«…НА КАЗАЧИЙ ПРАЗДНИК ПОКРОВА»
Сегодня, 14 октября, один из двенадцати самых больших христианских праздников — Покров Пресвятой Богородицы – символ защиты, символ помощи, которую Царица Небесная дает каждому, кто обращается к Ней с верой в ответ на его труды и молитвы. Этот праздник любим в нашем народе, но особенно почитаем среди казаков. Под покровом Богоматери казаки не боялись ни вражеского огня, ни грозной стихии, переносили все испытания, защищая от врагов свою Родину и Православную веру. C праздником Покрова связано одно из самых чудесных событий в истории казачества, случившееся во время «Азовского сидения», которому в этом году исполняется 375 лет, о чем ниже. С тех пор Покров неразрывно связан с казачеством. Как писал казачий поэт Николай Туроверов (1899 – 1972):
«Но покуда веет вольный ветер
И в степи колышется трава –
Будет снова чудо на рассвете
На казачий праздник Покрова»
. Однако не только история Азовской осады является первопричиной главенства этого торжества в казачьих умах. Корни особенного почитания Богородицы намного древнее, глубже и душевнее.
ПРЕДИСТОРИЯ
Первоначальная история праздника Покрова Богоматери до сих пор полна пробелов, хотя вопросы о его происхождении неоднократно ставились в церковной и научной литературе. Но большинство склоняется к версии о чуде, случившемся со св. Андреем Юродивым в 910 году и описанном в его «Житии», В тот период Византийская империя, находившаяся под управлением Льва IV Мудрого, вела войну с сарацинами. Они наступали на Константинополь, и жители города обратились с усердной молитвой к Богоматери о заступничестве. В воскресный день горожане собрались во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. Во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу. Царицу Небесную окружали ангелы и сонм святых. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан. Затем Она сняла с головы покров и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Святые Андрей и его ученик Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Дивное явление Богородицы, покрывающей христиан, ободрило и утешило греков. Собрав последние силы, они победили сарацин.
Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В 14 веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь почему-то не отмечает этого праздника.
Иное дело на Руси. В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события. Тогда же появились и первые храмы в честь Покрова Божией Матери. Всемирно известен храм Покрова на Нерли, построенный в 1165г. св. князем Андреем Боголюбским. Повелением этого святого князя и был установлен в Русской Церкви праздник Покрова Божьей Матери, причем своим небесным покровителем князь считал именно св. Андрея, Христа ради юродивого. В честь Покрова строились многие храмы и монастыри. В Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией матери у храма Святой Троицы, известный как храм Василия Блаженного.
На Покров очень часто выпадал первый снег, поэтому в народном сознании праздник связывался со снежным покровом земли – возникло как бы второе понимание сути названия. В этот день принято было ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьего дня. Отсюда и поговорки: «на Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». К Покрову завершалась уборка хлеба, увозились последние снопы и складывались в риге или овине, заканчивалась уборка овощей с огородов. Третье понимание праздника связано с родственностью покрова (платка) и фаты, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. Сам день Покрова стал на Руси днем свадеб, отсюда и выражение: «Придет Покров, девке голову покроет».
ЧУДО ПРИ «АЗОВСКОМ СИДЕНИИ»
История донского казачества, как принято рассматривать ее сегодня, начинается с Руси Азовской – Тмутаракани, бывшей хоть дальней, но неотъемлемой частью Руси. А некоторые историки заглядывают и в более давние времена. Как и вся Русь, этот край претерпел немало испытаний. И через него прошли татаро-монгольские орды, а затем и войска Османской империи, оттеснившие казаков от моря Азовского, ставившие по его берегам свои крепости, подчиняя себе кочевые народы. В XVII в., в котором произошли описываемые события, на Азов - мощную турецкую крепость, располагавшую 4-тыс. гарнизоном и 200 пушками, опирались крымские татары и ногайцы, совершая разорительные набеги на южные р-ны России.
18 июня 1637 г. отряд донских и пришедших им на помощь запорожских казаков (всего 4,4 тыс. чел.) сумел овладеть крепостью Азов, закрывавшей казакам выход в море. Этот успех был во многом связан с отвлечением сил турок на войну с Персией. После ее завершения Турция попыталась в 1641 г. отбить Азов. Так началось «Азовское осадное сидение», которое без преувеличения является экстраординарным событием военной истории. К этому времени казаками была основательно усилена обороноспособность крепости. Постоянный азовский гарнизон состоял из 1400 человек. К началу осады в крепости собралось около четверти всего боевого состава казаков, находившегося на Дону (свыше 5300 воинов). С ними осталось 800 жен, остальные 15 тыс. разместились по близлежащим городкам.
Против горсточки защитников Азова султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тыс. янычар и спагов, 6 тыс. наемников (германских рейтаров), через море было переброшено до 100 тыс. войск и рабочих из Малой Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании, Венеции, по суше подходило 80 тысяч татарской и горской конницы. Всего действительного боевого состава, не считая моряков, обозников и рабочих, было не менее 150 тыс. В распоряжении турецкой армии находилось 850 пушек различных типов, 300 линейных кораблей и изобилие съестных припасов. Командовал войсками Силистрийский паша Гуссейн-дели, конницу вел Крымский хан Бегадир - Гирей, а флот Пиал Ага.
24 июня 1641 года турки обступили Азов. Со стороны турок к казакам было послано посольство для переговоров о сдаче, обещая казакам 12 тыс. червонных сразу и 30 тыс. по выступлении из Азова. Казаки ответили: «Сами волею взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незваных гостей». 25 июня 30 тыс. лучших турецких войск были двинуты на приступ Азова. Штурм был отбит, и турки потеряли более 6 тыс. человек. Турки насыпали вал выше стен Азова и расположили на нем более ста орудий большого калибра. День и ночь они обстреливали город и до «подошвы» сбили крепостной вал. Казаки насыпали второй. В то же время переменные группы свежих турецких сил ежедневно лезли на стены, изматывая казаков. Защитники не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Двенадцать неудачных штурмов принесли туркам большие потери. Турецкий командующий просил подкреплений и получил из Стамбула новые полки янычар. Подходила осень, начались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день. Но большего горя хлебнули защитники Азова. Живыми оставалось не более 3 тыс. воинов. В неравной борьбе почти две трети гарнизона сложили головы. Кончалось продовольствие и боевые припасы. Казаки приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить по турецкому лагерю и биться до последнего. «И начали мы, бедные, прощатися. Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не лавливати» («Повесть об Азовском осадном сидении», написанная одним из участников обороны).
Вот тогда, когда защитникам крепости показалось, что силы их иссякли, перед казаками явился образ «жены прекрасной в багряной ризе». Видение истолковали как знак того, что казачье воинство находится под покровительством Божией Матери. И уверовали казаки в то, что Покров пречистой Царицы Небесной в ответ на их мужество, на их горячую молитву простирается над ними.
Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова Пресвятой Богородицы, казаки молча, строем выступили из крепости. На передовых позициях была мертвая тишина. В поднимающемся тумане казаки увидели турецкий стан пустым. Гуссейн отступил со своей армией от Азова. Донцы воспрянули духом, наскоро сформировали отряды из более свежих сил и пустились в погоню, били без пощады, загоняли в воду, топили суда. Турки не ожидали этой дерзости и, объятые ужасом, гибли тысячами. Поражение было полное. От 180 тыс. турецкой армии осталось не больше одной трети. Раненый крымский хан Бегадир-Гирей умер на дороге. Кафинский паша Юсуф был убит. Сам главнокомандующий, силистрийский паша Гуссейн-дели от стыда и сраму скончался в пути. Немногие из уцелевших военачальников были преданы «турецкому военному суду». Конечно, и донцы понесли потери. Количество защищавших Азов было не более 8 тыс. мужчин и около 800 женщин. Убитыми казаки потеряли более 3 тыс. человек, много погибло от голода и болезней.
Но Донские богатыри сдержали свою клятву: или умереть, или победить. Они показали всему миру, какова нравственная сила и доблесть казачья. Доселе непобедимые и гордые османлисы, наводившие страх и ужас на весь Ближний Восток и Европу, были посрамлены и уничтожены горстью доблестных донцов,ставших своею богатырскою грудью за свою, веками прославленную казачью честь, свободу дорогой Родины и Православную веру.
ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
В том далеком 17 веке у еще слабой России, только возрождавшейся после невзгод перенесенного Смутного времени, не достало сил для удержания крепости Азов и войны с Османской империей. Через год ее были вынуждены вернуть туркам. Но уже приближалось время, когда Россия вновь встанет и укрепится на берегах моря Азовского и моря Черного, в давние времена называвшегося Русским. И немалую роль в том сыграет казачество. Оно верно служило Отечеству во все времена и стояло на страже его границ. На начало XX века в России насчитывалось 11 казачьих войск численностью около трёх миллионов человек. Крупнейшим из них являлось Войско Донское, оно же было и их зачинателем, посылало своих людей, остальные наследовали донской порядок, устав, традиции. Так автор, пишущий эти строки, хоть и является носителем старинной донской фамилии, но уже из сибирской ветки.
А когда над Родиной собирались тучи, и громыхала военная гроза, долг казачества звал на ее защиту. Казачья боевая слава гремела повсеместно. Не раз приходилось им бывать в дальних походах и поить своих лошадей из Сены, Шпрее, Одера и азиатских рек. Казачество шло туда, куда требовала впитанная с молоком матери любовь и обязанность служения Родине. Казаки были в числе первопроходцев и открывателей новых земель, немало из которых названо их именами. А сколько было сделано казаками на культурной ниве! Не перечисляя всех достижений, достаточно сказать, что самый выдающийся роман XX века «Тихий Дон», ставший классикой русской литературы, написан казаком станицы Вешенской Михаилом Шолоховым.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, шло возрождение казачества. Новое, преображенное казачество постаралось во всем наследовать традиции и быть достойным славы своих предков. Оно одним из первых встало на защиту нашей Республики в трудное лето 2014 года, несет свою службу и поныне. О подвигах казачества в наши дни немало сообщалось в материалах нашей газеты. Тем более, что все мы помним на какой земле стоим – на старинной Земле Всевеликого Войска Донского.
Так пусть всех нас покрывает Святой Омофор Божией Матери, сохраняющий нас в единстве Православной Веры!
С Праздником!
Александр Акентьев.
Газета "XXI век"
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.