ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВ: «ОТ ОДНОСТРОКА И ЗАУМИ ДО СОНЕТА…»
— Дорогой Евгений, мы рады приветствовать тебя вновь в нашей Гостиной! Поводом к сегодняшнему нашему интервью послужило событие, которое с воодушевлением и большим интересом было встречено читателями и писателями на нашем континенте. Я имею в виду выход в свет твоей трехтомной антологии «Жанры и строфы современной русской поэзии. Версификационная практика поэтов ХХ и ХХI веков». Прежде всего, почему ты решил издать эту антологию? Что послужило толчком к этому?
— Дорогая Вера, спасибо большое за постоянное внимание к моей деятельности. Что послужило толчком для издания книги? Я двадцать пять лет работаю редактором, более десяти лет возглавляю издательство «Вест-Консалтинг», издал более двух тысяч книг, напечатал сотни выпусков литературных журналов и газет. Захотелось высказаться о сути и сущности поэзии. Я написал статьи о разных видах и формах изящной словесности — от однострока и зауми до сонета, напечатал эти статьи и авторов, работающих в указанных жанрах, в журнале «Дети Ра», а потом сделал отдельную трехтомную книгу. Сейчас готовятся два новых тома этой антологии, они будут посвящены уже не формам и жанрам, а конкретным поэтам.
— Сегодня непросто продать хорошую, серьёзную книгу. Ну а что касается антологии поэзии, то это ведь вообще рассчитано на узкий круг читателей, не так ли? Однако выход в свет антологии полностью опроверг это. Она стала книгой года, бестселлером. Чем ты объясняешь такой неожиданный поворот?
— У меня нет ответа на этот вопрос. Книга, например, в магазине «Москва» стоит полторы тысячи рублей, но ее берут. Значит, поэзия нужна?
— Получается, что реально интерес к поэзии гораздо выше, чем нам пытаются внушить?
— Да, так получается. И я это вижу, когда выступаю в регионах России, в русскоязычных диаспорах на Западе.
— Наши читатели хотели бы знать, какие поэты вошли в антологию. Где можно об этом прочитать?
— Список авторов очень большой. Попробую перечислить. В первом томе (здесь в основном силлабо-тонические тексты): Айвенго, Анна Альчук, Геннадий Айги, Павел Байков, Рита Бальмина, Александр Башкатов, Михаил Берман, Сергей Бирюков, Александр Брут-Бруляко, Владимир Бурич, Верочка Вербина, Татьяна Виноградова, Елена Владимирова, Анри Волохонский, Георгий Геннис, Татьяна Грауз, Елена Зейферт, Сергей Зубарев, Салават Кадыров, Владимир Коркунов, Евгений Степанов, Борис Гринберг, Николай Грицанчук, Евгения Доброва, Ирина Добрушина, Алексей Долгов, Алина Евлюхина, Кристина Зейтунян-Белоус, Екатерина Зизевская, Константин Кедров, Андрей Коровин, Михаил Крепс, Валерий Лобанов, Александр Макаров-Кротков, Евгений Лесин, Слава Лён, Игорь Лунёв, Владимир Макаренков, Мара Маланова, Владимир Монахов, Асия Музафарова, Владимир Никифоров, Ры Никонова, Наталья Никулина, Юрий Орлицкий, Александр Очеретянский, Виктор Райкин, Ирина Сайганова, Сергей Сигей, Александр Смогул, Анатолий Субботин, Юрий Трофимов, Леся Тышковская, Валерий Уколов Александр Федулов, Евгений В. Харитоновъ, Вера Чижевская, Алексей Шепелёв, Валерий Шерстяной, Элана, Руслан Элинин, Борис Юдин, Георгий Яропольский, в разделе «Сонет как новая авангардная форма»: Григорий Аросев, Игорь Белов, Сергей Бирюков, Ян Бруштейн, Александр Бубнов, Влад Васюхин, Татьяна Виноградова, Борис Гринберг, Ольга Денисова, Александр Ерёменко, Елена Зейферт, Александр М. Кобринский, Кирилл Ковальджи, Александр Лайко, Наталия Лихтенфельд, Сергей Мнацаканян, Герхард Рюм, Евгений Степанов, Дмитрий Цесельчук, Георгий Чернобровкин.
Во втором томе (здесь, прежде всего, верлибры, танкетки, визуалы, цифровая поэзия) — Дмитрий Авалиани, Геннадий Айги, Анна Альчук, Елена Атланова, Юрий Беликов, Сергей Бирюков, Лоренс Блинов, Максим Бородин, Владимир Бурич, Алексей Верницкий, Полина Вилюн, Татьяна Виноградова, Андрей Вознесенский, Николай Вяткин и Михаил Вяткин, Татьяна Грауз, Николай Грицанчук, Алексей Даен, Татьяна Данильянц, Алина Дием, Сергей Дышловой, Рой Ежов, Валентина Ермакова, Владимир Ерошин, Георгий Жердев, Светлана Захарова, Валерий Земских, Елена Кацюба, Константин Кедров, Кирилл Ковальджи, Александр Кондратов, Владимир Коркунов, Андрей Коровин, Эдуард Кулемин, Сергей Кузнечихин, Вячеслав Куприянов, Михаил Лёзин, Наталия Лихтенфельд, Евгений М’АРТ, Вилли Мельников, Юрий Милорава, Владимир Монахов и Александр Кузьменков, Наталья Никулина, Левон Осепян, Анна Пимонова, Валерий Прокошин, Анжела Пынзару, Дмитрий Рудлевский, Руша, Евгений Степанов, Александр Федулов, Алексей Шепелёв, Валерий Шерстяной, Дмитрий Цесельчук.
В III томе (тут много палиндромов, частушек, эпиграмм, пародий) — Ирина Акс, Елена Арс, Павел Байков, Юрий Беликов, Сергей Бирюков, Михаил Бойко, Александр Бубнов, Вадим Гершанов, Борис Гринберг, Вадим Гройсман, Ольга Зикрата, Елена Кацюба, Константин Кедров, Станислав Комардин, Владимир Котиков, Владимир Коркунов, Нина Краснова, Фёдор Мальцев, Алла Медникова, Евгений Минин, Арсен Мирзаев, Владимир Монахов, Андрей Мурай, Владимир Никифоров, Мария Панфилова, Евгений Степанов, Владимир Туровский, Евгений В. Харитоновъ, Иван Чудасов, Пётр Казарновский, Виктор Фет, Евгений В. Харитоновъ, Павел Хмара, Борис Юдин, Анатолий Яни.
Прошу прощения, если кого-то забыл. Перечисляю по памяти.
Антология разбита на жанры. А следующие тома, как я уже сказал, будут посвящены творческим индивидуальностям.
— Для тех, кто пожелал бы иметь трёхтомник, дай, пожалуйста, информацию о том, где можно его заказать.
— Книга продается фактически везде. И в интернет-магазине «Озон», и в магазине www.litlavka, а также в центральных магазинах столицы — «Москва», «Библио-Глобус», «Фаланстер»…
— Я хотела бы также поздравить тебя с приобретением журнала «Зарубежные записки». Знаю, что многие были огорчены тем, что журнал какое-то время перестал издаваться. Ты дал ему новую жизнь, чему все мы искренне рады.
— Спасибо, Вера. «Зарубежные записки» мы редактируем с Даниилом Чкония, очень известным поэтом и редактором. И я думаю, этот журнал будет востребован.
— А каковы твои планы на будущее? Над каким проектом ты работаешь в данный момент?
— Я много лет преподаю. Преподавал в школе французский и немецкий языки, основы тележурналистики в культурном центре Литературного института, читал лекции в американских вузах, Женевском, Хельсинкском, Ясском университетах, сейчас читаю курс стилистики в Останкинском институте телевидения и радиовещания, а в ноябре 2013 года меня назначили проректором по дополнительному образованию Института иностранных языков и культур имени Льва Толстого. Институт и Союз писателей ХХI века создают сейчас Профессиональные литературные курсы, будем учить людей (разного возраста) писать заметки и очерки, статьи и стихи, сценарии и пьесы, осваивать мастерство телеведущего, изучать основы верстки и дизайна, то есть мы хотим готовить пишущую братию к участию в реальном литературном процессе.
— Что ж, Евгений, от имени нашего журнала и объединения ОРЛИТА позволь поблагодарить тебя и пожелать дальнейших успехов и осуществления твоих поистине грандиозных проектов!
— Спасибо, Вера.
Беседу вела Вера ЗУБАРЕВА
Об Авторе: Евгений Степанов
Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института в 1986 году по специальности "учитель французского и немецкого языков", Университет христианского образования в Женеве в 1992 году и аспирантуру факультета журналистики МГУ в 2004 году. Кандидат филологических наук. Литератор, издатель, культуролог. Читал лекции в университетах России, США и Швейцарии. Генеральный директор издательства и типографии "Вест-Консалтинг". Издатель и главный редактор журналов "Дети Ра", "Футурум АРТ", "Зинзивер" (Санкт-Петербург) и "Другие". Член редколлегии журнала "Крещатик". Стажировался в издательстве "Bayar-press" (Франция) и газете "Leadger independent" (США). Член Союза журналистов Москвы с 1992 года, член Союза писателей Москвы с 2003 года, член Русского ПЕН-центра с 2006 года. Почетный гражданин штата Кентукки (США). Лауреат Отметины имени Отца русского футуризма Д.Д. Бурлюка. Работал в газетах "Семья", "Совершенно секретно", "Ступени", "Век", "Крестьянская Россия", журналах "Мы", "Столица", "Трезвость и культура" и других. Как поэт, критик, мемуарист, интервьюер печатался в таких изданиях, как "Дружба народов", "День поэзии", "День и ночь" (Красноярск), "Поэзия", "Вопросы литературы", "Юность", "Журнал Поэтов", "Членский журнал" (Нью-Йорк), "Столица", "Крещатик", "АКТ" (Санкт-Петербург), "Черновик" (Нью-Йорк), "Ex libris НГ", "Новое русское слово" (Нью-Йорк), "Собеседник", "Совершенно секретно", "Семья", "Вечерняя Москва", "Московская правда", "Московский комсомолец" и во многих других. Автор нескольких книг стихов, прозы, вышедших в России и за рубежом, а также культурологических монографий "Плакаты Госстраха как социокультурное явление" (М., 2003), "Карманные календари Госстраха" (М., 2004), "Социальная реклама в России: генезис, жанры, эволюция" (М., 2006). Награжден орденом и медалью.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.