Александр Акентьев
Среди Дней воинской славы России, установленных Федеральным законом Российской Федерации, особой датой стоит 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой в 1941 году. Это было одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Оно началось 30 сентября 1941г. и закончилось 20 апреля 1942г.
О той войне много воспоминаний и работ историков. Взгляды на нее противоречивы и меняются в зависимости от политических пристрастий. Многие из них стремятся приуменьшить подвиг советского народа. Но одно несомненно, битва под Москвой развеяла надежды врага – это был окончательный провал гитлеровской стратегии «молниеносной войны» - блицкрига. Потерпев поражение на полях Подмосковья, немецкие войска были отброшены на 100-250 километров от столицы СССР, а Германия вынуждена была втянуться в войну на истощение, где у нее не было реальных шансов победить.
То время родило немало героев, казалось бы до войны ничем особо не примечательных людей. Наш долг свято беречь память о них. Тем более сегодня, когда идет массированная атака на эту память с целью сломать наше сознание и, воспитав Иванов не помнящих родства, а лучше янычар, вставить туда новое содержание и новые символы. К сожалению, глядя на события, происходящие на Украине, приходится констатировать - это во многом удалось. Помните, как еще в начале далеких 90-х началась пропагандистская атака по «развенчанию» героев: молодогвардейцев, Александра Матросова, Зои Космодемьянской и других. Мне доводилось сталкиваться с подобными «историками», работниками образования, деятелями «Просвиты» и прочих национально-свидомых организаций. Противостоя их разрушительной работе, мы делали что было в наших силах, однако машина государства им или благоволила, или бездействовала, что одно и то же. Их деятельность, мотивирующуюся как борьба с «тоталитарным прошлым», «сталинизмом» и «за демократию» стимулировалась кучей зарубежных фондов, развернувшихся на Украине. И цели своей, по сути привития культуры деградации, они постепенно достигали. Что ж, результат налицо, это и на их руках пепел сожженных в Одесской Хатыни, кровь тысяч и тысяч мирных жертв идущей гражданской войны. Не допустить больше подобного, будет одной из главных задач в процессе становления Новороссии.
В эти дни исполнилось 79 лет с того дня – 29. 11. 1941г., как немцами была казнена Зоя Космодемьянская, первая из женщин в годы войны, удостоенная звания Героя Советского Союза. О ее подвиге страна узнала в январе 1942 года из помещенного в «Правде» очерка «Таня», в котором корреспондент газеты Петр Лидов рассказал о схваченной фашистами в подмосковной деревне Петрищево юной партизанке, которая назвала только свое имя и ничего больше не сказала врагам, хотя подверглась самым изощренным пыткам. Ее повесили, а над телом, которое в течение месяца не позволяли снять и похоронить, все это время измывались. Заснятые кадры казни потом обнаружили среди бумаг убитого немца. Солдат из воинской части, казнившей Зою, во время всей войны в плен не брали.
Узнать настоящее имя героини помогла ее школьная подруга, опознавшая Зою по помещенной в газете фотографии. Так кто же была Зоя? Она являлась красноармейцем диверсионной бригады, которой руководил легендарный Артур Карлович Спрогис. В июне 1941 года он сформировал особую воинскую часть № 9903 для проведения диверсионных действий в тылу вражеских войск. Именно в эту часть в дни битвы за Москву в числе 2000 добровольцев из комсомольских организаций Москвы и Подмосковья попала 18 летняя девушка.
История подвига Зои Космодемьянской еще с военной поры является по сути дела хрестоматийной. Как говорится, об этом писано-переписано. Но все же нужно добавить, что диверсионным группам было поставлено задание сжигать конюшни, где немцы размещали лошадей и, во исполнение приказа Ставки ВГК № 0428 от 17 ноября 1941 года, дома, где размещались немцы. Цитирую строки не так уж давно рассекреченного приказа: «Необходимо лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом». Жестокая необходимость войны и защиты Москвы.
Боевое крещение, как и следующий выход, прошли успешно. По словам сослуживцев Зои, ей удалось сжечь немецкий узел связи, что затруднило или сделало невозможным взаимодействие некоторых немецких частей, стоящих под Москвой.Однако во время оказавшегося последним выхода диверсанты сначала наткнулись на засаду, многих своих товарищей потеряли, а потому вечером 27 ноября в Петрищево с целью сжечь избы, где квартировали немцы, отправились только трое.27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома, при этом у немцев погибло 20 лошадей. По возвращении командир группы Борис Крайнев дожидался своих товарищей в условленном месте. Он видел, как вспыхнуло зарево в южной части, где должна была быть Зоя, но ни ее прихода, ни возвращения третьего члена группы Василия Клубкова так и не дождался. Потом оказалось, что Зою схватили, когда она уже подходила к лесу. Ее выдал Василий, сначала не справившийся с заданием, потом струсивший и не оказавший сопротивления гитлеровцам. С ним, завербованным, потом разберутся и накажут по всей строгости закона, как и тех местных жительниц, которым станет жалко своего сгоревшего добра и они будут пытаться ударить стоявшую у виселицы Зою.
В этой истории мужество и высота человеческого духа столкнулись с низостью предательства и изуверской жестокостью, но еще труднее понять тех, кто сегодня, несмотря на все документы, свидетельства и экспертизы, продолжает утверждать, что Космодемьянская — всего лишь героиня массированной пропагандистской кампании. Не говоря о тех, кто это делает уже сознательно.
Социолог С. Г. Кара-Мурза так описывает происходящее: «…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: „Технология разрушения образов в ходе перестройки". Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у ней была семья, как она выглядела, в чём была суть её подвига. А потом объяснили, почему именно её образ надо было испоганить — ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно её выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И её образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа».
Для современного читателя следует пояснить еще один смысл боевого задания, которое выполняла красноармеец Зоя Космодемьянская. Диверсионным отрядам Спрогиса было приказано в первую очередь сжигать конюшни. И пусть «любители животных» не делают скорбное лицо, жалея «бедных лошадушек». Боевое время и стратегический расчет требовали этого. Дело в том, что немецкая артиллерия вся была на конной тяге. Именно лошадьми она подтягивалась к Москве. Но все немецкие тяжеловозы, шайры и першероны, везшие пушки и гаубицы, имели одну особенность: при пяти градусах мороза у них завод кончался и без теплых конюшен они обойтись не могли. Устраивали немцы стойла для лошадей и в деревенских избах, где придется. Вообще в военные годы немцы сделали для себя немало открытий в русской природе, особенно когда приходилось передвигаться по бездорожью. Оказалось, что русская невзрачная лошадка и выносливей, и неприхотливей чем хваленые першероны, и лошадок стали конфисковывать у крестьян. И немецкие повозки на дутых шинах, попавшие в осеннюю распутицу, было не сдвинуть с места. Грязь набивалась на шины и повозки вязли. Русская же телега имеет узкие колеса, которые грязь просто разрезают. Немцы в скором времени, сообразив, что такое ее устройство не от «русской дикости», постарались сменить и транспортные средства.
Если уж речь пошла о лошадях, стоит заметить, что сложившаяся в массовом сознании моторизованность вермахта сильно преувеличена. Люди привыкли судить о той войне чаще всего по художественным фильмам, отображающим то время. Кинематографистов можно понять, их давит бюджет картины, использовать при съемке фильма технику сегодня дешевле чем конский состав. Да и где столько лошадей возьмешь? Свою роль сыграла и писанина разных свидомых публицистов, холуйски посматривающих «на Европу». Несколько цифр. В каждой пехотной дивизии вермахта существовало и кавалерийское подразделение. Это разведывательный отряд, штатной численностью 310 человек. Он практически полностью передвигался в конном строю – в его составе было 216 верховых лошадей, 2 мотоцикла и всего 9 автомашин. Хотя на момент начала войны в вермахте была лишь одна кавалерийская дивизия, но в дальнейшем немцы их количество наращивали и в вермахте, и в СС. Например, в 1944 году в боях в Венгрии на стороне немцев участвовал кавалерийский корпус вермахта «Фон Хартенек» и две кавалерийские дивизии СС – 8-я «Флориан Гейер» и 22-я «Мария Терезия».
Зоя погибла. Ее гибель была трагической и героической. Когда в вещах убитых немецких солдат были найдены фотографии казни Космодемьянской, Александр Довженко написал к ним комментарий, в котором подробно остановился на страданиях Космодемьянской, на ее женственной беззащитности, несмотря на то что она в чем-то напоминает бойца: «Холодно Зое. Опухшие от мороза и побоев руки ее сжаты в кулаки, как у бойца: босые, в одних лишь чулках, ноги почернели за страшную ночь от мороза. Опухли искусанные в кровь губы: двести ударов немецких ремней всю ночь выбивали признания из нежных девичьих уст и не выбили. Не закричала, не заплакала, не застонала. Все, что могло обрушить на девушку тупое немецкое насилие, аморальность, жестокость и бессильная ненависть к русскому народу, – все перенесла молодая русская душа».
Но десятки боевых групп части Артура Спрогиса вновь и вновь шли в тыл врага, выполняя опасные, но необходимые для победы задания. Во время битвы под Москвой в этой воинской частью разведотдела Западного фронта было подготовлено 50 боевых групп и отрядов. Всего за сентябрь 1941- февраль 1942 года ими было совершено 89 проникновений в тыл противника, уничтожено 3500 немецких солдат и офицеров, ликвидировано 36 предателей, взорвано 13 цистерн с горючим, 14 танков
И Зоя не осталась неотомщенной. Советские солдаты отреагировали на гибель девушки так, как надо. Они писали письма матери Космодемьянской, обещая отомстить за смерть ее дочери. Они писали имя девушки-партизанки на своих танках и самолетах и специально преследовали тот немецкий полк, что убил ее. Они носили фотографии девушки в нагрудных карманах, когда шли в бой. И весной сорок пятого дошли до Рейхстага.
ЗОЯ.
Под виселицей на морозе
Стояла. Не выбит ответ!
На пытки, побои, угрозы
Враг слышал лишь слово: «Нет!»
Не гнулась перед палачами,
Не сникла ее голова,
Прорвав тишину, прозвучали
Последние Зои слова!
Снег падал на девичьи плечи,
Последним минутам отсчет:
- Товарищи, верьте, враг не вечен!
Сталин придет!
И эта народная вера
Бойцов поднимала на бой.
В отчаяннейшем сорок первом
Враг будет разбит под Москвой!
Европа лежит в развалинах,
Но вера в сердцах крепка -
С востока, приказом Сталина
Рвутся вперед войска!
Мы мирные встретим рассветы
Еще мы увидим мечту
В первейшей стране на планете,
Полей, городов красоту!
Придет мир победной весною,
И память о Зое живет.
Пока есть такие герои,
Врагу не сломить наш народ!
Поколение Зои Космодемьянской и Олега Кошевого. Это было фантастическое поколение. Мы в жесточайшем военном напряжении смогли отстоять свободу своей Родины. Но дело в том, что немецкое нашествие почти убило цивилизацию Красной Мечты. Война уничтожила ее носителей, проникнутых ее духом – молодежь. Этот бесценный людской капитал накопился в нашей стране уже к концу 1930-х годов. То были юноши и девушки, которые олицетворяли собой слова песни: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…». Это поколение свято верило: мы можем все! Разгадать все тайны, слетать на Марс, проникнуть в недра планеты… Чтобы окунуться в ту атмосферу, достаточно посмотреть довоенные фильмы, прочитать довоенную фантастику.
И это не было пустыми грезами. С конца 1930-х годов в СССР вкладываются громадные деньги в науку, образование, исследования по ядерной физике. Именно советская молодежь, воспитанная на всем этом, и должна была в 1950-60-годах стать у руля страны, повести ее даже не в прорыв, а в полет.
Первый в мире спутник, Гагарин, атомоходы и новые города в тайге – это лишь бледная тень того, что должно было появиться у нас, если бы не война. Но даже этот ослабленный вариант «русского чуда» потряс мир, заставив Запад конкурировать с нами изо всех сил. А если бы рывок состоялся в полную силу, как планировалось в 1930-е ?
Увы, вместо штурвалов космопланов, ребятам поколения Зои Космодемьянской и Олега Кошевого пришлось взять в руки винтовки и бутылки с «коктейлем Молотова», идти в пехоту и партизанские отряды. Под Брестом и Москвой, Краснодоном и Сталинградом гибли неслучившиеся космонавты и изобретатели. А тем из них, кто уцелел, пришлось не подземоходы и машины времени строить, а надрывать жилы, разбирая руины городов, заново подымать промышленность и спасать страну от голода.
Сегодня в наши души смотрят десятки миллионов погибших на фронте и в концлагерях, расстрелянных и сожженных заживо, искалеченных и умерших от голода и лишений, овдовевших женщин, миллионы нерожденных детей.
Так что, направляя мысль в предвоенные и военные годы, следует помнить: мы никому ничего не должны за ту войну! А вот нам должны крепко! В том числе и за сегодняшний день.
И, читая нынешние опусы украинских официозных «национально-свидомых» писак, по холуйски поливающих грязью страну и возводящих пособников врага в ранг героев, нужно знать – эта война не только в противостоянии сражающегося Донбасса, но и в инфернальном пространстве, еще продолжается.
Александр Акентьев.
газета "XXI век"
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.