Отпуск и медовый месяц с молодой женой пролетели как один миг. И вот уже второй день как он снова на родной заставе, в своей каморке. В течение всей службы лейб-гвардии старший урядник стремился больше понять её путем изучения польского и немецкого языков, что могло-бы улучшить качество изучения местного населения в личном с ним общении. У отца Макария была неплохая библиотека, да и языки он знал неплохо и узнав о желании Алексея изучать пока польский, согласился помочь ему в этом.
Кроме того, очень хорошим знакомым стал для Алексея преподаватель словесности Феоктист Костинский. По специфике своей новой служебной деятельности Алексей мог попадать в кампании разного круга жителей городка. Служебная деятельность Алексея позволяла привлекать и свою агентуру и знание языков было крайне необходимым. Для того, чтобы ускорить это дело, ему разрешили посещать костёл, публичную библиотеку, и питейные заведения, а также одеваться в цивильное платье во внеслужебное время. Словом, рождалась контрразведывательная работа на заставе. Прямым куратором и наставником в этом у Алексея был генерального штаба полковник лейб-гвардии его императорского Величества наместника престола в Польском царстве, начальник штаба Граевского пограничного корпуса. Это была задача первейшей важности. В кутерьме житейских буден Алексей забывал решить с командованием вопрос о переводе к себе жены и разрешения на получение жилья, а когда вспоминал, то было не ко времени обращаться к начальству с какими-то мелочами.
Но он все же решил довести это дело до конца при первой же возможности. Эта возможность наступила на очередном совещании у командира корпуса, он подал на его имя прошение по личному вопросу, в котором изложил свою просьбу. На что генерал Каплинский сказал ему – А не много ли вы хотите, урядник? - И тут же ответил: «Тебе
поможем, только погодь немного. Время сейчас опасное, чтоб жену вести. Что, сам не видишь? – Вижу!- ответил Сердюк и замолчал. Начальник штаба стал доводить обстановку за последнюю неделю декабря 1913 года.
В конце января 1914 года к Алексею приехала из Батуринской молодая жена, которая добиралась до Варшавы на перекладных ямских тройках, хотя уже во всю по России ходили поезда, но она их боялась. Полтора месяца ехала молодайка к мужу, не зная ни дороги, ни адреса. Но добралась. Как раз Алексей был на очередном совещании в штабе, тут –то и прибежал посыльный казак с этой радостной вестью. Для казачки это дело было не трудным, как для собаки - 10 верст лишних – не крюк. Поэтому Соломия даже не роптала. Тут она сообщила Алексею о своей беременности .Что, где-то, на Спаса ожидается. Алексей был рад этому. Когда же он доложил о случившемся командиру, тот пригласив к себе Соломию, рассоветовал здесь оставаться и рожать дитя - время неспокойное, - Соломия Никифоровна, лучше вам домой уехать, а когда всё стабилизируется, тогда уж .добро пожаловать -. Поэтому не долго помиловались голубки. Утром, в конце мая, отправил Алексей жену обратно к родителям на Кубань.
В конце февраля 1914 года заставу подняли по тревоге и при полной экипировке выстроили на плацу. В морозном воздухе порхали снежинки, хотя снега не было. Казаки были одеты тепло: суконные черкески, башлыки и бешметы, тёплые бараньи папахи и зимние горские сапоги – ичиги. Замерзнуть при 5- градусном морозе невозможно. Даже если будет штормовой ветер. Казаки курили и тихо промеж себя переговаривались. Ждали начальство. Вскоре появился командир сотни и урядник
Сердюк доложил ему о готовности к действию. Вместе со Стебленком прибыл из бригады ротмистр Крещинский. Он выехал на середину строя и обратился к казакам.’’Господа! Я прибыл к вам по поручению командира бригады с просьбой о оказании помощи вашему соседу - заставе в Пышинеце, там с вечера идет бой с группой контрабандистов. Застава маленькая и солдат там мало, казаков вовсе нет. За этой бандой стража и обьездчики которые сутки гоняются. Нужно положить этому конец. Казаки молча выслушали ротмистра и ждали команды своего командира. Ещё они узнали, что в схватке убит стражник Борисов. Стебленко зачитал короткий приказ на прикрытие границы.
Тревожная группа с хорунжим Деркачем идёт на Мышевец. Остальные - на усиление своего участка. Банду выявить и уничтожить Всем понятно. Деркач попросил, чтобы командир дал ему в помощь урядника Сердюка - он разрешил и Алексей, заняв место в строю поскакал вслед за Деркачём. Взвод казаков полным наметом летел к соседней заставе…
Скакали всего минут двадцать. На лесной поляне вдруг наткнулись на здание фольварка.
Близко подъезжать не решились, а остановились неподалеку в густом кустарнике. Деркач
показал уряднику с пятью казаками идти влево, Фомину – вправо, а сам спешил остальных и приказал продвигаться к фольварку. Плохо казаку в атаку идти, да ещё и коня в поводу веди, но это другой случай и по другому не получится. Вот и пошли. На ходу щелкая затворами.
Сердюк, пригнувшись к гриве своего Стригунка, ехал первым внимательно вслушиваясь в тишину леса .За ним ехали остальные. Впереди между кустов мелькнула фигура человека..- Стой! - поднял руку вахмистр. С того места где был человек, грянул выстрел. Ти-у-у-у! - пропела пуля над головой Алексея. -.Ах ты ж гад! - прошептал он и выстрелил не целясь в кусты где мелькнул стрелявший, из нагана .Бандит вывалился из кустов и упал под ноги коня. выскочившего вперед казака. Не останавливаясь казаки неслись вглубь леса. Там как раз участилась стрельба. – Попал- таки, Василич? - крикнул ему проезжавший мимо Гришка Хорек. – А! - махнул рукой Алексей и поехал дальше.
Через несколько минут Алексей приказал спешиться, и, оставив с лошадьми коновода ,пошел через кустарник в сторону фольварка. Казаки бесшумно продвигались через кусты. Впереди вновь мелькнула фигура человека, который выскочил, вдруг из кустов и побежал по тропинке. Он бежал часто оглядываясь. Дальше, за кустами его поджидал такой же бородатый – типичные жидяры, - прошептал, стоявший рядом приказный Прошка Щерба. Казаки остановились, чтобы не проявить себя и увидели, как эти двое вытащили из кустов огромный чувал и потащили его по тропе. Казаки пошли за ними…А позади них метрах в десяти продвигался, подвязав коней цугом коновод Гоша Зимовников. Казаки, шедшие впереди, уже видели стены фольварка, - саженей 25 осталось и они, рассредоточившись, лавируя между деревьев, приблизились к тянувшим чувал бандитам. – Берём тихо! - шепнул вахмистр и вытащил из ножен кинжал, за ним вслед это проделал и Зимовников. Оба казака в два прыжка настигли бандитов и вмиг прикончили их. Не задерживаясь, пошли дальше, а трупы убитых затянули в кусты другие. Забирая влево, чтобы не натолкнуться на засаду, они держали оружие наготове, чтобы в случай чего вовремя выстрелить.
Начинало светать, хотя было ещё довольно рано. Зимовников заметил какое-то движение впереди и сказал Алексею. Тот кивнул головой и достал из-за пазухи свой любимый наган. Рассредоточившись, казаки подбирались к фольварку. Бандиты засуетились - это Драч и Фомин гнали контрабандистов на север к фольварку, но шли они несколько в сторону от группы Сердюка. Нужно было не дать им уйти и Алексей крикнул: «Коня!» – выхватил у коновода уздечку, взлетел на коня и с ходу в галоп полетел на перерез контрабандистам. Вслед ему прогремело несколько выстрелов - бандиты поняли его замысел. Отсекая огнём врагов от командира, казаки прижали их к земле, а некоторые скрылись в сарае во дворе и из-за укрытия вели огонь. Путь между Алексеем и врагами сокращался. Бежавшего первым он рубанул шашкой, второго уложил выстрелом из нагана. Использовав заминку врага, к нему на помощь летел Гоша. Бандиты, увидев его вмиг рассредоточились и открыли ружейный огонь. - Спасайте товар! – кричал кто-то из них, видимо главарь Но было поздно - казаки и солдаты стражи плотным кольцом окружили контрабандистов. Одни начали сдаваться, но другие, самые прыткие, продолжали сопротивление. Алёшкины казаки вскочили на коней и погнались за убегавшими бандитами. Их уже и в плен-то брать не хотели и патронов не тратили, а просто и хладнокровно рубили шашками. Сзади Алексея хотел снять из обреза кто-то из бандитов, но неизвестно откуда появившийся Деркач напрочь снёс ему башку, - Алексей даже не заметил этого. Четверо бандитов вооруженных вилами окружили Гошу, но он, вертясь на коне юлой, не давал бандитам возможности свалить коня. Он никак не мог снять винтовку из-за спины, но, бросил это дело, выхватил шашку и, изловчившись, чиркнул клинком по руке одного из нападавших, тот аж взвизгнул. Дело довершила шашка Сердюка. Банду взяли без потерь. Только, когда их всех стянули в кучу и раненых и убитых и живых, то всего нападавших была действительно, целая банда – человек тридцать, и имела хорошее вооружение: винтовки, револьверы, кинжалы, сабли, ножи, множество патронов. В тюках, которых насчитали более 39 штук. была разная мануфактура, спички, одежда, обувь. Очень много женского белья и даже кондомы. В двух самых тяжелых тюках было стрелковое оружие, причём только пистолеты и наганы. Стало понятным то, для чего это оружие готовилось. Посредине двора на не растаявшем клочке снега лежало тело истерзанного начальника заставы штабс-капитана Федора Потапова. Бандиты зверски убили его ударами прикладов..
- Зверюги! Суки! Уроды! – взревел от злости и негодования казак Василий Кошевой и
выдернув из ножен шашку, рубанул ею по голове сидящего в кругу контрабандистов человека в полушубке и собольей шапке. Васька хотел и остальных порубать, но резкий окрик хорунжего Деркача остановил его. Во двор фольварка въехал автомобиль с каким –то полковником погранохраны, который распорядился всех взятых бандитов живых и раненых с товаром посадить на подводы и этапировать в Граево, убитых отдать еврейской общине селения. Поблагодарив казаков за помощь, сел в автомобиль и уехал. Казаки пригнали три подводы с с возницами и приказали контрабандистам загрузить в них конфискат и раненых. Потом раздали живым бандитам найденные в сарае лопаты и заставили их захоронить своих подельников, здесь же у забора.
Тело убитого штабс-капитана и солдата-стражника Борисова положили в розвальни и повезли в штаб бригады в Граево. Собранный обоз с охраной поехал на Граево. Впереди на розвальнях везли тело героя-офицера. Всю кавалькаду в бригаде встретил сам комбриг Каплинский : -Как же так, господа, как же так?! Он сняв фуражку, подошел к розвальням и откинув полу бурки, увидел обезображенное лицо, перекрестился..Все стражники окружили сани, взяли бурку с телом офицера и понесли в церковь. Потапыч спросил у о. Макария - где же хоронить –то? - Конечно здесь, возле церкви.
Потапыч побрёл в столярку справить домовину новопреставленному рабу Божию Евгению. Отпевание и панихиду по убиенному отслужили с утра на церковном кладбище. На погребении присутствовало много народу из деревни. Прибыл даже начальник герман- ской заставы Ружейными залпами почтили память героев, погибших в этом бою, - Евгения Потапова и Егора Борисова.
После поминального обеда командир бригады собрал в своем кабинете всех офицеров штаба из некоторых застав . – Господа! - начал он -.Сейчас участились случаи совершенно спокойного перехода границы. Контрабанда так и прёт нагло и уверенно, не обращая внимания ни на охрану, ни на таможню. Враг, господа офицеры не дремлет, а накапливает силы для удара, когда он нанесён будет, не знаю, но то что будет –однозначно. В Европе обстановка напряглась недовольством некоторых стран в области экономической экспансии Германией французских и английских колоний в Африке. Турки ждут реванша за потерю Балкан. И только одна Россия поднялась с колен и через год-два станет самой богатой в Европе, а то и в мире. Европе Россия как бельмо на глазу и поэтому будут приниматься всякие меры для её дискредитации, а эта контрабанда, снижение цен, провокации, нарушение стабильности, внутренней политики и много других действий, влияющих на происхождение конфликтов в стране и за рубежом. Накал политических страстей приведёт к пожару, которого уже не погасить ни чем. Поэтому, господа бдительность и принципиальность считать главным фактором на границе. Всё замечать, ничего на пропускать. Сейчас во главу угла нужно поставить борьбу с контрабандой. Пятый год показал, что именно контрабанда явилась главной силой в поставках оружия и боеприпасов для групп боевиков. Ну деньги, Господа – это деньги. Сегодняшнее ЧП тоже подтвердило мои догадки о уровне охраны границы В конце этого года будет введён приказ о охране границы войсками, как раньше, дня два тому. В Петербурге создан департамент пограничной службы. К охране границы вновь будут привлекать казачьи части. Короче, правительство делает всё, чтобы стабилизировать обстановку на границе. Вместо погибшего смертью храбрых штабс-капитана Потапова назначается хорунжий Деркач, а его помощником –урядник Сердюк
- Вам, хорунжий – завтра же с утра принять заставу! Сердюк пускай побудет в сотне, пока не адаптируется вахмистр Фомин..
Начальник штаба ставил задачу более конкретно используя данные агентуры и развед поисков. Особо он обратил внимание на юго-западный участок границы; именно здесь назревали непредсказуемые события. В этой полосе от Тарнова до Кракова и готовилось новое, более масштабное пересечение границы и переброска контрабанды.
Рано утром на следующий день Деркач убыл на Мышковецкую заставу принимать взвод Потапова. Взвод – это только название .того, что было на Мышковецкой заставе. Полусотня казаков 13 донского казачьего полка. Взвод стражников из вольнонаёмных обывательских и отделение объездчиков. Люди эти были подготовлены и неискушенные в охране границы, но абсолютно безграмотные. С таким контингентом нести службу на границе нельзя и Деркач решил обучить всех грамоте, чтобы при случае не пускали они пузыри, а могли ответить на вопрос или просчитать, выявить обман. Словом - использовать эти знания в службе. Чтоб дело было быстрее сделано, он хотел привлечь к нему Сердюка. Он, конечно, пока ещё в расположении подъесаула Стебленка и надо подождать.
Сердюк на заставу прибыл через неделю. Подразделения, подчинённые Деркачу, тоже входили в состав Богушевской заставы. Так что секретничать резона не было и Деркач решил свою задумку довести командиру заставы и получил согласие. Сначала закупили тетради и карандаши, бумагу для каждого. В гимназии взяли учебники, географические карты .и классную доску. Для занятий привлекались все нижние чины не только заставы Деркача, но все безграмотные Богушевского участка границы.
Уже через полгода, практически, все безграмотные солдаты и казаки умели читать и писать, хотя всё обучение нужно было начинать с азов, с букваря. Высочайшая ответственность и желание всего личного состав дали возможность удачно выполнить эту задачу. Поначалу некоторые солдаты стражи не хотели учиться, но после того, как Деркач пообещал всем, кто покажет низкие знания по словесности, арифметике, Закону Божьему, будет учиться ночами, активность увеличилась. Через полтора года все должны были бы получить начальное образование, но осуществиться этой мечте хорунжего Деркача не было суждено - началась война.
За добросовестное выполнение этой задачи, многие офицеры .унтер-офицеры были поощрены. Алексей тоже был награждён именными часами "Павел Буре”. Вскоре Мыше- вецкий пост переформировали в заставу. Начальником которой стал сотник Сергей Дер-
кач, а с ним и его подчинённые казаки.
Городок Мышевец находился в двадцати верстах от Богушевской заставы и был
такой же зелёный, как и Богушов. Его населяли поляки мазурской ветви, которые именовались курпы или "лапотники”. От Мышевца и далее, на Север тянулись их сёла и хутора. Люди-то были трудящие, занимавшиеся огородничеством, рыболовлей, охотой, бортничеством, земледелием. Курпские женщины были красивы и милы, одевались нарочито красиво и богато. Мужчины - честны, благородны, физически крепкие и умеющие постоять за себя. Они занимаются земледелием, рыбальством и дегтярством. Одевались ярко и красочно с театральной напыщенностью, с жемчугами, но в лаптях. Сотник в казарме не жил, а снимал квартиру у одного старого курпа, который был радушен и покладист, служил лесничим в управе, и слыл добрым охотником и следопытом.
Наступила весна . Стала пробуждаться от зимней спячки природа. Близились Пас-хальные праздники и казаки повсюду наводили порядок. Помогали и местным жителям
убирать улицы и особенно мощенную дорогу от заставы и до главной площади. За время пребывания здесь казаки заимели себе и подружек, а что, дело молодое?
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.