В Фейсбуке прошла бурная дискуссия, посвященная творчеству великого русского поэта Анны Ахматовой. Мнения высказывались прямо противоположные. Печатаем без сокращений.
Редакция
Евгений Степанов. Опять читал Ахматову. Объясните мне, в чем ее величие.
Марина Кудимова. Сама с "Бега времени" об этом размышляю. Как себя при жизни поставишь, так тебе после смерти поклоняться и будут. Она – первая из тех, кто прижизненно поставил на имидж.
Сара Зельцер Почитайте Антиахматову Катаевой – итересный взгляд на биографию Анны Андреевны.
Евгений Степанов Поставила на имидж и выиграла. Имидж – составная часть поэтики. Все правильно. Но как стиховед я этому постоянно удивляюсь... Общественность обмануть очень легко.
Владимир Захаров Да, стихи-то средние, честно говоря. Особенно на фоне мужа убиенного.
Марина Кудимова Много раз в разных компаниях очень уважаемые люди читали Ахматову и не было случая, чтобы чего-нибудь не добавляли к стихам. Например: "Как это точно!" Но, во-первых, стихи, которые нужно сопровождать подобными комментариями, уже ставятся под сомнение. Во-вторых, чем это отличается от того, что сама Ахматова говорила, когда нечего было сказать: "Это очень Ваше!". Ну, наше – чье же еще?
Вениамин Ленский Гумилёв — поэт юношества, приключенческий. Ахматова строже, утонченнее будет: сказалось влияние Алигьери.
Марина Кудимова Да, ей Лозинский пересказал. А вот снисходительность к Гумилёву — общее место среди молодых поэтов. Надеюсь, пройдет.
Валерий Лобанов Владимиру Захарову: "стихи-то средние" — "на фоне мужа убиенного"... Что за бред?!
Владимир Захаров Это не бред, я это мнение выстрадал в противостоянии хору конформистов, подобных Вам, повторяющих общепринятую, по сути, навязанную точку зрения.
Вениамин Ленский Марина, мне очень симпатичен Гумилёв. Но уж если о Лозинском речь зашла, вспомним также Эредиа, чтобы сопоставить его творчество с творчеством Гумилёва. Первенство принадлежит Эредиа. Лозинский молодец.
Валерий Лобанов "Хор конформистов" под управлением А. А. Жданова.
Марина Кудимова Вениамин, я все же сохраняю надежду, что Вам известен сей литературный факт: "Трофеи" Эредиа — плод "СОБОРНОГО" перевода учеников Лозинского под его "руководством". И в чем первенство Эредиа? В "Конкистадорах"? Во-первых, Гумилёв перевел эти стихи блестяще — конгениально! Во-вторых, вся поэзия держится на преемственности. Все, кроме дилетантов, из кого-то выросли.
Марина Кудимова Валера, дорогой, осмелюсь заметить, что "ждановское" постановление ни малейшего отношения не имеет к поэтике Ахматовой — но лишь к ее биографии, которую по послесталинской привычке продолжают вводить в поэтику, как томатный сок в водку.
Вениамин Ленский Когда читаю Гумилёва, всегда появляется ощущение, хоть убейте меня, перевода на русский язык, за исключением немногих его стихотворений; чувство роста не отсюда, земли русской, а оттуда, из-за бугра. То же ощущение иногда появляется при чтении Волошина. Скажу еще, что у Ахматовой строка пластичней, нежели у Николая Гумилёва. Они оба мне по душе. Мы же только о технической стороне.
Роман Казимирский Не люблю присоединяться к чьему бы то ни было мнению, но здесь, пожалуй, соглашусь с Евгением. Для меня Ахматова всегда была посредственным автором.
Денис Липатов да нет никакого величия — кривляние одно.
Марина Кудимова Из города Киева, Из логова змиева — не из-за "бугра". Технически Гумилёв чрезвычайно разнообразен. Начиная с Ломоносова, русская поэзия брала откуда только можно — и правильно делала.
Вениамин Ленский А вот Иван Бунин тоже путешествовал, эмигрировал, но не нахватался же веяний... Не растворился духовно.Человек цельный, чистейшей души русской.
Марина Кудимова Вениамин, последнее дело — сталкивать лбами крупных поэтов. Волошин, который "нахватался" (попросту — был глубоким знатоком и воспитанником французской поэзии), написал о России великий, беспрецедентно трагический цикл с жгучими прозрениями:
Я ль в тебя посмею бросить камень?
Осужу ль страстной и буйный пламень?
В грязь лицом тебе ль не поклонюсь,
След босой ноги благословляя, —
Ты — бездомная, гулящая, хмельная,
Во Христе юродивая Русь!
Бунин, описавший, как положено путешественнику, все страны, которые посещал, по горячим следам создал "Окаянные дни" — вещь, вопиющую о непонимании природы русской революции. О старческой эротике "Темных аллей" умолчу — стыдно.
Все познается в поэтической эволюции — и ни в чем более.
Валерий Лобанов М. Кудимовой: Меня не волнует поэтика Ахматовой; меня волнует музыка ее стихов, неповторимая...
Галина Буслова
"...Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу."
А. А. Ахматова,
Герман Титов Меня никогда не покидало ощущение, что Гумилёв как поэт несопоставимо "больше" жены) Но Гумилёв "озарил" эмигрантскую лиру, Иванова, Адамовича. А Ахматова вырастила себе поклонников "здесь". Итог очевиден: эмигрантская поэзия вымерла, советская — продолжается.
Вениамин Ленский Все мы люди, и от эротики не застрахованы.
Евгений Степанов Какой замечательный разговор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Спасибо. Напечатаю в газете.
Татьяна Данильянц Жень, часто похожие вещи говорю в Европе... Цветаеву, говорю, читайте, Айги, Адамовича, Иванова, великого Тарковского... Что вас заклинило на Ахматовой? — говорю... Есть тут какая-то социополитическая подоплека...
Ирина Грин в отстраненности.
Ольга Белозерская
В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине — нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость! —
Затем что воздух был совсем не наш,
А как подарок божий — так чудесен.
И в этот час была мне отдана
Последняя из всех безумных песен.
Гоар Рштуни Для меня она предпочтительней, чем Цветаева в том смысле, что легче понимаю. У Цветаевой — два спущенных полога, а у Ахматовой – один.
Олеся Рудягина "Реквием".
Viacheslav Kupriyanov И верно — "читайте Айги!" — и поймете величие Ахматовой.
Валерий Лобанов Таня! Поостынь... Айги, Адамовичу и даже "великому Тарковскому" до А.А.А. далеко, как до Солнца ! Это на ее поэзии выросло несколько поколений русских людей, а не на Адамовиче...
Олеся Рудягина :)))) "Я научила женщин говорить..." :)))
Роман Казимирский У Ахматовой замечательная ритмика — Валерий Лобанов верно заметил. Однако литературный язык беден, рифмы банальны даже с учетом времени написания стихотворений. Если говорить о поэтике, то Гумилёв бесспорно стоит на несколько ступенек выше своей супруги.
Александр Грановский Как-то даже некорректно обсуждать-осуждать гениев. Ибо нам никогда не узнать всего хитросплетения контекста.
Татьяна Данильянц Слава...
Татьяна Данильянц Валер — это Ваше мнение — и хорошо)) Я — рада. Это — мое мнение. Не выросло — потому что фигура во многом "сделанная", а И. и А. были "персона нон грата", практически запрещенные в СССР.
Лидия Григорьева Женя! Это объяснению не поддается. просто запоминается на всю жизнь — и все.
Эмиль Сокольский Ахматова — сама гармония. Нужно, например, побывать в окрестностях Бежецка — в самом Слепнёве и окрестностях Слепнёва — чтобы прочувствовать "Течет река неспешно по долине" и пр., — широту дыхания, ощущение пространства, тишину полей-перелесков... короче говоря, этот особый звук из провинциальной глуши (сама Ахматова определяла настоящую поэзию по признаку "есть звук" — "нет звука"). У меня к Ахматовой есть своя претензия, но об этом я отдельно скажу...
Татьяна Данильянц И и А — это Иванов и Адамович
Валерий Лобанов Ниспровергать классиков — последнее дело. Тогда уж, по традиции, начинайте с Пушкина.Сбросьте его с атомохода современности!
Татьяна Данильянц Валер, я также как и Вы — профессионал. Мы никого не ниспровергаем. Женя Степанов выразил свою точку зрения — я с ним согласна. Вот и все. Остыньте))
Татьяна Полтавцева Гениальность всегда вызывает зависть и восторг.
Viacheslav Kupriyanov Говорить о том, кто выше кого в поэзии, значит не учитывать свою собственную поэтическую высоту. Поэт состоит из собственной высоты.
Татьяна Данильянц это и так, и не так, по-моему.
Татьяна Данильянц Мы смотрим на какие вещи ретроспективно, из СВОЕГО ВРЕМЕНИ. Вот и все. Никто не обижает никого. Мы просто размышляем о времени и его героях. Не завидуя, пытаясь не преувеличивать. Думаем вместе.
Viacheslav Kupriyanov Определять величие (высоту) поэта по отношению к другому поэтому невозможно без учета собственного поэтического роста. Величие поэта может определяться, исходя из расстояния, которое нас от него отделяет, из его собственной (при этом) величины и величины его пьедестала, а величина его пьедестала весьма зависит (опять-таки) от нашей собственной величины.
Если серьезно, филологам посоветовал бы ознакомится с работой В. В. Виноградова о поэзии А. А. Ахматовой.
Татьяна Данильянц не думаю, что знакомиться надо ТОЛЬКО филологам... Я, вот, историк искусства, а Виноградова читала)))
Игорь Панин Сейчас принято снисходительно относиться к Северянину, критиковать Есенина, подтрунивать над Маяковским, умалять значение Блока. И ничего. Нормально. Прокатывает. В то же время существует "неприкосновенная четверка": Ахматова-Пастернак-Цветаева-Мандельштам. Вот об этих можно только хорошее. Это такие "шестидесятники" начала ХХ века.
Татьяна Данильянц всегда было [полезно] делать ревизию, переосмысление существующего. Это нормально. Просто важно делать это вменяемо!
Марина Кудимова А уж эти "звуки"! Есть звук, нет звука... Акустическая ревизия, в которой вся досужесть "нечего сказать". Леонович написал: "Прав Пушкин — звукам воли не давал!"
Евгений Усвят Я дурак, вероятно. Но ведь что можем, то можем. И все.
Ilya Perelmuter Ничего не надо объяснять. Особенно про величие. Могу сказать о себе: до конца дней моих, как бы часто я ни читал Ахматову, она останется неисчерпаемой, она всегда для меня будет полузагадкой, тайной, источником новых чувств и мыслей. А теперь вопрос: сколько таких, как я, наберется, десять, двадцать, тысячи? Вот и ответ.
Анна Гедымин "Бог сохраняет все, особенно слова / Прощенья и любви, как собственный свой голос".
Ольга Заброцкая Флюиды... Ахматовские флюиды. Почитайте воспоминания А. Баталова.
Анна Ретеюм Не хочется мне вмешиваться в этот бесполезный спор, но не могу промолчать. Отношение к тому или иному поэту складывается из собственного понимания сущности поэзии, то есть как рассматриваемый автор воплощает это наше представление... Для меня Анна Ахматова — великая, и не потому, что у нее такая или эдакая рифма, пластика строки (все это у нее на должном уровне), а потому, что велик ее внутренний мир — мир поэтического переживания. Так жить и чувствовать может только подлинный поэт, другим это не под силу — слишком больно, слишком изнурительно. Вот почему сейчас при всей формальной изобретательности многие стихи попросту не трогают. Сухие, мертвые. Нет в них того, ради чего стоило бы обременить...
Валерий Лобанов Любить поэта или не любить — по воспоминаниям (пусть даже и Баталова)???
Анна Ретеюм обременять этот мир дополнительными словами.
Надежда Кондакова "По сравнению с "Вечером", изданным два года назад, "Четки" представляют большой шаг вперед. Стих стал тверже, содержание каждой строки — плотнее, выбор слов — целомудренно-скупым, и, что лучше всего, пропала разбросанность мысли, столь характерная для "Вечера" и составляющая скорее психологический курьез, чем особенность поэзии", 1914 год.
(Цит. по Н. Гумилёв, "Письма о русской поэзии")
Юрченко Юрий Владимир Захаров: "Это не бред, я это мнение выстрадал..."
Небось лет двадцать, не меньше, в колымских лагерях выстрадывалось...
Леонид Санкин "Неприкосновенная четверка" существует всего-то четверть века, а до этого она была практически "неупоминаемой", дайте ей побыть "неприкосновенной" еще столько же, как в свое время были "неприкосновенными" Маяковский,Есенин и Блок, олицетворявшие собой советский рабочий класс, колхозное крестьянство и трудовую интеллигенцию соответственно. Ну, а сравнивать ААА с Адамовичем и Тарковским, на мой взгляд....только после хорошо отмечаемых бесконечных праздников.
Вл. Новиков С Новым годом, Леонид Владимирович! И со здравым смыслом, неизменно Вам присущим!
Леонид Санкин Спасибо, Владимир Иванович, взаимно!
Ольга Чугина Поэты все прекрасны, их можно не любить, но, что делать, преклоняться надо.
Эльмира Кожаева Величие в том, что Ахматова! И этим все сказано!
Александр Тенишев Слава Богу есть из кого выбирать. Не нравится Ахматова читайте Хлебникова. У каждого своя иерархия, темперамент и вкусовые предпочтения.
Саша Петров Неплохо было бы обсудить еще Верочку Полозкову
Алла Марченко Генису... Фотки (Сидур и Юля) замечательные. А вот вашего Степанова мне искренне жаль. Заниматься стихами и ничего в них не понимать. В чем величие Ахматовой. Да нет у нее Величия — ничего нет, кроме стихов.
Валерий Лобанов Саше Петрову: ну это не с нами !
Валерий Лобанов "И все стояли виновато / и непривычно вдоль икон —/ без полномочий делегаты / от старых питерских сторон./ По завещанью,как по визе, / гудя на весь лампадный зал,/ сам протодьякон в светлой ризе / Вам отпущенье возглашал./ Он отпускал Вам перед богом / все прегрешенья и грехи, / хоть было их не так уж много:/ одни поэмы да стихи. ЯРОСЛАВ СМЕЛЯКОВ Из стих-я " АННА АХМАТОВА" 1966.
Александр Тенишев Ярославу можно верить. Он за это понимание дорого заплатил.
Евгений Степанов Алле Марченко. Как это знакомо! Ты задаешь вопрос и получаешь в ответ: да он в стихах ничего не понимает. Ну, конечно, понимаете только Вы. Хорошо хоть не сказали — сам дурак. Спасибо за урок интеллигентности.
Вениамин Ленский Я всегда настаивал, что Александр Блок — основополагающий поэт Серебра, его непременный дух. О знаменитом квартете, как известно, положительно Иосиф Бродский высказывался. И Блока не упомянул. Почему? Да потому, что Александр Блок — вне этого упоминания, но как бы над ним.
Саша Петров Валерию Лобанову: а что же не с вами?))
Есть у Марины Цветаевой статья "Поэт о критике" — неплохо было бы многим почитать))
Николай Блохин
Мне, лишенной огня и воды,
Разлученной с единственным сыном,
На позорном помосте беды,
Как под тронным стою балдахином.
(Из цикла "Черепки", 1949(?))
Николай Блохин Если книги переживут их автора на 100-200 лет, считай, что он писал для вечности. Ахматова писала для вечности. Вся наша жизнь лишена огня и воды, а на помост беды нас выводили не раз.
Александр Вепрёв АХМАТОВА Смотришь на фото и чувствуешь величие ее взгляда вверх...
Владимир Захаров Юрий Юрченко: сами-то чьих будете? Или чтоб хамить родословная как раз не важна?
Марк Шатуновский тут от величия всей поэзии ничего не осталось, что ж померкшему величию Ахматовой удивляться — снявши голову, по волосам не плачут...
Игорь Панин Вениамин Ленский, не совсем так. Бродский активно не любил Блока. Говорил, что тот чрезвычайно пошл. Да и прочее в таком духе.
Юрченко Юрий Владимир Захаров: "Сами-то чьих будете?.."
Ахматовских… Георгиеивановских… Гумилёвских…
Владимир Захаров Что-то по Вам не заметно
Вениамин Ленский В свое время прочитал все опубликованные стихотворения Бродского и Блока. Это вот как раз Бродский смотрится на его фоне пошляком. Пошлость Бродского всегда, или почти всегда, содержит в себе сексуальную подкладку. Вспомним хотя бы один из самых выразительных ее примеров — шахну еврейки... Пошло? Да! Но сравнение с вороньим гнездом — нам нравится.
Сергей Анненков Да кто такой Бродский по сравнению с Блоком? А величие Анны Ахматовой в том, что она была человеком высшей ученой степени, а не только поэтессой.
Эвелина Шац странные комменты... Иногда думаешь, куда это я попал
Сергей Анненков Тогда выложите, пожалуйста, свои. Может, они не будут странными?
Эмиль Сокольский Марине Кудимовой: "Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет". Видимо, это о поэтах с большой буквы))
Tatiana Molchanova-Learmonth Я не хочу хвалить любовь мою, Я никому ее не продаю!
Шекспир
Владимир Седов Люди становятся великим благодаря поклонникам.
Ольга Чугина А ведь верно, Владимир Седов, только сначала надо стихи написать такие, чтобы их приняли поклонники.
Сергей Анненков Шекспира надо перечитывать.
Сергей Анненков Не согласен, есть поклонники, которым нравится ФИЗЯ, а не написанное.
Сергей Анненков К сожалению, в России поклонники появляются после смерти.
Ольга Чугина Сергей Анненков, Вы себе противоречите. Сначала говорите, что поклонникам нравится ФИЗЯ, а потом, что поклонники появляются после смерти. Поэт един, и обликом, и словом он привлекает, вызывает поклонение, но и зависть у тех, кто поэтом не станет никогда…
Сергей Анненков Олечка, привет! А в чем я не прав? Ахматову обожаю! К Цветаевой отношение другое, ну, любила бы Бальмонта и любила, а зачем из-за любви кончать с жизнью?
Ольга Чугина Привет, Сергей! Поподробнее о Бальмонте, о любви Цветаевой к нему. Столько читала, первый раз слышу. Просветите.
Сергей Анненков Оля, такое на показ не выносят. Попробуйте залезть в архивы, это правда!!! А разве в институте ВАМ это не преподавали?
ОТ РЕДАКЦИИ
Итак, мнения разделились.
На наш взгляд, Анна Ахматова — великий поэт.
Об этом, кстати, неоднократно писал Евгений Степанов в своих статьях и книгах.
Но вот в чем заключается ее величие — мы и попытались разобраться.
Совершенно очевидно, что поэта без биографии не бывает. Биография — составная часть судьбы поэта. Судьба расширяет семантику слова.
Анна Ахматова написала много замечательных стихов, прожила легендарную жизнь.
При этом, разумеется, имеют право на жизнь любые (корректно высказанные) точки зрения на творчество поэта.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.