УКРАИНСКИЙ ПЕН-КЛУБ НЕ ПРИЗНАЁТ РУССКОГО ЯЗЫКА

УКРАИНСКИЙ ПЕН-КЛУБ НЕ ПРИЗНАЁТ РУССКОГО ЯЗЫКА
Украинское отделение ПЕН-клуба, всемирно известной писательской и правозащитной организации, многие годы бездействовало. Причём, на всех уровнях. Оно, практически, не существовало, ибо не было списка членов, взносов. Да и регистрация в Минюсте вызывает большие сомнения. Незабвенный Юрий Каплан возглавил в своё время инициативную группу писателей, которая обратилась в Международный ПЕН-центр с просьбой содействия созданию нового ПЕН-центра в Украине, который вел бы деятельность, в русле Хартии ПЕН-клуба. Туда же обратились с просьбой о содействии Е. Чуприна и О. Ульяненко, который судился с комиссией по морали и не смог найти поддержку у украинского ПЕН-центра, потому что такого просто не существовало. Писатель Владимир Сергиенко огласил эти обращения на всемирном ПЕН-конгрессе в австрийском Линце в 2009 году. Его выступление дало старт работе двух инициативных групп, по возрождению ПЕНа в Украине. С одобрения Исполкома международного ПЕН-клуба было принято решение, в котором деятельностью ПЕН-центра в Украине предложено заниматься инициативным группам.
Прежний номинальный руководитель этой организации Евгений Сверстюк согласился с тем, что ПЕН в Украине находится в состоянии летаргического сна. Разбудить его должно было организационное собрание, на котором необходимо было избрать нового президента (кандидатура Ульяненко не вызывала сомнений, и Сверстюк вынужден был согласиться с ней). Но, увы… Ульяненко скоропостижно ушёл из жизни. Собрание, тем не менее, состоялось. Несмотря на его полную нелегитимность (инициативные группы не были предупреждены). Тем не менее, сам факт проведения собрания был отрадным – хоть какое-то подобие работы. Разработанный инициативными группами и международным ПЕНом новый устав или изменения к старому были высланы организатору собрания Мирославу Мариновичу, который на первых порах весьма конструктивно подошел ко многим пунктам этого документа. Но лишь на первых порах, да и не ко всем пунктам. Маринович неожиданно предложил, что стать членом украинского ПЕН-центра можно лишь "за вагомый внесок в украинскую литературу", причём степень «вагомости» взялся определять лично с помощью специально созданной комиссии, деятельность которой должна ограничивать не только приём русскоязычных авторов, но и являться барьером для тех, чьё присутствие в ПЕНе дискомфортно с точки зрения Мариновича и Ко. (Кстати, интересно было бы познакомиться с личными «вагомыми» достижениями господина Мариновича на ниве литературы)
В итоге он заявил, что замораживает минимум на полгода процесс принятия новых членов. Это очевидное нарушение хартии ПЕН-клуба, вступить в который может ЛЮБОЙ профессиональный литератор, имеющий изданные книги и являющийся членом писательского союза. В многонациональной Украине писатели пишут не только на украинском языке но и на русском, молдавском, польском венгерском, татарском... Превращать ПЕН-клуб в махровую националистическую организацию – такое организаторам клуба, наверняка, трудно было даже представить. Но в Украине это оказалось возможным.
Инициативные группы ведут переговоры о созыве конференции под патронатом Международного ПЭН-центра, в которой приняли бы участие все, кто заинтересован в том, чтобы Украинское отделение уважаемой организации действовало в соответствии с нормами Хартии. Здесь должны встретиться представители двух инициативных групп и тех, кто когда-то был в рядах, "старого" ПЕН-центра, а также делегаты от регионов нашей многоязычной Родины. Другого пути для реанимации правозащитной писательской организации в Украине нет.
Информация о ПЕН-клубе: Название клуба — ПЕН — аббревиатура от английских слов «поэт», «эссеист», «новеллист», складывающаяся в слово «пен» (pen) — авторучка. Целью организации является содействие творческому сотрудничеству писателей всего мира. Целью ПЕН-клуба также является развитие практики художественного перевода. Организация поддерживает писателей, находящихся в тюремном заключении, испытывающих материальную трудности либо замалчиваемых политическими режимами, которые участники клуба определяют как репрессивные.
ПЕН-клуб был учрежден 5 октября 1921 года в Лондоне по инициативе английской писательницы Кэтрин Эми Доусон-Скотт и писателя Джона Голсуорси, который стал первым руководителем клуба. Руководящий орган ПЕН-клуба — международный совет, в который входят президент, переизбираемый каждые два года, генеральный секретарь, казначей и 7 членов, представляющие ПЕН-центры разных стран. На сегодняшний день пост президента занимает John Ralston Saul
В клуб входят 144 национальных центра из 101 страны. Согласно документам организации, членство в ПЕН-клубе открыто для всех профессиональных писателей, независимо от национальности, языка, расы или вероисповедания. Обязательным условием является наличие творческих трудов и две рекомендации членов ПЕН-клуба с двухлетним стажем. Решение о приеме принимает исполнительный комитет ПЕН-клуба. Согласно уставу, главной сферой деятельности клуба является защита писательских прав, борьба за свободу слова и личности, против цензуры.
В рамках международного ПЕН-клуба действуют следующие комитеты: «Писатели в заключении» (штаб-квартира в Лондоне), «Писатели-женщины» (Австралия), по вопросам перевода и лингвистики (Скопье), «Писатели в эмиграции» (Торонто), «Писатели за мир» (Любляна). Ежегодно ПЕН-клуб проводит всемирные конгрессы поочередно в Европе, Азии, Африке и Америке — в странах, где имеются национальные ПЕН-центры.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.