«Перечитывая Чехова»

«Перечитывая Чехова» – под таким названием в «Русском центре» Луганской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького прошёл литературный форум, посвященный 150-летию великого русского писателя. Все представленные доклады по-своему раскрывают особенности чеховского таланта, словно приглашая собравшихся окунуться в мир его рассказов и пьес, мир ироничный и доброжелательный, мудрый и трагикомичный
СОДЕРЖАНИЕ
• Даренский В. Ю. Преображение человека в художественном мире А. П. Чехова (По повести «Три года»)
• Колотовкина Н В. Опыт комплексного анализа рассказа А. П. Чехова «Отец»
• Фролов В.М., Пересадин Н.А. Библиотерапевтическая оценка творчества и личностных качеств писателя и врача А. А. Чехова
• Спектор В. Д Образ писателя и стихотворения об А. П. Чехове
• Юган Н. Л. Донбасский край в жизни и творчестве А. П. Чехова
• Дейнегина Т. А. Донская Швейцария в жизни и творчестве А. П. Чехова
• Соколова Л. П. «Да, благословенная Украйна!»: образ украинской степи в творчестве В.И. Даля и А.П. Чехова.
• Цыбульская Я. А. П. Чехов у нас в гостях
• Юрий Кукурекин А. П. Чехов и русский театр
• Беломоина Е. С. Кинематограф и телевидение в посмертной судьбе А. П. Чехова
• Зуб Д. А.П. Чехов на экране
• Константинова Е. Искусство и люди искусства в пьесе А. П. Чехова «Чайка»
• Орлова А. Драматургия А. П. Чехова, общая характеристика. Драматургическое новаторство пьесы «Чайка»
• Минченко В. «Проблематика и художественное своеобразие «маленькой» трилогии А. П. Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»)»
• Исаева Л. Своеобразие художественного конфликта повести А. П. Чехова «Дуэль»
• Прохорова А.Н. Роль произведений А.П. Чехова в воспитании школьников
• Крот В. А. Разговор с А. П. Чеховым


Юрий Кукурекин, член Национального союза
журналистов Украины,
член Межрегионального союза
писателей Украины
А.П. ЧЕХОВ И РУССКИЙ ТЕАТР
Театр был для Чехова первой любовью. Этой любви он оставался верен всю свою жизнь. Театр создавал Чехова, и драматург отплатил ему тем же – он создал театр. Чехов нередко зарекался писать для театра, но он не мог не возвращаться к нему.
Сегодня Чехов — драматург, чье искусство в значительной степени определило физиономию театра нашего столетия. Он принес на сцену новые формы, новое содержание и новый дух.
Такова значимость творчества Чехова и, надо полагать, необходимость в нём, что доступно, как никому, тому театру, который носит название русского драматического.
Итак, обратимся к действующему репертуару Луганского областного академического русского драматического театра в период с 2001 по 2010 годы. Всего спектаклей в этот период поставлено 34. Из них, классического, так сказать, жанра, русских авторов (театр - то русский!): Александр Островский- 3(«Последняя жертва, 2001, реж. Е.Головатюк; «Поздняя любовь», 2005, реж. С.Гришанин; «Записки подлеца», 2008, реж. П.Бойко). А.Куприн - 1 («Гранатовый браслет», 2001); А.Грибоедов - («Горе от ума», 2003, реж. Е.Головатюк); Ф.Достоевский – 1 («Дядюшкин сон», 2009, реж. П. Клёнов). Антона Павловича Чехова среди них мы не видим!!!
Приведём фрагмент высказываний о творчестве А. Чехова и театре, отвечающий на все вопросы, нужен ли А.Чехов в театре: «Современный театр сегодня переживает, спустя 100 лет, настоящий чеховский бум. Нет такой приличной сцены, где не шли бы “Три сестры”, “Чайка”, “Вишневый сад”, реже — “Дядя Ваня”. Чехов абсолютно органичен сознанию человека конца XX столетия. Бесчисленные театральные и киношные трактовки, чеховские фестивали, мучительные поиски образов — таков сложный и новый Чехов сегодня. Не менее новый и сложный, чем при жизни. Его камерные, дачные сюжеты и разговоры оказались интересны и актуальны. Он все терпит: любые подмостки, любых актеров и режиссеров, все, кроме дурного вкуса».
А вот как оценивается пьеса А.Чехова «Вишнёвый сад»: «Чехов писал свою последнюю пьесу о доме, о родине, о любви, об утрате, о безжалостно ускользающем времени. Пронзительно-печальная комедия “Вишневый сад” стала завещанием читателям, театру, 21 веку»(!). Как видим - двадцать первому веку! Нам, то есть!
А ведь в 1997 году «Вишнёвый сад» ставился и в Луганском областном русском драматическом театре. Вот что вспоминает об этом заслуженная артистка Украины Полина Шкуратова, сыгравшая роль Раневской: «И всегда есть те самые желания, которые-то и творческими замыслами назвать трудно: играть и играть на сцене, и только! ... А Раневскую играть хочу и хочу...».
Это была вторая постановка А.П.Чехова за всю историю Луганского русского театра. «Дядя Ваня» шёл в театре в...1943 году!
«Луч света в тёмном царстве» мелькнул, к глубокому удовлетворению, в Луганском академическом украинском музыкально-драматическом театре. «Одружуйтесь, або ідіть до дідька!”- так назвали спектакль по А.Чехову на украинском языке в этом театре, который не только ничего не потерял, - был встречен «на ура» зрителями и специалистами. Зритель, пришедший на премьеру, вправе был ожидать нечто весёленькое, что поднимает настроение, заставляет отключиться, что ли, от серых будней собственного существования. Одним словом - посмеяться. Тем более была и интрига - спектакль поставил молодой, но уже зарекомендовавший себя как новатор, - артист и режиссёр Анатолий Яворский. Он придерживается того режиссёрского течения, которое идёт от внутренней сущности, необходимости, от психологической неизбежности выплеснуть, что ли, на сцене своё видение сюжета, действий персонажей в нём.
И, как сказано, спектакль получился, полностью отвечая обозначенному жанру как «комедія – жарт». А.Яворский взял на себя смелость объединить в единое целое два водевиля – «Ведмідь» и «Освідчення», что потребовало нетрадиционного подхода к классике, раскрутить два сюжета в динамичные, сменяющие друг друга эпизоды. Опасность была высока - режиссёр мог застрять в каком - то из двоих водевилей, затянуть действие до «нельзя» и стать, в итоге, банкротом собственных амбиций. Этого, к счастью, не случилось - высокий темп в целом, мизансцены менялись на высокой скорости, зритель не скучал, а смеялся. Тому, как грозно шевелил пышными усищами бравый и экспансивный Григорий Степанович Смирнов («Ведмідь»), роль которого удачно сыграл Виталий Лясников. Невольно приходило на ум воспоминание о сыгранной этой роли народным артистом СССР М.Жаровым в одноимённом кинофильме. Ясно, что М.Жарова повторить невозможно, но, оказалось, что этого и не надо было делать, В. Лясников полностью выполнил и задание режиссёра, и своё видение образа удалого отставного офицера, эмоционального, вспыльчивого, то грозного, то удивлённого, в итоге - влюбившегося «в первый раз за последние пять лет». В финале признавшегося в пылкой любви Елене Ивановне Поповой- вдове, помещице, в роли которой эффектно выглядела Маргарита Колганова. И так далее....
Одним словом, неоценимо значение творчества А.Чехова в современной жизни и показе его на сцене. Чего и хотелось бы пожелать академическим нашим театрам и, прежде всего, - русскому! Отрадно, что на сцене театра вскоре появится спектакль «Дядя Ваня» в постановке О.Александрова.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.