Николай Стародымов
Знаете, такими людьми просто невозможно не восхищаться, не склонять голову перед их памятью…
Погиб о. Максимилиан истинно во спасение человека, совершенно ранее ему не знакомого. Христианский подвиг.
…Известный факт из истории гитлеризма: за побег из концлагеря оставшиеся в неволе несли коллективную ответственность – сколько-то узников подвергались экзекуции.
Так вот, в начале августа 1941 года из блока концентрационного лагеря Освенцим (Аушвиц), в котором содержался Кольбе, пропал один из его товарищей по неволе. Потом выяснилось, что он не сбежал, утонул – по всей видимости, по неосторожности… Но администрация разбираться не стала – последовала реакция: эсэсовец отобрал десять человек, обречённых на казнь за пропавшего. Как оказалось, у одного из них – несколько детей.
И Кольбе предложил свою жизнь за этого ранее незнакомого ему человека. Палач жертву принял…
Десять человек обрекли на смерть посредством голода – их еду вылили на глазах у всех в яму, и оставили обречённых на солнцепёке. Один за другим узники умирали. Максимилиан читал молитвы и пел псалмы… В конце концов охране это надоело, и троим обречённым, на тот момент ещё живым, сделали смертельный укол. Это случилось 14 августа 1941 года.
За совершённый истинно христианский подвиг монах-францисканец Максимилиан Кольбе причислен к лику святых мучеников.
…Каждый человек, который хоть немного интересуется историей, знает немало случаев, когда… Как бы это сформулировать-то… Когда источники фиксируют подвиг, совершённый человеком, который до того жил себе тихо и незаметно, от которого чего-то выдающегося вроде как и не ожидалось…
Но немало и иных примеров. Когда человек последовательно и целенаправленно шёл к подвигу, когда вся его жизнь видится приготовлением к поступку, след от которого остаётся на века.
Так вот, о. Максимилиан именно из таких.
Исторический факт: на окраине Нагасаки, выжженный американской атомной бомбой, уцелел католический монастырь Непорочной Девы. Уцелел по причинам вполне материалистическим – никакой мистики или Высшего провидения… Его от уничтожения спасло то, что обитель оказалась защищённой горочкой, у подножья которой, на стороне, противоположной от центра города и, соответственно, эпицентра взрыва, её и возвели. А место это выбрал именно Кольбе, который приезжал в Японию с миссионерской миссией в середине 1930-х. Словно предчувствовал, как будто наитие ему подсказало безопасное место…
Но и это ещё не всё.
Надо ж, получилось, что жизнь Максимилиана Кольбе я пересказываю в обратном порядке…
Кольбе родился в 1894 году. Отец его был немец, мать – полька, а подданными они являлись Российской империи… Кстати, его мирское имя – Раймунд. Посвятить себя служению католической Церкви он решил ещё будучи мальчишкой. А потому в 1907 году перебрался на территорию Австро-Венгрии, где стал послушником, а затем и монахом ордена св. Франциска.
На родину он вернулся уже после того, как Польша обрела независимость.
…Знаете, у меня к монастырям и социальному институту монашества отношение неоднозначное. Благие дела на пользу человеку и обществу можно творить и в миру, и молиться вовсе не обязательно в отрезанном от реальности замкнутом мире… Особенно нынче. В современной жизни большая часть обителей превратилась в инструменты по выжиманию денег из верующих; самостоятельно, без потока прихожан существовать могут только некоторые обители.
Но о. Максимилиан по возвращении в Польшу создал монастырь совершенно иного рода. Он на пустом месте сформировал огромный самодостаточный и многопрофильный монашеско-хозяйственный комплекс, в котором каждый инок имел какую-то реальную мирскую ремесленную профессию, и занимался ею на благо обители и мира.
Судите сами. В комплекс входило много самых разнообразных мастерских, которые не только обеспечивали полноценную жизнь его, но и гарантировали приток доходов, а не только пожертвований. Кроме того, здесь располагались школа и семинария, а также типография, выходило церковное издание – журнал «Рыцарь Непорочной», работала радиостанция. Но это ещё как-то вписывается в представление о просветительской деятельности монастыря. Даже пожарная команда – тоже логична (вспомним, коль уж речь зашла, пожар в монастыре, описанный Умберто Эко в его великом романе).
А вот дальше… Автомобильная мастерская, автостоянка, железнодорожная станция, и даже аэродром. Это-то как?!. Поистине, Максимилиан Кольбе пытался создать монастырь принципиально нового, современного типа.
Вполне понятно, что именно его, столь активного и деятельного настоятеля, отправили в миссионерскую поездку в Китай и Японию.
…А потом грянула Вторая мировая.
Большинство монахов покинуло обитель и подалось кто куда. Настоятель остался с несколькими самыми верными единомышленниками. Монастырь стал прибежищем для беженцев; в том числе Кольбе принимал и укрывал (по официальным данным) до двух тысяч евреев. К тому же продолжала работать радиостанция монастыря, которая рассказывала о порядках, заведённых оккупантами…
Понятно, что такое не могло долго оставаться безнаказанным.
Максимилиана Кольбе арестовали. Отправили в Освенцим.
В лагере он продолжал пастырскую деятельность: не только утешал и поддерживал узников, но и проводил службы, совершал обряды…
И в конце концов принял мученическую смерть.
В 1982 году он канонизирован.
И теперь 14 августа у католиков является днём памяти святого Максимилиана Кольбе.
(Выражаю надежду, что никто из читателей не попрекнёт меня за то восхищение, которое я выражаю подвигу католического священника. А то всякое случается на просторах Дзена…)
.
Август 1941 года: http://starodymov.ru/?p=38227
Освенцим: http://starodymov.ru/?p=32300
Нагасаки: http://starodymov.ru/?p=34666
Монастыри: http://starodymov.ru/?p=25546
Умберто Эко и роман «Имя Розы»: http://starodymov.ru/?p=20933
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.