Неправильные свечки

Анна Солодкая


              Настaл большой христианский праздник – Крещение. В городских храмах  водосвятие. Проснувшись до рассвета, Наталия наполнила стеклянную банку водой и поспешила в церковь. Денег с собой не взяла: с Рождества оставалось десять восковых свечей. «Зачем покупать новые, когда есть неиспользованные»? – подумала она.
              Храм был освещен плохо. Чернея в предрассветной мгле, верующие рядами стояли на заснеженном церковном подворье, ожидая, когда, наконец, выйдет батюшка. Но батюшка, отчего-то, не торопился. Пристроившись в конце длинной очереди, Наталия поставила на мерзлую землю банку с водой и зажгла свечу. Так поступали все прихожане. Мороз был на редкость лютым, пробирал до костей, делая из мирян настоящих снеговиков. Пританцовывая на месте, многие не чувствовали задубевших ног.   
               Держа перед собой копилкукланяясь и поздравляя с праздником, народ стали обходить служители церкви, собирая пожертвования. За ними, истово крестясь, семенила, закутанная в теплую шаль, монахиня. Ей вменялось продавать церковные свечи, очень подорожавшие в этом году. Люди нервничали от долгого ожидания и нестерпимого холода. Кто-то в толпе поинтересовался, когда же, наконец,  батюшка начнет кропить. Монашенка обмолвиласьчто священник, Божьей милостью, святит воду на другом конце города, в другой церкви, и прибудет не скоро. От этой вести стало еще холодней. Наталия решила войти в храм поставить свечи за здравие родным и близким, помолиться Богородице и немного согреться. Перекрестившись, она смиренно переступила святой порог. Храм был полон людей, пришлось долго протискиваться к иконам. Памятуя заветные слова Матери Божьей: «… Пусть все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю…»Наталия подошла к «Скоропослушнице», пытаясь зажечь свечи, как вдруг услышала за спиной властный голос:
–    Принесенные с собой, ставить нельзя– кто-то бесцеремонно отвел ее руку от подсвечника,  вон, видите, прилавок в углу? Там продаются наши, церковные свечи. Идите туда и купите сколько вам нужно, а потом и ставьте.  
                Наталия оглянулась. Перед ней стояла церковная прислужница в длинной одежде, видимо, наделенная властью повелевать. Она была в гневе и, пристально глядя в глаза мирянки, внушительно сказала:
–    Грех это.
–    Какой грех? – удивилась Наталия, – почему? Я купила их на Рождество в такой же православной церкви. Свечи не портятся.
Но «блюстительница» церковных порядков, ничтоже сумняшеся, всё отталкивала ее от иконпрепятствуя вековому христианскому обычаю.
    Я не взяла с собой денег,  пыталась спасти положение Наталия,  может быть, в порядке исключения…
    Не хотите покупать – не надо!  Перебила ее служительница,  вон Бог, а вот порог!
                В храме не спорят  не то это место. Вскоре Наталия оказалась на улице. Неискушенная в тонкостях церковных канонов, душа ее пришла в смятение. Женщина не была фанатично верующей, но понятие о Божьих заповедях имела правильное и старалась их не нарушать. Наталия склонялась к мысли, что за проступком неизбежно последует наказание и жила по законам совести. «Вот нагрешила, так нагрешила! – в ужасе подумала она, – надо же, в такой праздник из храма выпроводили! Не дали даже свечку поставить! Господи, Боже мой! Что же я такого натворила?» Она восприняла ситуацию как Божье наказание. Взор затуманили слезы. Ничего не видя перед собой, Наталия прошла по церковному двору к заждавшейся толпе, кольцом окружавшей храм, к месту, где оставила свою банку с водойОколо банки, на подставке, среди длинной вереницы зажженных огоньков других прихожан, горела и ее «неправильная» свеча. Заметил ли это Господь?
              Праздник померк. Душу терзал какой-то неосознанный грехОтвергнутым существом, Наталия с мольбой глядела на золоченые купола, на церковь, призвание которой  давать людям поддержку и утешение. Похоже, в святом месте произошло что-то нехорошее, недостойное, что, к сожалению, часто стало происходить в украинских храмах. Так много «знатоков» истинной веры развелось! Столько всего «правильного и неправильного» придумано! Не знаешь в какую церковь идти – Киевского патриархата или Московского? Раньше этим вопросом никто не задавался! Прихожане вели мирную размеренную жизнь. Все началось в начале девяностых низложением митрополита Филарета и раскола в Украинской православной церкви. Стали перекрывать подступы к храмам, бесчинствовать и провоцировать столкновения верующих. Счастливее от этого мы не стали, только усугубили и без того свою бестолковую жизнь. И, что самое грустное: и в одной церкви, и в другой, в любой момент, тебя, попросту, могут выставить, не зная за что. А вдруг не понравится, на каком языке ты молишься? Будто бы, Богу это не всё равно! Какая мутная, отравляющая душу, суета!
              Но Наталии, отчего-то, не пришла в голову мысль об абсурдности происходящего, о недопустимом поведении служительницы церкви, о ее невежестве – ничего плохого по отношению к этой женщине она не испытывала! Она обвиняла себя.   
              Вдруг в толпе пронесся шепот: «Батюшка приехал!» Народ взбодрился. Не прошло и двух часов, как он прибыл! Рядом с ним шли два диакона с полными ведрами святой воды. Поздравляя прихожан с великим праздником, священник размашисто кропил толпу налево и направо. Ледяные капли веером разлетались вокруг, падали в открытые сосуды. Получив в лицо порцию крещенской благодати, Наталия загасила свою «неправильную» свечу и пошла домой – праздновать.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.