Прекрасный сад поэзии… Поэтическое обозрение журнала «Северо-Муйские огни», № 3 за 2023 год

Александр БАЛТИН


Балтин Александр
Третий номер журнала «Северо-Муйские огни» за 2023 год – юбилейный, он вышел к 15-летию издания. В своём обзоре А. Балтин знакомит читателей с поэзией Л. Рябчикова, Н. Брагина, О. Борисовой, В. Макаренкова, Н. Ерёмина, И. Нечипорука, Е. Гаммера, С, Донченко, В. Кузнецова, В. Гаврилова, Л. Дубковой, С. Ворошилова, М. Полыковского, Я. Шафрана, И. Егорова, А. Ивановой, А. Дивеева, С. Кривоноса, Л. Карпова, В. Спектора, С. Аниной, А. Кобелева, А. Арестова, С. Подольского, Н. Воскресной.

Прекрасный сад, предлагаемый юбилейным номером «СМОГа», ярок, и… каких только словесных цветов не найдёшь тут, проходя тропами поэтических судеб!
Эпос бытования родного языка мощно разворачивает Лев Рябчиков:
Уже, поди, с избытком плах,
Чтоб языки у нас отсечь,
Чтоб ненавистная им речь,
Как кровь, засохла на губах.
Да, к урезанью языков
Мир за столетия привык,
Но нет мечей и резаков,
Чтобы отсечь родной язык…
Звенит и вибрирует стих, свободно вьются строки…
…прямо в небеса, кажется, взяв исток от родного пейзажа, уходят строки Никиты Брагина:
В небе месяц золотой,
крест восьмиконечный,
в чистом поле пыль да зной,
а над полем – вечность.
Метафоричен и нежен, напевен и богат интонационными оттенками стих Ольги Борисовой:
Годы сшиваются новыми днями,
Как лоскуты у портного в руках.
Дни, словно птицы, порхают над нами,
Путь обозначив стежками в строках.
Лики истории, отражённые в бездне современного сознания, раскрываются в поэтическом действе Владимира Макаренкова:
Истории перечить смея,
Играет сабелькой казак.
Воображаемого змея
То этак рубанёт, то так.
О, здесь метафизический знак победы! Невозможность отступать…
Как всегда, узнаваем Николай Ерёмин, узнаваемо-жизнерадостен, иронично-метафизичен:
Не бывает случайных гостей.
Не бывает случайных друзей.
Не бывает случайных врагов
На просторах родных берегов...
Не случайно я понял нечаянно,
Что причалил сюда не случайно.
Тонко исследует собственную душу Иван Нечипорук, ловя призрачные отражения знаков бытия в космосе жизни, и… космосе собственного сознания:
Терзание моей души
За полнолунием спешит
К холодным звёздам.
Но ждут её здесь на земле:
Тревожный день в холодной мгле,
Туманов роздымь.
Ритмы поэмы Ефима Гаммера «Сибирская перезагрузка» играют светописью прокалённой морозом правды:
Стихи, стихи по всей России.
Из дали в даль. Из края в край.
Стихи, стихи. И часовые.
И затяжной собачий лай.
Тропинки вымокли лесные,
водою залиты следы.
Стихи, стихи по всей России.
И грусть. И ропот. И суды.
Всеприятие мира раскрывается тонко и естественно в поэзии Светланы Донченко:
Хочу поцеловать я день весенний,
обнявшись нежно с солнечным теплом!
Мне так милы растрёпанные тени
дерев лохматых, тех, что ветролом
так ранил, так ломал зимой холодной…
Щедрая нежность мира пышно и светоносно сияет в поэзии Виталия Кузнецова:
Скатёркой синей постелились васильки,
На праздник лета приглашая всех к столу.
И закружились пчёлки и шмельки,
Нектаром сладким угощаясь на балу.
Счастье – основная мера человеческого бытования – определяется солнечностью созвучий Виктора Гаврилова:
Для счастья не надо много,
Напротив, совсем чуть-чуть:
Дорога чтоб от порога
Звала нас куда-нибудь.
 
Да яблоня у калитки,
За тихой рекой – огни,
Да медленно, как улитки,
Скользили бы наши дни.
Изящны ветви верлибров Любови Дубковой, красиво протянуты они к читательским сердцам:
Меня задела ласточка
крылом
за миг
до шага...
Родной нежностью, умножаемой на выпуклую образность, звучат напевы Сергея Ворошилова:
Отживает век избушка,
разлохмачен мох седой:
будто дряхлая старушка
наклонилась над водой…
Мощно пройдут пилигримы Марка Полыковского, предлагая корневой путь в качестве примера:
Вот бредут пилигримы –
К западу ли, к востоку,
Кто-то – к Иерусалиму,
Кто-то навстречу Богу…
Волга-поэзия, Волга-вечность отразится в строках Якова Шафрана, словно символизируя лучшее, что звучит в поэтической русской речи:
Где-то там за полями, степями
Величавою плещет волной
Постоянно – и днём, и ночами, –
Словно пишет высокой строфой…
Кратко вспыхивают «Мгновения» из цикла Игоря Егорова, то психологические феномены живописуя, то обжигая внезапным ракурсом:
Скажи, какие стены
Возникли вдруг меж нами?
Какие перемены
Лгут прежними словами?..
Пронзительная, сквозная интонация сильно пульсирует в пространстве поэзии Алёны Ивановой:
Так неотступно юный майский дождь
В ночные окна до утра стучится!
На сердце поднебесья он похож,
Что, разбиваясь, вниз бесстрашно мчится.
Космос поэзии Александра Дивеева прошит своеобразной метафизикой, раскрываемой сквозь призму индивидуального восприятия бытия:
Время испуганной лошадью мчит.
Шоры! Где шоры? О, Боже мой!
И отлетают подковы с копыт.
«Эй, осторожно, прохожие!»
Детско-великолепное вечное удивление миром и его роскошью сквозит в стихах Сергея Кривоноса:
Вдохновенно, в устремленье смелом,
Весело друзей к себе позвав,
Маленький художник хрупким мелом
На асфальте лошадь рисовал.
Густ поэтический янтарь Леонида Карпова, и мерцание его так плавно призывает к душевному полёту:
Ветрам не ведомы законы,
святые для инертных тел.
Не потому ли благосклонны
они лишь к тем, кто захотел
помчаться вдаль под парусами
и дельтаплан направить ввысь,
а после, мол, решайте сами,
нужна ли вам такая жизнь.
Природные лики по-разному проявляются в стихах Татьяны Собещанской, не только играя, но и всерьёз, грустно и задумчиво:
Дождь преследует нас.
Не даёт ни минуты
Постоять, помолчать –
Подгоняет, шумит
И сердито ворчит целый час, почему-то,
Будто он – старый дед, будто он – знаменит.
Философический склад поэзии Владимира Спектора позволяет пересмотреть свой опыт, сопоставляя оный с широким опытом поэта:
На берегу чужой реки
Сижу и жду своей погоды.
Но проплывают только годы,
Как междометья вдоль строки.
Нежно рисует психологический портрет собственного мира Светлана Анина:
Обмануть меня не сложно –
То победа не большая.
Что правдиво и что ложно –
Что дают, то и вкушаю.
Ветер, возникающий персонажем в стихотворении Александра Кобелева, мнится онтологическим ветром бытия:
Ветер кружит снежной крошкой,
и луна уже не светит.
Ничего нет за окошком,
только ветер, только ветер.
Метафизика переплетается с волокнами иронии в мощно звучащей поэме Анатолия Арестова «Однажды чиновник…»:
Однажды чиновник российский отважный
пустился на подвиг великий и важный...
Сидел в кабинете уютном, красивом,
стол возвышался дубовым массивом…
…Сизиф обратится к камню, и картины современности замелькают в пестроте особого поэтического видения в поэзии Сергея Подольского:
Ведёт наверх нелёгкий путь.
Тропа петляет под ногами.
Глотнуть бы воздуха чуть-чуть.
О, как тяжёл проклятый камень!
Узнаваемо и сильно рвутся ритмы Николь Воскресной:
Волна перестала верить колыбельным.
А значит, скоро развязка,
а значит, скоро похмелье,
и зыбко в воде и вязко.
Сад поэзии: пышность и стройность, изящество и многокрасочность. Прекрасный сад предложен очередным номером «СМОГа»…
24



Автор статьи: Балтин Александр.
Родился в Москве, в 1967 году. Член Союза писателей Москвы, автор 84 книг (включая Собрание сочинений в 5-ти томах) и свыше 2000 публикаций (поэзия, критика, проза) в более чем 150 изданиях России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Чехии, Германии, Франции, Дании, Израиля, Эстонии, Ирана, Канады, США. Произведения А. Балтина печатали журналы «Юность», «Москва», «Нева», «Дети Ра», «Наш современник», «Вестник Европы», «Зинзивер», «Русская мысль», «День и ночь», «Литературная учёба», «Север», «Дон», «Крещатик», «Дальний Восток», «Интерпоэзия»; «Литературная газета» «Литературная Россия», «День литературы», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Труд», «Советская Россия», альманахи «Истоки», «Предлог», «День поэзии», антология «И мы сохраним тебя русская речь...». Лауреат литературных конкурсов и премий.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.