
Ничего позорного нет в том, чтобы хотя бы иногда переступать порог психиатрического диспансера, расположенного в родном городе. Сколько людей разных профессий там регулярно проходят обследования. Чтобы получить право на ношение оружия или пройти водительскую комиссию. Для этого нужны справки из данного учреждения.
А сколько фильмов с известными актёрами посвящены теме психиатрии?
Леонардо Ди Каприо сыграл в «Острове проклятых», Джек Николсон – «Над кукушкиным гнездом» по роману Кена Кизи. Бритоголовый герой Брюса Уиллиса сходит с ума в смирительной рубашке в кинокартине «12 обезьян», в ней ещё снимается Брэд Питт, играя сумасшедшего отморозка, пожелавшего заразить планету вирусом. А чего стоит фантастический фильм «Запрещённый приём», где все неординарные действия происходят в голове больного человека?
В этих и других картинах ясно понимаешь, что общество так и норовит загнобить и осудить подобного себе, отличающегося мышлением и поведением. Почему я вдруг пишу на эту тему? Ознакомился с книгой Евгения Алёхина «Фоторужьё», которую мне дал почитать известный омский фитнес-инструктор из клуба «Чемпион» Виктор Базаров – мы часто с ним тренируем кардио, многократно поднимаясь на железнодорожный путепровод.
Откуда у молодого автора интерес к данной теме? Парень выступает в рэп-группе «Макулатура» вместе со своим товарищем и писателем Костей Сперанским. Из непроверенных источников известно, что автор иногда испытывает нервные срывы на почве расстройства личности. Говорят психологи, что стандартный человек ничего оригинального не создаст в области культуры. А то, что парень – точно не стандарт, это видно по его произведению. Может, Евгений в образе своего героя описывает самого себя? Насколько автор похож на своего героя? Однозначно утверждать не выходит. Да так ли это важно?
Герою Алёхина постоянно кажется, что он будто не на планете Земля – витает в облаках, прогуливаясь с красивыми девушками. И друзья у него – такие же как он, с прибабахом. Чего стоит прозвище у одного из них – Тиссеран. Иногда повествование ведётся от лица постороннего человека, который случайно замечает двоих или троих людей, похожих на автора и его друзей. Женя, его странный друг Тиссеран и низкорослая, как хоббит, но красивая татуированная девушка-азиатка бредут по улице в нетрезвом виде. Орут песни известных российских поп-звёзд, прыгают на парапет набережной и обнимаются на каждом углу. Неудивительно, что тяга к алкоголю приводит главного героя в психиатрическую лечебницу. Затем будет Вьетнам, приключения за границей. Вот это жизнь, Жентос, а где она у тебя происходит? В голове, как фильме «Запрещённый приём»? Или весь роман «Фоторужьё» – сборник отрывков из твоей жизни? Очень интересно.
Есть у меня несколько рассказов, где герои нестандартные по душевному состоянию люди: «Сталь в танке станет деталью», «Артефакт», «Шедевр», короткий и ёмкий, четвёртый – «Живой робот» – о человеке, который встретился нам, детям, в детском садике.
Я служил в армии? Конечно! В особом батальоне любителей бургеров, кока-колы и темнокожих цыпочек, когда работал в США чистильщиком бассейнов и написал путевые заметки «По ту сторону неба»! Так я отвечаю старшеклассникам в школе, если они меня неожиданно и хитро спрашивают насчёт службы в вооружённых силах.
Как описывает психиатрическую лечебницу молодой кемеровский писатель Евгений Алёхин в своём романе «Фоторужьё»? В целом, интересно. Как он туда попал? Ехал в поезде на съёмки очередного фильма со своим участием, а именно «Рыжий», про поэта Бориса Рыжего. Бац – просыпается в лечебнице. Добрые санитары объясняют ему, мол, не переживай, браток, мы тебя подлечим – как в известной блатной песне Сергея Наговицына. Подлечим, и ты выйдешь… А ты, вроде, не наблюдался раньше!? Как тебя зовут, ты – писатель поди-ка?
– Не наблюдался, – Женя отрицательно качает головой, поднимаясь с больничной койки. – Я – Женя Алёхин – писатель и рэпер, могу вам зачитать рэп.
– Не надо, некогда, в следующий раз, давайте, пожалуйста.

В психушке Жека общается с людьми и делает необходимые записи в блокнот. Условия содержания там позволяют развиваться творчески, напитываться духом для дальнейших созидательных свершений. Примерно то же самое говорил про своё заключение великолепный российский писатель Эдуард Лимонов после отбытия срока в казахстанской тюрьме. Но Эдичка Лимонов захватил радиовышку, а Жека Алёхин – попал в лечебницу из-за нервного срыва на почве алкоголизма. Женю Алёхина мне жаль – чем-то он смахивает на рэпера Пашу Техника, который скончался от передозировки. Женя, правда, парень спортивный и любящий заниматься на турниках.
Впрочем, книга «Фоторужьё» не только про то, как герой Алёхина (или он сам?) попал в дурку по пути на мероприятие. Книга о том, как трудно быть писателем и просто творческим человеком, находясь в поиске золотой середины между отдыхом и работой. Я сам хочу написать подобный роман, где расскажу о себе и людях, которым трудно воспринимать меня одновременно как писателя и как учителя. В этом некий парадокс. Я педагог, у которого немало серьёзных очерков, эссе и рассказов о людях, опубликованных в толстых российских журналах. И также у меня немало заметок, в которых я словно битник Норман Мейлер или бродяга Генри Миллер – восседаю в барах и заказываю пенное. А чуть позже знакомлюсь с девушкой, как ловелас или современный прототип Эрнеста Хемингуэя, приглашаю её к себе на «базу анимешника» – посмотреть новую кинокартину или крутой японский мультсериал типа «Призрака в доспехах», «Берсерка» или «Синей Тюрьмы».
Евгений Алёхин здорово описывает свои походы и путешествия. Как он легко и свободно, с душой, прогуливается по улицам незнакомых городаов. Да, эти прогулки обильно сопровождаются выпивкой и сексуальной активностью музыканта и писателя, но никто ведь не запрещает гиперболизировать и приукрашивать. Крепкие писатели – они такие: способны рассказать о себе и других людях так живо и потрясающе, что читатель и не поймёт, правда ли это было с героем или с самим человеком, написавшим книгу.
Приукрашиваю ли я, когда пишу, что гуляю с массой красивых и богатых девушек? Да, конечно. Я ведь живу с одной любимой – Анастейшей, с которой познакомился по переписке в социальной сети «Вконтакте». Она ставила «лайки» на мои рассказы, опубликованные на порталах «Наша молодёжь» П.Ф. Алёшкина и «Литературная Россия» В.В. Огрызко. И вскоре приехала ко мне.
Приукрашивает ли свои знакомства Евгений Алёхин? Скорее всего. Он ведь косит под своего кумира Чарльза Буковски, впрочем, парень этого не скрывает. Ничего в этом страшного нет – так делал Эрнест Хемингуэй. Так делают и многие наши современники-литераторы. Интересно читать, как Женя Алёхин снимается в фильме «Рыжий» – как описывает съёмочную группу и себя в ней. Где они проводят время и чем питаются. С какими он там общается девушками и куда отлучается во время отдыха. Меня радует стиль Алёхина – ничего лишнего. Алёхин – не Бунин и не Стейнбек. Нет вам ни глубоких и развёрнутых метафор и эпитетов – раз-два и обчёлся, сравнений – мало-мальски. Лишь действия. Он сам и люди вокруг него – предпочитают действовать, не предаваясь грёзам. У него есть план, который он неуклонно выполняет. Ну да – попадает в психушку, там его быстро лечат пилюлями, и парень снова встаёт в строй, как солдат, продолжая дело жизни. Этим он мне и нравится – что почти ничего не придумывает, а лишь описывает эмоции, связанные с событиями, в которые попадает по воли случая или по плану.
Усталый человек Алёхин – не как политик, а больше массовик-затейник и милый друг, у которого множество творческих проектов, а сил на их реализацию не хватает. После сорока-то лет. Я не удивлён, что Женя прибегает к помощи неких стимуляторов – свою вредную зависимость он оправдывает туманным успехом, боязнью опоздать. При этом он совсем не боится кому-то не понравится, парень, наоборот, утверждает: чем больше он кому-то не понравится, тем быстрее от него отстанут и он, наконец-то, отдохнёт – такая вот у него оригинальная позиция в романе «Фоторужьё».
Вот Женя старается появится в нескольких местах по очереди – сначала съёмочная площадка, потом поездка в гастрольный тур с группой «Макулатура», затем отдых за границей с девушкой. И не везде он успевает. Проектов много, а он один. Иногда помогает, конечно, заторможенный товарищ-рэпер Костя Сперанский, но об этом Женя Алёхин, в основном, умалчивает, а точнее, будто стесняется докладывать. Упомянет помощь и встречи со Сперанским, как нечто побочное и почти ненужное, как если бы он толкал тяжёлую телегу, а Костик бы подпрыгивал около него, как весёлая собачонка.
Я думаю, что Алёхин и Сперанский очень разные люди и диаметрально разноплановые писатели, как я и Федоровский, например. Женя ввязывается в большое творческое дело и вдруг отвлекается на друзей – они утягивают его в бездну отдыха и веселья. Или он специально вводит нас в заблуждение? Они хотят вытащить его из запоя, а он упирается ногами и руками.
Интересно читать про писателя Алёхина на съёмочной площадке, где он фотографирует коллег и себя. Тут уж помогает его покупка – фоторужьё. Устройство обладает потрясающим зумом без потери качества. Женя делает заметки в социальной сети, параллельно переписываясь с девушками. Ну, любит парень делать фотографии! Чего говорить: фотографировать обожаю и я. Как начну фотографировать себя на фоне чего-либо, так у меня появляются проблемы на работе в школе. То там не спросил разрешения, блин, то здесь пришла бумага из компетентного органа, мол, надо пояснить директору за движения. Письменный выговор, разумеется!
Как делал американский писатель Буковски, когда консультировал режиссёра на съёмочной площадке фильма «Пьянь», где самого алкоголика Буковски сыграл молодой Микки Рурк. Здорово читать чувства Алёхина, который описывает съёмочный процесс изнутри. С кем он там знакомится и какие замечательные люди вокруг него. Вот бы мне так написать про съёмку фильма – омскому учителю и писателю Виктору Власову. Даже если на английском! Здесь можно было рассказать целую историю и придумать искромётный положительный финал. Показать срез жизни учителя английского языка и его (то есть мои) творческие искания, переживания, веру.
Съёмки фильма – это всегда волнительно. Какой писатель умудряется не только написать хороший роман или череду рассказов, но и снятся в кино? Я не говорю про Дэвида Духовны – это деятель и актёр зарубежный. Сколько Женя Алёхин выпустил кинокартин со своим участием? Несколько. Наиболее яркая у него вышла – «Рыжий». Надо сказать, что ранее о фильмах, где снялся писатель Евгений Алёхин я узнал из уст нашего омского журналиста Кирилла Янчицкого, который ведёт паблик в социальной сети «Типичный Левый берег Омска». Кирилл брал у меня видеоинтервью в офисе на Думской и там же поделился своим впечатлением об Алёхине-артисте. Он поражается энергии этого творческого человека.
– Витя, ты должен посмотреть все фильмы с Алёхиным… обязательно! – настаивает Кирилл.
– Я посмотрю, – обещаю. – И напишу отзывы!
Если Евгений Алёхин экспериментирует с формой и содержанием – это здорово. Мне бы его заряд честности и открытости. В силу своей занятости в общеобразовательной школе я, признаться, не могу и не должен раскрепощаться в творчестве подобно Алёхину. Многое меня останавливает – это дети-подписчики, прежде всего, их родители, социальное положение в обществе и т.д. Однако я нередко даю волю своим чувствам в прозе и выхожу из привычных рамок. Но зрелые люди меня понимают. Я ссылаюсь на то, что описанное мной не ново в литературе или в жизни, судить меня не следует.

Если бедолага-Алёхин действительно лежал в психиатрической лечебнице – мне его искренне жаль, как человека. Благо, что парень пробыл там недолго и работники данного заведения действительно оказались хорошими и отзывчивыми.
Как-то я открыл неплохой и посещаемый ресурс в интернете «Журнал Сноб» – там было интервью с Евгением Алёхиным, который рассказывал, как снялся в картине «Рыжий» и какие у него планы в отношении литературы. В его интервью «Снобу» я не нашёл ничего сумасшедшего и неадекватного. Евгений Алёхин стремится к искусству, как птица в открытое пространство и заметно реализуется в этом русле.
Я замечу, что на протяжении романа «Фоторужьё» Алёхин почти не использует матерщину, в отличие от его предыдущего детища «Я никогда не блюю в тазики». Растет дружище морально, взрослеет. Все выветрится плохое из него, останется жажда творчества и успешного продвижения на литературном поприще. Так и будет, я в это верю!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.