Ах, водевиль, водевиль!

ПРЕМЬЕРА
в Луганском академическом украинском музыкально – драматическом театре


«Одружуйтесь, або йдіть до дідька!»
«Актёр только тогда заразит зрителя, если он претворит в себе и автора, и режиссёра и скажет себя со сцены».(В.Мейерхольд)

Зритель, пришедший на премьеру, вправе был ожидать нечто весёленькое, что поднимает настроение, заставляет отключиться, что- ли, от серых будней собственного существования. Одним словом- посмеяться. Тем более была и интрига- спектакль поставил молодой, но уже зарекомендовавший себя как новатор- артист и режиссёр Анатолий Яворский. Он придерживается того режиссёрского течения, которое идёт от внутренней сущности, необходимости, от психологической неизбежности выплеснуть, что- ли, на сцене своё видение сюжета, действий персонажей в нём.
Сразу скажем о том, что спектакль получился, полностью отвечая обозначенному жанру как «комедія – жарт». К творчеству А.П.Чехова обращаются многие режиссёры, А.Яворский взял на себя смелость объединить в единое целое два водевиля – «Ведмідь» и «Освідчення», что потребовало нетрадиционного подхода к классике, раскрутить два сюжета в динамичные, сменяющие друг друга эпизоды. Опасность была высока- режиссёр мог застрять в каком- то из двоих водевилей, затянуть действие до «нельзя» и стать, в итоге, банкротом собственных амбиций. Этого, к счастью, не случилось- высокий темп в целом, мизансцены менялись на высокой скорости, зритель не скучал, а смеялся. Тому, как грозно шевелил пышными усищами бравый и экспансивный Григорий Степанович Смирнов(«Ведмідь»), роль которого удачно сыграл Виталий Лясников. Невольно приходило на ум воспоминание о сыгранной этой роли народным артистом СССР М.Жаровым в одноимённом кинофильме. Ясно, что М.Жарова повторить невозможно, но, оказалось, что этого и не надо было делать, В.Лясников полностью выполнил и задание режиссёра и своё видение образа удалого отставного офицера, «нестарого помещика», который, “как леший”, врывается в дом неутешной вдовы Поповой. Он приехал, чтобы потребовать уплатить ему долг покойного её мужа. Это эмоциональный, вспыльчивый, легкомысленный человек, в итоге- влюбившийся «в первый раз за последние пять лет». В финале признавшийся в пылкой любви Елене Ивановне Поповой- вдовушке с ямочками на щеках, помещице, в роли которой эффектно выглядела Маргарита Колганова. В глубоком трауре не отрывает она, сначала, глаз от фотокарточки усопшего своего супруга. А вот неслышно, на «полусогнутых» появляется Лука, лакей. Ба! Так это же Максим Рыжевол, преобразившийся в глубокого старика и прекрасно исполнивший свою роль: «Нехорошо, барыня... Губите вы себя только... Горничная и кухарка пошли по ягоды, всякое дыхание радуется, даже кошка, и та свое удовольствие понимает и по двору гуляет, пташек ловит, а вы цельный день сидите в комнате, словно в монастыре, и никакого удовольствия.». А дальше начинается почти что фантасмагория, построенная на противопоставлении героев, характеров, на переходе от одного состояния к другому, с чем вполне справились участники и этого и другого действия.
Итак, это «Освідчення»(«Предложение» по А.П.Чехову), пьеса- шутка, в которой удачно, стремительно, ненавязчиво и интересно сыграли своих героев заслуженный артист Украины Евгений Тодоракин(помещик Чубуков), Наталья Степановна, его дочь(Наталья Вагина) и мнительный, весь из себя, полностью раскрывший образ помещика Ломова Ивана Васильевича артист Дмитрий Гнутов. Нелепый жених Ломов в трактовке Гнутова– нервный и порывистый молодой человек, на протяжении получаса вызывающий целую гамму эмоций – от сострадания до недоумения, а иногда и гомерического хохота. События, конечно, закручены, но зрители полностью разобрались в ситуации благодаря доходчивости режиссуры и исполнения ролей актёрами.
Нельзя не отметить удачную сценографию и костюмы заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Горбулина, усилиями которого, своместно с режисёром, действия двух, отдельно взятых водевилей быть монолитными, динамичными и легко вопринимаемымми зрителями. В частности, на сцене разыгрывались на фоне незатейливых, но миленьких декораций, под лёгкую, чисто „водевильную” музыку(подобрана тоже А.Яворским) сцены, тепло встречаемые зрителями- то смеющимися, то аплодирующими исполнителям.
Финалы обоих водевилей закономерны: герои очень похожи друг на друга. Их чувства слишком изменчивы, поэтому неудивительно, что они так быстро изменились по отношению друг к другу и вспыхнувшие, было, ссоры, быстро приходят к общему согласию.
Водевиль - жанр, который (в переводе с французского) означает небольшую театральную пьесу легкого комедийного характера. В поставленной пьесе А.Яворским театральную публику привлекает её лёгкость, комедийность и...небольшой объём. Этот удивительный и сложный мир, в котором происходят смешные и курьёзные события, в то же время поднимаются темы серьёзные и глубокие, создателям спектакля и его исполнителя, в целом, полностью раскрыты.
Одним словом, после этого спектакля хочется открыть томик Чехова и перечитывать уморительно смешные водевили снова и снова. Но, всё же. Если вы хотите получить удовольствие от зрелища, не пытайтесь сравнивать спектакль со знаменитым кинофильмом, где блистали В.Марецкая и М.Жаров, а просто смотрите и наслаждайтесь.
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.