Валентина Лысич
Он был одним из сотни тысяч таких же зелёных листьев на одном из деревьев. Жил как все: просыпался с рассветом от лёгенького ветерка, подставлял своё лоснящееся тело под солнечные лучи, стараясь согреться; дрожал, когда на дереве появлялись гусеницы, пытающиеся его сожрать; танцевал для звёзд, изгибаясь от ветра; рассказывал сказки птицам.
Он был незаметным. Как все. Такой же по цвету и по форме, как и другие листочки. Такой же доброжелательный: укрывал от дождя прохожих; заслонял от врагов птичек, помогая им спрятаться; давал тень изнывающим от жары.
Днём он любовался прозрачным голубым небом, рассматривая молочные облака, а ночью восхищался мерцанием далёких звёзд.
Любил слушать рассказы ветра о своих путешествиях. С каким трепетом тогда старался посмотреть хотя бы в образовавшуюся между листиками щель на окружающий мир.
С каждым днём листик набирался сил, становился твёрже, выносливее. Однажды, под осень, заметил, что желтеет. Поначалу испугался, но оглядевшись, успокоился – другие листики тоже начали желтеть.
Становилось холодно, сыро. Зачастивший дождик больно хлестал, заставляя дрожать его от обиды. Листик корёжился, засыхал. Он всё чаще и чаще вспоминал рассказы ветра, жалея, что сам не видел мира. А ему так хотелось попутешествовать!
Узнав об этом, ветерок с лёгкостью сорвал его с ветки дерева и бросил на поникшую травку. Листик увидел разной формы траву, цветы на стебельках растений и насекомых, ползающих взад-вперёд. Все суетились, занятые своими делами, и только сонная улитка сохраняла спокойствие, держа на спине полосатый домик.
– Ты отдыхаешь? – спросил её с любопытством листик.
Улитка медленно повернула к нему голову, невозмутимо повела рожками-антеннами и еле слышно произнесла:
– Тссс, я слушаю тишину и пение сверчка.
Листик огляделся, прислушиваясь. Он увидел его, чёрного, коренастого крепыша, издающего интересное пение.
Рядом с ним зелёный кузнечик казался грациозным и изысканным.
Не раз ветер рассказывал об этом скрипаче.
– Господин Кузнечик, а Вы бы не смогли что-нибудь сыграть?
От неожиданности Кузнечик высоко подпрыгнул и, опустившись на другой стебелёк, протяжно застрекотал.
– И как это у него получается? – удивился листик.
– Очень просто! Эти звуки издают самцы, так как только они имеют на надкрыльях своеобразный звуковой аппарат.
Листик оглянулся на голос и увидел странное насекомое с прозрачными лёгкими крылышками и огромными глазами.
– Кто Вы, милое создание? – с восторгом спросил.
– Стрекоза! – представилась незнакомка, качнув длинным тоненьким туловищем-хвостиком.
О, если бы листик знал, что это очаровательное насекомое – хищник, он бы удивился. Но ещё больше он бы удивился, узнав, что у неё не два глаза на голове, а несколько десятков маленьких глазок, работающих автономно друг от друга и позволяющих видеть опасность со всех сторон на расстоянии до десяти метров.
– Удивительно! Вот это глаза! – только и смог произнести листик.
– Да разве у меня одной они такие? – рассмеялась стрекоза. – Вон смотри: сзади слепень сидит, усики чешет. Вот кем надо восхищаться! Это один из десяти самых быстрых насекомых. Он способен развить скорость до шестидесяти километров в час.
Листик с восторгом и опасением начал рассматривать рыжевато-серого слепня, зная от ветра, что он очень больно кусается и любит пить кровь животных.
– А ты, стрекоза, с какой скоростью летаешь? – снова спросил листик.
– Я? О, я могу развивать скорость до 97 км в час, – улыбнулась стрекоза, уверенная в своей непревзойдённости.
Внезапно разговор прервал звук громкого щелчка. Это упавший на спину продолговатый Щелкун Полосатый ударил нижней частью туловища о землю и подпрыгнул вверх, стараясь стать на ноги.
– Ножки у него коротенькие, вот он и не может самостоятельно перевернуться. – пояснила Стрекоза. – Он и его личинки наносят большой вред культурным растениям...
Стрекоза замолчала, испуганно шарахнулась в сторону и стремглав улетела, так как на горизонте показалась Трясогузка – маленькая стройная птичка с тоненькими ножками и длинным, вечно трясущимся, хвостом. Она, в отличие от большинства мелких птиц, по земле передвигалась не прыжками, а бегом.
Все насекомые тут же попрятались. И только работяги-муравьи бесстрашно бегали по вытоптанной ими тропинке. Они не боялись трясогузки, им надо было работать.
Внезапно листик почувствовал, как по нему быстро пробежало несколько муравьёв. Челюсть одного из них с силой вонзилась в мякоть тела.
– Ой! – испуганно вскрикнул листик. – Больно!
Но никто на его крик не обратил внимания.
Челюсти муравья продолжали резать ещё не засохший листок.
Вот и другой муравей вонзил свою челюсть в него, и третий...
От боли бедолага закричал. Сильно, надрывно, испуганно.
Что бы было дальше – подумать страшно. Но его спас вовремя прилетевший Ветерок. Рывком поднял в воздух и понёс неизвестно куда. Муравьи попадали в траву.
Листик вздохнул с облегчением. Тем более, что лететь было интересно. Он увидел пожухлый луг, широкую речку, а сбоку – тёмный лес.
Но вот Ветерок плавно опустил его на кустик травы.
– Небось до смерти испугался? – спросил, улыбаясь.
– Больно же было. И страшно.
– Конечно, страшно. Это были муравьи-листорезы. Они на кусочки режут листья и несут их в муравейник. Там их пережёвывают другие муравьи и заражают спорами специального гриба. Эти споры растут и становятся основной пищей муравьев-листорезов.
– Я видел их раньше. Они бегали по веткам дерева.
– Правильно. По веткам дерева бегают сильные, крепкие муравьи, которые выбирают листики и срезают их. А муравьи помельче их подбирают, разрезают на части и относят домой.
Листик внимательно слушал. Он узнал много интересного. Оказывается, есть крылатые особи: самцы и самки, и бескрылые – рабочие: няньки, уборщики, строители, охранники, солдаты, разведчики для поиска еды...
Листик и дальше бы слушал рассказ Ветерка, но что-то серое и мягкое пробежало мимо, чуть-чуть его задев. Наученный горьким опытом, он вздрогнул.
– Простите, милейший! – раздался писклявый голос. – Видимо, я Вас потревожила...
Вежливость говорившей пришлась по душе листику.
– Ничего страшного! Бывает... А Вы кто?
Незнакомка приветливо улыбнулась:
– Полевая мышь! Будем знакомы! – Вдруг её мордочка, милая, с чувственным носиком и подвижными усиками, стала озабоченной. – Не заметили ли Вы, когда летели сюда, семян или ягод? Уж очень есть хочется.
– К сожалению, нет... – ответил листик, вспомнив, что он рассматривал в это время местность вокруг. – А что Вы любите есть?
– Больше всего зерно пшеницы! А ещё насекомых и зелёные части растений. Было бы чем поживиться! Ну, ладно! Побегу! Мне запасаться на зиму надо!
И полевая мышь умчалась, не дожидаясь ответа Листика.
– Ну и ну! – только и смог подумать он. – Вот она какая жизнь интересная!
Из раздумий Листика вывело какое-то движение. Приглядевшись, заметил, что, как по ниточке, бегут к нему... муравьи!
"И тут они!" – с ужасом заметил и сжался от страха. Но они пробежали мимо, и только последний, задержавшись возле Листика, юркнул под него. Ещё мгновение, и вот уже невесть откуда взявшиеся муравьи общим усилием приподняли Листик, вытаскивая из-под него сухой кусочек высушенного стебелька травы. Взвалив на себя тяжёлую ношу, муравьи потащили её по протоптанной ими дорожке.
Другие же оставшиеся муравьи ещё оглядывались по сторонам.
– Что вы ищете? – преодолевая свой страх спросил Листик.
– Стройматериалы для муравейника и, может быть, себе еду.
– А разве вы не будете меня разрезать для еды? – не унимался Листик.
– Нет! Мы не муравьи-листорезы, мы другие.
– А вы что едите? – заинтересовался Листик.
– Больше всего любим медвяную падь, выделяемую тлями и червецами. Эта жидкость очень сладкая. В период кормления личинок питаемся преимущественно насекомыми. Но больше всего кормимся семенами. И на зиму их заготавливаем. – Поделился словоохотливый муравей, развернулся и убежал за своими сородичами.
А Листик смотрел им вслед, думая о том, какие же трудолюбивые, быстрые и выносливые муравьи.
– Ему нельзя отставать от своих. Если задержится надолго – выветрится запах муравейника, и его не признают братья, не пустят домой, а в худшем случаи могут даже убить, – послышался голос сверху.
Листик взглянул вверх и увидел высокую бледную полынь, гордую и одинокую от неприятного горького запаха.
– Да-да! Муравьи узнают своих братьев по запаху. Ты знаешь, какие они умные? Более умных насекомых нет. Ну, разве пчёлы ещё претендуют на этот пьедестал.
– А в чём же их ум заключается?
– А ты не видел муравейника? О-о-о, это целая империя! Руководит всеми царица-матка. Покинув родительский дом, она с обгрызанными крыльями залезает под землю и больше никогда уже не покидает своего муравейника. Это долгожительница среди насекомых: живёт 12-20 лет.
В её империи полнейший порядок! Каждый занимается своим делом, не претендуя на другую должность.
– Я знаю, знаю! – перебил её Листик. – Среди них есть няньки, охранники, уборщики...
– Да-да! Молодец! А вот эту красивую голубую бабочку видишь? – спросила Полынь. – Это голубянка. Враг муравьёв.
– Такая красивая, маленькая – и враг?
– Да. Личинка-гусеница голубянки издает запах голодной личинки муравья. Рабочие муравьи приносят ее в муравейник и начинают откармливать. Постепенно она окукливается и в этот период даже поедает настоящие личинки муравьев. А когда приходит срок, куколка превращается в молодую бабочку и покидает муравейник.
– Так, значит, и у муравьёв есть враги?
– Конечно. К ним и осы причисляются. Ты уже знаешь, что есть муравьи-разведчики, которые ищут пищу. Но ведь и осы любят падь. Поэтому они и враждуют. Муравьи могут атаковать осу и забрызгать её насмерть своим ядом.
Вот осы берут муравьёв своими челюстями, взлетают и уносят конкурентов от еды. При этом оса не стремиться убить или покалечить конкурента – она всего лишь пытается дезориентировать его, что бы он растерялся и не смог быстро привести подмогу.
Листик был приятно удивлён: какая жизнь кипит вокруг него, а он и не догадывался!
-------
Дни летели своей чередой. Становилось всё холоднее. Пожухла трава от старости и ветра-суховея, деревья и кусты дружно сбрасывали свои яркие разноцветные листья. В воздухе запахло тревогой. Со страхом Листик ожидал непонятно чего.
Он видел, как улетели ласточки и стрижи в тёплые края. За ними потянулись вереницей другие насекомоядные птицы. Листик провожал их долгим печальным взглядом, так как уже знал, что им предстоит пролететь 10-15 тыс. км до места зимовки, и многие птицы не выживут.
Изящный кулик, не спеша прошагав мимо, поддел его своим острым длинным клювом, в надежде, что под Листиком кто-то спрятался, но ничего съедобного не обнаружив, грациозно кивнул головой и удалился. Ему тоже предстояло на днях улетать. Полуголодные птицы собирались в стаи.
Листик и сам заметил, что мушек и мошек стало намного меньше. И если сонная муха показывалась днём на открытой местности, греясь на солнышке, она легко становилась добычей любой птички. Уменьшилось количество всех насекомых. Оказывается, большинство до зимы не доживает, так как продолжительность их жизни обычно не велика: от одного-двух дней до нескольких месяцев.
Так прекрасная бабочка умирает тихо, спокойно, сидя неподвижно на лепестках цветка, словно засыпая. Дыхание становится все реже, и скоро до неё можно будет дотронуться – она не шевельнется. Пройдёт день-другой, и высохшее тельце бабочки упадёт на землю, как осенний сорвавшийся лист. И только траурница, крапивница и павлиный глаз зароются в кучу сухих листьев, чтобы пережить зиму в глубоком сне.
– От кого вы прячетесь? – спросил их с любопытством Листик.
– От осени, – последовал грустный ответ.
Откуда бабочкам было знать, что гораздо страшнее осени зима? Они же её никогда не видели.
Как не видели зиму и божьи коровки. Они собрались в группы и начали прятаться под кору деревьев, под камни, в мох. Листик залюбовался красивыми нарядами красавиц, совсем забыв о том, что сам стал, как и все сородичи, серым и невзрачным. Куда и девалась его напыщенность!
Прилетевший резкий ветер потрепал бока Листику и, подхватив его с другими листьями, поднял в воздух и отшвырнул на несколько метров. Не успел Листик опомниться, как большие холодные капли с силой упали на землю, ударяя его. Было очень неприятно и больно.
Вдруг донёсся жалобный голос:
– Спрячь меня, спрячь!
Это прилетевший на оторванной паутинке маленький паучок просил убежища.
Листик шелохнулся, и паучок юркнул в образовавшуюся щель.
Вдвоём было теплее. Паучок сплёл из паутины кокон, и холодная мокрая грязь не так доставала Листика, который тоже погружался в сон, как и всё живое вокруг...
---------
Становилось всё холоднее. Первый мороз сковал землю и она стала твёрдой и жёсткой. Листик почувствовал, что его бок примёрз к заледеневшей глыбе земли. Он попытался было оторваться от неё, но не тут-то было! Повздыхав, немного успокоился.
Потянулись серые неприглядные дни. Листику было скучно, потому что все друзья куда-то исчезли, никто к нему не приходил, никто не тревожил. И даже когда-то приветливый летний ветерок теперь стал лютым, злым. Иногда он прилетал, но от его присутствия становилось ещё холоднее и сиротливей. Целыми днями Листик смотрел на свинцовое небо и слушал тихое завывание ветра.
Но однажды случилось то, что повергло Листика в недоумение. Из налетевшей тёмной тучки посыпались мягкие пушистые снежинки. Они были необыкновенно красивыми! Листик залюбовался ими. Они были все разными! Потому что не существует в мире двух одинаковых снежинок.
– Откуда Вы взялись? – спросил с удивлением Листик.
– Из пары воды, которая была высоко в небе в облаке. Во время очень сильных морозов (при температуре ниже -30 °C) мы преобразились в ледяные кристаллики.
– Но вы же совсем не холодные!
Снежинки улыбнулись:
– Мы же пушистые. Укроем землю слоем снега и согреем её от холодного ветра и мороза. Сохраним от вымерзания семя растений, молоденькие ростки и даже многих животных.
– Животных? Разве под снегом кто-то спит?
– Конечно! Совсем рядом с тобой находится в яме норка ёжика. Свернулся клубочком, защищаясь колючками от врагов, и спит в листьях до самой весны дольше всех, совсем не двигаясь, пока температура воздуха не поднимется до 15 градусов тепла. Иногда ёжики зимуют под корнями деревьев, в кустах. А знаешь сколько у него иголочек на теле? У взрослых ежей обычно по 5-6 тысяч игл, у более молодых особей около 3 тысяч. В середине они полые, наполненные воздухом. Каждая иголка растёт 12-18 месяцев. Между иглами располагаются тонкие, длинные, очень редкие волосы. Голова и брюхо покрыты грубоватыми и обычно тёмно-окрашенными волосами. На морде, ногах и животе у обыкновенных ежей окрас светлее, шерстка мягче.
– Жаль, что я его не видел.
– Это потому, что день ёжик проводит в гнезде или другом укрытии, и только ночью выходит на охоту.
– Чем же он кормится?
– Любит ягоды, фрукты и насекомых, среди которых есть некоторые вредные (например, майские жуки, волосатые жужелицы, гусеницы, шелкопряды). Обычно ежи лакомятся яйцами или птенцами любых мелких птиц, гнездящихся на земле. Иногда нападает на змей, не боясь укусов. На ежей слабо действуют такие яды, как мышьяк, сулема, опиум и даже синильная кислота. Конечно, очень большие дозы ядов губительны для ежей, но дозы, убивающие других животных, а также человека, ежам не вредят.
– Надо же! Какое интересное животное!
– Не только ёж, но и другие животные интересные!
Снежинка на минутку замолчала, а потом продолжила рассказ:
– А вон там, смотри, норка хомяка. Хомяки зимуют в одиночку, закрывая все ходы и выходы из норки землёй. В норе они складывают разные семена и несколько раз за зиму просыпаются, чтобы покушать.
А вот сурки спят всей семьёй в норке. Они спят до весны, поэтому запасы пищи им не нужны. Как не нужны и змеям, которые спят глубоко в земле.
– А как же дерево, на котором я вырос? Оно тоже спит?
– И деревья, и кустики спят. На зиму они сбрасывают листья, чтобы не погибнуть зимой, вследствие испарения влаги с поверхности листочков, обезвоживания и замерзания.
– А как же мы, листочки?
– К сожалению, к весне, вы истлеете. Но этого не надо бояться! Вы станете питательной средой для других растений. И они вырастут намного крепче.
Листик задумался. Ему немножко стало жаль себя, такого одинокого и беззащитного. Но мысль, что он прожил не зря, что пригодится другим, согрела его.
" Пусть растёт молодая сочная травка!" – подумал, закрывая навечно глаза. – "Пусть радует других! Жизнь – прекрасна!"
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.