В музее Владимира Даля
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей, — сказала мне сестра... Из зала в зал переходя, здесь движется народ. Вся жизнь великого...» гуманиста, литератора, энциклопедически образованного, легендарного автора «Словаря русского языка» Владимира Ивановича Даля встает перед вами в этом музее. Кто-то сказал, что народ любит ставить памятники замечательным людям, а их жизнь и деятельность — в свою очередь памятник, поставленный ими народу. Луганчане создали памятник своему выдающемуся земляку Казаку Луганскому — Литературный музей Владимира Даля. Его экспозиция дает возможность нашим современникам оценить и осознать, как много можно сделать в течение жизни, если твой труд подчинен чувству любви к Родине. Директор музея Людмила Соколова с гордостью рассказывает, как, невзирая ни на что, пополняется музейный фонд, как собирается здесь творческая интеллигенция на традиционные «четверги», где звучат стихи и романсы, идет обмен мнениями не только о литературе, но и о жизни.
— Так сложилось, что Литературный музей Владимира Даля создан, развивается и пополняется благодаря совместным усилиям краеведов, общественных организаций и госструктур. Многие экспонаты были приобретены благодаря спонсорской помощи. В большом списке меценатов - частные лица, общественные организации, благотворительные фонды. Среди них — профессор университета, известнейший далевед Юрий Фесенко, благотворительный фонд «Благовест», другие меценаты. Научное изучение новых поступлений позволяет нам не только расширить рамки экспозиций, но и способствовать более глубокому осмыслению жизни и творчества Владимира Даля в контексте эпохи.
Давайте пройдем по залам музея, перелистаем страницы биографии этого удивительного человека. А лучшего гида, чем директор музея, нам не найти.
От Луганска до Петербурга
В.И.Даль родился в семье лекаря Луганского литейного завода. Послужной список Ивана Матвеевича Даля, а именно так звучит его имя после принятия в 1799 г. в Луганске присяги на верность Российской империи, говорит о блистательной карьере выходца из унтер-офицерских датских детей Иоганна Христиана Даля. Европейское образование, профессионализм, личные качества — трудолюбие, принципиальность и беззаветное служение Отечеству были отмечены государственными наградами и пожалованным дворянством. А вот - Юлия Мария Фрейтаг, мать Владимира, полунемка, полуфранцуженка. Знание пяти иностранных языков, виртуозное владение музыкальным инструментом, голос (по воспоминаниям современников) европейской певицы, педагогические способности, удивительная скромность и преданность семье — все это ее черты. На плечах этой хрупкой милой женщины держался быт Далей. Семья была не богата, если не сказать, бедна, никогда не имела собственного дома, только казенные квартиры да две души крепостных. Главный доктор и инспектор Черноморского флота Иван Даль сутками на службе, мать занималась воспитанием и образованием детей. Когда дети выросли, она подрабатывала репетиторством.
Иван Даль воспользовался своим правом обучать сыновей на казенный кошт в Морском кадетском корпусе (С.-Петербург). В своей шутке-прибаутке автор словаря, будучи уже в преклонных годах, писал: «Как Даля Ивановича в мундир нарядили, к тесаку прицепили, барабаном будили, толокном кормили, книг накупили, тетрадей нашили, ничему не учили, да по субботам били. Вышел молодец на свой образец». Здесь судьба сводит его с людьми, чьи имена навсегда останутся в отечественной истории: П.Нахимовым и Д.Завалишиным. Кстати, сын Даля Лев Владимирович служил во время Крымской войны под началом Нахимова. Среди 86 выпускников 1819 г. Владимир Даль шел 12-м, но морская карьера его не сложилась. Тому было несколько причин: состояние здоровья, дерзкий характер, раскрывающийся в нем несомненный литературный дар. Сама судьба привела его в 1826 г. в студенческий город Дерпт (ныне г. Тарту, Эстония). Там служил его любимый брат Павел, туда же переехала овдовевшая в 1821 г. матушка.
Это было похоже на вторую молодость. Здесь, если судить по воспоминаниям В. Жуковского, Н. Пирогова, раскрылась в полной мере творческая натура Даля. Все светлое, романтичное, что было глубоко упрятано от всех во время учебы в кадетском корпусе, открылось. Он — душа любой компании, один из одарённейших студентов, сумевший экстерном сдать экзамены и защитить докторскую диссертацию перед отправкой на фронт. «Хорошо про войну слушать, да страшно войну видеть». Все ужасы войны: полевые госпитали, карантинные лагеря, потеря близкого, родного человека — все это пережил Владимир Даль во время военных кампаний 1828—1831 гг. Награды, которыми отмечена воинская доблесть молодого доктора, говорят сами за себя: Орден Святой Анны III степени, Владимирский крест IV степени, установленную на Георгиевской ленте медаль. В Петербурге он продолжает службу на военно-медицинском поприще. Для нас XIX век — время литературных титанов. Один из них — Александр Пушкин познакомился и подружился с Далем в 1832 г., когда у того вышла первая книга «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Блистательный образец аннотации, вынесенной в заглавие книги. А в музее можно ознакомиться с фотокопией этой книги. Она особенно нам дорога, ведь само издание — библиографическая редкость, и именно она в одночасье сделала Казака Луганского известным писателем. Появившись в продаже в середине октября, уже к концу месяца она запрещена, весь тираж уничтожен, а сам автор — под кратковременным арестом. Остались экземпляры, раскупленные до ареста и автора, и книги. Второй раз сказки увидели свет только в 1861 г. Дата изготовления фотокопии — 50—60-е годы прошлого столетия. Низкий поклон человеку, сумевшему сохранить для потомков эту книгу.
«Справедливый Даль»
- Автор словаря, писатель, врач, морской офицер, этнограф, географ, музыкант, высокопоставленный чиновник — более разносторонне развитой личности, чем Даль, трудно найти во все времена. Какие из экспонатов музея помогают посетителям понять и оценить богатую натуру великого земляка?
— Экспозиция в целом дает возможность проследить основные этапы жизни Даля. 1833-й — это год, во многом определивший его судьбу. Выход первой книги и последовавшие за этим события: женитьба на юной красавице Юлии Андрэ, уход с военно-медицинской службы и поступление на госслужбу, переезд молодой семьи в Оренбург. Он сделал для Оренбурга необычайно много. И в первую очередь как политик, сумевший за короткий срок досконально изучить и, насколько это возможно, стабилизировать сложнейшие социально-политические процессы этого разнопланового края. В то же время он открыл для себя совершенно иной мир и полюбил его. Лучшее доказательство тому — его повесть «Бикей и Мауляна», напечатанная в 1836 году в сборнике «Библиотека семейного чтения», который имеется в нашем музее. К этому времени он успел изучить казахский язык, обычаи и нравы этого народа, что позволило ему с такой убедительностью описать историю любви, вечной и каждый раз неповторимой. «Справедливый Даль» — многие ли чиновники как прошлого, так и нынешнего времени могут заслужить у народа столь высокое звание? Его естественно-научные изыскания получают высокую оценку, а сам он — звание члена-корреспондента Академии наук в 1837 г.
В 40-е годы «по вызову главного начальства над военно-учебными заведениями он написал превосходные учебники ботаники и зоологии. Они высоко ценились и естествоиспытателями, и педагогами». Так характеризует их биограф Даля А. Мельников-Печерский. Перед нами — учебник зоологии, изданный предположительно в 1847 г. Его отличает живой, образный язык. Под стать текстам 700 иллюстраций, выполненных на высочайшем художественном уровне А.П.Сапожниковым. В экспозиции — бесценнейший альбом гравюр, выполненных этим талантливым рисовальщиком. Это рассказ в картинках, по сюжетам которых в 1844г. Владимир Даль написал трагикомическую, поучительную историю «Похождения Христиана Христиановича Виольд-амура и его Аршета». Имя Сапожникова сейчас почти забыто, а ведь это был не просто талантливый художник, педагог, но и активный общественный деятель. В 1847г. он избирается Академией художеств в почетные вольные общники.
Долгие годы он был казначеем общества поощрения художников. Ведь именно это общество субсидировало образование талантливых самородков из народа, таких, как, например, Т.Г.Шевченко. Восемь лет оренбургского периода жизни вместили очень многое: рождение детей — Юлии и Льва, встречи с Пушкиным и их последнюю, когда гениальный поэт уходил в мир иной, смерть горячо любимой жены, женитьба на Екатерине Соколовой. Ему сопутствует успех и продвижение по службе, он один из самых читаемых писателей.
И Географическое общество…
— Вероятно, судьба Владимира Даля ярче всех экспонатов, и она, продолжаясь здесь, в музее, дает образец служения Отечеству и литературе...
— Конечно, все этапы его жизни свидетельствуют об этом. В 1841 г. семья Далей переезжает в Петербург. Статский советник Владимир Даль — правая рука товарища министра уделов, а впоследствии министра внутренних дел Л. А. Перовского. Под его началом служили выдающиеся личности: А.К.Толстой, И.С.Тургенев, П.Г.Редькин. Сложно кратко изложить круг вопросов, входящих в служебные обязанности Даля. Более подробно хотелось бы остановиться на деятельности Русского географического общества, первое заседание которого прошло в 1845 г. на квартире Владимира Ивановича, на «далевском четверге». Далем был подготовлен и разослан «Этнографический циркуляр» — обращение ко всем должностным лицам России, который распространялся в течение 25 лет. Сбор этнографической информации был поставлен на государственный уровень. Особо выделены строгие требования к собираемой информации: «...чем ближе и вернее будут описаны со слов народа, тем они будут драгоценней...» Столь напряженный рабочий ритм не мог не сказаться на состоянии здоровья. Для поправки оного ему был предоставлен отпуск на все лето, который он провел в южных губерниях; во время этого отдыха, если только его можно назвать отдыхом, материал для словаря значительно пополнился, но здоровье Даля, прежде крепкое, а в Петербурге сильно пошатнувшееся, не поправилось. Это и стало официальной причиной перевода Владимира Ивановича в Нижний Новгород в должности управляющего Нижегородскою удельною конторою. В его ведении под непосредственной опекой и защитой более 30 тысяч удельных крестьян. «Должность свою понимаю я только в значении заступника за крестьян». Благодаря его усилиям в губернии открыто 11 сельских школ, организовано обучение 1133 крестьянских девочек, основано ремесленное училище, построено помещение для открывшейся удельной гомеопатической больницы. Здесь им написано более ста очерков, напечатанных в популярных сборниках, среди которых хотелось бы выделить «Морской сборник». Издания 1856 и 1857 гг., включающие произведения Даля, украшают экспозицию музея. В Нижнем Новгороде завершена его многолетняя работа «Сборник пословиц». В 1853 г. цензура запрещает печатать сборник, и много повидавший в жизни, иногда слишком прямолинейный, а иногда и политично уступчивый Владимир Иванович начертал на титуле книги «Пословица не судима». Только в 1862 г. бесценное издание, любимое детище Даля — этнографическая энциклопедия русской жизни — представлено читателю в своем первозданном виде.
«Какой словарь чудесный получился!»
— «Времена не выбирают...» И в каждом времени свои проблемы, которые будучи, с одной стороны, неповторимыми и оригинальными, с другой — уже решались нашими предками, может быть, лишь в несколько ином виде...
— Да, не зря говорят, что все старо как мир. То, как решал проблемы Владимир Иванович и будучи чиновником, и будучи ученым, — это пример порядочности и ответственности за свое дело и близких людей. Когда толковый словарь живого великорусского языка был собран и обработан до буквы «П», Даль решил уйти в отставку и посвятить себя работе над словарем. В 1859г. он поселяется в Москве на Пресне в доме, построенном историографом князем Щербатовым, написавшим «Историю Российского государства». В этом доме прошел заключительный этап работы над словарем, до сих пор непревзойденным по своему объему. Две цитаты, определяющие задачи, которые поставил перед собой Владимир Даль: «Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который придает языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи».
«Общие определения слов и самых предметов и понятий — дело почти не исполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудренее, чем предмет проще, обиходнее. Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других, конечно, вразумительнее всякого определения, а примеры еще более поясняют дело».
Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута. Вот что написал Котляревский о словаре: «...и наука, и словесность, все общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости». А ведь так легко и просто в этом стремительно развивающемся мире отбросить за «ненадобностью» все устаревшее, наивно-архаичное. И не по злому умыслу, а скорее по недомыслию. Владимиру Далю было дано предчувствовать эту опасность, отсюда его подвижнический труд по сбережению истоков, чистых родников природной речи.
— Проходят столетия, но и сегодня о нашем времени можно сказать словами одного из далевских литературных персонажей «Пора такая... Время скудное и тяжелое, только тем и живется, что авось да небось. Да, и тем часом авоська веревку вьет, а небоська на тебя и петлю накидывает». И только труд, неустанный труд способен избавить нас от вечных пороков, приподнять над действительностью и оставить свой зримый, ощутимый след в истории.
— Этот подвиг под силу единицам, многие из которых приходят к нам через столетия на слегка пожелтевших страницах книг. Наша задача — собрать по крупицам эти бесценные памятники культуры прошлого и в целости и сохранности передать на благо, на добрые дела следующим поколениям. Символично появление в нашей коллекции сборников произведений детей-лауреатов фестиваля «И пробуждается поэзия во мне», в одном из которых 13-летняя Наташа Жарикова из посёлка Успенка пишет: «… А напоследок осталось сказать, как трудно было слова собирать. Собирал 53 года, трудился – какой словарь чудесный получился!»
Владимир Спектор
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.