Как стать чемпионом? (история от Валерии Канатовой)
Свою спортивную историю прислала не самая обычная читательница нашего сайта, а бронзовый призер юношеского чемпионата мира, рекордсменка Узбекистана в тройном прыжке, да и просто умница и красавица Валерия Канатова.
Наверное, то, что я буду спортсменкой, было предначертано свыше. Я родилась сразу по окончании Олимпиады-1992, которая проходила в Барселоне. Тогда сборная Узбекистана выступала в составе объединенной команды СНГ и мои родители, не отрываясь от телевизора, мечтали, что их ребенок через 20 лет тоже будет выступать на Олимпиаде.
Когда я уже родилась и начала ползать, первой моей игрушкой был канат, который в прихожей свисал с турника прямо до пола. Быстро найдя применение этому канату, я немного подтягивалась по нему и раскачивалась. Следующей находкой оказалась шведская стенка, которая находилась в спальне. Как то раз мама готовила на кухне обед и услышала доносящийся из спальни мой хохот – это я забралась по шведской стенке до самого верха. Мама конечно была шокирована – мне тогда было около 9 месяцев.
По мере роста я уже научилась взбираться по канату, подтягиваться на турнике, придумывать различные упражнения на шведской стенке. В три года мне этих домашних упражнений показалось недостаточным, и папа стал меня водить на спортивную площадку около близлежащей школы. Там мы бегали по стадиону, прыгали в яму с песком, лазили по различным снарядам.
К пяти годам на спортивную площадку я стала проситься все чаще и чаще. Одного раза в день мне уже не хватало. И папа решил отдать меня в какую-нибудь секцию. Обойдя различные секции, он понял, что в 5 лет можно начать заняться только гимнастикой – художественной или спортивной. Так как у меня были наклонности именно к силовым видам – выбрали спортивную гимнастику. Первые же соревнования я выиграла именно за счет своей силы – подтянулась на перекладине 10 раз и быстрее всех вскарабкалась по канату под потолок спортивного зала.
Помню, когда наш тренер – Ким Людмила Рудольфовна (кажется, мы тогда были ее первой группой), давала задание сделать какое-то упражнение по 100 раз, мне было стыдно признаться, что я еще не умею считать до 100, и я делала это упражнение до тех пор, пока меня не остановят.
К семи годам выяснилось, что моя комплекция не совсем подходит для спортивной гимнастики, точнее – совсем не подходит. Не помню, какой у меня тогда был рост (сейчас я 1,80 м), но я была чуть ли не на голову выше других девочек. Кстати, тогда же в нашей группе тренировалась Луиза Галиулина, нынешний лидер нашей женской спортивной гимнастики.
Уже тогда папа хотел меня отдать в легкую атлетику, а именно прыжки в высоту, ему казалось, что именно в прыжках я смогу реализовать себя в будущем. Но, поговорив с тренерами, выяснилось, что семь лет – слишком мало для легкой атлетики. Желательно начинать с 11-12 лет. Но мне кажется, что если до 12 лет не заниматься никаким спортом, то в 12 лет уже трудно будет привыкнуть к режиму, когда тренировочный процесс занимает большую часть твоего времени. Поэтому, когда родители предложили мне пока позаниматься большим теннисом, я особенно не противилась, а позанимавшись некоторое время и вовсе увлеклась им.
В теннисе самое трудное – это начало, пока ты еще ничему не научился, а это занимает несколько месяцев. Для большинства начинающих заниматься теннисом именно начальный этап становится камнем преткновения. Когда нужно по несколько часов набивать мяч, играть на стенке, выполнять имитацию игры. И если пересилить это, дальше уже никогда не захочешь уходить. Потому что потом уже начинается увлекательная игра, в процессе которой ты и тренируешься. Наверное, теннис – вид спорта, в котором работают все группы мышц, ведь это и неожиданные ускорения, когда пытаешься успеть к укороченному мячу, и различные повороты и прыжки в самых неожиданных направлениях, и работа рук, спины при подаче и ударах, даже мышцы шеи и те работают, когда следишь за мячом.
Мне кажется, что именно теннис помог мне впоследствии и в легкой атлетике. Наверное для маленьких, неокрепших организмов, именно в игровой форме нужно приучать к тренировочной нагрузке, потому что в процессе игры даже не замечаешь, когда устаешь. К тому же в теннисе проводится очень много соревнований даже для самых маленьких, а ведь именно во время соревнований закаляешься психологически. Часто так бывает, что кто-то на тренировках хорошо играет или показывает высокие результаты, а на ответственных соревнованиях именно психологически пасует и не может показать того, на что он способен. И кроме, как на соревнованиях, этому нигде не научишься.
После того, как корт, который находился недалеко от нашего дома и на котором я начинала играть, закрылся, пришлось выбирать новое место тренировок. И я с родителями каждый день в течение 5 лет ездила через весь город (с Фархадского базара до Юнусабада). Конечно тяжело, когда с утра в школу, придя со школы, перекусив на ходу и быстренько переодевшись, сразу бежать на автобус, оттуда на метро (сначала и метро не ходило на Юнусабад, было еще тяжелей) – везде бегом-бегом. У меня подруги и сейчас удивляются, что я всегда быстро хожу, как будто куда-то опаздываю – эта привычка у меня так и осталась.
До сих пор вспоминаю, как Елена Николаевна Подчеварова проводила с нами тренировки по физподготовке – мы выстраивались по разным местам корта и на определенную команду выполняли различные упражнения, после подачи новой команды перебегали по часовой стрелке и выполняли следующее упражнение – и так несколько кругов. Пот с нас после такой физподготовки бежал ручьем, несмотря на время года.
Зато все это, в частности выносливость, пригодилось, когда иногда матч затягивался на 2-3 часа. В те годы для детей до 10 лет проводился Республиканский турнир – Кичкинтой. Еще в 7 лет я участвовала в нем – в тот год эти соревнования проводились на кортах около Ташкентской телебашни. В первой же отборочной игре я проиграла первый сет и проигрывала во втором. Судья на вышке уже скучал и ждал, когда же закончится его судейство. Тут еще подошла его знакомая и поинтересовалась, когда он освободится. «Подожди меня, сейчас уже минут через 10 матч закончится», - сказал он своей знакомой. И тут у меня, как говорится, открылось второе дыхание – я довела сет до тай-брейка, выиграла его и потом выиграла и третий сет. В общей сложности матч продолжался около 3 с половиной часов. Знакомая судьи конечно его не дождалась, а я сделала вывод, что никогда нельзя опускать руки, и пока не раздалась команда судьи – гейм, сет, матч – все еще возможно.
Впоследствии не раз происходило, что я выигрывала казалось безнадежно проигранный матч. Так же было и в Андижане на первенстве Узбекистана, куда нас повезла Елена Николаевна. В четвертьфинале мы встречались с Хатамовой Шахнозой и у нее уже было несколько матчболов, после чего я все-таки выиграла эту встречу. А когда играла за 3-е место я снова проигрывала (Акбаровой Маше), Елена Николаевна, стоя у корта, сказала, что если я проиграю, то она никогда нас больше не повезет в другие города на соревнования – подействовало, и я заняла тогда 3 место. Кстати на Кичкинтое, когда я играла уже по своему возрасту, я попала в тройку призеров. Первое и второе места тогда заняли наши нынешние теннисные звездочки – Альбина Хабибулина и Саша Колесниченко.
Именно в теннисе мне понравилось путешествовать по соревнованиям, конечно, тогда это были не такие уж далекие поездки – Андижан, Самарканд, Наманган, Фергана и другие, но мне всегда нравилась жизнь в разъездах.
Со временем мы с папой все-таки решили снова попытаться пойти на легкую атлетику – мне тогда было 11 лет. Папа пошел в манеж колледжа Олимпийского резерва и обратился к первому тренеру, которого увидел. Она сказала, что «вообще-то еще рановато, лучше в 12 лет подойти, но если очень хочет, пусть пробежит 300 метров, если уложится в минуту, то возьму». На следующий день я шла как на экзамен, хотелось пробежать как можно лучше. Кажется, я тогда пробежала за 50 секунд. Она меня проинструктировала, что необходимо с собой назавтра принести, чтобы начать тренироваться. Я тогда весь вечер переживала – первый раз на тренировку (хотя уже был большой опыт в других видах спорта). Но почему то утром, когда я уже была готова тренироваться, тренер вдруг изменила свое решение взять меня к себе. Наверное, она сейчас вспоминает этот случай и ругает себя, что не захотела связываться с малышней. Ну а мне не было особой разницы у кого тренироваться, я все равно еще никого не знала из тренеров. Так я попала в группу Ольги Николаевны Норматовой. Сначала я не могла разобраться в своих чувствах – что мне больше нравится, теннис или легкая атлетика, и я занималась и тем и тем. Как я только все это успевала, ведь еще нужно ходить в школу? Около полугода я совмещала, но постепенно тренировки на легкой атлетике усиливались и я приняла решение заняться только легкой атлетикой.
Поначалу, как наверное все тренеры по легкой атлетике, нас готовили как многоборцев – и бегали (гладкий, барьерный бег), и прыгали (в длину, высоту), и толкали ядро. Какой-то конкретной специализации пока не было. Кстати, чем хороша легкая атлетика – здесь можно выбрать вид, наиболее подходящий для себя. Худой ты или толстый, высокий или низкий – всегда найдешь вид, который походит под любую комплекцию.
И вот как-то вечером тренер звонит, и говорит папе, что завтра у меня будут соревнования – это были мои первые соревнования по легкой атлетике (это был июнь 2004 года). Оказывается каждый года фирма Nestle (какие-то годы Coca Cola) проводит забег на милю (полмили для самых маленьких). Забег этот проходит около театра Дружбы Народов. Мы с папой приехали заранее, изучили трассу сначала по плану, потом прошли ее всю. И вот наконец объявляют наш возраст – это девочки 1991-1992 годов рождения. Так как я еще никогда не участвовала в соревнованиях, то спросила тренера, как мне бежать, в каком темпе. «Самое главное, чтоб на финише была не последняя», - сказала мне она, наверное для того, чтобы я не особенно переживала, правда меня это не сильно успокоило.
Нас оказалось так много, что вначале было даже трудно разбежаться. Постепенно народ стал куда-то исчезать и перед финишной прямой впереди себя я видела только одну спину – значит я вторая. Меня вроде бы должно было устроить второе место, как никак первые соревнования, но спортивная злость не позволяла мне бросить бороться. И тут один из велосипедистов, которые нас сопровождали, начал меня подбадривать и говорить, что я смогу выиграть. Тогда я собрала все остатки силы и начала догонять свою соперницу и буквально за несколько метров до финиша вырвала у нее победу.
Нам тогда подарили так много подарков, что мы их еле донесли до дома. Одного только молока Nestle целая коробка. Эта были мои первые соревнования и первая победа по легкой атлетике.
Впоследствии было множество соревнований разного ранга и уровня, я сначала специализировалась на беге 400 и 800 метров. На одном из соревнований – кажется это были отборочные городские соревнования для поездки в Джизак на первенство республики для юношей и девушек младшего возраста (это была зима 2006 г), я пробежала свои дистанции, наверное выиграла, уже не помню. А папе показалось, что я слишком свежая и совсем не устала. Они с тренером (к тому времени я уже тренировалась у Казаковой Галины Михайловны) решили, что мне нужно попробовать попрыгать. А так как прыжки в длину уже закончились, они решили меня записать на тройной прыжок. И это несмотря на то, что я тройным не прыгала вообще ни разу, даже на тренировке.
Не знаю, как так получилось, но эти соревнования я выиграла даже у тех, у кого тройной прыжок был основной специализацией. Вообще-то, когда я говорила, что раньше никогда не прыгала тройным, я забыла, что, когда еще даже не занималась легкой атлетикой, мы с папой и дядей (брат моей мамы), когда ходили купаться на Чирчик, устраивали там между собой соревнования в тройном прыжке на песке. И я им не очень то уступала.
Итак, после этих соревнований я стала выступать в тройном прыжке. Мне это сразу же понравилось. Во-первых – в прыжках есть 6 попыток, и всегда есть возможность скорректировать какие-то огрехи. Во-вторых – нет того изнурительного состояния после финиша, когда даже дышать не можешь. В общем, я с удовольствием поменяла бег на прыжки. От соревнований к соревнованиям я улучшала свой результат и участвовала в соревнованиях уже с более взрослыми соперницами. Была победа на первенстве ЕвразЭС, которое проходило в Белорусском городе Бресте. Была двойная победа (в прыжках в длину и в тройном) на «Баркамоле», который проходил в городе Нукусе. Одним из первых моих достижений тех лет стала победа на первенстве стран Центральной Азии среди юниоров до 20 лет (мне тогда было 14 лет) с результатом 12 м 71 см. Этого результата оказалось достаточно для того, чтобы выполнить норматив на Юношеский Чемпионат мира (до 18 лет), который проходил в Чехии, город Острава.
Конечно, Чемпионат Мира нельзя сравнить ни с какими другими соревнованиями, на которых я к тому времени уже участвовала. Более тысячи участников из более, чем 150 стран мира, огромные трибуны с тысячами зрителей – все это в первый раз сковывает и представляешь себя маленькой букашкой, которую занесло ветром на незнакомую территорию.
В общем, прыгнула я тогда намного хуже, чем могла, и что самое обидное, мне не хватило 1 см, чтобы пройти квалификацию. Весь этот чемпионат проходил как будто не со мной, как будто я являлась сторонним наблюдателем, мышцы вообще не хотели слушаться и делали то, что им самим хотелось. Единственно, что меня утешало – это то, что я была намного младше своих соперниц и меня впереди ждали еще другие Чемпионаты мира, где я буду соревноваться уже со своими сверстницами. Почти в таком же ключе на следующий год прошел и следующий для меня Чемпионат Мира – в Польше (город Быдгощ), там соперницы были еще старше, это был чемпионат среди юниоров (до 20 лет), а мне тогда было 15. Хотя я к тому времени уже имела результат за 13 метров, прыгнула опять намного ниже своих возможностей.
То, что меня отправляли на Чемпионат мира, несмотря на мои скромные результаты, нужно отдать должное дальновидности нашего спортивного руководства – наверняка они знали, что спортсмен, попав в такую атмосферу первый раз, всегда чувствует себя растерянно.
И наконец, в 2009 году я дождалась Чемпионат мира уже по своему возрасту, он проводился в Италии (город Брессанон). К тому времени на весенних соревнованиях в Узбекистане я уже выполнила норматив мастера спорта, побила юношеский национальный рекорд, который был установлен еще до моего рождения и ждал, когда я появлюсь на свет, вырасту и побью его, он же оказался и юниорским рекордом. В Италию я уже ехала лидером сезона в мире с результатом 13 м 55 см и с большим опытом участия на чемпионатах. Волнение конечно присутствовало, но оно было уже другого характера – чувствовалось, что все ждут от меня медали и не хотелось подводить эти ожидания. Тем более за все предыдущие 12 лет проведения юношеских Чемпионатов мира у Узбекистана ни разу еще не было ни одной медали.
Квалификационный норматив установили 12,60 м. Конечно для меня это пустяковый результат, но еще нужно выполнить его, отдав как можно меньше сил, постараться не заступить на планку в первой попытке. Тренер, а к этому времени я уже тренировалась у Виталия Смирнова (недавно закончившего свою спортивную карьеру и начавшего тренерскую), мне строго-настрого запретил прыгать во всю силу, сказав, чтобы было не больше 13 метров. Однако именно в квалификации я чувствовала такой прилив сил, что готова была наверное метров на 14 улететь и когда уже в полете почувствовала, что слишком далеко лечу, решила пораньше приземлиться. Установка тренера была выполнена – я в первой попытке прыгнула 12,98 м, прошла квалификацию и могла идти готовиться к финалу, который проходил через день.
В финале россиянка ошеломила нас всех, прыгнув в первой же попытке 13,63 м, с этим результатом она и стала чемпионкой мира. Второе место заняла китаянка – 13,57 м. А я завоевала первую для Узбекистана медаль на юношеских Чемпионатах Мира – бронзовую, с результатом 13,45 м. Немного было обидно, что в своей лучшей попытке я недоступила до планки 20 с лишним сантиметров, этих сантиметров мне бы как раз хватило занять первое место. Но спорт есть спорт. Здесь все возможно. Через пару часов нас ждала торжественная церемония награждения – пока самой главной моей наградой – медалью Чемпионата Мира.
Буквально через пару месяцев я снова улучшила свое лучшее достижение – и теперь юношеский и юниорский рекорд Узбекистана в тройном прыжке равняется 13 м 74 см.
Легкая атлетика – возрастной вид спорта и 17 лет (столько мне сейчас) – это еще только начало спортивной карьеры. Сколько стран я уже повидала, сколько еще увижу всего нового, мне кажется, что только спорт может дать столько эмоций, столько возможностей посмотреть весь мир. Одно из главных преимуществ занятий спортом я считаю то, что человек за свою обычную человеческую жизнь успевает прожить две жизни – сначала это спортивная жизнь, потом, после окончания карьеры – это жизнь простого человека.
В этом сезоне для меня главные предстоящие соревнования – это Чемпионат мира среди юниоров, который будет проходить в конце июля в Канаде (город Монктон). Болеть за меня можно будет, наверное, по каналу Евроспорт или НТВ+ спорт онлайн, по нему всегда показывают международные соревнования по легкой атлетике. Ну а кто не сможет посмотреть, можно мысленно пожелать мне удачи.
До этого мне предстоят соревнования в Тайпэе, три этапа гран-при Азии, возможно юниорский чемпионат Азии во Вьетнаме. Осенью состоятся главные старты четырехлетия для нашей страны и других Азиатских стран – летние Азиатские игры в Гуанчжоу, Китай. Это вроде как Олимпийские игры для нашей части света. Здесь собираются лучшие спортсмены континента по всем летним видам спорта.
Ну а основной целью я, конечно, ставлю перед собой – медаль Олимпийских игр. В Лондоне я еще буду присматриваться к олимпийским играм, а в Рио-Де-Жанейро буду стараться, чтобы флаг нашей страны был поднят выше всех.
Канатова Валерия, 17 лет
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.