Успешно начался этот год для нашего земляка, поэта Виктора Шендрика. В январе он занял первое место в международном конкурсе «Жизнь прекрасна», организованном Чеховским обществом в Дюссельдорфе (Германия). Похоже, этот успех окрылил Виктора и уже в конце марта он выпустил свой десятый, юбилейный сборник стихов под названием «На десяти шагах».
Виктор так объясняет выбор названия для сборника: «На десяти шагах – это самое жесткое условие дуэли согласно дуэльному кодексу дореволюционной России. Известно, что на десяти шагах стрелялся с Дантесом Пушкин. У меня есть такое ощущение, что в творчестве, в работе со словом – очень много от поединка. Это выражается в личном противостоянии поэта времени, обществу, современным нравам, которые он не принимает, как данность. К тому же на дуэли никогда не выяснялись материальные, долговые отношения, там решались только вопросы чести. Вот, собственно, отсюда и название моей новой книги».
В сборник Виктора Шендрика вошли стихи, как написанные в 2008-2012 годах, так и прошлых лет, отредактированные и не утратившие, как считает автор, актуальности.
Предисловие написала Евгения Бильченко, киевская поэтесса, доктор культурологии.
БЛЕСТЯЩИЙ ГЛАЗ ВИКТОРА ШЕНДРИКА
Занимаясь интерпретациями изысканных кодов и символов новой поэзии, следя за причудливыми гибридами постмодерного слова в его попытках синтезироваться с видео-артом, перформансом, научной или эзотерической традицией, прозой и театром, мы как-то незаметно для самих себя забыли о том, что, начиная со времен античности, считалось исконными свойствами хорошего слова: логическая простота, ясность, разумность и душевность излагаемого. Короче говоря, мы забыли о классике: Платон и Пушкин, в силу своей гениальной естественности, стали казаться нам старомодными циклопами, низвергнутыми глубоко в пещеры истории. Между тем, именно циклоп – именно такое архаическое чудовище – выражает мудрость и глубину накопленного знания, позволяя нам, читателям-Одиссеям, потерявшим свою Итаку, тренировать свой ум и сообразительность, свое мужество и изобретательность.
Поэзию Виктора Шендрика можно сравнить с архетипической фигурой циклопа. Она мудра, классически ясна, иногда пугающе правдива и при этом до самых краев наполнена живым и забытым смыслом настоящей, некабинетной, философии в ее значении любви к мудрости и мудрости любви. Многие его высказывания, органично вписанные в тело текста, сами по себе становятся афоризмами: «Этой жизни давно отломав половину,/Я уже ничего не боюсь». Или: «Я уже не рыбак,/ я еще не апостол».
Отдельно следует сказать о поэтическом мастерстве автора. Твердая оригинальная рифма, добротная ткань повествования, профессиональная композиция и та доверительность рассказчика о жизни, которая постоянно оставляет после стихов вкус вагонного спора или ночного откровения на интеллигентной кухне. Приятель-алкоголик, блондинка-судья, покойная Людка из «Кулинарии» – его герои сколь жизненны, столь и символично вечны. Но, придерживаясь бытовой правдивости, автор не опускается до кабацкого описательства, одухотворяя повседневность ироничной печальной интонацией странствующего меж людей певца-философа.
Говорят, Сократа сравнивали с причудливыми существами – силенами – спутниками Диониса – деревянными человечками, внутри которых, если разделить их на две половинки, находились благовонные масла и статуи богов. Так и в Сократе была сокрыта внутренняя Вселенная. Так и в поэзии Виктора Шендрика сокрыт одинокий голос духовной истины, голос беззащитной идеи чести-и-честности. И, говоря словами поэта, «пока блестит, пока не гаснет глаз», поэзия, – если только это поэзия, а не шоу, – будет радовать нас звучанием своего голоса.
Звучи, Витя, и пусть твой глаз сияет!
Евгения Бильченко,
поэт, доктор культурологии
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.