За гранью литературы. Валентин Сорокин. «Крест поэта»

 

Можно сколько угодно втюхивать рецензии и аннотации про «выдающегося радетеля о русском народе», доказывать, какой он прекрасный поэт. Наверное, хороший, кому – как, не бесталанный, ритмически рифмовать умеет. Некоторые стихи его читал. Ну, ничего так, средненько. Однако же, оставим его поэтическое творчество в покое и поведём эмоциональную речь о критических творениях…
Представьте себе знакомую ситуацию: человеку нечего сказать, а поболтать на общедоступные темы хочется так, что аж пар из ушей прёт. Что делать?.. Он выхватывает из головы первые попавшиеся слова, лепит из них некие завиральные конструкции, формулы, идеи по принципу «слышал звон…», оформляет этот словесный мусор в виде неких текстов, издаёт эти тексты отдельной книгой. Вот я какой, писатель! И теперь, преисполнясь важности, он может именовать себя критиком. Может ходить и давать ц.у. в мундире литературного генерала. Пока кто-то любопытный не откроет опус и не попытается прочесть сию писанину. И вдруг, с трудом одолев некоторый объём написанного, - хлоп себя по лбу: «А король-то голый!»

Попробую вкратце.
Я не прохожу мимо литературоведческих экзерсисов. Вот и набрёл на сборник В.Сорокина «Крест поэта». Всегда интересно же – повышать свой историко-культурный уровень в сфере, притяжение которой испытываешь постоянно и понимаешь, что она – твой мир. Хороших, умных вещей по теме – раз-два – и обчёлся. Тем более я ухватился за этот «Крест…», увидав в числе затрагиваемых автором личностей Сергея Есенина, Павла Васильева, Бориса Корнилова, Николая Рубцова. С азартом приступил к чтению. И – что?... Вдруг такая тошнота накатила, такое отвращение, зачем ввязался? Но, взялся за гуж – преодолевай… Эх, не русский я, наверное, по духу (с моей-то фамилией!). Наверное, русскость В.Сорокина в другой плоскости находится, более того, в другой Вселенной? Извините, за биологические подробности, мутить меня начало от дурновкусия и пошлости. Весь организм, начиная с мозга, запротестовал, мол, зачем его пичкают таким «духовным» продуктом.
М-да, давненько не испытывал подобных разочарований.
Одолел первый очерк «Дело № 11254» о Павле Васильеве. Ну ладно, думаю, мож, чё не понял, мож, это только начало, дальше лучше пойдёт – следующий очерк «Крест поэта» о Есенине всё же, великом русском! Нет, оказывается – та же пурга, в том же ключе. И вот тут-то я не выдержал. Пошёл на поводу чувства тоскливого отвращения. Нежно отложил текст, скачанный в мобилку, уговаривая себя не швырнуть оную об стену. И пожалел, что нету под рукой бумажной версии. Тогда б уж точно не сдержался.
Основное впечатление от прочитанного: городской сумасшедший вышел на площадь, выкрикивает некие лозунги, типа «во всём виноваты большевики-евреи», посылает во все стороны света проклятия, упиваясь собственной злобой и яростью, и при этом обильно цитирует строки упоминаемых поэтов. Недержание «по-большому» прямо какое-то. Полный авторский произвол – чё хочу, то и ворочу. Абзац. Точнее – полный капец. А я-то, наивный, ожидал некий литературоведческий анализ жизни и творчества поэтов сквозь призму их произведений. Не тут-то было. Крики, вопли, проклятия. Это даже памфлетной публицистикой не назовёшь. Так, возгласы какие-то ни о чём.
Как это делается в стиле Сорокина?.. Проще простого! Берутся общеизвестные факты биографий поэтов, обрамляются сетованиями, причитаниями, неисчислимыми повторами, приправляются проклятиями в адрес «подлых наймитов капитализма» (подставьте сюда любой идеологический штамп) и – вот она, готовая «патриоцкая» статья. Только тут авторское словоблудие приправлено антисемитизмом, махновщиной, да просто языковой беспредельщиной.
Но знаете, что самое интересное, этот писатель – «защитник русской идеи», - большая шишка в литературном мире! А вы как думали, это вам не маргинал какой-нибудь, типа Венички Ерофеева. Легко найдёте в инете его биографию, его сайт, осанны ему от других маститых однодумцев. Думаю, кому-то это нужно, помимо самого "героя"? Надеюсь, кто-то сделает выводы? Я для себя вывод сделал.
И ещё вот какой вопрос меня терзает: неужто всем читателям-критикам-писателям-коллегам нравятся опусы своего собрата по цеху? И никто против слова не вставил? По крайней мере, я нашёл только славословия в его адрес всё в том же худшем стиле пропаганды.
А теперь, как говорят, «просто оставлю это здесь». Завиральные цитаты из первых двух «эссе», из упомянутой книги. Простите, далее не осилил.
Вот пример стиля В.Сорокина в очерке о П.Васильеве:

«Невероятно, гениально одаренный, рожденный стать Пушкиным своего времени, русский, он и не пони-мал, как парящий орел, почему же раздражает копошащихся жуков огромностью, красотою и независимостью размаха степных крыльев? Их он раздражал. Они его раздражали. Они - зубоскалить. Он - зубоскалить. Они - злиться. Он - злиться. Они - в ярости. Он - в ярости».

«Но редакции газет и журналов, театры, институты, кино были наглухо заселены евреями, во всяком случае не меньше, чем заселены они сегодня. Русские дарования, стремящиеся найти русскую поддержку, натыкались на еврейский «от ворот поворот» и, естественно, приходили в отчаяние, в ярость».

«Не помогши евреям создать полноценную национальную их республику или область, мы, русские, ратующие за национальный благоразумный расцвет русских, имеем врагов — среди евреев, захвативших наши, русские, очаги в культуре и науке, евреев, подозревающих каждый человеческий стон в национализме, фашизме, антигосударственности, хотя они, очень многие из них, покидая нас, «застревают» в США, Канаде, ФРГ и т.д., не дотянув до Израиля».

«Я говорю «евреи» — не о еврейском народе, говорю «русские» — не о русском народе. Пусть «еврейско-русская сионо-демократическая мафия» прекратит терзать патриотов. Свердлов ссунут с пьедестала. А Горбачев — первый немец. Фриц. Ельцин в ценах увяз. У них, не русских, не мутит желудки от чужих сливок, полученных за русскую нищету и слезы.
Братьев Павла цапнуло тюрьмой, войной, смертью. Мать — смолкла в клевете и голоде. А ее мать, бабушка Павла Васильева, без гроба зарыта. Досок не нашлось. В одеяло завернули в разоренном гнезде. Раиса Максимовна ожерелья и перстни прячет, дачи и виллы изучает, загибая и гребя пальчиками, а бабушка Павла Васильева лежит, в одеяло завернутая и оскорбленная, и сурово спрашивает…»

Достаточно примеров авторской каши в котелке? Ну вот вам ещё.

«Голову царя Ленин прятал в сейфе. Сталин приказал замуровать ее в стене Кремля. Хрущев, нарушив ансамбль Кремля Дворцом съездов, засыпал царскую голову щебенкою и штукатуркой. Бог покарал Хрущева, а Ленина до сих пор держит на обозрении, мертвого. Брежнев поддавал – ничего не заметил… Андропов с Черненко быстро ретировались. А Горбачев запустил хасидов под православные своды соборов. Великий грех совершил, нехристь. Скитается теперь. Богом и Россией отверженный. Ельцин вертолетами Кремль содрогнул и – ничего…
Родина моя, держава моя «размонтирована» бандитами, а ее народ бедностью придавлен. Каково поэту? Труп вождя – в Мавзолее. А голова царя – в легенде».

За гранью ли это литературы? На грани ли это шизофрении? Где заканчивается разум человека (писателя) и где начинается неадекватность? Если этих примеров недостаточно – тогда продолжайте верить подобным писателям, несущим светлые идеалы добра и справедливости. Но прежде всего, думайте, анализируйте, не давайте себя оглупить, одебилить литераторам не от Бога, а от – чёрта в своей голове!

17.03.19; 1.01.20
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.