17 июня 1911 года – родился Виктор Некрасов



Советский (а впоследствии антисоветский) писатель с непростой судьбой. Первый (именно самый первый) прозаик, написавший художественное произведение о Сталинградской битве, за что удостоен Сталинской премии.
Между прочим, будучи строителем и архитектором, до войны принимал участие в возведении Киевского железнодорожного вокзала, а также по его проекту построена лестница к Аскольдовой могиле…
На фронт отправился добровольно, хотя имел «бронь», служил в сапёрных частях. Участник Харьковской катастрофы весны 1942 года, обороны Сталинграда на Мамаевом кургане, затем Украина, Одесса, Польша… Несколько ранений…
В моём представлении я чётко разграничиваю: Виктора Некрасова как писателя я уважаю, а вот его социально-политические воззрения от меня как-то далеки…  Член ПЕН-клуба – для меня это исчерпывающая характеристика.
Ниже я привожу биографическую справку, которую подготовил для сборника «Бессмертный полк отечественной литературы».
***
НЕКРАСОВ Виктор Платонович
4(17).06.1911 г., Киев – 3.09.1987 г., Париж
Проза, драматургия
Участие в Великой Отечественной войне:
Пошёл на фронт добровольцем, несмотря на имевшуюся «бронь»; служил в инженерно-сапёрных войсках Юго-Западного, Сталинградского, 3-го Украинского фронтов; капитан, заместитель командира батальона; участник Сталинградской битвы, освобождения Украины; несколько раз ранен, в начале 1945 года комиссован по ранению.
***
Боевые награды:
Орден Красной Звезды
Медаль «За отвагу»
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
***
Награды за литературную и общественную деятельность:
Орден «Знак Почёта»
Удостоен Сталинской премии.
***
Основные произведения о войне:
«В окопах Сталинграда» – повесть
«Испытание» – пьеса
«Неизвестному солдату» – сценарий документального фильма
«Жил человек…» – сценарий документального фильма
***
Память:
В ряде городов России и Украины, Израиля установлены памятные доски в память о Викторе Некрасове.
***
Примечание:
Виктор Некрасов написал первое художественное произведение о Сталинградской битве
Виктор Некрасов первым из писателей поднял протестную волну против проекта строительства в Киеве на месте Бабьего Яра стадиона.
С 1974 года в эмиграции.
***
О творчестве:
Был конец сороковых. Два года как закончилась война. В будни и в праздники еще носили единственную, но привычно-удобную одежду — гимнастерки, сапоги. Еще вольно, необесценено и незастенчиво позвякивали ордена и медали на груди. Появились первые книги о войне. Но в них покуда не была сказана та правда, которая потом придет, как исповедь, и отверзнет людям очи при чтении обжигающих повестей Василя Быкова, Григория Бакланова и иных авторов «лейтенантской» прозы.
Между тем многие из нас, и сочинитель этих заметок в том числе, не догадывались или не понимали, что уже высоко поднята планка, на которую потом, корпя над своими рассказами, повестями, романами, будем задирать голову: как достичь? Этой планкой уже стала в ту пору книга «В окопах Сталинграда». Автором ее был Виктор Некрасов. Кто мог думать тогда, что лучшие книги о войне выйдут из «Окопов Сталинграда»?
Повесть эту я прочитал тогда же, особого впечатления она на меня не произвела по странной аберрации души. Значительно позже я понял, в чем дело: книга была о нас, о той окопной правде, которой я насытился по горло, которую знал, испытав на собственной шкуре, а мне, только-только смывшему с себя грязь траншей и бездорожья, повесть эта снова напоминала то, что я хорошо знал. «Я бросаю гранату наугад вперед, во что-то чернеющее. Бросаюсь рывком. Чувствую каждую мышцу в своем теле, каждый нерв. Мелькают в темноте, точно всполохнутые птицы, фигуры. Отдельные выкрики, глухие удары, выстрелы, матерщина сквозь зубы. Траншея. Осыпающаяся земля. Путаются под ногами пулеметные ленты. Что-то липкое, теплое, липкое… Что-то вырастает перед тобой. Исчезает…» Все знакомо. Зачем же мне все это опять? Хотелось иной правды — парадно-романтической, мы жаждали отвлечься от крови, смертей, тяжкого окопного быта, жаждали красивой сказки. И потому первые книги о войне с полуправдой деталей и ложью мыслей и чувств героев были милы разуму и сердцу, еще не начавшим тосковать по той трудной юности, которая осталась для одних в окопах Сталинграда, для других — по иным городам и весям лежавшей в развалинах страны и дальше — за ее пределами. Еще свежа была радость, что вернулся живой, качала на своих волнах эйфория Победы, воспринималось только то, что совпадало с таким настроением души…
Григорий Глазов
«О Викторе Некрасове. Воспоминания (Человек, воин, писатель)»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.