, ставший первым документом, признававшим Донское казачество субъектом международного, межгосударственного права, достойным партнёром по переговорам с московским государством.
***
410 лет окончания осады Троице-Сергиевого монастыря
О 16-месячной героической обороне монастыря в период великой Смуты можно рассказывать бесконечно много. Всё там имело место: и ратные подвиги, и подлая трусость, и высочайший взлёт духа, и самые низменные проявления плоти людской… А главное – бескомпромиссное столкновение безграничной алчности с беззаветной верностью Родине и Вере!
Если постараться изложить эту историю коротко, то дело обстояло следующим образом.
Осенью 1608 года один из отрядов войска Лжедмитрия II, которые в поисках добычи во множестве рыскали по Русской земле (см.: http://starodymov.ru/?p=350 ), осадил монастырь – очень богатый, и имевший важное стратегическое значение (см.: http://starodymov.ru/?p=27868 ). Осаждавших собралось 30 тысяч человек – польских и литовских авантюристов, а также многоопытных наёмников со всей Европы… В стенах монастыря находилось около 2,5 тысяч защитников – стрельцов, казаков, монахов, крестьян, а также женщин и детей. Соотношение сил виделось настолько несопоставимым, что когда сквозь заслоны интервентов на помощь защитникам прорвалось 60 казаков, которые привезли 20 пудов пороха, это оказалось очень существенной подмогой.
Голод, холод, цинга, недостаток оружия и боеприпасов – всё это, казалось бы, обрекало защитников монастыря на верную погибель. Доходило до того, что иной раз на отражение очередного штурма на стены выходило не более 500 измождённых людей – и при этом не все из них достаточно хорошо владели оружием.
Однако они выстояли! 12 января 1610 года поляки сняли осаду. Не станет преувеличением сказать, что именно с этого момента Россия начала выкарабкиваться из трясины Смуты.
Хочу напомнить, что примерно в ту же пору другой такой же отряд оккупантов пытался овладеть Кирилло-Белозерским монастырём, о чём я также рассказывал (см.: http://starodymov.ru/?p=10798 ).
320 лет назад в России введён новый календарь
Это произошло на основании указа Петра I от 15 декабря 1699 года. Преобразователь России повелел, что вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения мира наступит 1 января 1700 года от Рождества Христова, как было принято практически по всей Европе. Правда, разница в датировке в одиннадцать дней сохранилась – ломать церковный календарь Пётр не решился. (Ещё немного о том же: http://starodymov.ru/?p=31160 )
Её, эту разницу, устранили только в 1918 году, породив уникальный праздник Старого Нового года. (Подробнее об этом: http://starodymov.ru/?p=26424 )
***
310 лет со дня смерти Семёна Палия
Какие замечательные личности рождались на украинской земле в XVII веке! (В другие времена тоже – но только речь сейчас именно о той эпохе). Семён Гурко, по прозвищу Палий (от слова «палить», т.е. «жечь») – из их числа.
Популярность его среди казачества была огромной! Семён участвовал в ряде сражений, в частности, сражался под Веной с османами. Ну а о поднятом им восстании речь пойдёт чуть ниже.
Однако главное отличительное качество казачьего полковника заключалось в организаторских способностях. Достаточно сказать, что он лично сформировал целых пять полков! Между тем, казачий украинский полк – это не простое воинское государственное формирование! Это в первую очередь административно-хозяйственное образование, которое само содержало и выставляло при необходимости боеспособную казачью часть.
Центральная усадьба полка, в котором числился и служил он сам, располагалась в городке Фастов.
Искренний патриот своего отечества, в 1680-1690 годах Палий возглавил восстание казаков Правобережной Украины против польского владычества. В 1688 году он обратился к Москве с просьбой о поддержке этой борьбы, и последующем объединении всей Украины под покровительством России. Однако Москва, связанная договором с Речью Посполитой, его поддержать не решилась. (Ещё немного о событиях той поры: http://starodymov.ru/?p=30584 )
Тогда Семён обратился к Ивану Мазепе, который на тот момент считался верным соратником Петра I, с просьбой принять его под свою «державу», то бишь Гетманщину. Есть основания подозревать, что Мазепа ревниво относился к популярности полковника, и не поддержал его именно по этой причине.
Оказавшись в изоляции, Палий пытался вступить в переговоры с польским королём, однако они сорвались, когда стало известно о планах Варшавы вовсе ликвидировать казачество.
Тогда с целью освобождения Украины от польской зависимости фастовский полковник пытался вести переговоры даже с Карлом XII!..
Перипетии событий на Украине на рубеже XVII–XVIII веков коротко не перескажешь, потому просто отметим: Семён Палий в конце концов оказался в руках Мазепы. Который, оклеветав, выдал соперника царю Петру.
Из ссылки в Енисейске Палий вернулся только после измены Мазепы (см.: http://starodymov.ru/?p=28098 ), в конце 1709 года. Однако жить ему осталось уже совсем не много – в январе 1710 года Палий скончался.
***
Создателем его можно считать Петра I. Этот основополагающий документ российского флота царь составил на основе аналогичных документов, которыми руководствовались флоты других государств, лично переработанных и адаптированных российским самодержцем к российской действительности. (Ещё о том же: http://starodymov.ru/?p=29756 )
Морской устав увидел свет 13 января 1720 года. Он состоял из пяти книг, в которых скрупулёзно регламентировалась вся флотская жизнь: должностные обязанности всех чинов, включая слуг, поведение моряков на корабле в различной обстановке, награды и штрафы, раздача провианта, делёж добычи и т.д.
(Снимок для иллюстрации сделан в Музее ВМФ в Санкт-Петербурге: http://starodymov.ru/?p=29756 )
***
290 лет смерти Петра II
Жизнь юный Пётр Алексеевич прожил короткую, весёлую и беспутную (см.: http://starodymov.ru/?p=31160 ). Внук Великого Петра, сын несчастного царевича Алексея (см.: http://starodymov.ru/?p=27340 ), он являлся единственным прямым и бесспорным наследником российского престола – это обстоятельство и стало доминантой, определившей его судьбу.
Историческая легенда утверждает, что он по-юношески страстно влюбился в свою тётку Елизавету (будущую императрицу; см.: http://starodymov.ru/?p=31477 ), а его обручали, помимо воли, то с дочкой всесильного (на тот момент) Александра Меншикова, то с дочкой Ивана Долгорукова – его «наставника» по части распутства и прожигания жизни.
Петру исполнилось лишь двенадцать лет, когда он стал императором, и не исполнилось ещё пятнадцати, когда 7 января 1730 года заболел после крещенского водосвятия и 18-го скончался.
На нём пресёкся прямой царский род Романовых, на престол взошла Анна Иоанновна ( http://starodymov.ru/?p=17005 ) и началась эпоха временщиков – в истории, впрочем, этот период больше известен как «бабье царство».
***
260 лет со дня смерти Иоганна Шрейбера
Он зарекомендовал себя поистине выдающимся российским врачом середины XVIII века. Вместе с тем, как нередко случается с людьми незаурядными, человеком он оказался далеко не самым приятным в общении. По отзывам современников, Шрейбер обладал характером неуживчивым, держался высокомерно, нередко без особых на то причин раздражался.
И в то же время отличался образованностью, широкой эрудицией, особенно в вопросах медицины. Будучи военным врачом, принимал участие в ряде военных кампаний в различных должностях, начиная с дивизионного врача до генерального штаб-лекаря армии.
И всё же главная заслуга Иоганна состоит не в оказании помощи раненым и больным в полевых условиях – в области военной хирургии в ту пору в России имелись специалисты и помимо него.
Вклад Шрейбера в отечественную медицину – шире. Он добился отмены телесных наказаний для студентов-медиков, ибо, по его словам, «основательных и искусных лекарей» «холопскими» методами не воспитаешь. Он возглавил борьбу со страшной эпидемией чумы на Украине 1738–1739 годов. И третье: в период работы в России он написал фундаментальный труд «О распознании и лечении важнейших болезней», который стал настольной книгой по диагностике для многих поколений студентов-медиков не только России, но и ряда других стран.
Скончался Иоганн Шрейбер 28 января 1760 года.
***
200 лет открытия Антарктиды
К Южному материку стремились многие полярные исследователи. Французы Буве де Лозье и Ив-Жозеф Кергелен, англичанин Джеймс Кук, голландец Дирк Герритц… Однако честь открытия Антарктиды принадлежит российской экспедиции под общим командованием Фаддея Беллинсгаузена, и произошло это событие 16 (28) января 1820 года. (Я об этом уже рассказывал: http://starodymov.ru/?p=31495 )
Конечно же, в какой-то степени можно говорить и о везении – но с другой стороны, если столько людей стремилось к этой Терра инкогнита, кому-то удача непременно улыбнулась бы.
Следует подчеркнуть, что флотилия из судов «Восток» и «Мирный» параллельно совершила ещё одно открытие огромной важности, о котором говорят значительно меньше: она первой в мире обошла вокруг ледяного материка, при этом шесть раз пересекла Южный полярный круг, чтобы доказать возможность плавания в столь высоких широтах.
Так что вполне объяснимо, что наступающий год посвящён этому выдающемуся событию. (см.: http://starodymov.ru/?p=31391 )
***
170 лет со дня рождения Софья Ковалевской
Нынешнему поколению ошалевших от вседозволенности тинейджерок попросту невозможно себе представить, насколько всего-то полтораста лет назад наших соотечественниц связывали многочисленные гендерные условности. В частности, путь в науку для наших прабабок сопровождался значительными трудностями (впрочем, как раз большинство наших юных соотечественниц эта сторона бытия волнует в самой малой степени). (Подробнее от этом: http://starodymov.ru/?p=24540 )
Между тем, Софья Васильевна (урождённая Корвин-Круковская) стала первой в мире (!) женщиной-профессором, а прожила всего-то 41 год.
Софья родилась 15 января 1850 года в семье, в которой любовь к математике, и вообще к точным наукам, оказалась наследственной. В частности, по матери она происходила из рода Шубертов, в котором дед занимался математикой, а прадед – астрономией.
Софья Васильевна училась в Гейдельбергском университете, участвовала в Парижской коммуне, докторскую диссертацию защищала в Гёттингенском университете, стала приват-доцентом Петербургского математического общества, преподавала на шведском языке математику в Стокгольмском университете, стала лауреатом премии Парижской академии наук. Область математики, в которой она работала, простому человеку понять попросту невозможно; достаточно сказать, что она значительно продвинула вперёд исследования, начатые знаменитыми Леонардом Эйлером и Жозефом Луи Лагранжем.
К тому же Софья Васильевна написала несколько литературных художественных и серьёзных публицистических трудов.
***
170 лет со дня кончины Евдокии (Авдотьи) Голицыной
Судьба иной раз любит позабавиться; и в её забавах порой угадывается некий потайной смысл.
В частности, в данном случае она решила распорядиться так, что 15 января 1850 года, в день, когда родилась Софья Ковалевская, ушла из жизни легендарная Евдокия Голицына – «Ночная или, иначе, Полунощная княгиня», «Академик в чепце», «Конституционная княгиня», «Русская мадам де Сталь», «Возрождённая Марфа-Посадница», «Петербургская Пифия»… Как вам такая гроздь характеристик?.. Уже по ней можно судить о том, что женщиной она была незаурядной.
Юную, красивую и умную, и при этом слишком независимую, даже взбалмошную, Евдокию Измайлову император Павел, который нередко ставил буквально в тупик своими сумасбродными выходками (например: http://starodymov.ru/?p=26064 ), против её воли повелел выдать замуж за князя Сергея Голицына – человека, по свидетельству современников, добродушного, но простоватого, умевшего быть нужным и полезным, и к тому же со всеми ладить, а потому со временем награждённого едва ли не всеми российскими орденами.
Молодые оказались людьми абсолютно разными, их отношение к жизни, к супружеству, к общественному положению кардинально различались… Отношения у супругов, соответственно, не сложились изначально, и по этой причине они всю жизнь проживали раздельно.
Евдокия Ивановна, по примеру парижских великосветских дам-«эмансипэ», завела в Петербурге салон, в котором собирался весь цвет столичной знати. В частности, ей посвящали свои строки Александр Пушкин (напомню к слову: http://starodymov.ru/?p=31138 ), Пётр Вяземский (см.: http://starodymov.ru/?p=28292 ), к ней наведывались братья Тургеневы (см.: http://starodymov.ru/?p=28292 ), Николай Карамзин (см.: http://starodymov.ru/?p=23814 ), Михаил Орлов… И этот список завсегдатаев салона можно продолжать и продолжать.
О её моральном облике разные источники свидетельствуют по-разному. Согласно одной версии, принимая условности света, княгиня Голицына вела безукоризненно целомудренный образ жизни, такой, что даже великосветские кумушки не могли найти, за что бы зацепиться. Единственный человек, которого она любила, погиб в 1808 году на войне – это был умница и красавец князь Михаил Долгоруков. После его гибели княгиня Голицына отдалась только своему салону. Ну а другие «кумушки» всё же утверждают, что любовь к Михаилу Долгорукову не осталась платонической. Согласно ещё одной версии, Евдокия Ивановна просила у своего мужа развод, однако не получила его; зато много лет спустя, когда уже сам Сергей Михайлович надумал жениться на Александре Россет, злопамятная жена в свою очередь ответила ему отказом.
Что правда из этого, что досужие домыслы?.. Наверное, в мутных омутах интернета можно отыскать ответ на этот «клубничный» вопрос. Да уж ладно – пусть останутся все версии.
При этом Евдокия Ивановна всерьёз увлекалась точными науками, в частности, высшей математикой и философией, пробовала писать сама. Впрочем, современники – свидетели её старости, не считали нужным щадить её самолюбие и о её учёных изысканиях, равно как и о творческих потугах отзывались весьма скептически.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.