Территория слова. Альманах № 3

О презентации литературно-художественного альманаха
«Территория слова» № 3, декабрь 2017 года


Итак, 23 декабря 2017 года в Луганской научной республикансокй библиотеке им. М.Горького состоялась презентация третьего номера литературно-художествепнного альманаха «Территория слова».
Руководитель проекта Александр Сигида, главный редактор Людмила Гонтарева, редакционная коллегия: Анна Вечкасова и Марина Бережнева, оформление обложки и фото Сергей Артёмов.
На обложке(1 стр.) в коллаже использованы фото: Памятник «Клятва» и Храм Воскресения Христова на площади имени «Молоддой Гвардии»(фото Дарины Парамоновой)Ю стела «Скорбящая мать»(г.Краснодон). На обложке(2 стр.): Свято_Успенскаяя Святогорская лавра(г.Святогорск), памятник погибшим детям Донбасса(Донецк); памятник Клименту Ворошилову(Луганск).

В номере:
Память
75 лет «Молодой гвардии»
История подпольной организации «Молодая гвардия»
«Молодая гвардия и поэзия»
Анатолий Никитенко(Краснодон) – Бессмертие
Ирина Черниенко(пос.Урало-Кавказ, г.Краснодон)
Нина Дернович(пос.Атамановка, г.Молодогвардейск) – Память сердца
Марк Некрасовский(г.Луганск) – Любови Шевцовой посвящается
Поэзия и проза
Борис Жаров(г.Луганск) – Туристские тропы Донбасса
Анна Ревякина(г.Донецк)_ - Шахтёрская дочь
Глеб Бобров(г.Луганск) – Три пули разведчика Унгера
Алексей Савенков(г.Горловка) – К последнему звонку
Николай Иванов(г.Москва) – Свете тихий
Елена Заславская(г.Луганск) – Мантра снайпера
Марина Бережная(г.Донецк) – 1919
Фёдор Березин(г.Донецк) – Атака; 490-й
Ирина Горбань(г.Макеевка) – Эхо войны
Сергей Зарвовский(г.Луганск)
Оксана Балинченко(г.Макеевка) – Донецкий блюз; Фронтовой мотив
Иван Нечипорук(г.Горловка)
Владимир Скобцов(г.Донецк) – Донецкий спас
Ната Игнатова(г.Донецк) – Качели
Лилия Полшкова(г.Донецк) – 10 минут; Сутки защиты детей
Сергей Таран(г.Горловка) – Ушедший Ангел
Оксана Егорцева(г.Горловка) – Рождение жизни; Эта ночь; Ночью; Сон
Андрей Добжанский(г.Луганск) – Оля и снаряд
Алекскандра Фрольченкорва(г.Луганск) – Предостережение; Луганску
Сергей Шевцов(г.Донецк) – С войной у неё свои счёты
Александр Цыба(Енакиево) – Наши не придут
Екатерина Полякова(г.Горловка) – Один день из жизни Донбасса. Макеевка
Екатерина Ромащук(г.Горловка) – Горловская мадонна; Последний бой
Александр Рак(г.Макеевка) – Разлом; Шахтёры
Елизавета Хапланова(г.Макеевка) – Пусть будет путь…Дождь над Донбассом
Надежда Гирявенко(г.Макеевка) – Моему городу
Юрій Сербъ(г.Санкт-Петербург) – Русские пословицы
Ирина Черниенко(пос.Урало-Кавказ, г.Краснодон)
Марина Матвеева(г.Симферополь) – Путник
Татьяна Халаева(г.Севастполь) – Дружба; Светлячки
Ирина Полякова(г.Пенза) – Август; Ещё роднее
Алла Поспелова(г.Москва) – Экватор; Андрею Пермякову; Анне Поспеловой
Михаил Афонин(г.Донецк) – Алое и резкое; Дурак
Александр Сигида(г.Молодогвардейск – пос.Атамановка) – Люди Икс; Цвет извне
Александр Сурнин(г.Луганск-Краматорск) – Сонет Луганску
Людмила Гонтарева(г.Краснодон)
Александр Сигида(пос.Атамановака – г.Молодогвардейск) – Сон при солнце
Путевые заметки
Лилия Довыденко(г.Калининград) – Мой светлый горячий Донбасс
Мнение
Юрий Татаренко(г.Новосибирск) – Кто на кого оКрымсился?
Литературное наследие
Анатолий Никитенко(г.Краснодон, 1949-2014) –Вами Я, друзья, богат»
Афиша
Юрий Кукурекин(г.Луганск) –Распятая юность(заметки о рок-опере)
* * *

«Распятая юность». Заметки о рок-опере.
Юрий Кукурекин, член Межрегионального союза писателей
К 70-летию со дня организации молодёжной подпольной организации «Молодая гвардия», в Луганском академическом украинском музыкально-драматическом театре вспыхнула ярким светом, как восходящая звезда, рок-опера «Распятая юность» - премьера нового театрального сезона.
«Простите нас, простите, пацаны,
что вас не узнают и мало знают.
Вы не вошли в учебники страны,
и редко о вас песни сочиняют».
Владимир Зайцев –заслуженный работник культуры Украины, автор либретто.
Постановка эта вызвала дискуссии у людей различного жизненного опыта и профессионализма в искусстве. Основное возражение оппонентов - нет традиционного сюжета А.Фадеева, нет имён и фамилий, нет общений героев между собой и развития событий «как в кинофильме» Сергея Герасимова, от которого плакали все, кто смотрел его «в те годы». Действительно, киноартисты Иванов, Макарова, Мордюкова, Гурзо, Шагалова, Тихонов, Романов, Лучко и другие заставили нас страдать вместе с ними за свою Родину. Они действительно были НЕПОКОРЁННЫЕ! И фильм в «те годы» был тем самым, который мы тогда воспринимали остро и с чувством. И так и должно было быть!
И вот рок-опера. Итак, автор либретто - заслуженный работник культуры Украины Владимир Зайцев, автор музыки - заслуженный деятель искусств Украины Юрий Дерский, сценография и костюмы – заслуженный деятель искусств Украины Виктор Горбулин, балетмейстер Ольга Тарасенко, хормейстер Ирина Юсупова, режиссёр - постановщик – заслуженный артист Украины Анатолий Яворский.
Как сказал тогда автор либретто, работал он над ним семнадцать дней. Но, всю свою сознательную жизнь он шёл к этому, бывая многократно в музее, на местах событий, общаясь с директором музея в Краснодоне. Владимир Михайлович отметил, что, в произведении нет сюжета и главных героев в их традиционном понимании. Музыка для рок-оперы была написана в течение также короткого времени – полутора месяцев. Об этом рассказал композитор, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Дерский. «Молодая гвардия»- это эмоциональное состояние, которое длится уже 35 лет с тех пор, когда я побывал в музее в Краснодоне. Я попытался охватить всю музыкальную стилистику, которая была в то время, но охватить одним музыкальным жанром вопрос жизни и смерти нельзя», - сообщил об особенностях работы Юрий Дерский.
Бессюжетная форма сценария не показывает судьбы каких-либо героев, известных нам по роману А.Фадеева. Есть несколько героев - «Молодая гвардия» как единое целое, главный персонаж, предатели - безликая серая масса, где вместо лиц белые пятна с чёрными провалами - глазницами, палачи в ярко красных балахонах только с прорезями для глаз (прячущиеся за этими масками) и…камеры. Да-да, тюремные камеры как антигерои вместе с предателями и палачами(как достиг режиссёр высокой выразительности - надо посмотреть!). И постоянное присутствие и участие в разворачиваемом действии неотвратимого «сквозного» Фатума, - Свидетеля (заслуженная артистка ЛНР Наталья Стародубцева), который ведёт всю линию столь сжатого сюжета - фактажа, не являясь, при этом, главным героем. Она зачитывает архивные документы, из них зрители узнают и воспринимают историю «Молодой гвардии».
Время действия – последние дни молодогвардейцев, место действия –фашистские застенки. Коллектив театра впервые на луганской сцене показал, во всей красе, эмоциональное отношение к произошедшим в 1942- 43 годах трагическим событиям в Краснодоне.
Помнить о которых нужно всегда! Какими методами? – Воспринятыми с энтузиазмом молодёжью, заполняющей театр на этом спектакле вот уже несколько лет, - сценографией, музыкой, светом, цветом, пластикой. То есть, сценическое решение, как отметил Анатолий Яворский, не предусматривает нравоучений для основного зрителя - молодёжи. - «Мы не спорим с историей. Задача театра – не учить. Мы – ни на какой стороне, мы говорим о явлении. Были люди, которые погибли».
Зритель же увидел на сцене яркие и динамические эпизоды, смотревшиеся эффектно на фоне, вроде-бы, скудных декораций, но каких контрастных, кричащих в унисон развивающемуся действию. Это, - сначала безликое пятно на заднем фоне, вдруг превращающееся в женское лицо, и открывающиеся глаза, с помощью компьютерной графики эмоционально реагирующее на всё происходящее. Это же панно служит своеобразным экраном для демонстрации кадров довоенной, военной и послевоенной хроники. Следующие друг за другом видеоряды усиливают напряжение и эмоциональное восприятие от прекрасной игры актёров - талантливой молодёжи театра, среди них первого плана фигуры, исполнители и вокалисты.
Агрессивная мелодия войны, подлинное обращение Молотова к советскому народу 22 июня 1941 года, объединение рока как стиля исполнения с лирическим соло, мощная энергетика балета и всей единой группы молодогвардейцев- полагаем, это есть современная форма преподнесения, соответствующая нашему времени. Каждое время имеет свой ритм, и рок – опера – есть созвучие нашему современному миру. Это, если хотите, некий новый вектор развития всего искусства, а Луганский академический украинский театр, таким образом, продвинулся в авангард современной культуры.
А спектакль этот надо смотреть и смотреть! Всем нам!





________________________________________

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.