КОНОТОПСКАЯ ВЕДЬМА

ПРЕМЬЕРА В ЛУГАНСКОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ УКРАИНСКОМ
Новости мундиаля 2010 mundial2010.infoМУЗЫКАЛЬНО- ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

«СМУТНО І НЕВЕСЕЛО БУЛО РАЗ УРАНЦІ У СЛАВНОМУ СОТЕННОМУ МІСТЕЧКОВІ КОНОТОПІ”

ВЕСЕЛО І СМІШНО ПРЕДСТАВИЛИ ЦЕ ТВОРЦІ МУЗИЧНОЇ БУРЛЕСКИ „КОНОТОПСЬКА ВІДЬМА” НА СЦЕНІ ТЕАТРУ

Отсюда следует, что на сцене Луганского академического украинского музыкально - драматического театра появилась неординарная, более того - замечательная постановка „Конотопська відьма”. Создатели спектакля(режиссёр - постановщик и музыкальное оформление -заслуженный деятель искусств Украины В.Московченко, сценография и костюмы - И.Лубская, хормейстер - И.Юсупова, пластика - Е.Соляна, сценические бои - заслуженный артист Украины А.Редя, его же - стихи) - резко усилили юмор и сатирический фон одноимённой повести Григория Квитки - Основьяненко. Превратив, прошедший на „одном дыхании” спектакль, в яркое органичное единение артистизма, великолепия постановки, чисто украинского национального фольклора, в которой тонкий юмор автора произведения переходит в сатиру не только на жизнь и быт казацкой старшины конца 18- го века, но и местами на время настоящее(что, кстати, с вдохновением воспринимается зрителями). Ведь в одной из виднейших своих юмористических повестей Г.Квитка - Основьяненко умело преподносит деградацию потомков бывшего казацкого руководства, на сцене же театра, иной раз, возникают острые уколы нынешним политиканам.
Никита Забрёха томится от скуки и безделья после смерти своего отца – конотопского сотника Уласа Забрёхи, приходя к заключению о том, что ему нужно жениться. И сразу становится ясным, что этот ледащий мужичок есть полная никчема, у которой в голове совсем уж немного мозгов. Но, сначала был эпизод с похоронами Уласа- его образ совершенно уникальнейше создаёт М.Рыжевол. Это уже не первое исполнение Максимом ролей старых и немощных своих героев(вспомним, хотя- бы, комедію- жарт „Одружуйтесь! - або йдіть до дідька!”, где он великолепно играет престарелого лакея). По ходу спектакля Улас Забрёха возникает на сцене, после своей уже смерти, совершенно неожиданно- то поднимаясь из гроба с горящей свечой в руках, то из ящика, то из Геенны огненной, вызывая взрыв эмоций как у исполнителей на сцене, так и полюбивших этого героя зрителей. Этому способствует столь эффектное исполнение этой роли М.Рыжеволом. Кстати, режиссёрская трактовка всех этих эпизодов столь оригинальна, что сразу понимаешь- это работа В.Московченко и не кого иного! Да и начало спектакля также нетрадиционно - в зале появляются развесёлые казаки и казачки, заводят, что называется, зрителей и начинается интереснейшее представление в двух действиях.
Так, вот совершенно случайный человек – Никита Забрёха, в общем- то по наследству получает пост сотника. Это самоуверенный глупец и невежда(он – то и читать не умеет), пренебрегает воинскими своими обязанностями, не желая выполнять приказ полковника о походе на Чернигов, «науськанный» писарем, принимается за охоту на ведьм. Нельзя не отметить в этой роли В.Лясникова, уровень артистического мастерства которого неуклонно возрастает ото дня ко дню(обратимся, хотя- бы, к его последним работам: Михайло Гурман, жандарм в драме „Украдене щастя”, Григорий Степанович Смирнов в «Одружуйтесь!- або йдіть до дідька!”, принц Оранский в мюзикле «Тиль»). В этой же пьесе Виталий представляется как центральная фигура, изобличительно создаёт яркий образ недалёкого лентяя, не имеющего ничего в голове и полностью попадающего под влияние подлого плута и беспросветного пьяницы Пестряка(роль которого также удалась Н.Ляховцу). Писарь Пестряк старается ухищрениями сменить Забрёху и занять его место: он подговаривает сотника водой проверить ведьм. Кстати, автор в основу произведения положил народное поверье, мастерски соединил реальность и фантастику. Факты жестокой расправы над людьми были обусловлены засухой, голодом. Люди в отчаянии «возрождали» такие жестокие обычаи, как топление ведьм. Если подозревали женщину в колдовстве, то бросали ее в воду: когда держится на воде, не тонет, то считали за ведьму. Люди были убеждены, что вода как элемент, освященный актом Божьего крещения, не принимает в себя нечистого, грешного. В этой постановке проверка заканчивается тем, что выявляется действительная ведьма. И тут - то разворачивается фантастика: ведьма Явдоха колдовством вызывает запаморочення и у сотника, и у Елены(отказавшей ему в женитьбе). Мизансцены с преподнесением гарбуза сотнику, выполненные чисто в украинском народном гуморе, с подтанцовками и песнями казаков и женщин, очень и очень интересны, проходят в высоком темпе, украшают, что называется, всё действие.
Пестряк же гордится своей ученостью. Но «ученость» писаря ограничена: он и читать в церкви может только тогда, когда «немного закладок». Писарь показан автором повести как наиболее активный, но тем самым и наиболее отрицательный образ среди казацких старшин. Артист В.Ляховец так и изображает писаря- то льстивого, буквально лезущего в душу начальства, то пренебрежительно «за глаза» о нём же отзывающийся, в целом - колоритен и привлекает внимание своим исполнением этой роли. Происки Пестряка ведут к тому, что он «развязывает» руки ведьме Явдохе Зубихе(О.Забелина прекрасно смотрится в этой роли, полностью отобразив её образ и поступки). Достаточно смешно предстаёт ведьма в те моменты, когда её пытают, она же напускает манну на людей и оказывается, что секут розгами не её, а муляж. Всё это и многое другое, как сказано, вызывает смех, с помощью которого и Квитка- Основьяненко и авторы спектакля высмеивают бездарность, можно сказать, административного аппарата, а также комичность образа их жизни. При этом, на сцену выведены весьма широко фигуры из народа, в частности, бабы, роли которых аппетитно обыгрывают Д.Шипулина и М.Колганова.
Заслуженный артист Украины А.Редя как всегда, работает качественно, здесь- в роли Демьяна Судденко, жениха богатенькой Елены(интересна внешними данными и игрой своей в этой роли О.Мирошниченко). Сценические бои, которые поставил А.Редя, быстротечны, отточены, явно украшают действие и логично вписываются в развитие событий. Д.Гнутов, изобразивший Швандюру- неудачника, выглядит также органично и исполнением своим этой роли вполне прилично вписывается в происходящее.
Представители народных масс показаны в произведении Г.Квитки- Основьяненко попутно и выступают, казалось, как второстепенные герои. Однако, в данной инсценировке народ(хлопцы и девчата, они же - казаки, женщины, подозреваемые ведьмы) отождествляют студенты актёрского факультета Луганского государственного института культуры и искусств(руководитель курса заслуженный работник культуры Украины В.Саган). Это очень важный момент в работе над спектаклем - и руководитель курса и педагог- народная артистка Украины Н.Коваль. предоставили возможности полностью раскрыть себя новым дарованиям. Можно сказать, это сегодняшние открытия мира театра. Студенты(заметим, второго курса!) играют очень весело, точно, практически, без ошибок, профессионально(а это достаточно большой объём, с напряжением духовных и физических сил- и песни, и движение, и бои, и мимика и игра, и поставленные голоса), с чем их и поздравил в заключение спектакля вышедший на сцену заслуженный деятель искусств В.Московченко, обозначив ребят уже сейчас удачно вступившими в гильдию актёров!
Как отмечено, «Конотопская ведьма» многозначительна по своему идейному содержанию. Острая сатира на казацкую верхушку 18 столетия- и тонкий юмор в адрес отрицательных черт нынешних политиков. Бездуховность, корыстолюбие, невежество, охота за ведьмами- разве имеют право такие люди иметь власть над другими? К чему придёт общество, если так будет? И зачем выходили на майдан? Разве может зло верховенствовать в нашей жизни? – Полагаем, творцы этой постановки достигли цели, мастерски объединив реальности и фантастику времён прошедших и реалии дня сегодняшнего. Юмор, сатира, смех(даже фамилии героев смешны- Забрёха, Пестряк, Халявский) в повести Г.Квитки - Основьяненко с профессионализмом постановки и исполнения обусловили невероятный успех и заслуженную благодарность зрителей и профессионалов, присутствовавших на премьере!
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ
.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.