Вячеслав Плескач От неё отрекались, но пользовались её именем и наследием. О ней забыли, как о брошенной на поругание времени престарелой матери, прагматично видя в ней обузу… Но Святую Русь всегда вспоминают в дни лихолетий и невзгод, нуждаясь в её поддержке, помощи, защите. И она всегда помогает своим детям, Иванам, не помнящим своего родства, до сих пор Её не признавшим.
Знаменитый историк и исследователь древностей Филарет Гумилевский не первый, кто задался вопросом: «…Спрашивается, с чего горы, лежащие на Донце, на стороне Татарской, назвали…Святыми горами? Понятно было название их Донецкими горами… Почему же Донецкие горы названы Святыми? Как ни рассуждайте, — это название объясняется лишь тем, что с 1540 г. уже слишком известна была святыня Донецкой скалы — образ Святителя Николая, обретённый иноками… С какого времени стали здесь жить иноки, — на это нет пока письменных свидетельств. Несомненно только то, что столь общая известность, в какой представляется святыня Донецкой скалы с 1547 г., ясно говорит, что ей давно предшествовали тайные подвиги пустынников, спасавшихся в пещерах скалы. Потому со всею вероятностью можем положить, что в XIV веке уже существовала Святогорская обитель».
О другом ските, расположенном в Святых горах написал в 1901-м году Е. Марков: «Скит построен на том самом месте, где, по преданию, ещё в древности спасались …отшельники, от которых оно, вероятно, и унаследовало своё название «Святого места». Вместе с тем, скит оказался на месте какого-то неведомого древнего городища, земляные валы которого отчасти окружают его и теперь. Было ли это старинное сторожевое укрепление, какой-нибудь „стоялый острожек“, оберегавший татарский перелаз через Донец в дни Ивана Грозного или Бориса Годунова, а, может быть, это ещё уцелевший остаток гораздо более седой древности, сохранивший в своём имени память…»
Да, в памяти святогорцев сохранились предания об устройстве скитов еще в XI-XIII вв. местными, коренными жителями. Да, есть в Святогорье Донбасса, можно сказать, целое царство скитов. Царство древнее, овеянное легендами о Беловодье и Китежграде, а также сказками о Тридесятом царстве и царствах Додона, Солтана, Гвидона и царевны Лебеди. Жизнь в скитах Священной земли дала название скифам, как позже, жизнь в укрытиях Священной земли дала названия украм. Укрывались в землях, находящихся в полном окружении кочевников, как на священном острове. В истории его называют Русским островом. И не только в сказках рассказывается о Тридесятом царстве: русский остров вы увидите на картах Приазовья, о нем много раз все читали даже в школьных учебниках. Читали о нём книги, хотя видели, очевидно, лишь рифму.
Святогорский монастырь. Отсутствие точных сведений о времени его основания породило ряд гипотез: в середине XIX в. в обители родилось мнение, что ее основали иноки Киево-Печерской Лавры, выжившие при разорении Киева монголами в 1240 году; во 2-й половине XIX в. в литературе появилась версия об основании Святогорской обители иноками Святой Горы Афон, которые бежали от Флорентийской унии 1439 года, дошли до Сиверского Донца и поселились на месте, напоминавшем Святую Гору); высказывались и версии об основании монастыря в VIII-IХ вв. – иноками, бежавшими из Византии от иконоборчества; к ХIV в. относил основание обители архиепископ Харьковский свт. Филарет (Гумилевский); основание монастыря на стыке XVI-XVII вв. может быть связано с бегством украинских иноков от Брестской унии 1596 года.Утрата монастырем, при разорении от рук врагов, старых документов привела к тому, что уже на стыке XVII-XVIII вв. местные иноки не знали даты основания обители (в 1679 году со слов архимандрита прп. Иоиля было записано: «В которых годах тот монастырь устроен, того он не ведает. Писания о том у них в монастыре нет, (потому) что был тот монастырь от воровских людей разорен».
Из Синодика Святогорскаго известно только то, что уже в 1624 году черный поп Симеон с братиею получал здесь царскаго жалованья: ржи по двенадцати четвертей, овса по стольку же, и между прочим, из «кабацких» доходов, денежнаго подаяния десять рублев. В одной из меловых скал открыли глубокую подземную пещеру, в которой, как оказалось, еще до основания обители, был храм. «Несколько веков, в безмолвии и мраке ея не слышалось ни одной молитвы, не теплилось ни одной лампады, и только лет сорок назад церковь возстановлена в прежнем виде. Во времена оны, когда святые иноки заботились не об одном благолепии храмов и приумножении благ земных, а стояли стражею на рубеже русской земли - и тут были нарыты монахами батареи, коими правили пушкари из черноризцев. Еще в прошлом столетии в монастыре хранились три медных и одна чугунная пушка. Воинственные монахи Святогорья, случалось, даже у крымцев и нагайцев отбивали целые косяки коней; а русские пленники, бежавшие от мусульман, находили здесь верный приют. «С Дона выдачи нет!»
Святыя горы скрывали всех, гонимых Униею, а порою и донцов, преследуемых царскими приставами».В те времена Святогорский монастырь стоял на крымской земле и русские цари называли его обителью «что за чертою», т. е. за границею. «С Дона выдачи нет!» Да. Такое могло произойти у Иванов, не помнящих своего родства: Святые горы, святая святых – за чертой. Красноречивы эпитеты, определяющие Её местоположение: в чужой стороне, в ином мире, на острове! «С Дона выдачи нет!» Официально же имя «Святых гор» встречается в "Книге большаго чертежа", в 1547 году. "На Святыя горы" в то время уже выставлялась стража от городов Рыльска и Путивля, охранявшая эту окраину от крымцев.Филарет, архиепископ Харьковский, полагал, что пещеры в Донецкой скале были ископаны ближайшими последователями преподобных Антония и Феодосия Печерских гораздо раньше и здесь существовал монастырь уже в XIV веке! Тем не менее: «кто оное пустынное жительство изобрел и в горе сей церковь устроил», никаких сведений более или менее точных нет «за многими татарскими нахождении и разорении».
На высоком правом берегу Сиверского Донца в местности, известной издревле под названием Святые Горы, расположена знаменитая Святогорская Лавра. Благодаря меткому выражению выдающегося русского писателя А. Чехова, за этой живописной местностью закрепилось еще одно название – «Донецкая Швейцария». В европейских источниках сохранилось ещё одно название Святогорья – Светьярд, Швецыя (святые или святая земля). Последнее название перенесено из Приазовья с переселенцами с приходом эры Христа.
Есть клон Святогорского скита и на Псковщине. Создал его русский царь, в мыслях допустивший, что Святая Русь не вернётся в состав русских земель, а останется под турками.Видать, усомнился тогда царь в Покрове Богоматери и в вере предков своих. Чего не скажешь о коренных святогорцах – казаках, отстоявших у иуд Святую Русь (название которой перенесено и в Западную Европу праскандинавским конунгом Одином и избранным им народом).
Запад всегда ассоциировался с закатом и миром, соседствующим с миром живых: "Скандинавь! - один из эпитетов запада, напоминающий о соседнем "мире нави" .Святые горы – это меловые, не уходившие под воды мирового потопа скалы, реликтовые сосны и лиственный лес, живописные ущелья и крутые обрывы над рекой на территории небольшого четырех километрового участка правого берега Донца между с. Богородичным и Татьяновкой. Сиверский Донец (Дон русских летописей), самая большая река Донбасса, не случайно одна из первых воспета древнерусской литературой. Это наиболее живописная река Восточноевропейской равнины и наиболее удобная для отдыха. Именно Сиверский Донец, а вовсе не город Донецк (ранее – Юзовка), дал название этому краю.
Донбасс - это бассейн Дона и Сиверского Донца (Дона летописного). Тяжело поверить, что всего лишь 300 лет тому Донецкий край, теперь один из наиболее густонаселенных районов мира, называли Диким полем, а еще ранее, пустынной Скитией и землёй Царских Скитов, где, по Геродоту, лишь грифоны стерегут легендарное «золото скитов».
Монахи не без основания считают, что одними из основателей пустынножительства в Святых Горах стали выходцы Киево-Печерской Лавры, бежавшие от нашествия монголо-татар в середине XIII века.В Львовских архивах хранится легенда о том, как однажды святые отцы «ушли под землю по дальше от мерзости жизни». Ушли, но обещали вернуться. Ушли в Беловодье: «туда, откуда приходят кочевники».Казалось бы, абсурд – бежать в логово кочевников. Но, как выяснилось, ведь было к кому бежать: в сердце Дикого поля, в полном окружении со всех сторон, стояло на правде небесное воинство «звёздной брамы» - бродники. Их было немного. Но достаточно, чтобы, как и Ватикану, находясь в окружении, нести свою службу и дать название известному в Европе царству Бродния. Которому, по преданию, покровительствует какой-то ангел. Очевидно, о нём и писал Пушкин в сказке о Царевне Лебеди.
Где же был главный форпост Бродников? И был ли им Святогорский скит? Посмотрите на средневековые карты Причерноморья. И, для начала, постарайтесь ответить: почему, благодаря чему на Нижнем Дону, под чьим покровом в полном окружении племён, которых принято считать варварами, не одно столетие существовал, как остров, наш форпост? Он в истории известен и как царский скит, и как Священная земля, и как Тридесятое царство, третий центр русов. Почему Чингиз хан повелел не чинить беспокойства "святой руси", отмечая, что «они молятся об общем нашем благополучии»?
Да. В шестнадцатом столетии, по преданию, в Святых горах уже была обитель, но гораздо ранее в меловых скалах и в захолустьях у лениво лежащей реки спасались, отцы-пустынники, обретшие образ святителя Николая. Сохранились в памяти Руси и предания о «Китежградском святилище» на берегу реки. И об устройстве скитов коренными жителями Святых гор. По иному преданию, до сего дня образ святителя Николая на стене из зеленоватого песчаника сокрыт в пещерах Каменного брода.Святогорский скит. Выбор места основания обители определялся наличием естественной крепости – меловой горы, окружённой яром и оврагом, недоступной для внешних врагов, и единственной переправы через реку, которая была не только защитой, но и важной статьей дохода монастыря в некоторые периоды его существования. Об этом свидетельствует, например, универсал Богдана Хмельницкого от 1648 года.
Первоначально монахи жили в пещерах меловой скалы, но уже в 1679 году в Святых горах была построена первая деревянная церковь у подножия горы на берегу реки – Церковь Петра и Павла.С давних времен в Святогорье чтут Богоматерь, а 30 июля Русская православная церковь почитает Икону Божией Матери Святогорской.Существует, очевидно, несколько клонов Святогорского монастыря: в Российской Федерации в Псковская области существует, например СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СВЯТОГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. Есть таковой и в Волгоградской области. А, главное, в Донецкой области, существует восстановленный в 1992г. Свято-Успенский Святогорский монастырь. И в Псковском и в Святогорском монастырях в один день почитаются две чудотворные Святогорские иконы-близнецы Божией Матери.
В силу исторических реалий, с почитанием этих икон у православной церкви возникала определенная коллизия. У верующих долгое время возникал вопрос: "на Псковщине ли находятся Святые горы?" Пока Патриарх Алексий II не возглавил литургию в день празднования «Святогорской иконы Божией Матери» в Святых горах» Приазовья...Очень символично, что родовая усыпальница Пушкина Александра Сергеевича, сохранившего в своих произведениях память о Святой Руси, находится в одном из СВЯТО-УСПЕНСКИХ СВЯТОГОРСКИХ МУЖСКИХ МОНАСТЫРЕЙ.
Возрожденная с 1992г. иноческая обитель - Успенский Святогорский мужской монастырь стоит на правом берегу реки Сиверского Донца. Эта обитель находится в том крае, который еще задолго до крещения Руси был по церковному преданию христианским.Отбросим рассказы церковного предания о том, что монастырь первоначально основали беглые с Византии монахи, и перейдем к документальным свидетельствам.В «Истории Русской Церкви» митр. Макария указывается, что жившие здесь хазары, уже в середине VIII в. имели своего епископа, некоего затворника Сосвенского, сосланного в Херсон за иконопочитание.Через столетие, греческий император Михаил по просьбе русского кагана послал свв. Кирилла и Мефодия в земли хазар, в хазарскую миссию (именно так она называется в истории), потому что “бяху тамо жидове крестьянскую веру вельми хуляще”.
Встречались ли Кирилл и Мефодий с каганом именно в Святогорском монастыре Святогорья, история умалчивает. Как и то, в каком из скитов или монастырей они столкнулись со святыми писаниями, руськыми письменами писанными? Но известно, что, будучи в землях хазар миссионеры не ходили дальше Приазовья. Известно, что в Хазарии говорили по-славянски, письменность была заимствована у русов. Миссионеры же по наименованию просвещённого ими народа в веках прозваны ПРОСВЕТИТЕЛЯМИ СЛОВЕН. И, главное, на основе именно руськых письмен, по возвращении из миссии, просветители составили азбуку, объединившую весь славянский мир.Кроме этого, митрополит Макарий утверждает, что после неоднократных жарких прений с хазарами, сарацинами и особенно жидовствующими братья с Божьей помощью достигли цели своего посольства: по свидетельству жития равноапостольных братьев, сам князь, две сотни бояр его и множество народа уверовали во Христа и приняли святое крещение.
То есть в IХ веке в Приазовье существовал именно христианский Русский каганат. О его существовании в 839 году свидетельствует епископ-хронист Пруденций.К слову «каган» следует приглядеться более внимательно. Каган – титул правителя, например, у кочевых народов, распространенный в евразийских степях 1-го тысячелетия нашей эры. Он обозначал такого правителя, который не только сам не подчинялся никому другому, но и властвовал над большим числом правителей (князей) разных народов. Фактически это был император! И у нас нет оснований думать, что кагана руссов именовали так не по заслугам (ни франкский король, ни византийский император не питали к кагану русов особой любви). Значит, это было государство еще и довольно сильное и уважаемое! Побуждало считаться с ним.
Задумайтесь хоть на мгновение: каган русов был подобен императору!Пролить немного света на этот вопрос может археология.В XI-XIV вв. на территории края, в непосредственной близости от Святых Гор, существовала, по мнению современных археологов, как серия мелких поселений, так и крупный центр – «Царино городище», жители, которых исповедовали христианство по греческому обряду.Братья Кирилл и Мефодий, с их вошедшей в мировую историю хазарской миссией крещения хазар, пришли и ушли, а православные словене остались на территории Приазовья. Горцы-словене как в сказке Пушкина, в мгновение ока, превратили Святогорье в православный остров, неприступный для хулителей веры в Отца и Покров Богоматери. Известно, что уже в те времена, Святогорье - самое передовое юго-восточное русское поселение в Диком поле и на пути варваров.
В том, что известные обители Святогорья были передовыми крепостями свидетельствует их расположение. Об их неприступности свидетельствуют сведения арабских географов-разведчиков, тщетно пытавшихся проникнуть в святая святых Святогорья. Ведь, если местоположение Святогорского скита на Донце было известно, то нахождение сердца Святогорья, столицы "царства скитов", Ардании, как её называли арабы, так и осталось в те и последующие времена не выясненным. Известно лишь то, что ни один из пытавшихся проникнуть а Ардан, не вернулся (не захотел возвращаться). Так же известно и то, что закрытая территория обладала высоким технологическим уровнем в металлообработке и производила мечи, не превзойдённые по своим качествам: ими можно было даже подпоясываться.И только теперь приоткрыта завеса тайны «Русского острова», острова Китежграда, символически погружённого в Святояр, сакральное название которого означает Священная земля. Да, истинный Китежград находится не в толще вод озера Святояр, а в Святой земле в буквальном смысле. Мы свидетельствуем об истинном её местоположении.
Внемлите ответу польского короля турецкому султану средневековья в споре о том, кому владеть Святогорьем: Никто владеть не будет! Но, кто сильнее станет, тому и быть заступником!Внемли, казак! Ибо сегодня твой черед заступать Святую Русь, потому что снова бяху тамо врази крестьянскую веру вельми хуляще.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.