Николай Стародымов
Помните: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»?.. А «Степь, да степь кругом…»?.. Это Иван Захарович написал.
Этот поэт-самоучка поднялся едва не с самых бесправных низов общества (в социально-классовом понимании, не в моральном): отец его был крепостным Шереметевых, правда, оброчным – занимался торговлей в Москве.
Мальчика выучили читать соседские девочки – во все времена, и во всех слоях общества непременно находятся дети, которые тянулись к знаниям. Помимо Житий, первыми самостоятельно прочитанными книгами Ивана стали сборники романсов Алексея Мерзлякова, песен Николая Цыганова и басен Ивана Дмитриева… Они-то и пробудили у юноши тягу к поэтическому творчеству.
Направление в литературе, в котором творил Суриков, сегодня назвали бы «деревенская».
В большую литературу Сурикову помог войти поэт Алексей Плещеев. У молодого поэта стали публиковаться стихи, в частности, в журнале «Отечественные записки». Затем вышел сборник, потом ещё, и ещё…
Это позволило ему хоть немного стать на ноги – то было время, когда поэтический талант мог кормить, пусть не досыта, но всё же…
Когда у Сурикова появились какие-то средства, он организовал поэтический кружок, целью которого объявил помощь молодым авторам, в первую очередь из народа. Кружок так и вошёл в историю отечественной культуры как Суриковский. Его сочленами стали десяток поэтов, имена которых, признаться, мне ничего не говорят. А вот коллективный сборник «Рассвет» они выпустили.
…В жёны он взял бедную девушку-сироту. Детей у них не осталось. Как и чем вдова жила после смерти мужа, не знаю.
Умер Иван Захарович довольно молодым, в 39 лет, от туберкулёза.
Такая вот судьба талантливого самородка…
Ну и представляется неправильным обойти молчанием факт, что с уходом из жизни Ивана Захаровича созданный им кружок продолжил существование. Он даже заметно расширился. С суриковцами сотрудничали даже Сергей Есенин и Николай Клюев (остальных не называю по причине, которую уже обозначил: их имена мне ничего не говорят). В период революционного подъёма кружок вполне естественно оказался в стане воинствующей оппозиции. После Революции кружок влился в ряды Всероссийского общества крестьянских писателей, сохраняя при этом некоторую автономию… По сути, он угас только после создания Союза писателей СССР.
.
Ещё о самоучках царской поры: http://starodymov.ru/?p=35189
О писателях-«деревенщиках»: http://starodymov.ru/?p=14172
Баснописец Иван Дмитриев (факт из его творческой биографии): http://starodymov.ru/?p=30601
Сергей Есенин: http://starodymov.ru/?p=23814
Николай Клюев: http://starodymov.ru/?p=34964
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.