Галерея звёзд театрального искусства Луганской сцены
ГОЛУБОВИЧ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
Голубович Михаил Васильевич, родился 21 ноября 1943 года в городе Золотоноша Черкасской области. В 1967 году окончил Киевский институт театрального искусства имени И.Карпенко- Карого. С того времени работает в Луганске, всем сердцем прикипев к Земле Луганской. С самого начала трудовой деятельности М.В.Голубович- артист Луганского украинского музыкально- драматического театра, в котором сыграл более 150 ролей. Творческий путь мастера сцены и кино знаменовался созданием им ярких сценических образов с присущей ему масштабностью мышления, глубоким психологическим проникновением в глубины человеческой души: Антоний(«Антоний и Клеопатра», В.Шекспира, 1955). Пархоменко(«Пархоменко» А.Науменко, Г.Вольного, 1978); Спартак(«Последняя ночь Спартака» Р.Отколенко, 1984); Платон(«Лиха искра» А.Карпенко- Карого, 1992); Диоген(«Диоген» Б.Рацера, В.Константинова, 1993) и другие.
Он и на экране кинематографа создал немало образов сильных людей, эта тема и стала ведущей в его творчестве, снялся более, чем в 70-ти кинофильмах. В 70- 80-е годы прошлого столетия М.В.Голубович был одним из самых затребованных актёров в кинематографе и снимался в самых разных киностудиях бывшего СССР- Москве, Ленинграде, Свердловске, Минске, Киеве и на киностудиях стран Европы также.
Мы хорошо знаем популярность М. В.Голубовича, одной из причин которой является его броская, привлекательная внешность. На съёмках многих кинофильмов, помимо высокого актёрского мастерства, ему пригодились и его спортивные качества: он мастер спорта по самбо, альпинист, хорошо плавает, мастерски владеет саблей, водит автомобиль и прекрасный наездник(у него одно время был и собственный конь). На съёмках фильмов всегда он работает без каскадёров.
Михаил Васильевич необычайно точно вписывался в психологического плана драмы из народной жизни, в исторические и приключенческие киноленты, такие как: „Комиссары”(Коцур), „И был вечер и было утро”(Артём Годун), Дума про Ковпака”, „Берег”(Гранатуров), „Кортик”, „Как закалялась сталь”, „Юркины рассветы”, „Мерседес уходит от погони”, „Хождение по мукам”(Сорокин), „Дубровский”, „Легенда о княгине Ольге”, Казаки идут”, „Остров любви”, „Пропавшая грамота”, „Роксолана”, „Бирюк” и много других.
Но, вернёмся к артистической деятельности М.В.Голубовича. Особо хотелось- бы остановиться на исполняемой им роли Вараввы Мишеля де Гельдерода, в 2000-м году потрясшем спокойное течение театральной жизни в Луганске(и не только). Разбойник Варавва проходит мученический путь от слепого душою убийцы до очищения, каяния, до права называться человеком. Эффектное исполнение роли разбойника Михаилом Голубовичем ещё раз продемонстрировало его возможности большого мастера сцены. Осуществил но и несколько режиссёрских постановок. В последние годы он в прекрасном стиле работает в спектаклях «Тарас Бульба», «Эзоп».
С 1996 по 2005 годы М.В.Голубович работал начальником управления культуры и искусств Луганской областной государственной администрации. От проявил достаточно много усилий в поисках возможностей выжить в нелёгких экономических условиях культуре Луганской области. Значительной его заслугой явилось присвоение звания академического украинскому музыкально- драматическому театру. Без сомнения он относится к тем личностям, которые составляют национальную гордость Украины. Его имя занесено в «Золотую книгу Украины 2000 года, 31 октября 2010 года избран депутатом Луганского областного Совета.
Признание и награды: народный артист УССР (1977); орден «Знак Почета»; орден князя Ярослава Мудрого V ст. (15 декабря 2011); полный кавалер ордена «За заслуги»; знак отличия Президента Украины — юбилейная медаль «20 лет независимости Украины» (19 августа 2011 года); Орден Преподобного Нестора Летописца от Украинской Православной Церкви (2011); генерал-полковник Запорожского казацкого войска; Почетный гражданин Луганщины (2008); премия Союза театральных деятелей имени А. М. Бучмы; приз Гильдии киноактеров. Почётный гражданин Луганщины с 2008 года.
КЛЁНОВ ПАВЕЛ НИКИТОВИЧ
Родился в деревне Княжево Тамбовской области родился. В 1942-м 18-летний Павел уходит на войну и в боях на смоленском направлении в 1943-м получает тяжелое ранение. Осенью следующего года он вернулся домой в Ростов, и перед ним снова встал вопрос: «куда пойти учиться?». После двух подготовительных бесед он становится студентом театральной студии Ростовского русского театра. Еще будучи студентом, он дебютировал в спектаклях «Победители» (роль шофера Минутки) и «Таланты и поклонники» (Вася Купчик). После учебы был зачислен в труппу театра. После Ростова был Сахалин, снова Ростов, Жданов (Мариуполь), Луганск, Киев и потом навсегда Луганский областной русский драматический театр.
Вот хронология творческого движения П.Н.Клёнова на тех этапах жизненного пути, которые он прошёл: с 1944 по 1947 годы- студия при Ростовском драматическом театре им.М.Горького с 1947 года- артист этого же театра. С 1951 по 1955 годы - артист драматического театра Советской Армии Дальне-Восточного военного округа. С 1955 по 1960 годы- артист Ростовского государственного театра комедии .С 1960 по 1963 годы- артист Донецкого областного русского драматического театра(г.Мариуполь), с 1963 года по настоящее время-артист и режиссёр Луганского областного русского драматического театра.
Из огромной череды сценических образов сам артист этапными считает более двадцати. Среди них Павел Никитович отметил спектакли «Варшавская мелодия», «Мещане», «Немой рыцарь», «Власть», «Егор Булычев», «Последний срок», «Перед заходом солнца»… В театре он занимает особое место – все его пленительное мастерство основано на общении со зрителем. С современностью юбиляра сближает простой и ясный взгляд на жизнь. И зрители с интересом и благодарностью продолжают следить за работами актера, режиссера, музыканта Павла Клёнова.
С 1963 года П.Н.Клёнов работает постоянно в Луганском областном русском драматическом театре. Ролей, им сыгранных, было несметное множество. Вот некоторые, исполненные зрелым мастером сцены в последние годы на Луганской сцене. - «Последняя жертва» А.Островского, «Горе от ума»,комедия А.Грибоедова. В его устах всем нам знакомые реплики типа «Собрать -бы книги все, да сжечь!» и сама игра очень доходчиво передают образ закосневелого консерватора, олицетворяющего старую Россию.
Был замечен Павел Никитович и режиссёрами кино. Его участие в некоторых фильмах запомнилось выразительностью и правдивым, реальным отражением всех особенностей личности и поведения своих героев. Это: «Государственная граница»(1987 год), вызвавшего большой интерес у населения бывшего СССР, «Мустанг- иноходец».
Работает Павел Никитович и в качестве режиссёра. В 1993 году на него возлагают исполнение обязанностей главного режиссера областного русского драматического театра. Ему, в это время, присущи постановки на морально бытовые темы, он включает в репертуар пьесы: «Очаг» С. Алешина, «Три супруги — совершенства» А. Касоны, «Семейный портрет с посторонним» («Именины на костылях») С. Лобозёрова.. С большим успехом прошёл его спектакль «Осенние скрипки» И. Сургучева.
Внешне- он всегда абсолютно спокоен и невозмутим, только голос может выдать то или иное внутреннее напряжение, негативную или позитивную эмоцию. В те моменты, когда в жизни происходит что-то необычное, имеющее определённую значимость. На сцене же- скрупулёзно точно передаваемые интонации, мимика, движения, выверенность жестов. Вспоминается, в своё время прошедший с необыкновенным успехом спектакль И.Штока «Это я- ваш секретарь!» на луганской сцене, где П.Н.Клёнов играл главную роль. Именно таким и представлялся настоящий боец партии и слуга народа, как преподнёс этот образ Павел Никитович. Впечатление, производимое актёром в этой роли, намного повысило признание авторитета ведущей, в то время, силы страны .И, считаем , эта роль -одна из многих удачных в жизни и творчестве П.Н.Клёнова. Впервые на сцене нашего театра было поставлено чеховское произведение, его последняя пьеса «Вишневый сад», в которой живут извечные нравственные проблемы.
В роли Аристарха Вишневского великолепно показался П.Клёнов в спектакле «Доходное место А.Островского, сыграл главные роли в пьесах: «Наедине со всеми» и «Мы, нижеподписавшиеся!»(Гельмана), «Мещане» и «Егор Булычёв и другие» М.Горького, «Порт-Артур», «Цыган» и другие. Как режиссёр он поставил более тридцати спектаклей и в более, чем в двадцати оформил музыкальное сопровождение(написал песни). В последние годы продолжает делом доказывать свою неординарность в режиссёрской работе. Так, он поставил несколько спектаклей, оставивших глубокий след в душах зрителей : «Три супруги совершенства», «Варшавская мелодия», «Последний срок Распутина», «Верните бабушку», «Он пришёл», «На бойком месте», «Милый развратник», «Врём чистую правду»( «Перебор»), «Дядюшкин сон».
Он, что называется, «вписал» себя в историю культурной и общественной жизни Луганщины и страны. И, признанием его заслуг явились те награды, которые одержал он за свой самозабвенный труд: орден «Октябрьской революции»(1971 год),орден «Отечественной войны» 1 степени( 1985 год), медали-«За доблестный труд» (1970 год), «Ветеран труда»(1973 год) и другие медали. Решением сессии Луганского городского Совета от 11.09.09 народный артист Украины Клёнов П.Н., удостоен звания «Почётный гражданин города Луганска
«Одни велики от рожденья ,другие добиваются величия, третьим оно даруется». П.Н.Клёнов, народный артист Украины, режиссёр и человек объединяет в себе все эти критерии, поставившие его в ряд ведущих актёров Украины и поистине почётных граждан Луганска!
МЕДВЕДЕНКО ВАЛЕНТИНА ФЁДОРОВНА
После окончания театральной студии при Артёмовском украинском музыкально- драматическом театре в 1961 году начала свою большую и долгую жизнь на сцене народная артистка Украины Валентина Фёдоровны Медведенко. Сразу же была замечена как актриса с «неабиякими артистичними здібностями та привабливими зовнішними даними”, показав себя на сцене в ряде ролей, которых за всю творческую деятельность было более ста пятидесяти! Это была и классика и комедийные роли, где нужно было „раскручиваться на полную катушку”, работать много и неустанно. Что и делала со всей присущей ей старательностью и вдохновением.
А родилась Валентина Фёдоровна в Артёмовске, отец- участник Великой Отечественной войны погиб на фронте, воспитывала мама. Несмотря на трудности бытового характера, училась хорошо, тянулась к знаниям. В школе занималась в драматическом кружке, тогда- то и возникло желание овладеть профессией актрисы.
В 1970 году Валентина Фёдоровна была приглашена на работу в Луганский областной музыкально- драматический театр, работает по настоящее время, зарекомендовав себя как высокопрофессиональная актриса и опытный мастер сцены, располагая своей игрой и искренностью. А играет она в пьесах как современных, так и украинской и зарубежной классики, чётко выполняя поставленные перед нею задачи режиссёрами, которые отмечают её высокую ответственность, особенно при выполнении сложных заданий. Оттого- то необычайное сценическое очарование, прекрасные вокальные данные и эмоциональность помогают ей создавать на сцене яркие образы.
Героини В.Ф.Медведенко привлекают женственностью, неповторимостью, игривостью, неординарностью, что исходит непосредственно от актрисы, которая всегда находила для каждой роли свои оригинальные штрихи. И это только часть измерений, отражающих её артистическое пространство, которое было столь глубоко, что присвоение ей звания заслуженной артистки Украины в 1978 году явилось логической оценкой её творческой деятельности. Ведь выступала она не только на сцене, но и на телевидении и на радио, вызывая интерес широкой зрительской и слушательской аудитории. Ибо нашла тот верный путь к взаимопониманию со зрителем, который и служит во благо его духовного обогащения.
О высоком профессиональном уровне актрисы свидетельствуют такие роли в постановках последних лет, как Василина(„Виходили бабки заміж” Ф.Булякова), Устина Лобкович(„Розп*яті”В.Винниченка), Лучицка(„Талан” М.Старицького), Галина(„Чіо- чіо- Саня” В.Башкуєва), Марія(„Вибір” за Ю.Бондарєвим), Жозефіна(„Наполеон та його ад*ютантка” І.Губача) и другие. Широкий диапазон артистических возможностей не ограничивает разрешение задач, определяемых режиссёрами ни в жанровом, ни в возрастном аспектах ролей. Она с успехом играет в музыкальных комедиях „Жартувала баба з колесом...”, „Ах, мігрень”, в театральній фантазії „Рандеву з оперетою” и в других. Как сказано, она владеет счастливым сочетанием вокального и драматического дара. И дар этот не только от природы, но и следствие постоянного, кропотливого труда, истинной любви и преданности своему искусству и постоянной готовности дарить людям счастье.
Можно считать, что всегда у неё была столь высока мотивация достижения цели, что именно она и определяла движение вверх, развитие личности на артистическом небосклоне. Это и был тот самый всепоглощающий стимул поведения, опровергающий любые препятствия на пути к достижению цели. Мотивация которого всегда была только одна – готовность служения своему зрителю, своей стране. За заслуги и значительный вклад в развитие украинского искусства артистке в декабре 1997 года было присвоено звание «Народна артистка України”, в 2002 году она награждена Почётной Грамотой Кабинета министров Украины.
Как видим, достигла она в своей профессиональной деятельности на сцене Луганского академического украинского музыкально – драматического театра той самой высоты, к которой её вела душа.
ВИТЧЕНКО ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
18-летний мальчишка, участник художественной самодеятельности в клубе им. Маяковского, сыгравший роль Ипполита в спектакле А.Островского «Не всё коту -масленница», «пришёлся по душе» одному из замечательнейших специалистов в области театрального искусства –народному артисту Украины П.И.Ветрову, главному режиссёру Луганского областного русского драматического театра. По приглашению П.И.Ветрова 26 мая 1955 года, в день своего рождения, пришёл он в студию при театре, в котором, практически, остался на всю оставшуюся жизнь. А, через три дня уже состоялась гастрольная поездка – первая в жизни: Житомир, Кишинёв, Черновцы, то есть, сразу попал « из огня в полымя». Играл в массовках, в «Порт-Артуре», а в спектакле «Иван Рыбаков» -состоялся первый выход на сцену. Наряду с этим, учился в студии, были занятия по мастерству, постановке сценических движений, что так важно и чему сейчас учат только в институте. А, через год получил роль Гоши Янушкина в пьесе А.Салынского «Забытый друг», это не был эпизод, а самая настоящая роль – «через весь спектакль», которая очень нравилась и была близка. «Отработал» её в пяти гастролях, каждая из которых продолжалась по три месяца ,а тут... повестка в армию, на флот. Это было в 1958 году, служил на крейсере «Жданов» в Таллинне, позже, заметив как артиста, был переведен в штаб, в Дом офицеров, где играл ведущую роль Фёдора, в спектакле «Барабанщица» А.Салынского. Всего на флоте пробыл три года.
После демобилизации вернулся в Луганск, в свой театр. В 1959 году П.И.Ветров переехал на работу в Донецкий областной русский драматический театр(г.Жданов), пользовавшийся большой популярностью. Д.И.Витченко немедленно получил от него телеграмму с приглашением на работу со всеми условиями- проживания, заработной платы. В последующие три года там и работал. Играл много уже ролей, вернулся в Луганск более- менее «умудрённым». Откуда и уехал на учёбу в Московский государственный Институт театрального искусства им. А.В.Луначарского на актёрский факультет, который окончил в 1969 году.
За прошедшее время Д.Витченко сыграл более двухсот ролей, в которые вложил и душу, и сердце, а, ещё – мастерство. За что и был в 1972 году удостоен почётного звания «Заслуженный артист Украины», в 2005-м году – «Народный артист Украины». Сам артист определяет этапные роли, которые стали той вехой в жизни и творчестве, которые «сделали» его таким, как он сейчас есть. И среди них прежде всего – роль Сергея Петрова в спектакле В.Титова «Всем смертям назло», которую он играл более десяти лет. За исполнение этой роли он был удостоен звания лауреата премии Комсомола Украины им.Н.Островского, а также лауреата премии обкома комсомола им.Молодой Гвардии, награждён Дипломом 11 степени Министерства культуры Союза на Всесоюзном смотре лучших спектаклей года и поездкой в Германию.
Следующим этапом в творчестве Д.Витченко стала роль старшины Васкова в спектакле Б.Васильева «А зори здесь тихие», который произвёл такое огромное впечатление на массового зрителя.
С этим образом перекликается нынешняя роль мудрого и человечного солдата Великой Отечественной Дервоеда, исполнением которой отметился артист в спектакле «Рядовые» А.Дударева. Зримо прослеживается, что Д.Витченко необычайно близка эта роль, как человеку того героического поколения, которое так отчётливо «вырисовано» в этом спектакле.
Галерея чётко «выписанных» образов партийных работников, отождествлявших понимание нашим обществом зрелости социализма и являвшимися апологетами его, заняла в творчестве Д.Витченко значительный удельный вес. Это и «Я люблю тебя жизнь», «Власть», «Соль» и другие. Нельзя не сказать и об образе В.И.Ленина, который создал артист в спектакле «Именем революции» М.Шатрова, а также в концертных программах: «Синие кони на красной траве» и «Так, победим!» М.Шатрова.
Д.Витченко не считает себя киноартистом, а, между тем, в 1993 году на киностудии им.Довженко он снялся в роли В.И.Ленина в двухсерийном художественном кинофильме «Ленин в огненном кольце», в 1999 году – в художественном фильме «Потерянный рай» по повести В.Веретенникова также в роли В.И.Ленина. Эти фильмы не увидели «большой мир», в годы, когда всё рушилось, они были, фактически, законсервированы и до проката не дошли, оставаясь в двух, фактически, экземплярах(один из которых находится в Луганском историческом музее). Только в 2004-м году художественный фильм «Ленин в огненном кольце» был показан по программе «УТ-1», вызвав массу «пересудов» и искреннего удивления зрительской аудитории. Самому актёру очень много звонили, он получил большое количество благодарственных писем от зрительской аудитории. В целом, все сходились в том, что роль В.И.Ленина сыграна необычайно достоверно и убедительно. С прокатом этому фильму повезло гораздо больше. Его несколько раз показывали по телевидению на каналах «РТР», «НТВ- мир», «ТВ- 1000». В фильме играют главные роли звёзды современного российского кино Виктор Раков, Андрей Соколов, Ирина Алфёрова и другие.
Но, основная деятельность Дмитрия Ивановича – это театр. В последние годы Д.Витченко играет в «классике», к которой всегда тяготел Луганский русский драматический театр: Кузовкин(«Нахлебник» Н.Тургенева- как жаль, что спектакль уже снят с показа), Яков Аносов(«Гранатовый браслет» по А.Куприну), Гаев(«Вишневый сад» А.Чехова), Гейгер(«Перед заходом солнца» Г.Гауптмана ) и другие. Не чужды ему и выступления в пьесах «лёгкого» жанра- Мсье Карлье («Я люблю тебя художник» К.Манье), Андрей Васильевич( «Продайте Вашего мужа» М.Задорнова), и других. Но, всё- же, его «амплуа» - роль выразительная, образная, в которой объединены и мастерство исполнителя и те «фибры души», которые он может вложить в создаваемый им образ.
Таковы вехи жизненного пути, которыми отметил он долгое восхождение к признанию, -об этом и свидетельствуют. И, именно «девять десятых божественного вдохновения» и определяют тот успех, которым отмечен народный артист Украины Д.Витченко уже на сияющей вершине известности и славы!
КОВАЛЬ НАТАЛЬЯ ЭДУАРДОВНА
Всеукраинский театральный фестиваль женского творчества имени Марии Заньковецкой проходит раз в году в октябре в городе Нежине Черниговской области(в Нежинском украинском драматическом театре им. М.Коцюбинского), под девизом "Театр как способ взаимопонимания и повышения роли женщины в популяризации и развитии украинского театрального искусства" и посвящается актрисе – первой Народной артистке Украины – Марии Константиновне Заньковецкой.
Этот фестиваль, проводившийся в этом году с 27 октября по 3 ноября 2011 года, явился в, общем- то, уникальным. В посвящении к открытию фестиваля, председатель Национального союза театральных деятелей Украины народный артист Украины Лесь Танюк пишет: «…Підняти на п*єдестал жіночу творчість, висвітити її та низько їй вклонитися. Бо саме жінки, за своєю природою, будучи берегинями сім*ї з тією ж мудрістю, силою, самовідданістю та фантазією бережуть наш дім- ТЕАТР!».
Луганский академический украинский музыкально- драматический театр представил пьесу современного драматурга Татьяны Иващенко «Мені являлася любов», темой которой послужило отображение личной жизни автора великого «Каменьяра»- Ивана Франко. Любовь, межличностные взаимоотношения мужчины и женщины, одиночество, возможность увидеть И.Франко не как активного общественного деятеля, поэта и прозаика, но и как человека. В спектакле показано именно умение любить, со своими горестями и радостями в жизни, и рождало все его творения.
Понятна ответственность исполнителей ролей Ивана Франко(народный артист Украины А.Морозов) и Ольги Хоружинской, верной подруги его жизни, спутнице, создавшей условия в быту для творчества и общественной деятельности поэта. Народная артистка Украины Н.Коваль получила за исполнение роли главный приз фестиваля- «За лучшую женскую роль».
Нужно сказать, что Наталья Коваль, красивая в каждой роли, которую она так часто исполняет на луганской сцене, демонстрирует сильную и женственную, простую и умеющую любить женщину. Роль Ольги Хоружинской, несмотря на притягательность внешности актрисы, благодаря которой успех спектакля мог- бы быть обеспечен, выполнена выразительно и запоминающееся. Да, Наталье Коваль и ранее доставались роли сложные и глубокие, которые играются ею безупречно.
В роли Ольги Хоружинской проявляются те душевные свойства актрисы, которые возникли на основе синтеза высокого профессионализма и особенностей интересного человека. Который, выйдя на сцену, произвёл тонкие, но мощные подсознательные вибрации на зрителя. И это чрезвычайно важно. Именно Наталья Коваль сумела так войти в образ, что становится ясным роль и значение женщины прогрессивной, которой «являлася любовь» с большой буквы с теми переживаниями, которые свойственны людям с душой и талантом в сердце. Главный приз фестиваля по – праву достался блистательной Луганской актрисе.
А родом Наталья Эдуардовна из Луганска, где окончив восемь классов, поступила в Днепропетровское театральное училище - первоклассное учебное заведение, из которого выходили достаточно квалифицированные, готовые к серьёзной работе на сцене артисты.
С 1990 года она верно служит Луганскому академическому украинскому музыкально- драматическому театру и его зрителям, блистая на подмостках не только своими внешними данными, но и мастерством исполнения ролей- самых разнообразных, трудных, различного жанра спектаклей. Всегда- с неизменным успехом!
В 1997 году было присвоено ей звание заслуженной артистки Украины. Став, фактически, незаменимой, поистине, «примой» в большинстве спектаклей, которые сегодня стоят в репертуаре театра. Заметим, богатом и разнообразном репертуаре в различных жанрах, но, всегда в первых ролях с различными режиссёрами, прежде всего, конечно- с заслуженным деятелем искусства Украины В.Ю.Московченко. И, работать ей всегда интересно – чем больше режиссёров, тем больше постигаешь полезного, тем выше школа «верховой езды» в искусстве разнопланового творчества на Луганской сцене. Одним словом, она затребована и этим удовлетворена. За последние только несколько лет Н.Э.Коваль сыграла во многих и многих постановках. Вот неординарная героическая музыкальная комедия А.Колкера и В.Константинова «Нам всім одна дісталась роль», пьеса Т.Иващенко «Мені з*являлася любов», Н.Коваль в роли Ольги Хоружинской. Совсем другого жанра пьеса Оноре де Бальзака «Мачуха»: «Как всегда великолепна заслуженная артистка Украины Н.Коваль, проигравшая сложную роль ключевой героини-Мачехи вдохновенно и убедительно».
Для завершения такого рода ролей, разноплановых и сложных, требуется особое состояние души, нужен, конечно, определённый «заряд». Можно сказать, требуются эмоции. Наталья Коваль имеет одни положительные эмоции. А приподнятое эмоциональное состояние, как известно, повышает скорость мыслительных процессов, способствует дальнейшей интеллектуальной активности, улучшает коммуникативные возможности, делает её приятной и желательной фигурой, отражающей во всей полноте образы своих героев. Но, заметим и следующее: человек никогда не станет раскрывать свой внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Отсюда ясно, каково значение в театре присутствие в зале доброжелательного, способного правильно реагировать на эмоции актёра зрителя. Народная артистка Украины Н.Коваль не имеет недостатка в таких почитателях её таланта и, скажем прямо, незаурядных внешних данных. Но, это детали....
Помимо способностей к пению( у Натальи самый настоящий альт), актриса музыкального театра должна уметь и танцевать. Поскольку в детстве она занималась танцами, сейчас в необходимых случаях делает это с превеликим удовольствием. Не оставаясь в своём интеллектуальном развитии на месте, окончила отделение культурологии Луганского педагогического университета. Всё вместе взятое- великолепная школа в Днепропетровском театральном училище, нажитое собственным трудом владение мастерством актрисы и последний этап высшего образования делают Наталью зрелой актрисой, способной охватить многие грани театрального мастерства. Что очень и очень подходит и театру и любителям прекрасного.
В последние годы Наталья Коваль успешно работает в Луганском институте культуры и искусств, являя своим студентам образец талантливого педагога и неординарной актрисы.
Сложен и противоречив социальный мир, в котором каждый из нас занимает место как индивидуальность с присущими ей неповторимыми психологическими проявлениями. Народная артистка Украины Наталья Коваль на своём месте – была, есть и будет!
СИРОТЮК СВЕТЛАНА ТРОФИМОВНА
Умение перевоплощаться - качество, которое особо ценится режиссерами. С.Сиротюк на протяжении всей своей театральной деятельности доказала, что она актриса многогранного таланта, которой подвластны разные по образности и темпераменту персонажи. Она одинаково убедительна в острой комедии, в драме и образах, требующих трагического накала.
В этом убеждаешься, когда знакомишься с персонажами, которые сыграла актриса, а сыграла она очень много ролей. Это целая череда образов известных и малоизвестных, среди которых можно выделить Любку Шевцову в «Молодой Гвардии», за её исполнение в 1974 году С.Сиротюк стала лауреатом премии имени Молодой Гвардии. Другие роли, в которые всегда вкладывала всю себя, отчего эффектные образы становились ещё более выразительны, малозаметные- заметными. То есть, речь идёт о том, что Светлана Трофимовна всегда была на первых ролях, независимо от того, кого ей приходилось играть.
Она стала популярной и любимой потому, что не делала вид, что играет, а с напряжением сил душевных и физических работала на сцене. Роли свои чувствовала, проживала вместе со своей героиней её жизнь, с тем, чтобы зритель всё это мог оценить по достоинству. То есть, зрителю нужно было показать суть, существо своей героини- тогда он оценит и поймёт. И будет поклонником навсегда!
Сама Светлана Сиротюк говорит о том, что профессия артистки - не для слабых. Ведь можно быть даже очень хорошей актрисой и уметь вживаться в роль - это еще не все. Ведь настоящий артист, артистка - это тот, кто повелевает душами, сердцами и даже судьбами. А это уже не просто работа(пусть талантливая и безупречная), но и ответственность...за судьбы тех, кто отслеживает тебя на сцене, кому ты преподносишь себя в образе, кто сопереживает вместе с тобой, берёт пример или нет....Отсюда, следует жить так, чтобы находить оптимальное соотношение между профессией и образом жизни, что и старается делать С.Сиротюк.
Приходили и уходили режиссёры, каждый, конечно, со своим видением задач, стоящих перед коллективом, со своими установками и взглядами. Некоторые из артистов «уходили в тень», другим судьба даровала «вспышки» на сцене. С.Сиротюк же, как была, так и осталась «примой». В театре она сыграла более 150 ролей, среди которых : Софья Ивановна – «Любовь при свечах» Н.Птушкиной; Дорина – «Тартюф» Ж.-Б.Мольера (за исполнение этой роли актриса была награждена Дипломом Союза театральных деятелей Украины); Кукушкина – «Доходное место» А.Островского; Глафира Фирсовна – «Последняя жертва» А.Островского; Фрау Петерс – «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана; Веденеева – «Женский стол в «Охотничьем зале» В.Мережко; Софья – «Свадебный марш» В.Азерникова; Елена – «Продайте Вашего мужа» М.Задорнова; Фроська – «Бесприданник» Л.Разумовской; Княгиня – «Горе от ума» А.Грибоедова; доцент Гринь – «Благословенна будь, моя любовь!» В.Титова; Арина Петровна - «Иудушка» А.Александровича по роману М.Салтыкова-Щедрина; Эмили Холбрук - "Мой прекрасный монстр" М. Ферриса» и др.
В 1997 году Светлане Сиротюк было присвоено почетное звание «Заслуженная артистка Украины». 23 марта 2010 года "За весомый личный вклад в развитие украинской культуры и искусства, значительные творческие достижения и высокий профессионализм Указом Президента Украины № 439 Витченко Светлане Трофимовне присвоено почетное звание "Народный артист Украины".
. Лёгкое становление в ряду востребованных никому не даётся. Нужен труд, ежедневный, «на износ», старание, талант и, какой- то процент удачи, везения, что –ли. Этот труд воплотила С.Сиротюк ещё в ряде постановок, оставивших след в памяти тех, кто ценит искусство по- настоящему. Итак, Мария Бонифатьевна Кашина из спектакля «Кабанчик» В.Розова, Людмила в спектакле А..Галича «Ретро», Софья Львовна из комедии О.Ернева «Когда спящий проснётся», Турусина из «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, миссис Калвер в постановке «Женское постоянство» С.Моэма, и многие, многие другие. Большой зрительский успех имеют роли актрисы в спектаклях «Я люблю тебя, художник!» К.Манье (Мадам Карлье), «Рядовые» А.Дударева (Женщина), «Королевские игры» Г.Горина (Елизавета), няня Нерина в комедии Ж.-Б.Мольера «Плутни Скапена».
«С.Сиротюк не остановилась в росте и стремлении быть полезной себе и людям. Со свойственной ей эмоциональной напористостью устремилась в педагогическую работу в институте культуры и искусств. Отдавая свою любовь к искусству, знания и основы актёрского мастерства им- начинающим, молодым и ещё «зелёным», но, с таким педагогом, непременно имеющих все возможности достичь многого. Да и на сцене театра продолжает «словом и делом» демонстрировать свои артистические возможности и им, молодым и всем зрителям, кто знает и любит эту актрису.
Нужно быть человеком публичным. Да, она на виду, активный член общества, в котором столь заметна из- за позитивной её заряженности и бодрости, от неё исходящей. Публичный человек никогда не может принадлежать себе или своей семье, он постоянно в долгу перед обществом. Профессор кафедры театрального искусства Луганского государственного института культуры и искусств, председатель первичной организации Национального Союза театральных деятелей Украины. С.Сиротюк «нашла себя», сумела самореализоваться ещё и в педагогической деятельности в Луганском институте культуры и искусств, направив поток своих эмоций(а, она эмоциональна- никто не сможет опровергнуть это!) в русло эмоциогенных ситуаций, связанных с преподавательской деятельностью. Эмоции, эмоции- долго, много на них жила, постигая заповеди профессионала театрального искусства, отдавая сейчас во благо людям.
Нужно ответственно относиться как к центральным, так и к "второстепенным" ролям, успевая за короткое сценическое время, рассказать о своем персонаже ярко, лаконично, незабываемо. Серьезный подход в поисках лучшей подачи персонажа - это ничто иное, как уважительное отношение, как к своей профессии, так и к зрителю, который лучше чем кто-либо чувствует фальшь и неестественность в игре актера.
«На сцене я делаю всё возможное для того, чтобы убедить зрителя в своей искренности в той или иной роли. Естественность даётся только тогда, когда сама убедительна для себя, прежде всего. Потому- то и стараешься не играть на зрителя, а жить на сцене»- говорит С.Сиротюк. Полагаю, можно сказать словами А.П.Чехова: «Играть надо не от ума, а с умом».
Просто занимайтесь тем, что вам нравится. Занимайтесь неистово, самозабвенно и не ожидайте отдачи - она придет сама по себе, как вознаграждение за усилия.
«Ничто так не противно в театре, как сильные выражения, происходящие от слабых чувств. Искусство театральной игры требует все дарования от природы: большие сведения, неутомимое прилежание, чрезвычайную память и важнее всего искусство преобразоваться в то лицо, которое представляют» (Ф.Вольтер). Можно привести в пример С.Сиротюк, всей своей творческой деятельностью подтверждающей этот тезис Вольтера. За счёт повышения коэффициента полезного действия ею отбирается то нужное, что является побудительным мотивом, двигателем неуклонной позитивной динамики.
Вспомним премьеру спектакля «Тартюф» по пьесе Ж.Б.Мольера, ещё в марте 1995 года. Рецензентом Г.Ладыженским С.Сиротюк именуется «великолепной». Её исполнение роли Дорины- смелой, независимой в суждениях, ироничной, предприимчивой, иначе и не оценишь! Передать задумку великого Мольера – ей это удалось целиком и полностью. И, только это уже ставит актрису в ранг совершенных!» Или «Женский стол в охотничьем зале» драматурга В.Мережко, пьеса в постановке режиссёра С.Гришанина. В этой психологической драме актёры добросовестны, зрители довольны, сюжет «туго нафарширован». Как отметила критик С.Сергеева, «движения в пьесе почти нет». На сцене- же – «семеро пикирующих женщин, бередящих былые раны, пересыпающих их крупной солью...». И на этом фоне «мастерская работа С.Сиротюк(Анна Ивановна)». Помимо высокого профессионализма, было ещё совершенное перевоплощение – перед зрителями предстала немощная, из ума выжившая старушенция. Роль- абсолютно, по общему мнению, неподражаемая и замечательная. И это одно из достоинств спектакля, которое-то и даёт «движение», столь заметное и столь впечатляющее.
В театре актер ощущает, выходя на сцену, зрительскую энергию. Постоянно происходит энергообмен с залом: зал вместе с артистом плачет, замирает, реагирует на происходящее. Радость общения со зрителем приносит только театр. Театр — это ежесекундная вещь, ежеминутная. Большая внутренняя сила, энергия всегда была и сейчас свойственна С.Сиротюк. Ведь выходить на сцену, воплощаться в образы своих героинь, быть во всём великолепии своего дарования надо всегда – и в светлые и не всегда такие полосы жизни. Независимо от настроения, ситуаций бытового и иного характера, часто – негативных.
«Актёром родиться нельзя, точно также, как нельзя родиться скрипачом, оперным певцом, живописцем, скульптором¸ драматическим писателем; родятся люди с теми или другими способностями, с тем или другим призванием, а остальное даётся артистическим воспитанием, упорным трудом, строгой выработкой техники...»(А.Островский).
Так и пришла к сияющим вершинам своей жизненной судьбы народная артистка Украины С.Сиротюк.
ТКАЧЕНКО ЕВГЕНИЙ РОМАНОВИЧ
«Его величество театр» - так выражает своё отношение к коллективному организму, каковым является театр, главный режиссёр Луганского академического театра кукол, народ ный артист Украины Евгений Романович Ткаченко. Достижения культуры, а точнее степень освоения богатого духовного наследия в течение многих поколений позволяют многим из нас подняться к вершинам возможностей ума, чувства, мастерства. С позиций человека, умудрённого опытом конкретного общения с реальным театром, пришёл Е.Ткаченко ко многим суждениям, обосновывающим это утверждение о сути театра. Можно в подтверждение привести слова К.Станиславского : «Театр - это коллективное творчество. Искусство театра создаётся только в атмосфере содружества и взаимопомощи….». Вот это «со», - содружество, сопричастность, сочувствие и ещё много «со», которое и называется Его Величество Театр. А в «настоящем режиссёре совмещается режиссёр- учитель, режиссёр- художник, режиссёр- литератор, режиссёр- администратор»(К.Станиславский). По сути- это композитор, создающий сопричастность к Его Величеству Театру. Так, вот он- режиссёр Е.Ткаченко и есть композитор Его Величества.
Евгений Романович пришёл к своему понятию искусства несколько более другого характера, чем традиционно оно всегда трактовалось. Да, мы склонны повторять избитые, что- ли штампы, которые в нас вложили опять- таки традиционной системой воспитания. К примеру, К.Немирович-Данченко говорил следующее: «Всё должно идти от жизни. Не от сухой схематической жизни. Жизнь должна быть самым первым источником сценического воплощения». Казалось, всё правильно и всё ясно. Но, вот Е.Ткаченко считает(он имеет право на собственное мнение!) : «Наша «дубовая фраза»- «Искусство есть отражение жизни в образах». - На мой взгляд- ничего подобного! Театр- это другая жизнь, которая с реальной жизнью не имеет тесных и плотных связей. Мы от реальной жизни только что- то привлекаем, мы играем на том, что нам пришлось сопереживать. Но, театр воссоздаёт совершенно своё, абсолютно особую жизнь.» Потому и считает Евгений Романович режиссёра конструктором, который создаёт, моделирует жизнь, полотно. С его слов,-«Великие художники прошлого, ведь, не копировали реалии, а создавали композиции, прорисовывали чувства людей, они не видели Деву Марию, но из всех её черт брали и конструировали своей фантазией и своим чувством. Такова роль режиссёра- создание какого- то фантастического мира, какой- то другой реальности».
Это принципиальная позиция человека творческого, главное- ищущего. Ну, конечно, то или иное сложившееся социальное окружение требует отказа от собственной индивидуальности. В недалёком прошлом воспитание у наших сограждан «единогласия» оборачивалось утратой критического отношения к действительности, способности возлагать на себя ответственность за собственную даже жизнь, не говоря уже о судьбе общества.
Отсюда, не приемлет Е.Ткаченко совершенно дидактичные сказки для детей: «Добро побеждает зло»- как легко всё это было. Но, если побеждает, значит есть борьба, есть конфликт, значит надо его как можно ярче выстроить. Ушли уже в детском мире те герои, на которых выросли мы- Баба Яга, Кощей Бессмертный. Как это кому- то ни жаль- их уже нет. Детей привлекают другие герои, поэтому надо создавать нечто, что заденет чувства. Отсюда- театр не воспитывает, не несёт дидактичной морали, но через эти чувства, через великую приставку «СО»- соприкосновение, соучастие- мы и воздействуем на нашего зрителя не указывая ему прямо и конкретно- «этого не делай!».
Е.Ткаченко считает, что в памяти остаются именно такие спектакли, которые несут это «со». Например, тот же «Голубой щенок» с безутешным и безрадостным финалом. Щенок вступил в неравную борьбу со злом. Да, зло должно быть нетерпимым, но надо знать, что борьба со злом небезопасна. Одним желание нашим зло не преодолеть. Надо найти в себе ростки такого же зла: «Стоп- стоп- откуда оно же в мире существует?- Очевидно, оттого, что и во мне оно есть - неоказание другому помощи, проявление невнимания, не защита слабых, трусоватость и равнодушие. Потому перед режиссёром стоит задача показать, что ростки этого самого зла есть в каждом из нас. И так это высветить, чтобы нам стало не по себе и нам - бы захотелось- бы это преодолеть. И когда заканчивается «Голубой щенок», на каждом спектакле половина маленьких зрителей бегут и просят: « Дайте его погладить». Это и есть то сочуствие, которое и есть воспитание. Назиданиями никого сейчас не воспитаешь. Ребёнок предпочитает пройти всё через свой собственный опыт. И ответственность театра- конструирование на основе хорошей литературы, драматургии, хорошего языка, к которым подбираются выразительные средства , которых в театре превеликое множество».
В спектаклях Е.Ткаченко появляются всё боле е и более живые актёры. Это, действительно, имеет место. Обосновывает он это тем, что при всей выразительности, куклы не могут в той конструкции, которую создаёт режиссёр показать все оттенки эмоций, показать интенсивность чувств( успех совместного творчества режиссёра и живого актёра тем выше, чем эффективнее преподносится динамика эмоциональных состояний). То есть, говорит Евгений Романович, -«куклы- это застывшая маска, а нужны больные глаза актёра, его артикуляция и живой голос, чтобы дойти до пределов чувств».
Для такого понимания нужна, прежде всего, мудрость как гармония характера, способность разумного и(считаем- очень это важно)- современного отношения к жизни. Поскольку мудрость – высшая ступень самосовершенствования, достигнуть её непросто. Готовых образцов мудрости не бывает. Наиболее существенный принцип мудрости – умение отличать главное от второстепенного, Вот об этом –то и говорит Е.Ткаченко, подтверждая эти высказывания конкретными своими действиями конструирования спектаклей.
Несколько слов о жизненном и творческом пути: Краснодон- Луганск- Челябинск- Киев- Красноярск - Свердловск- Магнитогорск- Тернополь- Киргизия- Луганск. «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Панночка», «Голый король», «Шинель», „Бык, осёл и звезла», «Прощай, овраг», «Голубой щенок», «Милая Шура», «Лісова пісня»,….. наконец- «Кроткая». Творческие достижения Луганского областного(ныне- академического театра кукол при главном режиссёре Е.Р.Ткаченко неоспоримы – дипломы, награды, признания на всех фестивалях, в том числе с международным участием …
За годы служения Мельпомене им, главным режиссёром Луганского академического театра кукол, создано многое, причём – нешаблонно, с глубиной чувств и мастерством. Осознав острую необходимость изменений в трактовке и подходе к искусству как таковому в современных условиях существования общества, отталкивается он от того, что человек сегодня изменился как социальное существо. Его психологическое и нравственное обновление уже свершилось и на это нельзя не реагировать в театре, на сцене. А потому надо обращаться к преобразованному уже сознанию людей(и взрослых и детей) с позиции перестройки всего того, что есть в театре. Новая экономика и формирующаяся на её основе более разнообразная и демократическая культура должны стимулировать познавательные способности, индивидуальность и предприимчивость, способность обладать качествами человека. В этой связи роль театра кукол представляется совершенно исключительной. Воистину он есть ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО. Композитор – народный артист Украины Ткаченко Е.Р. во всеоружии, на месте, полон творческих замыслов и идей, а ещё…мудрых мыслей.
МОРОЗОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Жизненный путь народный артист Украины Морозов А.И. начинал с Луганского педагогического института, в котором в 1980 году окончил естественно- географический факультет, в душе лелея мысль…о театре. А подтолкнули его к этому стечение ряда обстоятельств, определивших, в конце концов, блистательное его восхождение к вершинам артистического мастерства. Где и занял Александр Иванович положенное ему место, обозначив свой долгий и упорный труд званием народного артиста Украины, присвоено ему в конце 2011 года. Да, он сумел приобщиться к мыслям и чувствам наиболее одарённой части нашей творческой интеллигенции, со свойственным ему высоким уровнем внутренней культуры сумел раскрыть на сцене те нюансы своей романтической души и талант исполнителя и вокалиста, которые его даровала природа.
Нескончаемой чередой проходят на сцене образы, созданные А.Морозовым, в основном,- первого плана, оставляющие незабываемые впечатления самобытным и профессиональным исполнением. Это Иван в «Евангелие от Ивана» А.Крыма, старшина Алексей Потапов в героической музыкальной комедии «Нам всім одна дісталась роль», Иван Франко в пьесе «Мені являлася любов» Т.Иващенко, герцог Бекингем в «Три мушкетёра» по пьесе Н.Розовского и Ю.Ряшенцева, главная роль в пьесе Ж-Б.Мольера «Міщанин у дворянстві», Тарас Шевченко в пьесе Канивца «Поет і княжна», Иуда в спектакле М.де Гельдеород «Варравва»(чрезвычайно напряжённая работа в прекрасном исполнении). В ряде спектаклей лирический тенор А.Морозов блистает не только исполнительским, но и своим вокальным мастерством- «Холопка», «Нищий студент», «Моя прекрасная леди», «Летучая мышь», «Рандеву з опертою», «Марица» и других постановках на сцене театра.
И в каждой встрече с этим, безусловно- блестящим артистом на сцене, он доносит до зрителя целую гамму переживаний, стремлений, мыслей и мировоззрений своей неординарностью и исполнительским мастерством незаурядного актёра!
Таковы характеристики высокопрофессиональных представителей Луганской сцены, которыми можно гордиться, ибо относятся они, воистину, к ведущим мастерам сцены и составляют самое настоящее созвездие талантов Луганщины.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.