Елена САЗАНОВИЧ
Это уникальный писатель с гигантским словарным запасом - от 20 до 25 тысяч слов. Причем он ввел в английский язык около 3200 новых слов. Опять же не в укор стране туманов и зонтиков - современному англичанину с высшим образованием хватает не более 4 тысяч.Впрочем, не будем: как у них и как у нас... Это - Шекспир. Он - для всех времен и народов. Для всех сочинений и монографий. Для всех театров и кинотеатров. И для всякой души. Если она, конечно, есть у всякого. Да и вообще -английский стоит выучить только за то, что им разговаривал Шекспир...
Англия. Как мы далеки от этой страны. Дождей, туманов и клетчатых зонтов. Хандры и педантов. Впрочем, это очередной миф. И дожди у нас есть, и туманы, и зонты. А англичане не так уж скучны и флегматичны. К тому же святого Георгия - христианского символа храбрости, защиты слабых и угнетенных - они считают своим покровителем. А мы святого Георгия Победоносца - своим. Он - эмблема Российского государства. Герб Москвы. И орденом святого Георгия награждают и у них, и у нас - "За службу и храбрость". И сегодня по всей России - в праздники и будни - везде трепещется георгиевская ленточка. А у них в день святого Георгия вывешиваются по всей Англии красно-белые флаги...
Но это еще не все. День святого Георгия - это еще и день Уильяма Шекспира. Считается, что он умер и родился 23 апреля. В святой для Англии день. Как в России: Пушкин - наше всё. Так и в Англии: Шекспир - наше всё. К слову, Пушкин как-то сказал о Шекспире: «У меня кружится голова после чтения Шекспира. Я как будто смотрю в бездну»... И все же мы Шекспира любим не меньше, чем англичане. А возможно, и больше.
Так, сообщал журнал «Вокруг света», треть из участвовавших в опросе жителей Великобритании не знает, что Шекспир писал пьесы и сонеты, а многие вообще думают, что он был английским королем. У нас так не думают. У нас вряд ли кто-то не знает, что он был гениальным драматургом и поэтом. Даже если его и не читали. Не в обиду англичанам будет сказано, но у них к примеру, вряд ли мог родиться Достоевский. А вот Шекспир у нас - запросто. Потому что "шекспировские страсти" - это больше про нас, чем про них.
Это уникальный писатель с гигантским словарным запасом - от 20 до 25 тысяч слов. Причем он ввел в английский язык около 3200 новых слов. Опять же не в укор стране туманов и зонтиков - современному англичанину с высшим образованием хватает не более 4 тысяч.
Впрочем, не будем: как у них и как у нас... Это - Шекспир. Он - для всех времен и народов. Для всех сочинений и монографий. Для всех театров и кинотеатров. И для всякой души. Если она, конечно, есть у всякого. Да и вообще -английский стоит выучить только за то, что им разговаривал Шекспир...
Уильям Шекспир родился и умер в один день. И похоронен в Стратфорде-на-Эйвоне (хотя 25 лет провел в Лондоне) у алтаря церкви святой Троицы, где был при рождении был крещен. Памятник на стене недалеко от могилы, представляет собой бюст. В правой руке - гусиное перо. Левая рука лежит на листе бумаги. Шекспир по-прежнему сочиняет. Каждый год, в день его рождения, гусиное перо в его руке заменяют на новое. А на могиле - собственная эпитафия драматурга. "Друг, ради Господа, не рой Останков, взятых сей землей; Не тронувший блажен в веках, И проклят - тронувший мой прах."
Шекспир как гений многое предвидел. Вряд ли он параноидально боялся эксгумации останков тела. Хотя почти в половине пьес драматурга можно прочесть об осквернении могил. Нет, здесь таилось что-то большее. Более некрасивое, чем само осквернение. Самое известное выражение мировой литературы "Быть или не быть?", похоже, сыграло с ним злую шутку. Шекспир предчувствовал, что его гений не простят даже после смерти. Что его гений осквернят. Вообще усомнившись в существовании гения под фамилией Шекспир. И был прав. С удовольствием усомнились. Негении с удовольствием роют могилы для гениев. Им легче поверить в призрак, в тень отца Гамлета, чем в реальность уникального таланта. И все же проклятия експира побоялись. Останки оставили в покое. Похоже и проклятия иногда во благо.
"Быть или не быть?" решено в пользу Шекспира. А как же иначе? Если у его могилы в призрачной туманной Англии по-прежнему бродят Любовь и Ненависть. Благородство и Коварство. Верность и Предательство. Подвиг и Подлость... Как "Сон в летнюю ночь", нежно взявшись за руки, бродят Ромео и Джульетта. А вдруг они не погибнут во имя любви?.. Крепко обнявшись, бродят Отелло и Дездемона. А вдруг Отелло не убьет оклеветанную Дездемону из-за ревности?.. Бродит изгнанный старый король Лир. А вдруг его жадные дочери опомнятся?.. Бродят демонические леди Макбет и Ричард III. А вдруг они отмоют свои руки от крови? Хотя бы в "Двенадцатую ночь"?.. И где-то, чуть поодаль у пруда с желтыми кувшинками, тоскует и мучается одинокий Гамлет. Вдруг он скажет просто: "Быть!" И Офелия не утонет... Добрая старая Англия. Но только не по Шекспиру. Это все призраки, в которые так верят англичане. А шекспировские персонажи давно ожили. И как правило, плохо заканчивали.
Да, по Шекспиру мы должны чаще страдать, чаще мучиться и чаще плакать. Может, еще и потому, чтобы почувствовать себя живыми? Каждый из нас всю жизнь стоит перед выбором: "Быть или не быть?" Чтобы не стать равнодушным.
"Гамлет"! Понимаете ли вы значение этого слова?" - воскликнул Виссарион Григорьевич Белинский, потрясенный одной из самых великих трагедий Уильяма Шекспира. Мы отвечаем на этот вопрос до сих пор. Отвечаем все. Читатели и зрители. Артисты и режиссеры. Критики и философы. И сколько есть нас на свете, читавших это произведение, столько существует и Гамлетов. Сколько существует эпох - столько и Гамлетов. Сколько поколений - столько и Гамлетов. Сколько стран - столько и Гамлетов. На одном только "Гамлете" еще долго может продержаться искусство.
И все же он один, неповторимый. В этом тайна и мощь этого произведения. В этом психология и философия. "Быть или не быть?" Жить в мире зла или зло уничтожить? Быть - значит уничтожить зло ценой своей жизни... Принц Гамлет - это ровесник Шекспира. Они живут в эпоху Возрождения. И автор, и его герой - мыслители и гуманисты. Автор предсказывает Гамлету блестящее будущее справедливого правителя. Недаром Гамлет учится в одном из лучших университетов Европы - Виттенбергском, где в те годы преподавал Джордано Бруно. В рассуждениях Гамлета много от рассуждений величайшего итальянского философа и ученого.
В чем уникальность драмы? Сюжет в общем-то бытовой. Гамлет мстит за смерть отца, которого убил родной брат отца, чтобы занять его трон и жениться на королеве - матери Гамлета. Шекспир эту "семейную" трагедию сумел возвысить до вселенского масштаба. Когда месть превратилась в гораздо большую цель... Как изменить этот мир подлости, злодейства и коварства? Как "вправить вывихнутый век"?.. В итоге эта "семейная" трагедия завоевала весь земной шар. Все человечество, весь земной шар играет в пьесе. С его несправедливостью, болью, предательством, с его войнами и цинизмом. Потому что когда-то, давным-давно "прогнило что-то в датском королевстве". И был ли призрак? Может быть, это вообще воображение Гамлета, повод, чтобы бороться со злом? Или это хитроумные происки врагов Гамлета, его матери и его дяди? Чтобы совсем другие завоевали королевство?
В этом и секрет трагедии, что в ней нет конца. Ее можно дописывать и додумывать. Она бесконечна - как время. И современна - как бытие. И поэтому - навсегда. Гамлет (про убитого им Полония): "Он там, где его едят; у него как раз собрался некий сейм политических червей. Червь - истинный император по части пищи. Мы откармливаем всех прочих тварей, чтобы откормить себя, а себя откармливаем для червей. И жирный король и сухопарый нищий - это только разве смены, два блюда, но к одному столу; конец таков..."
Как же он жутко прав! Этот принц датский с книжкой в руке. Этот философ и мученик. Как же он страшно прав. Аж мурашки по коже. И те, кто с королевских (или президентских) кресел дает приказы убивать, бомбить людей - всего лишь блюдо для червей. И чем богаче их стол - тем слаще будет червям. Гамлет: "Человек может поймать рыбу на червя, который поел короля, и поесть рыбы, которая питалась этим червем... Я хочу вам только показать, как король может совершить путешествие по кишкам нищего..." Недаром в драме Шекспира самые философские философы - могильщики. Впрочем, кому как не им знать тайну небытия? Если свою жизнь они посвятили смерти. Первый могильщик "Если он не сгнил раньше смерти - ведь нынче много таких гнилых покойников, которые и похороны едва выдерживают..."
Это только не про Гамлета. Да, он выполнил свою первую задачу - отомстил за отца, убив Клавдия. Но вторая задача - сделать мир совершенным и справедливым - оказалась для него невозможной. А мечты о гармонии и правде - всего лишь утопией. Как и для Шекспира. Как и для его современников. И как, наверное, для всех нас. Во все времена и в любом пространстве.
Шекспир убивает Гамлета. Этого чистого юношу с благородным сердцем. И тем самым делает его бессмертным. Потому что смерть Гамлета - это его послание людям быть причастным ко всему на Земле. И лично отвечать за весь мир. За его горести и поражения. За его несовершенство и зло. Чтобы в конце концов ответить на гамлетовский вопрос: "Быть или не быть?" Может быть, это единственный выход для мира. Чтобы спастись. Это и завещал Уильям Шекспир.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.