Памяти архитектора И.Ю. Каракиса
Луганск начала 40-х годов прошлого столетия. Вернее, на тот момент – Ворошиловград (в честь выдающегося земляка К.Е. Ворошилова, одного из первых пяти маршалов СССР). Вручению маршальских звезд сопутствовали обязательные мероприятия – в частности, название их именами улиц и городов. Так Луганск в 1935 году стал Ворошиловградом. На модернизацию города были выделены колоссальные средства – двадцать миллионов рублей. Облик города изменялся на глазах: появлялись новые трамвайные маршруты, строились школы, открывались театры, высшие и средние учебные заведения. Было высажено сто тысяч (!) деревьев. По проектам известного архитектора А.С. Шеремета разбит парк культуры и отдыха имени Горького и открыт Памятник Борцам революции (мемориальный комплекс длиной 40 метров) – сооружения восхищающие своим масштабом и монументальностью. Многое из перечисленного стало возможно благодаря К.Е. Ворошилову. С его же помощью регион в 1938 году получает статус области, а Ворошиловград – областного центра.
С 1935 по 1940 год численность населения в Ворошиловграде увеличилась более, чем на 60 тысяч человек. В городе 50% промышленных предприятий – союзного и республиканского подчинения, а производство паровозов на паровозостроительном заводе составило 70% общесоюзного производства! И вот на таком подъеме, по инициативе Антона Ивановича Гаевого (тогда первого секретаря Ворошиловградского обкома Компартии), принимается решение о строительстве большой гостиницы на пересечении центральных улиц – имени Ленина и Пушкинской, а для разработки проекта пригласить известного киевского архитектора Иосифа Юльевича Каракиса. На счету архитектора к тому времени был не один десяток работ, отличающихся новаторством и необычностью архитектурных решений. И.Ю. Каракис приехал для изучения городского жилища Ворошиловграда, скрупулёзно делал обмеры и зарисовки. Однако война нарушила мирные планы. К вопросу о гостинице вернулись сразу после освобождения города от захватчиков. В 1944 году началось строительство, которое завершилось в 1952 году к 35-летию Октябрьской революции, отчего первоначально предполагаемое название «Москва» было изменено на «Октябрь» (сейчас «Украина»). В ходе строительства И. Ю. Каракис часто приезжал в Ворошиловград: курировал ход строительных работ, принимал участие в заседаниях Областной архитектурной комиссии. С самого начала существования это замечательное по красоте здание стало украшением и визитной карточкой Ворошиловграда. Однако, в данном повествовании речь не об уникальном здании, а об авторе проекта, о времени в котором он жил и творил.
Очень стойко укоренилось у горожан мнение о том, что строили гостиницу пленные немцы и автор проекта тоже немец. Возможно, причиной тому элементы готики в архитектуре здания и воспоминания современников о том, как немецкие военнопленные шагали каждое утро строем на работу. Действительно этот факт имел место, равно как и использование труда военнопленных на других строительных объектах области. Но правда в том, что автором проекта является Иосиф Юльевич Каракис. Архитектор и Человек с большой буквы.
Иосиф Юльевич прожил интересную и нелёгкую жизнь. Сначала мне подумалось привести некоторые факты из биографии, но каждый год его жизни был настолько весом, что для того, чтобы оценить масштаб этого человека, необходимо познакомить со всей биографией.
Иосиф Юльевич Каракис родился 29 мая 1902 г. в городе Балта (ныне – Одесская область) в семье служащего сахарного завода Юлия Борисовича Каракиса (1879-1943) и домохозяйки Фриды Яковлевны Каракис, урожденной Гейбтман (1882-1968).
В 1909-1917 годах Иосиф Юльевич обучался в Винницком реальном училище. Одновременно посещал рисовальный класс А.М. Черкасского, воспитанника Санкт-Петербургской академии художеств.
С 1918 года И. Ю. Каракис работает художником-декоратором в Винницком городском театре (в настоящее время – театр им. И. Франко в Киеве).
В семнадцатилетнем возрасте (1919 год) Иосиф Юльевич добровольцем вступает в ряды Красной Армии. После года пребывания на польском фронте, его оставляют при штабе 14-й Армии военным агитатором и художником-плакатистом агитпоезда Красной Армии.
С 1921 года – он художник Винницкого губполитпросвета (в комиссии по охране памятников). Здесь он формирует для Винницкого музея картинную галерею и библиотеку из собрания княгини Браницкой в Немирове.
В 1922 году поступает на юридический факультет Института народного хозяйства, а в 1923 – на живописный факультет Киевского художественного института, одновременно работая театральным художником.
В 1925 году переводится с третьего курса живописного факультета на первый курс архитектурного, который оканчивает в 1929 году.
Одновременно с учебой в Художественном институте, Каракис, работает десятником на Днепрострое (1927 г.), конструктором на постройке жилого дома Первого кооператива «Советский врач» на Большой Житомирской (1927-1928 г.г.), старшим техником на строительстве Киевского железнодорожного вокзала (1928-1929), с апреля 1929 г. он занят рабочими чертежами и осуществляет надзор на строительстве трудовой школы № 71. Он прошел не только теоретическую, но и в полной мере хорошую практическую школу у своих институтских преподавателей.
В 1927 году Иосиф Юльевич втайне от родителей (поскольку еще не окончил институт) женился на студентке фортепианного отделения Киевской консерватории Анне Ефимовне Копман (1904-1993), считавшейся одной из киевских красавиц. Анна Ефимовна была верным другом и опорой Каракиса в течение 61 года, а после его смерти бережно хранила весь архив мужа.
В январе 1931 года Каракиса призывают в Красную Армию. Он зачислен для прохождения военно-производственной службы на должность инженера-архитектора. В послужном списке есть любопытная запись: «Премирован кожаным пальто за активное участие в проектировании и строительстве нового Дома Красной Армии и Флота Киевского гарнизона». Приказ командующего – И. Э. Якира от 25 октября 1931 года.
С 1931 года, одновременно с военной службой, И. Ю. Каракис – внештатный ассистент кафедры архитектурного проектирования Киевского инженерно-строительного института, с 1933 года – в должности доцента этой кафедры (ученое звание доцента им получено в 1938 г.).
После военной службы, с 1935 года, Иосиф Юльевич служит заместителем руководителя архитектурно-планировочной мастерской № 1 Киевского горисполкома, главным архитектором треста Укргражданпроект (1937-1938), главным архитектором Проектного бюро Наркомпроса УССР (1940-1941).
В годы Великой Отечественной войны, с августа 1941 по 1944-й участвовал в строительстве заводов тяжелого машиностроения в Ростове-на-Дону и Ташкенте, был главным архитектором и руководителем Архитектурно-строительного бюро Фархадской ГЭС (Узбекская ССР). Это была ответственная должность: строительство широко освещалось в центральной печати, и было сравнимо разве что с ударными стройками первых пятилеток.
В 1944 г. Иосиф Юльевич переведен в Киев и назначен на должность руководителя архитектурно-планировочной мастерской № 5 в Институте ГИПРОГРАД. Одновременно, с 1945 года, он вновь – доцент кафедры архитектурного проектирования Киевского инженерно-строительного института. С 1948-го – руководитель сектора Института художественной промышленности Академии архитектуры УССР.
В 1951 году, после очередной идеологической «чистки», охватившей всю страну, И.Ю. Каракиса обвинили в украинском буржуазном национализме, а через некоторое время в космополитизме, и уволили с основной должности. В 1952 году – освобождён от преподавательской деятельности доцента КИСИ.
«Мне хорошо запомнились эти страшные дни после увольнения отца с работы, – вспоминает дочь, Ирма Иосифовна Каракис. – Записочку об увольнении ему вручил кассир во время получения зарплаты. Отец сидел за доской несколько недель – чертил шаблоны для гостиницы в Луганске (без оплаты) и ни с кем не общался. В доме царила гробовая тишина. Жить было не на что. Мать набивала по трафаретам, вырезанным отцом, рисунки на скатерти, чтобы хватало на жалкое питание. Этот кошмар длился несколько недель».
В ноябре 1952 г. директор ГИПРОГРАДа В.И. Новиков бросил вызов партийным кругам: пригласил архитектора И.Ю. Каракиса на должность главного архитектора отдела типизации и стандартизации.
В 1963-м (в связи с реорганизацией институтов системы Госстроя) Иосиф Юльевич в составе своего отдела переходит в Киевский зональный НИИ по гражданскому строительству на должность руководителя отдела проектирования школьных зданий, в котором проработал вплоть до выхода на пенсию в 1976 году.
Кстати, в конце 70-х годов в Луганске был реализован проект школьного комплекса архитекторов И. Каракиса, Н. Савченко, В. Волика и С. Нивина: построены экспериментальные школы большой вместимости на квартале Волкова (специализированные комплексные школы № 24 (1978) и № 42(1979)). В школах предусмотрен бассейн, а к основному четырехэтажному зданию примыкают одноэтажные боксы для учащихся младших классов с внутренними двориками для отдыха на открытом воздухе во время перемен.
В 1977 г. Иосиф Юльевич был временно зачислен в штат Киевского научно-исследовательского института истории, теории и перспективных проблем советской архитектуры, где разрабатывал тему "Жилище ближайшего будущего", посвященную перспективам застройки Киева. Он трудился и творил, не чувствуя лет.
Когда Каракиса в 1979 г. официально отстранили от любимого дела, он с горечью и обидой записал: «Мне 77 лет. Не по своей воле я стал пенсионером. Я здоровый, крепкий, могу быстро и долго ходить по 6-8 часов. Могу копать землю, с охотой работать топором, помогать жене по хозяйству – приносить воду из колодца, убирать, поливать деревья, цветы, огород…
День целиком заполнен… Однако, вынужденный стать пенсионером, выброшенный, лишенный права заниматься своей специальностью, которой отдал полстолетия, специальностью архитектора, – я уже не живу. Я могу чертить, рисовать, красить, работать без очков… Пенсионер – я живой труп, лишенный права заниматься своим делом. Почему???»
Последние девять лет жизни И. Ю. Каракис посвятил себя труду на природе: на садовом участке (Русановские сады), где сделал перголы-беседки, миниатюрный «японский дворик» из бутового камня, выложенного вокруг принесенного днепровским наводнением авиационного бака, под посаженной им ивой. Между камнями росли диковинные высокие травы, а вокруг – проложены извилистые дорожки, окаймленные розами. Он и здесь оставался архитектором – ландшафтным.
В домике на сваях (поскольку каждый год вода поднималась до второго этажа) была укреплена чертежная доска, на полках расставлены макеты зданий и башен, над которыми Каракис работал в свободные от «земледелия» часы. На улице возле террасы он соорудил камин с высокой трубой, где по вечерам у самовара собирались друзья-соседи, среди которых были ученики и сотрудники Иосифа Юльевича – архитекторы. А дома Каракис приводил в порядок архив, рисовал, возвращался к проектам и фотографиям полувековой давности: что-то надписывал на них, делал поясняющие заметки, комментировал, расцвечивал карандашами и краской. Для исследователя это бесценный материал.
Скончался Иосиф Юльевич 23 февраля 1988 г. Похоронен на Байковом кладбище рядом с матерью, памятник которой сам выполнил из мрамора, распиливая его на кирпичики и укладывая на цемент, а затем перевез и краном установил на могиле.
Учениками Каракиса считают себя многие: по большому счету, к этому числу могут быть отнесены студенты, занимавшиеся у него с 1933 по 1952 год. Среди этих имен есть громкие: А.В. Добровольский, А.М. Милецкий, Ю.С. Асеев, В.И. Ежов, А.Ф. Игнащенко, Ю.И. Химич, З.В. Моисеенко и многие другие, которые всегда отзывались о нем с большой любовью и благодарностью.
И.Ю. Каракис оставил после себя большое творческое наследие. По его проектам в Киеве построены здания Национального исторического музея Украины, Центрального музея Вооружённых сил Украины (ул. Грушевского, 30/1), жилые дома в Киеве и Беговате, кинотеатры на 1000 мест в Кривом Роге и Виннице (1934—1935), абразивный завод в Ташкенте (1942), памятник Котовскому в Кишеневе (в соавторстве со скульптором Л. Д. Муравиным – 1947) и многие другие. С 1953 по 1975 было разработано совместно с коллективом сотрудников свыше 200 типовых проектов общеобразовательных школ разной вместимости, школ-интернатов и музыкальных по которым построено более четырёх тысяч зданий в Украине, России и других республиках бывшего Советского Союза. Он автор многочисленных статей и изданий по архитектуре.
Иосиф Юлиевич Каракис был человеком исключительной щедрости и честности, честности к себе и к людям. Он никогда не говорил и не делал того, что не соответствовало его убеждениям. Все, над чем он работал, выверено его жизнью, его характером, его редкостной интеллигентностью, удивительным мастерством.
«Мы живы, пока о нас помнят» – и память об И.Ю. Каракисе, сохранённая его семьёй, тому подтверждением. К 110-летию Мастера подготовлена наиболее полная по информативности книга о нём (около 450 страниц, более 700 иллюстраций), которая называется «Архитектор Иосиф Каракис», под редакцией Ирмы Иосифовны Каракис, дочери архитектора.
Ирма Иосифовна Каракис – кандидат архитектуры, автор нескольких книг по интерьеру и многочисленных проектов встроенной мебели. В настоящее время проживает в США.
Хочется высказать самые искренние слова восхищения деятельностью семьи по сохранению памяти об Иосифе Юльевиче. Для подготовки этой статьи, автору были любезно предоставлены материалы готовящейся книги, которая, очень надеюсь, появится хотя бы в областной библиотеке Луганска.
Несколько выдержек из новой книги:
«…Собирая по крупицам эпизоды и факты из его жизни, можно понять насколько неординарной и порой жестокой была судьба мастера. Запреты, на
выезд за границу, несмотря на многократные победы в международных конкурсах; отказ, последовавший после выдвижения Иосифа Юльевича Учёным Советом на звание Академика (при полной поддержке его коллег). Отстранение от преподавательской деятельности, замалчивание авторства его объектов во многих публикациях в прессе и т.д. Несмотря на всё это, И. Каракис слыл мягким человеком,…, крайне толерантным и незлобивым».
«При работе с сотрудниками, хоть чем-то помогавшим ему – всегда
включал их в состав авторского коллектива. Никогда в коллективе не проявлял своего превосходства. Между тем Иосиф Юльевич стремился участвовать во всех конкурсах, с целью в соревновании проверять свои потенциальные возможности».
Заслуженный архитектор Украины С.К. Килессо (1992 г.):
«Большинство его работ реализовывались в очень сложных условиях. Часто мы беседовали не только о творчестве, но и о жизни вообще. Очень сложна была его человеческая судьба. Вот, в зале выставлен проект его гостиницы в Луганске. Это очень интересное произведение, особенно актуальное в настоящее время, когда мы думаем, какой же должна быть современная Украинская архитектура. И вот этот объект, сделанный просто блистательно, (особо интересны его интерьеры, там прекрасно размещена лестница в круглом холле, на изломах в коридорах удачно размещены ниши с вазами, это все классично сделано, мастерски.) Да, действительно, мастерски сделано! Нужно сказать, что это произведение было оценено руководством, прямо скажем, далеко не восторженно. Иосиф Юльевич был обвинен в украинском буржуазном национализме. Причем обвинен был очень серьезно, а вы знаете, что было тогда за время. А он об этом говорил, как то без тени злобы, он пояснял, что просто хотел создать сооружение, которое бы вписалось в среду, которое было бы понятно. Он говорил, что выиграна была
война нашим народом, война в борьбе с фашизмом и было время, которое мы
сегодня называем национальным возрождением, и он хотел своим творчеством откликнуться на этот победный период».
Вместо заключения: хочется верить, что когда-нибудь на зданиях, представляющих архитектурную ценность, появятся в нашем городе, на манер столичных городов, таблички с указанием года ввода в действие и фамилии архитектора. И вполне логично, если такая табличка появится в этом году на здании гостиницы «Украина» к 60-й дате её «рождения».
Наталия Мавроди
Комментарии 2
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.