ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Александр Акентьев



Уже более ста лет назад 7 ноября с залпа «Авроры» и взятия Зимнего начался новый этап в развитии нашей страны и всего человечества. Пролетарская революция, свершившаяся в России, стала главным событием ХХ века, изменившим весь ход истории на нашей планете. Ее всемирно-историческое значение бесспорно: под ее влиянием утвердившийся мир капитала испытал грандиозный шок и вынужден был пойти на социальные изменения в своих государствах, рухнула сложившаяся колониальная система. Для России же революция стала спасением от  распада страны и ее ликвидации. Благодаря Октябрьской революции стало возможным осуществление Красного проекта, 

при котором страна провела успешную модернизацию и впервые  выбилась в мировые лидеры. А главное, было заложено  новое мироустройство, затронувшее все сферы жизни страны и народа. Это наша великая история и предмет гордости, который у нас не отнять. 

                                        ПЕРЕД ГРОЗОЙ.          

  Аналитики, обращаясь к предшествующему времени, по винтику раскладывают  причины, побудившие Россию окунуться в горнило революционных бурь, начиная с 1905г. Не будем их перечислять, скажем одно – страна оказалась под грузом неразрешимых проблем, решить которые не смогла. К 1917 году круг истории замкнулся: самодержавие  давно превратилось в абсолютистско-бюрократическую монархию, из защитника России, из представителя ее национального суверенитета в преграду ее развитию. Царь Николай II оказался правителем, не сумевшим в трудное изменчивое время повести Россию устойчивым курсом: столыпинские реформы так и не были доведены до ума, настоятельного решения в условиях развивающейся промышленности требовал рабочий вопрос. Само общество утратило единство и было классово расколото, вплоть до взаимной ненависти.

  Малоизвестный факт: в свое время русская полиция… конфисковала тираж книги «Полное собрание речей императора Николая II за 1894-1906 годы»! Собранные вместе речи и резолюции императора производили столь невыгодное, даже дискредитирующее впечатление, что книгу пришлось срочно изымать из обращения. Совсем не зря британский премьер-министр Ллойд-Джордж высказывался позднее: «Николай сделал революцию и конечный триумф Ленина неизбежным».

   Короче, взрыв революции был подготовлен состоянием социума. Но для взрыва нужен детонатор. Таким стала ненужная для России Первая мировая война, в которую самоубийственно влезла империя Романовых. Война была опасной еще и тем, что в ней царизму пришлось ставить под ружье миллионы солдат. И эта масса состояла из тех, кто часто  ненавидел собственное государство, помещиков и буржуа. Не надо было иметь семи пядей во лбу, чтобы понять – чем может кончиться вооружение этих людей: «Они загнали нас на поля смерти, а сами в тылу шампанское с омарами трескают!». В результате солдатская масса пошла за революционерами, как и миллионы людей. И началось…  После февральского переворота 1917-го царскую власть никто не стал защищать. Россия погружалась в либеральную смуту. Хаос на фронте, хаос в городах. В снабжении и государственном управлении то же самое. Приказ № 1 Временного правительства разложил армию, и с фронта хлынули дезертиры. Царская полиция была распущена, а места заключения открыты, из них в города потянулись уголовники, так называемые «феврали». Исчезли последние остатки общественного порядка. Крестьяне захватывали землю, банды объединялись в отряды, шли грабежи,  появились всевозможные левацкие и анархические группировки, которые возглавили эту бандитскую уголовную волну. Все больше расцветал сепаратизм окраин и «парад суверенитетов». Сам глава Временного правительства Керенский, уже оказавшись в эмиграции за границей, признавался в своих мемуарах, что продержись Временное правительство до ноября, России как государства не стало бы.

 И Ленину, партии большевиков, предстояло эту стихию обуздать, спасти страну от развала. Хотя когда он выдвинул свой лозунг переводить революцию на социалистические рельсы, даже многие большевики считали, что Россия не дозрела до пролетарской революции. Но в конце сентября 1917 года В.И.Ленин в письме ЦК РСДРП(б) уже настаивает на необходимости восстания рабочих Москвы и Питера для «спасения революции и для спасения от «сепаратного» раздела России империалистами обеих коалиций...».

                  ПОЧЕМУ БОЛЬШЕВИКИ ВЗЯЛИ ВЛАСТЬ.

 Партия большевиков еще в феврале 1917-го, в котором она не сыграла никакой роли, была и не самой радикальной, и не самой крупной - 26 тысяч на всю Россию. Но эта малочисленная партия представляла собой великолепную организацию, гибкую, прочную, одушевленную единой волей. Это был прекрасно обученный, закаленный в классовых боях и умеющий работать с массами корпус революционеров. Пройдет всего несколько месяцев, и корпус вырастет до 350 тысяч.

 Действия большевиков совпадали с логикой перемен. У них нашлись все три необходимых компонента для создания новой реальности. У них имелась воля, энергия и вера. И, наконец, у них была идеология -  образ возможного и желаемого мира, сумевший вовлечь в этот процесс миллионы и миллионы людей по всей России. Красный проект отвергал эксплуатацию человека человеком, дух грабежа, мародерства и присвоения. Он стоял на первенстве труда. Важнейший принцип социализма гласил: от каждого по способности, каждому по труду. Это было очень близко и  православному, и  духовному мироощущению русского народа, сохранившему и общинное сознание. Следовательно, становой хребет Запада – священное право частной собственности тоже не был преградой. И эта идея смогла овладеть массами, а революция, собственно, и делалась в интересах трудящихся.

  Здесь надо отметить, что большевики приняли правильную тактику в событиях, предшествующих Октябрю. Они не участвуют  в работе Временного правительства и не стремятся в него войти, сосредоточившись на Советах рабочих и солдатских депутатов, влияние их в которых все время растет. Совершенно очевидно, что система Советов уже тогда была полностью противоположна буржуазно-демократической республике, к которой стремились все политические партии того времени – от кадетов до социалистов. Она является цивилизационно иной, имеет очевидную связь со старинными русскими Земскими соборами – советами всея земли, с земским и губным самоуправлением, с казачьим кругом или, например, с народным ополчением 1612-1613гг. Это дало возможность большевикам как партии сохранить внутреннее единство, доверие со стороны солдат и матросов, а также возможность учесть ошибки других политических сил. А Временное правительство, взявшее курс на построение буржуазной республики, не только продемонстрировало свою бездарность и недееспособность в управлении страной, но и стремительно тонуло и тащило на дно всех, кто был так или иначе связан с ним. Меньшевики и правые эсеры, что пытались работать во Временном правительстве, тем лишь  дискредитировали себя и начали стремительно терять популярность и занятые позиции.

  31 августа Петросовет принял предложенную большевиками резолюцию о переходе власти к Советам. 21 октября совещание представителей полков Петроградского гарнизона приняло решение о неподчинении Временного правительству и признало Петросовет единственной властью. Таким станет и главный лозунг Октябрьской революции: «Вся власть Советам!».

  Этот эпизод 1917-го можно назвать прологом Октября. Еще 19 сентября Центробалт (коллегиальный орган матросских масс) принял постановление о том, что Балтийский флот распоряжений Временного правительства не исполняет и власти его не признает. И вот в начале октября на главную русскую морскую базу в Гельсинфоргсе летят радиограммы о том, что весь германский флот вышел в открытое море. Курс на Петроград. У немцев подавляющее превосходство по числу кораблей и боевой мощи. Но никакой анархии, растерянности, никакого пораженчества теперь, когда речь шла о том, чтобы грудью своей прикрыть нарождающуюся революцию, на Балтфлоте нет. Командующий флотом адмирал А.А.Развозов требует всем командам вернуться на корабли и спрашивает Центробалт, будут ли его приказания выполняться беспрекословно, на что получает ответ: «Ваш приказ в бою - закон. Тот, кто осмелится не выполнить боевого приказа... будет расстрелян». И в самом деле, офицеры, верные воинскому долгу, обнаруживают в командах, вернувшихся на борт с берега, не только безусловное повиновение, но и необычайное рвение в исполнении боевых приказов.

  Восемь дней на штормящем море продолжалось Моозундское сражение. Сто русских кораблей (под красными флагами!) изо дня в день вели артиллерийскую дуэль с тремястами немецкими, а тридцать русских аэропланов делали вылет за вылетом, имея против себя свыше сотни германских. Германский флот, потерявший при прорыве первой оборонительной линии свыше тридцати кораблей, не решился штурмовать вторую, закрывавшую вход в Финский залив. Гроза над Балтикой стихла.

  Процесс разложения, приведший к распаду старой армии, остановился там, где было сосредоточено русское офицерство, верное воинскому долгу и масса вооруженного и большевизированного пролетариата в морских бушлатах. Совсем нетрудно было предположить, что и процесс возрождения и обновления России начнется оттуда же. Эскадра особого назначения со сводным - от всех экипажей (которые оставались на боевых позициях) отрядом в 4500 человек на борту взяла курс на столицу. Моозундское сражение кончилось. Предстоял штурм Зимнего. 

  24 октября в 21:00 холостые выстрелы, прозвучавшие  из Петропавловской крепости и с крейсера «Аврора» известили сигнал к штурму Зимнего дворца. В ночь с 24 на 25 октября отряды красной гвардии и матросов Балтийского флота разоружили выставленные правительством караулы, взяли под контроль вокзалы, электростанцию, телефон, телеграф и другие ключевые объекты. Все происходило тихо, практически без выстрелов.

  25 октября (7 ноября) в Смольном состоялся Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, где большевики вместе с левыми эсерами получили большую часть голосов. По итогам Съезда было сформировано однородное социалистическое правительство, которое положило конец фактическому двоевластию между Временным правительством и Петросоветом. 27 октября (9 ноября) 1917 года все арестованные министры-социалисты Временного правительства были отпущены под честное слово.

                       ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕВОЛЮЦИИ.

   II Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов был вторым важнейшим, после вооруженного восстания, событием Октябрьской революции.  Уже первые ключевые документы, принятые состоявшимся съездом: Декрет о мире, Декрет о земле, Декрет о полноте власти Советов, и др. отвечали долгожданным чаяниям народных масс. 

  Одним из главных требований большевиков, как известно, был лозунг 8-часового рабочего дня. И первой страной на европейском материке, законодательно установившей восьмичасовой рабочий день для любых профессий, стала Советская Россия. Спустя лишь четыре дня с начала Октябрьской революции, вышел соответствующий Указ советского правительства.

  Также после социалистической революции право на бесплатное медицинское обеспечение получили все поголовно. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России «полного социального страхования». Основные положения Декларации были следующие: распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы), возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы. Такая щедрость появилась впервые в мире. За ними следовали и другие важные шаги, соответствующие программе построения социализма.

 Неудивительно, что за Красный проект, осуществляемый большевиками, был принят народом и за ним пошла его подавляющая часть. Уже во  время разразившейся гражданской войны, когда страна разделилась на два враждебных лагеря, на нее нагрянули интервенты и, казалось, судьба советской власти висит на волоске, об этом четко сказал Уинстон Черчилль (которого в любви к коммунизму явно не заподозришь). Так вот в 1919-м он, тогда еще Первый лорд Адмиралтейства, выступая в парламенте, заявил, что нет смысла помогать «белым», если 150 миллионов русских хотят «красных».

Его слова имели под собой основание - за  большевиками шли все народные слои, в том числе и русское патриотическое офицерство, немало сделавшее еще в подготовке Октября. То, что во время гражданской войны русская военная аристократия оказалась расколотой надвое, известно достаточно. Но почти весь Императорский Генеральный штаб оказался у красных. В Красной армии было 639 генералов и офицеров Генерального штаба. Из 100 высших командиров, которые находились в Красной армии в 1918-1922гг., 82 были ранее царскими генералами и офицерами, а всего в Красной армии служило 70-75 тысяч прежних царских офицеров. Красный флот вообще весь целиком находился в руках старого русского морского офицерства.

  Повествуя об Октябрьской революции, нельзя обойти личность ее вождя – Владимира Ильича Ленина. Уже в 1920-х годах в СССР создался как бы «культ Ленина» и он имел глубоко народное происхождение – об этом говорят многие российские и зарубежные исследователи, изучавшие в те годы появление этого феномена. Действительно, Ленин – создатель первого в мире государства рабочих и крестьян, это человек, без которого невозможно представить нашу Родину сегодня. Это тот, кому мы должны быть благодарны за достижения в социальной, научной, образовательной, военной и многих других областях, которые сегодня просто приписываются русской культурной традиции. Без Ленина, без Советского Союза ничего бы этого не было. Ленин – это символ социальной справедливости, это человек, который доказал не только нам самим, но и всему остальному человечеству, что другой мир возможен, что революция – это не теория, а практика. Что жестокий, безжалостный мир эксплуатации и порабощения, который толкает человечество к братоубийственным войнам и вырождениям, рано или поздно создаст сам себе антипод, создаст такое государство, в котором человек сможет считать человека товарищем, другом и братом, а не добычей, товаром или разменной монетой.

                                            * * *

  Победившая Октябрьская революция заставила весь мир жить по новым законам –  даже забив головы своих рабочих антикоммунистической пропагандой, на Западе капиталисты были вынуждены идти на социальные преобразования, которые изменили мир. И лишь после катастрофы распада великой страны Советского Союза – государства социальной справедливости, свободы и равенства, во всем мире наблюдается откат от социальных гарантий, которые казались незыблемыми. 

 Но мы все, рожденные после 1917, вышли из него, как из некой шинели. У нас была великая эпоха! И огонь, разожженный более века назад, никогда не угаснет. С праздником, товарищи!

 

 

    Александр Акентьев.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.