Возвращаюсь к написанному

Юрий БЕРГ


Я – человек прогрессивных взглядов. Моя рука никогда не поднималась на человека иной веры, а мое перо никогда не чернило людей, исповедующих принципы жизни, отличные от моих.

То, что происходит сейчас (статья "Джихад против Израиля" написана в 2006-м году), беспокоит меня не тем, что нагнетается психоз и юдофобия, (к этому уже не привыкать), а то, какими методами подаётся информация, касающаяся исторических аспектов сосуществования трех мировых религий, рожденных в одном месте – на Ближнем востоке.
Я не буду развивать собственные теории, я лишь позволю себе процитировать некоторые главы из книги Бат-Йеор «Зимми. Евреи и христиане под властью ислама.»
Эта книга (французское издание — 1980 г., английское — 1985 г.;) считается сегодня незаменимой для желающих получить наиболее глубокое представление о доктрине и практике ислама по отношению к «зимми» — неарабским и немусульманским общинам в странах Ближнего Востока, то есть в странах, подпавших под владычество мусульман после арабского завоевания.

Для начала поговорим об ООП и Ясере Арафате. Не раз арабские лидеры единолично и коллективно объявляли Израилю джихад, подтверждая тем самым свою приверженность теократической системе, включающей в себя все человечество. На третьей исламской конференции глав исламских государств по Палестине и Иерусалиму, состоявшейся в январе 1981 года, тридцать восемь руководителей арабских стран (кроме Египта) и Ясер Арафат, представляющий Организацию освобождения Палестины, провозгласили из Мекки джихад против Израиля. Т.к. джихад был провозглашен под знаменем арабского национализма, а ООП всегда утверждала, что она находится в авангарде арабскою национализма, следует проанализировать характер джихада ООП.
В 1970 году Ясер Арафат утверждал:
«Освобождение Палестины и недопущение сионистского проникновения – политического, экономического, военного и пропагандистскою – в мусульманский мир является одной из обязанностей исламских государств. Мы должны объявить священную войну (джихад) сионистским врагам, оскверняющим не только Палестину, но и весь арабский мир, включая его святые места».
Призыв к джихаду для того, чтобы создать секулярное, демократическое государство, в котором мусульмане, христиане и евреи обладали бы равными правами, несет в себе терминологическое противоречие, поскольку цель – обращение неверных или превращение их в зимми. (Зимми – это люди, живущие в исламском обществе, но не принадлежащие к исламу – евреи, христиане и, иногда, – язычники).
Арабские лидеры часто указывали на необходимость уважать законы джихада. Даже Сирия, проводившая политику секуляризации, вспомнила в 1971 году некоторые из этих правил.
Законы священной войны ислама (джихада) говорят, что для того, чтобы победить врага, допустимо применять осаду его лагерей и населенных пунктов. Допустимо также разрушать дома врагов и поджигать их, вырубать их деревья и поджигать их поля, чтобы принудить их к сдаче. Допустимо также перекрывать водоснабжение врага, даже если это – женщины и дети.
Третья исламская конференция в верхах 1981 года, состоявшаяся в Таифе (Саудовская Аравия), особо упомянула джихад в пятой из своих шести резолюций:
«Исламские государства со всей ясностью подчеркнули, что слово джихад употребляется в его мусульманском смысле, не подверженном разночтениям и различиям в интерпретации, и что для осуществления джихада будут приняты практические меры в согласии с его смыслом и при постоянных консультациях между исламскими странами».
Не каждый конфликт представляет собой джихад, но если он объявлен таковым, его участники обязаны выполнять его стратегические и тактические предписания, подчиняющиеся вечным, не подверженным изменениям законам, в особенности правилу, запрещающему сотрудничество между верным и неверным, если последний ведет себя вызывающе или не слушается предписаний.
Первая статья хартии ООП объявляет о принадлежности арабского народа Палестины к арабской нации и, таким образом, о его праве на землю, отстоящую примерно на тысячу километров от арабской метрополии. Итак, право палестинских арабов на неарабские земли (читай, Израиль) основывается на их предыдущей аннексии в результате джихада и их последующей арабизации с помощью зимми.
Палестина является родиной арабского народа Палестины; она – неотторжимая часть арабской родины, а палестинский народ – интегральная часть арабской нации.

Статья 9 этой хартии утверждает:
«Вооруженная борьба – единственный путь освобождения Палестины, это – всеобъемлющая стратегия, а не просто временная тактика».
Важность вооруженной борьбы была подтверждена снова в статье 2 «Пятнадцати резолюций» Тринадцатого палестинского совещания, состоявшегося в Каире в марте 1977 года:
«Захват земель силой в соответствии с законами джихада дает завоевателю право на полное владение ими. Завоеватели могут убивать местное население, изгонять его или превращать в данника; места поклонения могут быть разрушены, а их восстановление или возведение запрещены. Короче говоря, если война является джихадом, то завоевание с помощью силы дает завоевателю абсолютную власть над побежденными, тогда как их согласие подчиниться ограничивает победителя определенными условиями».
Точно так же, как все мусульмане разделяли коллективную ответственность за джихад, так от всех арабов требовалось коллективное участие в джихаде ради освобождения палестинских арабов:
«Освобождение Палестины является с точки зрения арабов обязанностью всей нации, стремящейся отразить сионистскую и империалистическую агрессию против ее родины, и имеющей конечной целью уничтожение сионизма в Палестине. Полная ответственность за это ложится на всю арабскую нацию – как правительства, так и народы, а в авангарде борьбы выступает арабский народ Палестины. В соответствии с этой целью арабская нация должна мобилизовать все свои военные, человеческие, моральные и духовные силы для активного участия в борьбе вместе с палестинским народом в освобождении Палестины. Она должна, в соответствии с данной фазой вооруженной борьбы палестинской революции, предоставлять палестинскому народу всю необходимую ему помощь, оказывать как материальную, так и духовную поддержку, чтобы дать возможность ему и в дальнейшем играть ведущую роль в вооруженной борьбе вплоть до освобождения его родины» (Параграф 15 Устава ООП).
Эта же точка зрения подтверждается в статьях «Пятнадцати резолюций» ООП (Каир).
Законы джихада запрещают массовые убийства невинных людей, но допускают уничтожение противников и представляющих опасность. Завоеванные народы, соглашающиеся подчиниться, могут жить под их протекцией в качестве зимми.
В Уставе ООП содержится и такое определение:
«Сионисты должны быть изгнаны или убиты, но к евреям, подчинившимся арабским законам, следует относиться терпимо».
Целью джихада всегда было подавление политической независимости неверных. Затем подавлялись культурные и социальные стремления зимми.
Статья 12 Соглашения от 6 мая 1970 года, подписанная всеми организациями, входящими в ООП, провозглашала ту же политику (подтвержденную в Дамаске):
«Таким образом, целью палестинской революции является ликвидация этого врага (Израиля) во всех аспектах: политическом, военном, социальном и культурном, и полное освобождение Палестины».
Все время повторяющийся призыв к джихаду подтверждает значимость этой концепции, являющейся основной причиной арабо-израильского конфликта. Поскольку к Израилю следует относиться только как к религиозной общине, его право на национальные прерогативы – географическая территория, соотносимая с историей народа, юридическая система, особые культура и язык – постоянно отвергаются.
Самой логикой джихада подтверждается «арабский» характер территории Палестины. Став территорией, относимой к категории «отобранной у неверных», она должна оставаться в пределах дар ал-ислам. Поэтому государство Израиль должно перестать существовать».
Существование Храма на месте мечети ал-Акса, или наличие гробниц еврейских патриархов в Хевроне, возмущает арабо-мусульманскую общину, поскольку, как они полагают, религия зимми покушается на доминацию религии ислама. В декларации ЮНЕСКО (Париж, 1976) представитель ООП утверждал, что израильское присутствие оскверняет святость мечетей, расположенных в этих местах.
Было ли это ностальгией по прошлым временам, когда зимми, ступивший на порог мечети, предавался смерти? Представитель ООП не утруждал себя этими религиозными рассуждениями, но просто сообщил, что израильское (то есть еврейское) присутствие оскверняет всю Палестину. Связь с традицией и с архетипом еврея несомненны: именно эта религиозная идея нечистоты подвигла арабов на изгнание евреев и христиан в седьмом столетии со святой земли Аравии.
До сего дня ни одной церкви или синагоге не было позволено осквернить ее. Та же религиозная точка зрения парадоксально прикладывается «к арабским территориям Палестины» идеологами «секулярного и демократического Палестинского государства».
Запреты, традиционно накладывавшиеся на собственность зимми с целью облегчения арабо-мусульманской колонизации, подобны тем, которые были выдвинуты ООП в отношении арабской Палестины (то есть британской подмандатной территории) и, фактически, с 1948 по 1967 год ни одному еврею не было разрешено посетить Иорданию (то есть восточную Палестину, Иудею и Самарию).
Свобода передвижения и расселения евреев в Иерусалиме, Иудее, Самарии, Галилее и в целом в историческом ареале Эрец-Исраэль (Палестине) категорически отвергалась ООП как явление, находящееся в противоречии с основополагающими целями джихада. Поскольку иудаизм – в согласии со взглядами ООП – лишь религия, лишенная каких бы то ни было национальных характеристик, этот запрет является религиозной дискриминацией, уже поэтому не совместимой с секулярными, демократическими принципами, провозглашаемыми ООП.
Если несколько случаев массовых убийств евреев арабами в 20-м столетии просто свидетельствуют о сохранении старых повадок мусульман, то убийства евреев в подмандатной Палестине обнаруживают большую связь с войнами 19-го века против греков, других народов Балканского полуострова и армян. Это говорит о том, что, сталкиваясь с аналогичной ситуацией, потомки мусульман-поселенцев в Палестине вели себя точно так же, как и их предшественники.
Значит, арабский терроризм в Израиле и арабский террор против евреев и сионистов во всем мире являются не чем иным, как современной версией права без разбора убивать мятежных зимми, а отрицание права Израиля на существование напоминает войны Османской империи против греческих, балканских и армянских националистов.
И, еще немного – высказывания современных исламских лидеров.
Хомейни о правительственной политике, джихаде и о том, что почитается нечистым:
«Исламская форма правления есть правление волей Божьей, и законы его никто не может ни заменить, ни изменить, ни оспорить.
Законодательная власть принадлежит одному лишь святому Пророку, и никто кроме него не может вводить законы; любой закон, исходящий не от него, должен быть отвергнут (с. 20). Священная война (джихад) означает захват немусульманских территорий. Она может быть объявлена после образования мусульманского правительства, достойного этого имени, и ведется под началом имама или по его приказу. Тогда долг каждого взрослого, физически пригодного человека – добровольно отдать все свои силы этой завоевательной войне, конечная цель которой есть владычество закона Корана по всей земле от края и до края. Мир, однако, должен пoнять, что всемирное превосходствo ислама существенно отличается от гегемонии других завоевателей. Для этого прежде всего следует установить исламскую форму правления, основанную на власти имама, чтобы он смог предпринять такое завоевание, которое будет отличаться от иных завоевательных войн несправедливого и тиранического характера, не знавших высоконравственных и цивилизованных принципов ислама (ее. 22,23).
Нечистота неверных:
-Одиннадцать вещей являются нечистыми: моча, испражнения, сперма, кровь, кости, немусульманин (мужчина, так и женщина), вино, пиво, пот верблюда, питающегося отбросами (с. 59).
-Все тело немусульманина нечисто, даже его волосы, его ногти и все выделения его тела (с. 62).
-Ребенок, не достигший половой зрелости, чьи родители и родители родителей немусульмане, нечист: если же у него есть мусульманский предок, тогда он чист (с. 63).
-Тело, слюна, выделения из носа и пот немусульманина, мужчины или женщины, принимающего ислам, автоматически становятся чистыми. --Что до их одежды, то если она соприкасалась с потом их тела до обращения, она остается нечистой.
-Нет строгого запрета мусульманину работать на возглавляемом мусульманином предприятии, где работают также евреи, если только продукция этого предприятия не идет каким-либо образом на пользу Израиля. Но позорно (мусульманину) слушаться приказов начальника-еврея (с. 160)».
Различные степени джихада: джихад как уже говорилось, был провозглашен для того, чтобы отражать нападения и устранять препятствия, стоящие на пути распространения ислама в немусульманских странах (с. 61).
Завершение войны: джихад не закончится никогда, ибо он будет длиться вплоть до Дня Воскресения. Но по отношению к группам людей война может завершиться. Она заканчивается, когда цели войны достигнуты, нападение агрессора отражено и с ним заключается соглашение, либо мирный договор, либо перемирие и т.д.; этот вопрос мы уже подробно рассмотрели в отдельной работе, написанной мною с Божьей помощью.
Джихад не ограничивается мобилизацией войск и созданием мощных вооруженных сил. Кроме регулярной армии, он принимает также различные Другие формы. Со всех земель ислама пусть соберется воедино группа людей, твердых в вере, снабженных средствами и хорошо обученных, и пусть они изводят захватчика, не давая ему покоя непрерывными нападениями, пока захваченная им земля, которую он надеялся видеть текущей молоком и медом, не превратится для него в место вечной муки.
Враги наши творят бесчинство на одной из мусульманских земель - давайте же и мы (в отмщение) сотрем их колонии с лица земли. Не будем отчаиваться, Господь нам поможет. Нет иного пути вернуть утраченную землю, кроме как жертвуя жизнью в борьбе. Принесем же эту жертву. Вот программа действий для всех неутомимых в борьбе, и пусть на поле чести мусульмане соревнуются друг с другом. «О, вы, которые уверовали! Если поможете Аллаху, поможет Он вам и укрепит ваши стопы». (Коран, 47:7)

Джихад против Израиля. Арабизация

Продолжая начатое, я во второй главе очерка пытаюсь с помощью все той же книги Бат-Йеор «Зимми. Евреи и христиане под властью ислама», показать, как происходил процесс арабизации Ближнего Востока.
Процесс, начатый еще в 7-м столетии н.э., длился вплоть до начала 20-го века, так что говорить о том, что «не все мусульмане были плохими ребятами», в данном случае абсурдно.
По вполне понятным геополитическим причинам первое восстание подчиненных народов произошло на европейских территориях, захваченных турками. Это восстание христианских народов, поддержанное (по разным причинам), Россией и Великобританией, опустошало земли умма** в течение всего 19-го столетия.
За изгнанием турок из Трансильвании (1691), Венгрии (1686-1697), Валахии и Молдавии (1829) последовало, в результате столетней борьбы, освобождение Сербии и части Греции (1830), Болгарии, Боснии, Черногории и Герцеговины (1878), большей части Фессалии и Эпира (1881), Крита (1908), Македонии и всей европейской Турции (1911-1913).
В Центральной Азии ислам вынужден был уступить перед лицом русской оккупации Крыма (1783), Бесарабии (1812), Грузии (1813), Кавказа (1841-1859), Туркестана (1864-1885), Бухарского ханства (1868), Хивы (1873-1881), Коканда (1875) и Мерва (1884).
Эта дезинтеграция Османской империи происходила одновременно с захватническими войнами европейцев в Индии, Алжире (1830-1843), Тунисе (1881), Египте (1882), Триполитании (1911), Марокко (1912), а также с предоставлением Великобритании и Франции после 1918 года мандата на управление ближневосточными провинциями Османской империи.
Поражение Персии в войне с Россией спровоцировало массовую резню евреев в Тебризе (1830) и других городах Азербайджана, а также погромы и насильственные обращения в ислам евреев Метода в 1839 году и их последующие преследования на протяжении всего 19-го века. Страдания евреев Магриба были результатом унижений и притеснений, причиняемых мусульманам французским колониализмом.
Греческие и балканские освободительные войны сопровождались погромами в Хиосе и «боснийскими ужасами». Процесс эмансипации привел к истреблению двадцати тысяч христиан в Сирии, Ливане и Палестине в I860 году. Армянский национализм был раздавлен геноцидом.

Мусульманская реакция

Реформистское течение, вдохновленное абстрактными концепциями, импортированными из-за рубежа, «дар ил-хирб», было достаточно поверхностным. С другой стороны, консервативное движение было глубоко укоренено в исламской истории и традиции.
Все новые факторы постоянно придавали ему силу: непрекращающийся поток беженцев-мусульман из потерянных исламской властью провинций был охвачен фанатизмом и жаждой мести. Эти мусульманские беженцы из Европы, потомки мусульман-поселенцев (мухиджирин), или христиане, принявшие ислам, чтобы не потерять свои земли после завоевания их мусульманами, придавали силу исламской религиозной партии.
Правительство Османской империи расселяло их в регионах, вызывающих беспокойство, и распространяло, таким образом, с помощью политики колонизации свою власть. Беженцы из балканских провинций направлялись в Армению.
В 1874-75 годах черкесы-мусульмане с Кавказа поселились в провинциях Данубии, а затем, охваченные националистическими чувствами, - в Галилее и на Голанских высотах. В 1878 году после аннексии Австрией Боснии-Герцеговины мусульманские колонисты, жившие там, прибыли в Македонию и на приморское побережье Палестины. В 1912 году Россия пыталась предотвратить их проникновение в Армению. В течение 19-го и начала 20-го столетий непрекращающийся поток более чем двух миллионов мусульман-колонистов из Крыма и Балкан расселялся властями Османской империи в Анатолии, Армении, Ливане, Сирии и Палестине с надеждой, что мощная исламская колонизация покончит со стремлением зимми к национальному возрождению.
В 1878 году был издан османский закон, гарантирующий предоставление земель Палестины мусульманским поселенцам. Причем они освобождались на 12 лет от налогообложения и военной службы. В районе Кармеля, Галилеи, на равнине Шарон и в Кесарии земли были розданы славянам-мусульманам из Боснии и Герцеговины; грузины поселились вокруг озера Киннерет и на Голанских высотах, а марокканцы – в Нижней Галилее.
В Заиорданьи и Галилее туркмены и черкесы, изгнанные в результате захвата Россией Крыма, Кавказа и Туркменистана, пополнили кланы, поселившиеся в этих местах еще в 18-м столетии. Около восьми тысяч египетских феллахов иммигрировали в Яффу, Газу и Иерихон в тридцатые годы 19-го века; алжирцы, отправившиеся в изгнание вместе с Абд ал-Кадиром, расселились в Галилее, на Голанских высотах и в Иерусалиме.
Исламское консервативное движение, особенно сильное в подвергшихся арабизации провинциях Османской империи, черпало свою силу не только в религиозных предубеждениях, но и в природе арабо-исламского империализма, определившего структуру этой многонациональной мусульманской империи.
Во время ее создания захват территорий и покорение местного населения привели к разрушению их культур. Однако интерес, проявлявшийся европейскими учеными к их древнему прошлому, снова пробудил гордость этих народов и стремление к освобождению из-под власти ислама, причем в то же самое время, когда реформы, проводившиеся в империи, лишали арабов их традиционных привилегий.
Евреи, греки, армяне и марониты стали все больше осознавать, что они не всегда были религиозными меньшинствами, но были времена, когда они существовали как гордые нации, после арабского завоевания терпимые, однако, только в религиозном контексте, да и то – ценой унижений и уплаты поборов. С глубокой ненавистью мусульманское население наблюдало, как национальные отчизны доарабского прошлого восставали в сознании зимми из руин и забвенья.
Эмансипация зимми и их культурное возрождение содержали, с арабской точки зрения, опасные семена национализма, могущие угрожать их доминации.
В Палестине конца 19 века недавно прибывшие мусульманские колонисты обдуманно разрушали все, что еще оставалось от древней еврейской цивилизации после столетий непрекращающейся ненависти оккупантов.
Этих колонистов вполне обдуманно селили таким образом, чтобы уничтожить в зародыше всякую попытку райи обрести национальное освобождение. В Армении физическая ликвидация сопровождалась насильственными обращениями, массовой депортацией, разрушением церквей или прекращением их в мечети.
Все бедствия, перечисленные в данной главе, объясняют те мотивы, которые придали борьбе за эмансипацию и освобождение народов зимми в Османской империи фанатичный и насильственный характер религиозной войны.

Арабский национализм и статус зимми

Несмотря на различия в мотивациях и различные, подчас космополитические истоки, арабский национализм сегодня представляет собой политическое движение, стремящееся к восстановлению главенства арабов, подобного тому, которое существовало в арабо-мусульманской империи во времена халифов. Не следует забывать, что империя эта родилась в результате арабизации земель зимми и порабощения местного населения. Следовательно, идеологически и исторически арабский национализм связан с идеологией джихада и зимми.
Значимость статуса зимми уже в наши дни была признана на Четвертой конференции Академии исламских исследований, проведенной в каирском университете Ал-Азхар.
Участвовавшие в ней видные исламские, теологи утверждали:
«Можно сказать, что они являются немусульманами, живущими в нашей среде, и, следовательно, мы должны заботиться о них. К этой группе относятся и евреи, проживающие в некоторых мусульманских странах, руководители которых оказывают им покровительство и защищают от масс мусульман. Но мы говорим тем, кто защищает евреев, что последние являются зимми, народом, имеющим обязательства по отношению к мусульманам, но нарушившим договор, то есть зимми, в соответствии с которым им оказывалась протекция... Этот народ разорвал свой договор и превысил свои привилегии: как же мы можем держаться наших обязательств по отношению к нему?»
Из этого следует, что в соответствии с исламскими догматами евреи в современных исламских государствах все еще рассматриваются как зимми; христиан также следует относить к этой категории, и если это так, они не могут иметь равные права с мусульманами.
Ливийский президент Каддафи, отвечая на вопрос о судьбе десяти миллионов христиан, живущих в арабских странах, заявлял:
-Арабы-христиане пошли по неправильной дороге, и они должны изменить свои пути, потому что на самом деле они – арабы.
-Но ведь нет никаких сомнений в том, что они арабы.
-Если так, они должны принять ислам.

Израиль: конфликт идеологий

В контексте арабской истории Израиль является примером успешного национального освобождения цивилизации зимми. На территории, арабизированной джихадом и зимми, возродились доисламский язык, культура, топонимика (библейских городов) и национальные институты. Это обратило вспять тысячелетний процесс, в течение которого были разрушены культурные, политические и социальные структуры коренного населения.
В 1974 году Абу Айяд, бывший вторым человеком после Арафата в иерархии ООП, провозгласил:
«Мы должны сражаться, чтобы наша палестинская родина не превратилась в новую Андалусию».
Сравнение Палестины с Андалусией – не пустословие, поскольку обе эти страны были сначала арабизированы, а затем деарабизированы той культурой, что существовала в них до арабского завоевания. Более того, поскольку евреи были наиболее деградировавшими из всех зимми, возрождение Израиля является и наиболее унизительным фактом для зимми.
Как сказал Насер в 1953 году:
«Катастрофе Палестины нет примера в человеческой истории».
Он добавил в 1955 году:
«Произнесения имени «Палестина» достаточно, чтобы напомнить каждому арабу – т. е., каждому свободному человеку – о величайшей национальной трагедии, когда-либо произошедшей на протяжении всей человеческой истории.
Более того, опасность представляет и то, что Израиль может послужить примером для других зимми, сохранившихся на территориях, завоеванных джихадом, что может привести к сохранению арабской власти лишь на первоначальной территории. Целью бандитского государства Израиль является переселение всех арабов на Аравийский полуостров, их первую родину двухтысячелетней давности».

Как говорится – «без комментариев». Хотя, впрочем, я могу коротко прокомментировать сказанное выше: причиной всего того, что творится на Ближнем Востоке, является страх потерять земли и народы, в своё время завоёванные исламом.

Необходимые пояснения:
-Зимми *- люди, живущие в исламском обществе, но не принадлежащие к исламу (евреи, христиане и иногда - язычники).
-Умма** - мусульманская община.

Джихад против Израиля. Кто есть кто

Третья глава – последняя в серии моей публикаций разделов книги писательницы Бат-Йеор «Зимми. Евреи и христиане под властью ислама».

Угроза ценностям арабизма

Абд ар-Рахман ал-Баззаз, профессор права Багдадского университета и в прошлом премьер-министр Ирака, объяснял, почему еврейское национальное движение представляет угрозу ценностям арабизма:
«Самая большая опасность Израиля состоит в том, что он, будучи идеологической угрозой нашему национализму, бросает вызов нашему существованию как нации в целом регионе. Существование Израиля сводит на нет единство нашей родины, единство нации и единство нашей цивилизации, которая охватывает целиком этот район мира. Более того, существование Израиля – наглый вызов нашей философии и идеалам и непреодолимый барьер на пути к тем ценностям и целям, к которым мы стремимся».
Арабский палестинский писатель Файяз ал-Сайег углубил эту точку зрения:
«Помимо политического конфликта между двумя борющимися нациями, существует основополагающая философская и духовная несовместимость. Даже если бы все политические задачи и были решены, два движения – сионизм и арабский национализм – остались бы двумя мирами, идеологически и духовно разделенными, между которыми невозможна какая-либо коммуникация или значимый диалог».
Тунисский писатель Хичем Джайат утверждал, что существование Израиля ставит под сомнение окончательный характер арабизации и исламизации, достигнутых благодаря арабским завоеваниям.

Разжигание ненависти

Как было показано, ненависть является составной частью джихада, так как если бы ее не было, к харби относились бы как к равным. Захват американского посольства в Тегеране в 1979 году продемонстрировал всю глубину той ненависти, сознательно, ради достижения политических целей подогревавшейся средствами массовой информации.
Огромные деньги расходуются ради распространения и выражения ненависти к Израилю; «антисионизм» проник в систему образования, он пропитал культуру. И сегодня на международных форумах весь мир может быть свидетелем и проявлений закоренелой ненависти к мятежным зимми, проецируемой на государство Израиль.

Фундаментализм

Оценивая ситуацию, автор пишет:
«Наше исследование не ставит целью анализировать ситуацию сегодняшних дней и дать определение процессам, но на одном примере стоит показать живучесть традиционного способа мышления. Разрыв
Ираном дипломатических отношений с Израилем, наряду с исламизацией его политического режима, подтверждает укорененность антисионизма в таких исламских представлениях, как джихад и зимми.
Иудаизм как религия, терпима, но сионизм как национально-освободительное, с определенной территорией, движение еврейского народа – враждебен ей».
В речи от 16 августа 1970 года аятолла Хомейни назвал Израиль, Соединенные Штаты Америки и все те страны, которые не примут участия в специальном Дне солидарности с палестинским народом, «врагами ислама»:
«Правительства мира должны знать, что ислам не может быть побежден. Ислам победит во всех странах мира, и ислам и учение Корана будут властвовать надо всем миром».
Синдром зимми

Двенадцать столетий унижений деформировали как индивидуальную, так и коллективную психологию угнетавшихся групп населения, в результате чего возникла весьма распространенная форма отчуждения, которую можно было бы назвать «синдром зимми».
В индивидуальном плане для него был характерен глубокий уровень дегуманизации. У человека, обреченного на пассивное существование, в результате отсутствия безопасности развивались чувства бессилия и зависимости, а также раболепство и невежество.
Угнетенный и дискриминируемый, он относился к себе подобным с презрительной, осуждающей, разрушительной ненавистью, интенсивность которой варьировалась в соответствии со степенью его желания быть ассимилированным среди доминантного большинства. «Этот тип отчуждения еще и по сей день можно наблюдать в чистой форме среди маргинальных меньшинств зимми».
Основные характеристики синдрома зимми связаны с психологическим процессом унижения достоинства человека. Низведенный до зависимого существования в обстоятельствах, способствовавших физической и моральной деградации, зимми рассматривал себя как обесцененное человеческое существо.
Осознавая, что восстание может навлечь на него смерть, он не имел иного выбора, как только превратиться в сознательный инструмент своего собственного разрушения. Человеческая свобода, направленная против самой себя, - наиболее трагичный пример отчуждения личности.
Побежденные обязаны платить победителю за право существования на территории своей бывшей родины, а продукт их труда не просто должен отдаваться государству, но идти на финансирование джихада и дальнейшее расширение экспансии захватчиков. Так зимми трудились ради власти, угнетавшей их и для общества, из которого они были исключены

Исключение зимми из истории

На коллективном уровне синдром зимми проявляется в забвении истории своего народа, его культуры и политического опыта. Это забвение является следствием адаптации или узурпации захватчиками прошлого народов.
Зимми победители рассматривают себя как законных наследников всех цивилизаций, созданных на колонизированных территориях. И действительно, деградация и забвение связаны воедино, поскольку у нижестоящей группы нет места в истории. Молчание относительно прошлого зимми отнюдь не случайно, но представляет собой намеренное искоренение истории и их пародов.
Изменение статуса какой-либо группы от высшего к низшему влечет за собой передачу вышестоящей группы культурного наследия низшей (навыков цивилизации, наук и искусств).
Вследствие своего положения она уступила захватчикам все свои права. Это низведение до рабского уровня законных наследников собственной культуры только по экономическим причинам, уничтожает единственного соперника, могущего заявить о своих правах, присвоенных узурпаторами.
Таким образом, деградация закономерно предается забвению, если понимать под этим забвение своей истории и географии. Культурный империализм поддерживает и оправдывает территориальный империализм; культура, монополизируемая доминантной группой, политизируется и выхолащивается, становясь инструментом подавления и отчуждения.
Арабо-израильский конфликт обнажает эту тактику. Палестинская пропаганда, предназначенная для Запада, направлена на фальсификацию истории с помощью семантической подмены «палестинскими арабами» - евреев. Этот маскарад арабов (или «палестинцев»), выступающих «вместо» евреев, способствует передаче им исторических прав Израиля, а также наделению их достоинством еврейского народа и симпатиями к нему.
Лишая евреев их прошлого (то есть используя эффект подмены), ООП низводит их до уровня лишенной корней зависимой группы, достойной только снисхождения арабов.
На пресс-конференции в ООН 2 сент. 1983 г. в Женевском Дворце Наций Ясер Арафат утверждал:
«Именно мы были под пятой римского империализма. Именно мы послали палестинского рыбака, прозванного Святым Петром, в Рим; он не только завоевал Рим, но завоевал также сердца людей. Именно мы знаем, как противостоять империализму и оккупации. Иисус Христос был первым палестинским федаином, пронесшим свой меч по той же тропе, по которой палестинцы сегодня несут свой крест». (Пояснение – «федаин» – это боец боевых арабских групп).
Таким образом, ради успеха палестинского дела Иисус Христос перекрашивается в палестинского суперфедаина (то есть борца за Ислам), и сам Ясер Арафат впрямую ассоциируется с основоположником христианства.
Другим важным фактором, способствующим моральной деградации зимми, является предписание молчания, возложенное на какую-либо специфическую группу населения. Отрицание за зимми права свидетельствовать в исламском суде против мусульманина определяет эту позицию и обнажает психологическую закономерность, лежащую в ее основе.
Зимми, лишенные права защищать себя, были поставлены в ситуацию потенциальных заложников, находящихся под угрозой любого необоснованного обвинения. Это положение постоянной уязвимости поощряло раболепство и лесть. Уже после эмансипации европейские консулы отмечали боязнь зимми защищать свои права, даже если могли выиграть судебный процесс, потому что "наглость" со стороны зимми каралась смертью (см. док. 35 и 52).
История зимми, прослеженная во всем ее многообразии, наглядно показывает, как тирания приводила к искривлениям в поведении низшей группы, а эти искривления оправдывали ее угнетение в глазах тиранов. Противоречит логике убеждение, состоящее в том, что некоей группе приписываются вредоносные и извращенные свойства. Причём, на самом деле, - лишь для того, чтобы сохранить монополию на человеческое достоинство и оправдать собственную тиранию.
Если условия существования зимми напоминали положение подвергшихся колонизации народов, в некоторых аспектах они были гораздо трагичнее. Типичные характеристики этой ситуации: унижения, отверженность и непрекращающиеся страдания, наводят на мысль о мученичестве, сознательно принятом ради зашиты духовной свободы.
На уровне коллективной психологии положение представляется не столь простым. Можно выделить два представления, имевших решающее влияние в ее формировании.
Во-первых, это идея искупления через страдания, выраженная с огромной силой в пророческой литературе Ветхого Завета.
Она была духовным прибежищем для евреев и христиан, хотя и по-разному оказывала влияние на них. Для этих двух групп зимми деспотическая власть, установленная над ними силой оружия, вряд ли казалась выше духовных ценностей их собственных культур, продолжавших развиваться, несмотря на все формы угнетения. В особенности это относится к евреям, поскольку в их культуре содержалось больше жизненных сил. У зимми всегда сохранялось убеждение, что принудительность их внешнего унижения не лишает их чести, но лишь приводит к деградации самих притеснителей, и они черпали из этого сознания силу, позволявшую им противостоять давлению угнетателей и продолжать движение по собственному пути.
Несмотря на внутренние теологические разногласия, объединяющая всех идея восстановления справедливости и наказания притеснителей, столь характерная для библейской литературы, тоже поддерживала в течение веков пассивное сопротивление зимми и давала им чувство единства.
Непрерывность существования национального наследия: религии, языка, истории – обеспечивалась сословием священников. Но, в силу деградации и унижения властями представителей терпимых религий, для тех, кто стремился ассимилироваться среди правящего большинства, священники превратились в ненавистный символ сохранения унизительных условий жизни.
Другим фактором, способствовавшем сохранению народа, наиболее сильными были мессианские ожидания. Народ Израиля, в течение столетий рассматривавший себя в качестве «пленников Сиона», «сыновей изгнания», всегда хранил надежду на возвращение в свою освобожденную землю, то возвращение в Сион было частью видения некоего новою мирового порядка, где наступит конец власти тиранов, и будут восстановлены в правах униженные, нагнанные и неправедно осужденные.

Некоторые упоминания о притеснениях евреев в Персии:

1. Евреям запрещается выходить из своих жилищ во время дождя либо снегопада, дабы еврейская скверна не переносилась на мусульман шиитов.
2. Еврейские женщины обязаны показываться на людях с открытым лицом – как проститутки.
3. Они должны носить просторное покрывало, которое восточные женщины надевают, выходя из дому.
4. Мужчины не смеют носить дорогого платья, лишь такое, которое сшито из синей хлопчатобумажной ткани.
5. Они должны обуваться в туфли разного цвета. Каждый обязан носить на груди нашивку из красной ткани.
6. Еврей не смеет обгонять мусульманина
7. Еврей не может громко говорить с мусульманином. Прося мусульманина вернуть ему долг, еврей-кредитор обязан обращаться к нему дрожащим и почтительным голосом.
8. Если мусульманин оскорбил еврея, последний должен опустить голову и хранить молчание.
9. Им запрещается строить красивые здания. Дом еврея не может быть выше дома его соседа мусульманина!
10. Дом еврея должен быть низким. Евреям не положено надевать плащ; достаточно, если он носит его в руках в скатанном виде.
11. Еврею запрещено стричь бороду и даже слегка подправлять ее ножницами.
12. Евреям запрещено покидать свой квартал или выезжать на свежий воздух в сельскую местность.
13. Еврейским врачам запрещается ездить верхом на лошади, как и всем немусульманам.
14. Еврей, подозреваемый в употреблении хмельных напитков, не смеет выходить на улицу, а если выйдет, немедленно карать его смертью.
15. Свадьбы евреев должны совершаться в вели – (так в тексте. Прим. Автора).
16. Евреям не дозволено продавать свежие, неиспорченные фрукты (1:377).

Евреи не должны:

1. Повышать голос в присутствии мусульман.
2. Строить дома выше, чем мусульманские дома.
3. Касаться мусульман, проходя мимо них по улице.
4. Заниматься теми же ремеслами, какими занимаются мусульмане.
5. Утверждать, что в мусульманском законе бывают неточности.
6. Оскорблять пророков.
7. Рассуждать о религии с мусульманами.
8. Ездить верхом.
9. Строить гримасы при виде обнаженного мусульманина.
10. Совершать религиозные отправления за пределами своих молитвенных домов.
11. Повышать голос во время молитвы.
12. Громко трубить в шофар (бараний рог).
13. Давать деньги в долг под проценты, что может принести к погибели весь мир.
14. Они должны всегда вставать в присутствии мусульман и оказывать им почет и уважение при любых обстоятельствах (с. 38-40).

Свидетельства сотрудничества арабских лидеров с фашистами во время Второй Мировой Войны.

Муфтий Иерусалима и нацисты (1943-1944) – (вещает диктор немецкого радио в Берлине 2 ноября I943 г.):
«Мы находимся в здании военно-воздушных сил в Берлине, где собрались арабские лидеры на митинг протеста против Декларации Бальфура. Зал украшен арабскими флагами и портретами арабских патриотов. Помещение наполняется арабами и мусульманами из всех мусульманских стран. Среди них марокканцы, палестинцы, ливанцы, йеменцы, люди из Хеджаза, индийцы, иранцы и представители мусульман со всей Европы. Среди последних множество дружественных к арабам немцев, высокие правительственные сановники, как гражданские, так и военные, один из начальников СС, представители иностранных посольств во главе с дипломатами из посольства Японии.
В зале сотни людей, а сейчас я вижу, как сюда входит муфтий Иерусалима. Он пожимает руки нескольким высокопоставленным лицам и поднимается на сцену для произнесения речи (с. 49).
После нескольких антиеврейских цитат из Корана, Хадж Амин аль-Хуссейни, глава Верховного арабского комитета (Палестинское арабское национальное движение), заявляет:
«Мусульмане всех арабских стран едины в своем противостоянии врагу, грозящему им сегодня в Палестине и иных местах, - а именно, англичанам. Версальский договор был величайшим бедствием, как для немцев, так и для арабов. Но немцы знают, как избавляться от евреев. Арабов сближает с немцами и приводит нас в их лагерь тот факт, что вплоть до сегодняшнего дня немцы не причинили вреда ни одному мусульманину, и что сегодня они снова сражаются с нашим общим врагом (аплодисменты), притеснявшим арабов и мусульман. Но, превыше всего, они окончательно разрешили еврейский вопрос. Все эти узы, и в особенности последняя, делают нашу дружбу с Германией не временным явлением, зависящим от обстоятельств, но прочной, длительной дружбой, основанной на общих интересах».

Поздравительная телеграмма от Генриха Гиммлера, главы СС:
«Великий муфтий! Национал-социалистическая партия начертала на своем знамени лозунг «Уничтожение мирового еврейства». Наша партия поддерживает борьбу арабов, в особенности арабов Палестины, против чужака-еврея. Сегодня, в день годовщины Декларации Бальфура, шлю вам мои приветствия и пожелания успеха в вашей борьбе».
1 марта 1944 года в 12 часов полудня муфтии выступил по берлинскому радио. Заклеймив евреев. Великобританию и Америку, он закончил призывом к арабам «восстать па битву»:
«Арабы, восстаньте как один человек и сражайтесь за свои священные права. Убивайте евреев всюду, где найдете их. Это угодно Богу... Так вы охраните свою честь...».

Настоящее и будущее - выбор пути

В двадцатом столетии лидеры мусульманских стран должны решить ключевой вопрос – продолжать ли им придерживаться идеологии джихада, которая в конце может вовлечь весь мир в гигантский ядерный джихад, или стремиться к обновлению умов и сердец и восприятию неверных как человеческих существ, которым свойственны те же надежды и страдания, что и мусульманам.
Негативная позиция была выражена первым алжирским президентом в 1982 году в следующей лапидарной формуле:
«Как арабы, мы хотим быть. Однако быть мы можем только в случае небытия других. Хотя некоторые современные арабские лидеры и интеллектуалы отдают отчет в необходимости смены традиционной идеологии, либерально настроенное меньшинство мусульманских стран захлестывает волна фундаментализма, интеллектуального террора и апологетики, старающейся оправдать традиционные подходы вместо поиска – с помощью анализа и самокритики – новых путей для реформ и изменений».

Бен-Белла открыто оправдывал покушения на тех лидеров, чью политику он не одобрял – это было общепринятой практикой еще во времена мамелюков, а также настаивал – после приобретения арабскими странами ядерного оружия – на ядерной войне против Израиля:
«Если нет другого решения, должна быть ядерная война, и это будет окончательное решение вопроса».
Такая всенародная демонстрация агрессивности и моральной безответственности возможна лишь при наличии монолитного сознания, совершенно безучастного к таким «частностям», как трагедия существования зимми. Эта позиция проистекает из полного забвения уроков истории и тотального отрицания права на существование восточных неарабских и немусульманских народов, чьи история, страдания и нрава как будто не имели и не имеют места в истории.

Следует отметить, что президент Садат в свое время революционизировал арабскую политику, а это говорит о попытке понять опасность ядерной эры и универсальную ценность национального суверенитета. Но, например, крайности реакции Фронта сопротивления арабских стран на его действия подтверждают, как много усилий еще потребуется для изменения политической идеологии, существовавшей на протяжении последних тринадцати столетий.
Однако, возникающее чувство дружбы между египтянами и израильтянами показывает, что душевная щедрость, свойственная человеческому роду в целом, может совладать с ошибочными политическими идеологиями и действиями правительств.

Юридические тексты (фрагменты)

Джихад есть установленное, данное от Бога. Выполнение его известными лицами может освободить от него других. Мы, малики (одна из четырех школ мусульманской юриспруденции), считаем, что за исключением тех случаев, когда неприятель нападает первым, предпочтительнее сперва предложить ему религию Аллаха и лишь затем начинать военные действия против него.
У врагов имеется выбор: либо обратиться в ислам, либо платить подушную подать (джизья), за неисполнение чего против них объявляется война. Джизья приемлема лишь в тех случаях, если на землях, где обитают неприятели, наши законы имеют силу. Если же они для нас не досягаемы, джизья от них принята быть не может, разве если он сам придет в наши пределы. А иначе мы начнем против них войну…
Нам надлежит воевать с врагами, не задаваясь вопросом, благочестивый ли человек наш предводитель или порочный.
Закон не запрещает убивать белых не арабов, захваченных в плен. Но ни один человек, которому обещан был аман (покровительство), казнен быть не может. Данное ему обещание нарушать не должно. Нельзя убивать женщин и детей, и следует воздерживаться от убийства монахов и раввинов, за исключением принимавших участие в сражении. Также и женщин дозволено убивать, если они принимали участие в военных действиях. Аман, данный мусульманином, будь он последний бедняк, должен признаваться всеми другими мусульманами.
Женщины и дети также вправе давать аман при условии, что они отдают себе отчет в его значении. Существует, однако, иное мнение, гласящее, что аман имеет силу лишь в том случае, когда он подтвержден имамом (духовным руководителем).
Имам берет себе пятую часть военной добычи, а остальные четыре пятых делит между воинами. Желательно, чтобы раздел добычи происходил на неприятельской земле (с. 163).
Ибн Аби Зайяд ал-Каяравани (ум. 966):
«Для сообщества мусульман священная война есть религиозный долг; причиной тому всеобъемлющий характер мусульманской миссии и обязанность стремиться к обращению в ислам всех людей, будь то убеждением или силой. Поэтому власть халифа и королевская власть объединены в исламе, дабы предводитель мог посвящать все свои силы и религии и делам правления одновременно.
Прочие религиозные общины не были облечены универсальной миссией, и священная война не была для них религиозным долгом, разве только в оборонительных целях. Потому и получилось, что религиозный предводитель в других религиях никоим образом не касается дел, связанных с властью. У них королевская власть принадлежит тем, кому она досталась случайно и вне всякой связи с религией. Она достается им потому, что сообществу людей от природы присуще стремление наделить своего предводителя королевскими полномочиями, а не потому, что они обязаны стремиться к владычеству над другими народами. В их обязанности входит лишь упрочение их религии среди собственного парода. Именно поэтому израэлиты после Моисея и Иисуса Навина на протяжении почти четырех веков не установили у себя царскую власть. Они заботились только о том, чтобы упрочить свою религию (1:473).

Впоследствии возникли несогласия между христианами касательно их веры. Они разбились на группы и секты, каковые в борьбе друг против друга заручались поддержкой различных христианских вождей. Среди них выделились три группы, которые и представляют главные христианские течения. Прочие несущественны. Три главных – это мелкиты, якобиты и несторианцы. Не стоит омрачать страницы этой книги, обсуждая их догмы неверия. В целом они хорошо известны. Вся их суть – неверие. На это ясно указывает благородный Коран. Обсуждать с ними эти вещи, спорить с ними – не наше дело. Это их дело – выбрать между обращением в ислам, уплатой подушной подачи или смертью (1:480).

Ибн Халдуц (ум.1406):
«Не возбраняется употреблять оружие, сносить и жечь их дома, рубить деревья и финиковые пальмы, использовать катапульты, не нападая с заведомым намерением на женщин, детей и стариков.
Дозволяется также преследовать убегающих, приканчивать раненых, убивать пленных, могущих представлять опасность для мусульман, хотя последнее приложимо лишь к тем, чьего подбородка уже касалось бритва, ибо прочие считаются детьми, и казнить их не следует.
Что же до пленных, приводимых пред лицо имама, то он может либо казнить их, либо потребовать выкупа, по своему разумению решая, что выгоднее для мусульман и благоразумнее для ислама. Отпускать их следует не за выкуп в золоте, серебре либо товарах, а только в обмен на плененных мусульман.
Все, что победители приносят с собой с поля битвы, а также имущество и добро, принадлежавшее их жертвам, представляет собою трофей, делимый на несколько частей. Одна часть предназначается для тех, кто перечислен в Священной Книге, остальные же четыре пятых делятся между солдатами, захватившими добычу, следующим образом: всадникам причитается по две доли, пешим – по одной.
В случае захвата какой бы то ни было земли право решать, как поступить с нею в наилучших для мусульман интересах, принадлежит имаму: если он решил оставить ее, как поступил Омар ибн ал-Хаттаб, оставивший Савад (Ирак) туземному народу взамен за…
Он может так сделать; если же он считает, что землю следует отдать победителям, он делит ее между ними, предварительно изъяв пятую часть. Я склонен полагать, что такой образ действий, по принятии всех необходимых мер для охраны мусульманских интересов, может считаться приемлемым (ее. 301,302).
От себя скажу, что решение, касающееся пленных, находится в руках имама: в зависимости от того, в чем он усматривает вящую выгоду для ислама и для мусульман, он может либо казнить их, либо обменять на мусульманских пленников (ее. 302,303).
Если случится, что мусульмане осаждают вражескую крепость и заключают с осажденными соглашение о сдаче на известных условиях, устанавливаемых третейским судьей, и судья решает, что солдаты противника должны быть казнены, а жены их и дети взяты в плен, такое решение считать законным. Таково было решение Саада ибн Муадха в связи с Бану Курайза (еврейское племя в Аравии) (с. 310).
Если в решении избранного посредника ничего не говорится об убийстве вражеских воинов и о пленении их женщин и детей, а назначается подушная подать, то и такое решение будет законным; если в нем обусловлено, что побежденным предлагается принять ислам, оно тоже будет действительным, и тогда они станут мусульманами и не рабами.
...От имама зависит, как будет решено обращаться с ними, и он изберет то, что предпочтительнее для религии и ислама. Если он сочтет, что для ислама и его приверженцев лучше будет казнить воинов и поработить их женщин и детей, и так он и поступит, следуя примеру Саада ибн Муадха.
Если же, напротив, он полагает, что выгоднее будет наложить на них хиридж с целью увеличить фэи, придающий мусульманам сил в борьбе против сих и прочих многобожников, тогда ему следует применить к ним эту меру. Разве не истинно сказал Аллах в его книге: «Сражайтесь с тем... пока не дадут откупа своей рукой и не будут унижены» (Коран 9:29), и что Пророк призывал неверных принять ислам, а буде откажутся, облагал их подушной податью, и что Омар ибн ал-Хаттаб. покорил обитателей Савада, не пролил их крови, но сделал их данниками? (с. 312).
Коли они согласны на сдачу и принимают посредничество избранного ими мусульманина вместе с одним из своих, это следует отвергнуть, ибо неприемлемо для верного участвовать заодно с неверным в принятии решения, связанного с делами религии. Коли наместник имама по ошибке принял вердикт, предложенный обоими этими лицами вместе, имам не может объявить его действительным, разве что в нем обусловлено, что неприятель становится данником либо обращается в ислам.
Если же такое условие побежденными принято, тогда они не заслуживают упрека; если они признают себя данниками, то за таких их и почитать, без всякого дополнительного вердикта (с. 314,315).
Абу Юсуф (ум. 798)

Налоги, которыми облагаются зимми, и их использование

Добыча

Источников государственного дохода, заповеданных в Коране и в Сунне, имеется числом три: военная добыча, благотворительность. Военную добычу составляют трофеи, захваченные у неверных силой.
Относительно нее Аллах дал предписания в суре, открыв ее верным во время битвы при Бадре и указав, что военная добыча предназначена для умножения богатства мусульман. Сказал Аллах: «Они станут спрашивать тебя о захваченном. Скажи: «Захваченное принадлежит Аллаху и Посланнику» (Коран 8:1).
В двух канонических сборниках традиций говорится со ссылкой на Джабира ибн Абд Аллаха, что Пророк сказал: «Мне дарованы были пять даров, кои не даны были до меня ни одному пророку. Я был мучим на протяжении месяца чудовищным ужасом и восторжествовал. Для меня земля превратилась в мечеть и беспорочное место; каждый прилежащий ко мне, где бы ни застал его молитвенный час, там может и молиться. Мне дано позволение брать добычу, чего не удостоился ни один из предшественников. Я получил дар заступничества. Пророки, предшествовавшие мне, посланы были лишь к своим народам. Я же был послан всему роду людскому».
И еще сказал Пророк: «Я был послан с мечом перед Днем воскресения, дабы все люди служили одному лишь Аллаху, и никому более. Где падает тень моего копья, там я черпаю силы. Те, что воспротивились приказаниям, низвергнуты были в пучину упадка и унижения. Кто желает походить на этих людей, должен почитаться за одного из их числа» (с. 27,28). При верховой езде им надлежало пользоваться деревянными стременами, а сзади к седлу приторачивать по два шара. Он потребовал, чтобы они пришили по две пуговицы к своим коническим шапкам, - те из них, кто носил такую шапку. И шапки должны быть иного цвета, нежели у мусульман.
Далее, он потребовал, чтобы они нашили по два куска ткани поверх своего рабского платья. И цвет нашивок чтоб отличался oт цвета платья.
Одну нашивку носить спереди, на груди, а вторую – на спине. Размером каждая должна быть четыре пальца в диаметре. И цвета чтобы были также медового. А также и тюрбан того же цвета, если кто из них носит тюрбан. Если какая из их женщин выходит на улицу, то чтоб заворачивалась в медового цвета просторное покрывало. И еще он повелел, дабы рабам их носить, а арабский воинский пояс, чтоб надевать не смели. Он отдал приказание разрушить все их дома богослужения, возведенные по пришествии ислама, и реквизировать одну десятую часть их домов. Буде такой дом достаточно обширен, обратить его в мечеть. Если же он не годится для мечети, то оставить на его месте пустырь. Он повелел им приколачивать к дверям их жилищ деревянные изображения дьявола, дабы отличать их от жилищ мусульман. Он запретил им поступать на государственную службу и на любые официальные посты, дающие им власть над мусульманами. Детям их возбранялось учиться в мусульманских школах, а мусульманам не разрешалось обучать их. Он запретил ношение крестов по улицам в Вербное воскресенье, а также еврейские песнопения.
И приказал могилы их сравнивать с землей, дабы не походили на могилы мусульман. Обо всем этом он написал своим удельным правителям (ее. 167,16S).

Зооморфические отличительные знаки (V-й век)

Кади Ахмед ибн Талиб (9-й век) заставил зимми носить на правом плече нашивку из белой ткани с изображением обезьяны (для евреев) либо свиньи (для христиан), а также прибивать к дверям их домов доску со знаком обезьяны (с. 142).
Мусульмане поносили христиан за то, что те употребляли в пищу свинину, тогда как мусульмане, как и евреи, считали свиное мясо нечистым. В Коране (2:65) говорится, что евреи за их грехи превращены были в обезьян.
См. также: «Кого Господь проклял и на кого прогневался, и обратил иных в обезьян и свиней, и идолопоклонников...» (Коран 5:65). Этот текст, по мнению мусульманских комментаторов Корана, относится к евреям и христианам.

Места богослужения, одежда и поведение зимми

Всякий, кто уверен, что молиться в синагоге либо церкви есть премерзкое деяние, верит также, что они суть вместилища неверия и многобожия. Поистине, мерзостностью они превосходят бани, кладбища и навозные свалки, ибо они суть места Божественного гнева.
Точно так же, не запретил ли Пророк молиться в земле вавилонской, сказав:
«Она проклята», а потому воздержание от молитвы там оправдано этим проклятием? Воистину, проклятие и гнев Божий преследуют эти места, и немилость нисходит на собирающихся внутри их.
Как сказал один из сотоварищей Пророка, «избегай евреев и христиан в дни их празднеств, ибо гнев нисходит на них в это время». И не суть ли места эти – пристанища недругов Аллаха, поклонение же Аллаху не следует отправлять в домах его недругов?
Им (христианам) запрещено звонить в колокола принародно, а только в глубине их церквей, где никто не слышит... ибо звон колоколов есть боевой клич неверия, а также внешний его признак... Малик ибн Анас сказал: «Когда раздается звон колоколов, гневается Всемилостивый, и тогда ангелы разлетаются ко всем четырем концам земли и поют: «Скажи - Он Един», пока гнев Господень не утихнет».
Пусть звон колоколов звучит только внутри церквей, с тем, дабы постепенно они вышли из употребления. Ведь обычно колокола подвешиваются в колокольне, и звон их разносится вширь и вдаль.
Если же они вынуждены будут звонить только внутри церкви, никто не услышит их и не обратит внимания, и они выйдут из употребления вовсе, ибо перестанут служить своему назначению...
Воистину, Аллах отверг звон христианских колоколов и звук еврейского шофара – бараньего рога, - и заменил их призывом к единобожию и благочестию... Он возвысил голос ислама в знак истинного предназначения и поверг в немоту и безвестность голос неверных, и он заменил их колокол мусульманским призывом к молитве так же, как он заменил сатанинское Писание святым Кораном.

Пояснения к третьей главе:

* Харби – слово «харби» означает «настоящий».
* Халиф – в ряде стран мусульманского Востока титул верховного правителя, объединявшего в своих руках духовную и светскую власть.
* Сасаниды - династия иранских шахов (224-651). Государство Сасанидов завоевано арабами в 7-м веке.
* Аббасиды - династия арабских халифов (750-1258). Происходит от Аббаса, дяди Мухаммада.
* Самаритяне - палестинская этническая группа и религиозная секта, порвавшая в 6 в. до н.э. с иудаизмом. Самаритяне - потомки вавилонян, переселенных в 722 г. до н.э. и смешавшихся г местным населением. Сибеяне - потомки жителей Сабейского царства (8 в. до н.э. - 4 в. н.э.) находившегося в Южной Аравии.

Примечания

1. Указ, предположительно объявленный Мухаммадом по его прибытии в Медину и известный под названием «Конституция Медины», включал как евреев, так и язычников-арабов в состав исламской общины, но эта идея оказалась неосуществимой.
2. Совершенство Корана, обязанность мусульман участвовать в джихаде и низкий общественный статус неверных – постоянные темы Корана и Сунны. Чтобы избежать повторений, по этим темам не делались дополнительные отсылки к Корану – Все цитаты из Корана взяты из 4:82, 106, 135: 5:22; 6:144, 126; 11-17, 20;
* Мамелюки (араб. «невольники») - составлявшие гвардию династии Айюбишв. Их верхушка свергла египетскую ветвь Айюбидов и основала династию мамелюкских султанов, правившую в I 5 I 7 г.
* Aльянс – Всемирный еврейский комитет, международная еврейская организация, созданная в Париже для оказания помощи евреям всего мира.
* Махпела – пещера древнего еврейского города Кирьят-Арба (Хеврона), и которой, согласно Библии, похоронены праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также их жены.
* Шофар – бараний рог, в который грубили в библейский период для поиска, при объявлении наступления новомесячья и т.д. И в новое время в синагогах трубят в шофар во время некоторых праздников.
* Имам (араб.): 1 – светский и духовный руководитель мусульманской общины; 2 – руководитель богослужения в мечети.
* Хафсиды - мусульманская династия, правившая в Тунисе в 1229-1574г. Названа по имени одного из основателей движения Альмохадон шейха Абу Хафса. Была низложена турками Османской империи
* Марониты – приверженцы особой христианкой церкви. В Сирии, в Ливане, в Египте.
* Фетва – в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.
* Реконкиста – отвоевание коренным населением Пиренейского п-ова в 8-15 вв. территорий.
* Копты – название египтян, остатков коренного населения Египта, принявших христианство (монофиситы).
* Берберы – группа коренных народов Северной Африки.
* Сельджукиды – султаны тюркской династии, правившие в ряде стран Ближнего и Среднего Востока - 14 в.
* Альморавиды – принятое в литературе название династии и государства и Северной Африке. Государство включало Марокко, западный Алжир, иранскую Испанию, Балеарские о-ва.
* Фирман – указ шахов Ирана.
* Высокая Порта (Оттоманская Порта) – принятое в европейских документов название правительства Османской империи.
* Дамасское дело (1840) – в значительной мере явилось поворотным пунктом и процессе укрепления солидарности евреев всего мира. Эмансипированное западноевропейское еврейство выступило в защиту своих преследуемых братьев, благодаря чему положение евреев на Ближнем Востоке привлекло к себе международное внимание.
* Шииты, шиизм – одно из двух основных направлений в исламе (наряду с сунизмом). Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммада династию 12 имамов - Алидов (Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммада Фатимой).
* Каджары – тюркское племя в Сев. Иране, а также династия шахов Ирана.
* Младотурки – европейское название членом турецкой националистической организации «Единение и прогресс», основанной в 1889 г. и возглавившей борьбу против феодального абсолютизма. В результате руководимой ими революции пришли к власти в 1908 г., но не разрешили многих, в т.ч. и национального, вопросов. После поражения Турции в Первой мировой войне организация младотурок самоликвидировалась (1918).
* Эмансипация христиан (провоцировала восстание в Алеши), когда греческий патриарх Максимос с триумфом и глупой помпой освятил объекты религиозного поклонения христиан. Уже раздраженные призывом на военную службу, некоторые мусульмане атаковали христианские кварталы и, захватив контроль над городом, начали грабить и убивать. Они согласились на перемирие только на следующих условиях: колокола не должны звонить, и во время религиозных процессий использовать кресты. «Христиане не будут ездить на лошадях; они не будут больше носить феску; они снова будут носить прежние дискриминационные одежды; они больше не будут обладать рабами; и последнее - они вернутся в прежнее подчиненное состояние»…
* Максимос декларировал, что реформы установили равенство христиан и мусульман (Константинополь).
* Холмс (Босна-Серай) - (Лондон), N"21 (24 февраля 1871) См. также отчет Холмса о процветании коррупции и несправедливости в Османской империи.
* Интересные подробности колонизации мусульманами Кавказа и Европы, Сирии и Палестины. В 1863 году французский ученый обратил внимание на то, что предки 750 мусульман Эйн-Керем; под Иерусалимом считалась в соответствии с местной традицией выходцами из Магриба.
* Дело Дрейфуса – сфабрикованное во Франции и 1894 г судебное дело по ложному обвинению офицера французского Генерального штаба еврея А. Дрейфуса в шпионаже и пользу Германии. Под давлением мирового общественного мнения Дрейфус в 1899 г. был помилован, а и 1900г. реабилитирован.
* Капитуляции – ряд договоров, заключенных с западноевропейскими странами и с государствами Востока (Турцией, Японией. Китаем. Ираном и т.д.».

Послесловие

Вы можете спросить, что побудило меня, спустя семнадцать лет после первой публикации, вновь вернуться к цитированию известной книги. Ответ напрашивается сам собой: события 7 октября 2023 года на юге Израиле, когда боевики палестинского движения Хамас напали на мирное население, жившее на границе с сектором Газа, после чего начались боевые действия между Израилем и ХАМАС. Тогда же по израильским объектам были выпущены ракеты, после чего развернулась наземная операции в приграничных районах. Тогда же, как минимум, семь населенных пунктов Израиля были взяты ХАМАСом под контроль, а также израильская военная база и отдельные объекты энергетики. Были вырезаны, расстреляны, сожжены и уведены в плен граждане Израиля. Израиль в ответ применил авиацию, ввел контртеррористический режим в радиусе 80 километров от границы с Сектором Газа и ввёл чрезвычайное положение в стране.
Я пишу эти строчки через месяц после начала антитеррористической операции Армии обороны Израиля в секторе Газа. Итоги операции не вызывают сомнения: несмотря на упорное сопротивление боевиков, с ХАМАСом будет покончено. «Навсегда ли»? – задаю я себе вопрос. И тут же сам себе отвечаю: «Вряд ли». Потому, что ХАМАС будет существовать до тех пор, пока будет существовать идея уничтожения не только Израиля, но и всего еврейского народа. Эта организация может сменить место своего базирования, изменить своё название. Но, пока существует воинствующий исламизм, пока в сегодняшней Германии молодой турок в интервью тележурналисту говорит о том, что: «Задачей каждого мусульманина, где бы он не находился, является установление Всемирного Халифата», - до тех пор, пока европейцы не поймут, что после того, как каким-нибудь фанатичным арабом будет зарезан последний еврей, очередь дойдёт и до других. Поэтому надо предпринять все усилия, чтобы этого не случилось. Чтобы сохранилась Цивилизация, чтобы исчезла с лица Земли враждебная нам идеология. Пусть и они живут – я арабам не враг. Для этого им не надо наводнять собой европейские страны («чтобы Германия стала страной победившего Ислама») или «сбрасывать Израиль в море. Достаточно лишь начать работать, часто – до кровавого пота, как это делали первые поселенцы в том же Израиле, обрабатывая землю и строя своё государство. Вопрос сосуществования людей с разной идеологией, религией, агрессивной в отношении «других», часто неразрешим. «Разойдитесь по своим углам», как это делают боксёры на ринге – говорю я. Любите друг друга издали, не мешая при этом жить своим соседям.
Возможно, я наивен в своих мечтах и пожеланиях, но другого выходя я не вижу.
А Израиль победит, несмотря ни на что. Пока победит, а я хочу, чтобы навсегда.

07.11.2023
Франкфурт-на-Майне
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.