ПОСЛЕПРАЗДНИЧНЫЙ ВЗГЛЯД.

     

  

  

   Сегодня на Украине (и не только) память об Октябрьской Революции 1917 года хотят вытравить. Продолжается вакханалия «десоветизации»: обрушены памятники, переименованы улицы, площади и все, что можно. С конца 2013 года на Украине было снесено более 750 памятников Ленину, переименованию подлежат все улицы, чьи названия связаны с советским прошлым. В Киеве даже маршал Победы Георгий Жуков по решению специальной комиссии был признан военным преступником и все, что связано с его именем, подлежит демонтажу и переименованию. В Лисичанске произведено около 100 переименований. Примерно столько же в Северодонецке, хотя и сам Северодонецк возведен в советское время. Как и вся Украина. Ведь УССР, чьим наследником стала «нэзалэжна»,  была создана волею Ленина. Валить его монументы – это все равно, что свергать памятники Вашингтону в США, Гарибальди в Италии и пр. Подобного в мире нет. И это носит не только дурной характер, но и мистическое предзнаменование – если свергают памятники основателю государства, то за ними и оно само пойдет в распыл. И вообще, есть такое выражение: кто плюет в свое прошлое – в ответ получит пушечный выстрел.

                                   

                                           ВЕЛИКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

    К 1917 году круг истории замкнулся: самодержавие, установленное русскими мужиками в 1612, году давно превратилось в абсолютистскую монархию, из защитника России, из представителя ее национального суверенитета в преграду ее развитию. Царь Николай II был слабым правителем, не сумевшим в трудное изменчивое время повести Россию устойчивым курсом: столыпинские реформы так и не были доведены до ума, зато Россия оказалась втянутой в ненужную ей мировую войну.

      Малоизвестный факт, кажется не имеющий аналогов в мировой практике: в свое время русская полиция… конфисковала тираж книги «Полное собрание речей императора Николая II за 1894-1906 годы»! Собранные вместе речи и резолюции императора производили столь невыгодное, даже дискредитирующее впечатление, что книгу пришлось срочно изымать из обращения. Совсем не зря британский премьер-министр Ллойд-Джордж высказывался позднее: «Николай сделал революцию и конечный триумф Ленина неизбежным».

         И началось…  После февральского переворота 1917-го Россия погрузилась в либеральную смуту. Хаос на фронте, хаос в городах. В снабжении и государственном управлении то же самое. Приказ № 1 Временного правительства разложил армию, и с фронта хлынули дезертиры. Царская полиция была распущена, а места заключения открыты, из них в города потянулись уголовники, так называемые «феврали». Исчезли последние остатки общественного порядка. Все больше расцветал сепаратизм окраин и распад России, который продолжался несколько лет. Сам Керенский, уже оказавшись в эмиграции за границей, признавался в своих мемуарах, что продержись Временное правительство до ноября, России как государства не стало бы.

        В конце сентября 1917 года В.И.Ленин в письме ЦК РСДРП(б) уже настаивает на необходимости восстания рабочих Москвы и Питера для «спасения революции и для спасения от «сепаратного» раздела России империалистами обеих коалиций...»

        И здесь хотелось бы обратить внимание читателя на ту силу, которая вышла на первый план во время  продолжавшейся мировой войны и во многом предопределила победу большевиков. Это русское патриотическое офицерство. То, что во время гражданской войны русская военная аристократия оказалась расколотой надвое, известно достаточно.   Почти весь Императорский Генеральный штаб оказался у красных. В Красной армии было.639 генералов и офицеров Генерального штаба. Из 100 высших командиров, которые были в Красной армии в 1918-1922гг., 82 были ранее царскими генералами и офицерами, а всего в Красной армии служило 70-75 тысяч прежних царских офицеров. Флот вообще весь целиком находился в руках старого русского морского офицерства.

      Не меньшей была роль старого русского офицерства и в дни, предшествующие Октябрю. Именно летом 1917г. произошло, определяющее разделение русского военного руководства, заложившее основу будущего противостояния «красных» и «белых». Генерал Потапов был одним из первых представителей высшего военного командования, который пошел на сотрудничество с большевиками еще до прихода их к власти. Известный деятель партии большевиков М. С. Кедров позднее вспоминал, что «после июльских дней генерал Потапов Н. М., помощник начальника Главного штаба и генерал-квартирмейстер, предложил через меня свои услуги Военной организации большевиков (и оказывал их)». Совместно с Потаповым действовали военный министр генерал-майор А.И.Верховенский, главнокомандующий Северным флотом генерал-аншеф В.Н.Клембовский, начальник штаба и комендант Псковского гарнизона генерал-майор М.Д.Бонч-Бруевич. Все они затем вместе готовили Октябрь и стояли у истоков Красной армии.  

   Совершенно очевидно, что система Советов уже тогда была полностью противоположна буржуазно-демократической республике, к которой стремились все политические партии того времени – от кадетов до социалистов. Она является цивилизационно иной, имеет очевидную связь со старинными русскими Земскими соборами – советами всея земли, с земским и губным самоуправлением, с казачьим кругом или, например, с народным ополчением 1612-1613гг. И генералы, и офицеры, готовя свержение Временного правительства, однозначно чувствовали свою связь с делом предков, Минина и Пожарского. Именно государственный инстинкт позвал русское офицерство прийти к большевикам.

          После победы Октября генерал Н.М.Потапов был назначен начальником Генштаба и управляющим делами Наркомвоена, генерал М.Д. Бонч-Бруевич возглавил Высший Военный совет.                                                                                                                                                                            
     Партия большевиков еще в феврале 1917-го, в котором она не сыграла никакой роли, была и не самой радикальной, и не самой крупной - 26 тысяч на всю Россию. Но эта малочисленная партия представляла собой великолепную организацию, гибкую, прочную, одушевленную единой волей. Это был прекрасно обученный, закаленный в классовых боях и умеющий работать с массами корпус революционеров. Пройдет всего несколько месяцев, и корпус вырастет до 350 тысяч.

      Действия большевиков совпадали с логикой перемен. У них нашлись все три необходимых компонента для создания новой реальности. У них имелась воля, энергия и вера. И, наконец, у них была идеология -  образ возможного и желаемого мира, сумевший вовлечь в этот процесс миллионы и миллионы людей по всей России. Красный проект отвергал дух грабежа, мародерства и присвоения. Он стоял на первенстве труда. Важнейший принцип социализма гласил: от каждого по способности, каждому по труду.  Это было очень близко и  православному, и  духовному мироощущению русского народа. И эта идея смогла овладеть массами, а революция, собственно, и делалась в интересах трудящихся. 

   Этот эпизод 1917-го можно назвать прологом Октября. «Развал Балтийского флота» оставался дежурной темой буржуазной печати с февраля по октябрь 1917-го. Здесь особенно быстро происходил рост большевистского влияния. Еще 19 сентября Центробалт (коллегиальный орган матросских масс) принял постановление о том, что Балтийский флот распоряжений Временного правительства не исполняет и власти его не признает.
        В начале октября со сторожевых миноносцев на главную русскую морскую базу в Гельсинфоргсе летят радиограммы о том, что весь германский флот вышел в открытое море. Курс на Петроград. У немцев подавляющее превосходство по числу кораблей и боевой мощи. Что принесет захват немцами Петрограда, объяснять не нужно. Но никакой анархии, никакой растерянности, никакого пораженчества теперь, когда речь шла о том, чтобы грудью своей прикрыть нарождающуюся революцию, на Балтфлоте нет. Командующий флотом адмирал А.А.Развозов требует всем командам вернуться на корабли и спрашивает Центробалт, будут ли его приказания выполняться беспрекословно, на что получает ответ: «Ваш приказ в бою - закон. Тот, кто осмелится не выполнить боевого приказа... будет расстрелян». И в самом деле, офицеры, верные воинскому долгу, обнаруживают в командах, вернувшихся на борт с берега, не только безусловное повиновение, но и необычайное рвение в исполнении боевых приказов.
         Восемь дней на штормящем море продолжалось Моозундское сражение. Восемь ночей команды заделывают пробоины и поврежденные механизмы, чтобы с рассветом вновь выйти на боевые позиции. У моряков нет поддержки береговой артиллерии - разложившиеся войска отказались сражаться с немецким десантом, высадившемся на островах Эзель и Даго. «Союзные» английские корабли стоят в своих гаванях. Радиостанция Балтфлота бросает в эфир драматический призыв: «К угнетенным всех стран!».
         Но сто русских кораблей (под красными флагами!) изо дня в день ведут артиллерийскую дуэль с тремястами немецкими, а тридцать русских аэропланов делают вылет за вылетом, имея против себя свыше сотни германских. Германский флот, потерявший при прорыве первой оборонительной линии свыше тридцати кораблей, не решился штурмовать вторую, закрывавшую вход в Финский залив. Гроза над Балтикой стихла.
         Процесс разложения, приведший к распаду старой армии, остановился там, где было сосредоточено русское офицерство, верное воинскому долгу и масса вооруженного и большевизированного пролетариата в морских бушлатах. Совсем нетрудно было предположить, что и процесс возрождения и обновления России начнется оттуда же. Эскадра особого назначения со сводным - от всех экипажей (которые оставались на боевых позициях) отрядом в 4500 человек на борту взяла курс на столицу. Моозундское сражение кончилось. Предстоял штурм Зимнего. 
                                  

                                  У НАС БЫЛА ВЕЛИКАЯ ЭПОХА.

   Мы все вышли из великой страны – Советского Союза, созданного в результате Октябрьской революции. Как бы не относиться к пришедшим к власти большевикам, но именно они, а не Временное буржуазное правительство (сомнительно, что на это были способны и белые) сохранили для нас территорию великой России в политической форме СССР. И сохранили наш народ, одержав Победу в Великой Отечественной войне.

     Та эпоха была эпохой прорыва во всем. В том числе и в социальных достижениях. Если молодежь не знает, а люди зрелого возраста подзабыли, то стоит напомнить некоторые из них. В СССР было установлено:

1.Право на восьмичасовой рабочий день. Впервые в мире в истории человечества.

2. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Впервые в истории человечества.
3. Невозможность увольнения работника по инициативе администрации или хозяина без согласия профсоюзной и партийной организации.
4. Право на работу, на возможность зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Причем выпускники профессиональных учебных заведений имели право на обязательное трудоустройство по трудовому направлению с предоставлением жилья в виде общежития или квартиры.
5. Право на бесплатное общее и профессиональное образование. Причем, как среднее профобразование, так и высшее. Впервые в мире.
6. Право на бесплатное пользование детскими дошкольными учреждениями: детскими яслями, детсадами, пионерлагерями. Впервые в мире.
7. Право на бесплатное медицинское обеспечение. Впервые в мире.
8. Право на бесплатное санаторно-курортное лечение. Впервые в мире.
9. Право на бесплатное жилье. Впервые в мире. Право на жильё было 100%, причём, - безо всякого оформления "священной частной собственности". Это жильё могло быть разным, можно было им быть недовольным, но представить себе, чтобы человека, да ещё с детьми, зверски выставили на улицу, было невозможно. 

    Кроме того, женщины имели право на целый ряд дополнительных своих льгот:
- право на трехлетний декретный отпуск с сохранением рабочего места (56 дней - полностью оплачиваемый, 1, 5 года - пособие, 3 года - без прерывания стажа и запрет администрации на увольнение);
    Это далеко не полный перечень. Желающие могут его дополнить. Ни в одной стране мира ничего подобного не было и не могло быть даже в помине! Кое- какие социальные блага в зарубежных странах стали появляться лишь после Второй мировой войны в результате мощного рабочего движения, вызванного существованием на планете Советского государства, Государства рабочих и крестьян.

   Имея за спиной такие мощные социальные завоевания, страна обладала колоссальными достижениями в развитии своего народного хозяйства, а именно:
 - по всем экономическим показателям развития народного хозяйства страны мы со второй половины двадцатого века занимали прочное второе место в мире после США. И не надо забывать, что по просторам России в двадцатом веке прокатились три чудовищные войны, а на территории США войн вообще не было в течение последних полтораста лет;
 - по количеству зарегистрированных в год изобретений мы занимали тоже второе место после США. А этот показатель говорит о техническом уровне нашего промышленного производства. Этот уровень был сопоставим с американским, с первой экономикой мира.
   - мы обладали лучшей в мире системой общего и специального профессионального образования, на которую только сейчас начинает переходить Запад. И наши школьники и студенты на всех интеллектуальных Олимпиадах мира всегда занимали призовые места, далеко опережая представителей остальных стран.

   И главное - слова Маяковского «Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!» мог с гордостью произнести любой гражданин страны, независимо от своего места жительства и социального положения.  У нас была Великая эпоха!
    

     Александр Акентьев

Газета "XXI век"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.