Огонь в домах и хижинах погасить!


  

К стражникам, охраняющим вход в священных Афин Зозимосу и Эсперу прибыла долгожданная смена.

 

— Эвзоны, — Обратился к ним командир,- сегодня вы честно исполнили долг. Я нисколько не сомневаюсь, отдали бы и жизни, появись враг у этих врат. Ну, или хотя бы подняли тревогу. Именем Архонта приказываю передать мечи и эгиды этим двоим и отправится в казарму.

 

Так уж вышло, что афиняне, в тот день, сильно разгневали повелителя морской стихии. В отместку Посейдон, с раннего, утра гнал с моря такой холодный ветер, что руки охранников окоченели и пальцы никак не желали расставаться с оружием. Поняв это, старший караула сорвал с шеи тёплую накидку и начал истово растирать их озябшие конечности.

 

***

 

Башенные клепсидры сообщили, что прошло четверть часа. Нарушая эллинские законы и изрядно отпив, припасённого заранее, неразбавленного вина Зозимос и Эспер, пошатываясь, топали к казарме. Не забывая при этом отпускать язвительные оскорбления в адрес отцов города, назначивших им столь мизерное жалование, что на него невозможно купить пусть даже поношенного, но тёплого одеяния.

 

На встречу эвзонам семенил старик, опираясь на длинную палку и одетый именно в такой утеплённый наряд. С выцветшим от времени персидским орнаментом по краям.

 

— Эспер, погляди. Еле ноги волочит. А вырядился так, словно на снежный Олимп, к богам, топает.

 

— В Аид спешит. Харон уже заждался.- Огрызнулся товарищ.

 

— Если так, то зачем ему хитон. За Стиксом всегда тепло, даже жарко!

 

Стражники смотрели друг на друга. И каждый в этот момент думал об одном и том же.

 

— По очереди носить станем.- Выкрикнул Зозимос и устремился к одинокому путнику.

 

***

 

— Старик! Признавайся! Ты вражеский лазутчик? Вынюхиваешь как незаметно проникнуть в наш полис?- Эспер схватил его за шиворот.

 

— Почтенный эвзон. Ты ошибаешься. Я такой же афинянин, как и ты.

 

— Горожане одеяний, подобных этому, не носят! — Вмешался в разговор Зозимос.

 

— Понял ваши намерения — без тени страха парировал старик.- Этим хитоном вы сможете обладать, только убив меня. Позволю предложить иное! Там, за углом, находится моё скромное жилище. И если вы последуете туда, то обретёте горячую мусаку, а также услышите рассказ о происхождении этого необычного, для Эллады одеяния.-Вымолвив это старик ловким приёмом освободился от захвата Эспера. — К стати. Меня зовут Авделай. Запомните это имя. Потом, в кругу друзей, будете хвастаться тем, что удостоились чести общаться с самим «народом вещателем»!

 

Стражники оторопели и словно овцы на заклание последовали за пожилым афинянином.

 

***

 

Войдя в убогое жилище Авделай сбросил с плеч поношенное одеяние. Споро развёл огонь. Нагрел воду, разбавив ею вино и протянул гостям. — Боги подарили эллинам такой напиток. Он согревает и тело и душу. А вы, презренные, употребили неразбавленный! От вас разит, как из той амфоры, которую я пару дней назад забыл, как следует, вымыть. Пейте и слушайте историю старого Авделая. Параллельно с поучительным рассказом я буду готовить еду. Конечно, как дрянные горожане, вы мусаки не достойны, но как стражи Афинских врат, несущие нелёгкую караульную службу, всё же заслуживаете малой толики уважения.

 

Разомлев от выпитого, друзья сделали вид, что внимательно изучают чудной рисунок на брошенной тунике.

 

Меж тем старик, умело нарезая овощи, продолжал. — Слышали ли вы про то, что в городе Дельфы из покон веков обитает оракул, которому подвластно будущее?

 

Стражники кивнули. Соглашаясь.

 

— А ведомо ли, что однажды он повелел загасить любой огонь, горевший в домах и хижинах. Тотчас греческие воины, возглавляемые вождями, обошли поселения и несмотря на стенания народа, безжалостно исполнили священную волю!

 

— Но зачем? — С недоумением вопросил Эспер.- И на чём же готовили пищу они сами?

 

— Чтобы понять это вам надобно узнать о великой победе полководца Павсания над персами. Без неё не было сейчас ни этого полиса, да и вас, на этой земле, не существовало! Ибо ваши родители, будучи рабами завоевателей, в обозначенный богами час, не познакомились и не зачали потомков.

 

Друзья с удивлением посмотрели друг на друга и синхронно поставив опустошённые чаши на стол обратившись в слух.

 

— Тянувшиеся долгие лета греко-персидская война в тот год вспыхнула с новой силой.

 

Так уж вышло, что предводитель нашей объединённой армии по имени Павсаний отдал приказ об отступлении. Войскам было велено собраться близ ручья, возле храма богини Геры.

 

 Но исполнить постыдное указание захотели не все. Коринфяне и мегарцы ушли. А храбрые спартанцы считали, что поворачиваться спиной к врагу, есть позор и бесчестье. Ругали Павсания. Дабы избежать окончательного раскола, тот повелел собрать военный совет и провести голосование.

 

— Знаю! Белыми и чёрными камешками.- Перебил старика неугомонный Эспер.

 

Авделай ничего не ответил. Грозно зыркнул «колючими» глазами на наглеца. И стражник, потупив взор, в мгновение ока, осознал, что перебивать оратора и хозяина не позволительно никому.

 

— Спартанец, по имени Амомфарет — продолжил старик — вместо маленького камешка притащил увесистую глыбу и что есть силы бросил на землю, выкрикнув: «Вот голос! Я двумя руками за битву, а не за бегство!»

 

Персидский полководец, именуемый Мардонием, увидев колонны отступающих, возликовал! — А мне докладывали, что греки, и особенно спартанцы, не бегут от неприятеля! И тут же приказал армии догнать противника и разбить наголову.

 

Зозимос хотел что-то спросить у хозяина дома, но взглянув на товарища передумал, да так и остался сидеть с полуоткрытым ртом.

 

Меж тем, старик поставив перед гостями кушанье продолжил:

 

— Перс пренебрёг советами своих стратегов. Неприятельские войска покинули равнину и устремились в холмистую местность. Там, в пешем строю, наши славные воины всегда были несокрушимы! Эллины стояли, не шелохнувшись. Не уворачивались от туч стрел! Умирали и ждали, пока вражеская конница растеряется меж холмов и спустится в овраги. Наконец Павсаний дал знак! Выжившие мгновенно сомкнули свои эгиды и с копьями наперевес начали смертельный марш.

 

Персы сражались отчаянно, но в ловкости владения оружием уступали нашим. То здесь, то там выбегали вперёд, человек по десяти и бесславно гибли. Мардоний гордно восседал на белом жеребце. Вождя сопровождали несколько тысяч отважных всадников. Не помогло. Всё равно, смерть настигла главного перса! И тогда варвары побежали! Как и предсказал всезнающий оракул, спартанцы смогли отомстить за смерть царя Леонида!

 

Добра в лагере врага нашли столько, что за богатые украшения платили, как за медь! Мардоний даже коня своего кормил из золотого блюда. Позже его храбрые тегейцы преподнесли в дар богине Афине. Десятую долю добычи, как и полагается, отправили храмам Зевса, Аполлона и Посейдона. Оставшееся поделили между воинами, в меру заслуг каждого. Мне, как самому юному, досталось это тряпьё. Сколько уж лет ношу, а ему и сноса нет! — Старик замолчал, поднял тунику и погладив повесил на крючок.

 

Гости разом вскочили с места и толкая друг друга направились к выходу. Уже стоя в дверях Зозимос не выдержал и спросил.

 

— Так почему же воины потушили огонь? Чего хотел оракул?

 

Старик улыбнулся. — Потребовал, чтобы в стране исчез огонь, осквернённый завоевателями. И загорелся новый! Чистый! Свободный! От факела горевшего в его храме, в далёких Дельфах!

 

*Эвзоны — подразделение пехоты в греческой армии

 

*Архонт — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах)

 

*Посейдон — верховный морской бог

 

*Клепсидры -водяные часы

 

*Аид — царство мёртных*Харон — перевозчик умерших в Аид, через подземную реку Стикс

 

*Хитон — одежда

 

*Авделай — народный вещатель

 

*Эгида — щит

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.