Виктор Филимонов: Мы все сиамские близнецы. Мы обречены жить единым домом.

Виктор Филимонов: Мы все сиамские близнецы. Мы обречены жить единым домом.

В 2011 году в серии "Жизнь замечательных людей", издательство "Молодая гвардия", вышла книга Виктора Филимонова, посвященная жизни и творчеству великого российского режиссера Андрея Тарковского.
Андрей Тарковский.
 Сны и явь о доме


О книге:
Издание имеет два очевидных достоинства.

Это первая систематически изложенная биография режиссера, вышедшая на его родине.

Это первая книга, где творчество режиссера рассматривается в контексте отечественного кино, в сопоставлении, например, с такими его значительными явлениями как кинематограф Шукшина, Кончаловского.

Обращаясь к жизни и творчеству Тарковского, автор книги ставит в центр повествования понятие Дома – и в узком, и в самом широком, культурологическом смыслах. И это неслучайно.

В своем дневнике Тарковский то и дело регистрирует усилия по упрочению семейного гнезда: сначала на родине, затем за ее пределами. С начала 1970-х это магистральный сюжет в жизни Андрея Арсеньевича Тарковского: этический поступок и духовно-материальное событие, формирующие облик биографии художника.

Но, с другой стороны, герой его кинематографа («второе Я» творца) с не меньшими упорством и последовательностью порывает с земным обиталищем, в конце концов, вполне сознательно предавая его огню в последнем фильме «Жертвоприношение». Кинематограф Тарковского как поступок, формировавший его биографию, выглядит отрицанием естественной потребности созидать материальную опору и защиту и для себя, и для потомства.

Мощные разнонаправленные силы борются в художнике. Борьба эта бросает трагический отсвет на события его жизни и творчества. Рождается то глубоко конфликтное натяжение, которое и разрешается, в конце концов, то ли крушением так и не подведенного под спасительный кров земного дома, то ли обретением обители неземной, воссоединяющей многих и многих вместе с ним в некую духовную «церковь Тарковского». Сложенный Тарковским сюжет жизни и творчества (или жизнетворчества) завораживает. Пробуждает вопросы. Чего же чаял этот человек? Почему так и не построил в земной юдоли обиталища для себя и потомков? Какого крова искал? И искал ли? Что с такой отчаянной решимостью подвигло его к жертве, может быть, и воображаемой, но, тем не менее, откликнувшейся вполне реальным страданием?

Конфликтную магистраль жизни Андрея Тарковского биограф пытается прочесть как сопряжение поступка материальной жизни (строит дом) с поступком духовного творчества (готовит его к жертве). Разворачивая сюжет жизнеописания, автор пытается пройти путем противоборства объявленных сил, обнажив их живое взаимодействие в единстве и противоречиях личности художника.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.