Высокая простота искусства.

ВЫСОКАЯ ПРОСТОТА ИСКУССТВА

...Ясная, правильная речь и чистое произношение- первое и главнейшее основание для хорошего актёра. Так же точно, как дар слова - лучший дар, дарованный природой человеку(П.Каратыгин).
В марте этого года было присвоено звание заслуженного артиста Украины Леониду Ивановичу Лесняку- актёру Луганского академического украинского музыкально- драматического театра, одному из неординарных представителей той гильдии служителей искусства, которые ставят своей конечной целью на сцене достижение полного контакта со зрителем, находящимся в любом уголке зрительного зала. Дабы он, зритель, видел не только естественность и натуральность игры артиста, но и слышал его чёткую речь, все оттенки голоса, его выразительность и художественность.
Родился Леонид Лесняк 1 января 1951 года в Старобельске, в семье военнослужащего, который по долгу службы переезжал с семьёй: Старобельск, Ворошиловград, Рубежное(там и закончил службу подполковник Лесняк И.). Окончив Рубежанскую среднюю школу № 6, будущий заслуженный артист служил «от звонка до звонка», два года, в армии, в Киеве(полк гражданской обороны, сержант Лесняк Л.И. был водителем после «учебки»). После чего поступил в театральныйинститут имени Карпенко –Карого, закончив его в 1976 году. Почему же выбрал он эту профессию?.- На это Л. Лесняк отвечает чётко и точно: „Сколько себя помню, как бы это наивно не звучало, только и мечтал о сцене, просто не видел себя в ином качестве. С чем это было связано- трудно сказать- мечта всей жизни!”. Раньше, конечно, участвовал в художественной самодеятельности в школе и армии, в основном, в амплуа конферансье и чтеца.
С благодарностью вспоминает Леонид руководителя своего курса народного артиста Украины Д.В.Франько(кстати, в фильме „Освобождение” он играл генерала Рыбалко- фильм этот известен многим). Работая в театре им. Леси Украинки и параллельно будучи профессором института, Д.В.Франько приобщал своих студентов к большому искуству, привил любовь и отношение к слову актёра. Потому Леонид Лесняк, как и его учитель, исповедует именно такую манеру работы, когда уделяется внимание отточенности и выразительности каждого сказанного слова. „Никакие внешние приёмы не научат актёра правильно, художественно и выразительно говорить, если он прежде не проникнет в глубокое и богатое содержание каждой отдельной буквы, каждого слога, если он не поймёт и не почувствует живую душу буквы, как звука...Речь, живая речь должна быть безапелляционным учителем актёра в области слова”(М.Чехов). Вот такова позиция Л.Лесняка, которой он придерживается в своей работе:„Зритель захочет отдохнуть и услышать артиста во всех подробностях и нюансах происходящего на сцене. Если же зритель обращается к соседу узнать, что сказано на сцене- всё, спектакль для него закончен, сюжетная линия потеряна, поезд „ушёл”, в том числе и для исполнителя!”. Можно согласиться с луганским артистом в том, что бережное отношение к слову, донесение до зрителя этого слова- первостепенная задача артиста и театра, в целом. Естественно, актёрское мастерство, естественность игры- есть необходимое дополнение к слову. „Не зря же было сказано в Писании”,- говорит Л.Лесняк- „Сначала было слово...”.
По окончании института, Л.Лесняк был приглашён в Николаевский русский театр, где и проработал, ни мало ни много- 10 лет, плодотворно и удачно(тем более сразу дали квартиру) и ...посыпались роли. Работал много и с удовольствием, одних только серьёзных ролей было около пятнадцати! Но, когда так случилось, что мама осталась одна в Рубежном, переехал поближе. Главный режиссёр украинского театра, заслуженный артист Украины А.В.Бондаренко принял Леонида в труппу в 1986 году. По сей день Л.Лесняк счастлив работать в Луганском украинском, уже академическом музыкально- драматическом театре, рядом с теми, кто воистину олицетворяет национальное величие луганской сцены: народными артистами Украины М.В.Голубовичем, В.Ф.Медведенко, В.Г.Куркиным, Н.Э.Коваль и многими другими(и это факт!), столь содержательными по своей актёрской сути мастерами этого театра. „Нашему театру повезло”- считает В .Лесняк. –„Что остаётся молодым и другим актёрам- выходи и учись, вот тебе настольная книга, смотри как работают актёры и великолепные партнёры”.
По своему жанру Леонид Лесняк актёр и драматического и комедийного плана. Но, больше, конечно, привлекают комедийные роли. При этом, для него нет ролей первого или второго плана. „Можно иметь эпизод в спектакле и сыграть его блистательно и наоборот, быть в главной роли и не вытянуть её”- таково мнение Л.Лесняка. Поэтому все роли для него- первого плана. А было их немало- играл почти во всех сказках: и Боровичка и Мухомора и другие. Но, серьёзные роли исполнял в спектаклях „Три мушкетери”, „Ромео и Джульєтта”, „Міщанин во дворянстві”, „Донна Люція”, „Мені являлася любов” и другие. Эпизодическая роль Янкеля в спектакле „Тарас Бульба” сыграна им безупречно и ярко, усилив впечатление от пьесы, что отметили многие рецензенты и зрители. „Да и вообще- стыдно сыграть плохо рядом с таким великим артистом, как народный артист Украины Михаил Голубович. Схалтурить рядом с ним просто невозможно!”- говорит Л.Лесняк. Этот спектакль, по мнению Л.Лесняка очень удался, чему способствовала удачнейшая хореография заслуженного артиста Украины В.П.Онищенко и музыка Луганского композитора, заслуженного деятеля искусств Л.Турнеева. Ну а чего стоят молодые и перспективные актёры театра?- „Заслуженный артист Украины А.Редя, В.Лясников(находка для театра!), Н.Кутовая, Н.Стародубцева, М.Колганова(прелесть!), А.Яворский(неповторим!), М.Рыжевол и другие- чем не достойные представители академического театра! И только так!”- слова Л.Лесняка. -„Эта молодёжь, где- то, дерзкая, но талантливая. Им, конечно, повезло в нашем театре. Они приходят и сразу получают роли, над которыми с удовольствием работают, повышая мастерство и, как сказано, обучаясь, как по нотам, у ведущих...Оттого и „шишки” не набивают, а творят и творят...”
Одним словом, плавно и неотвратимо приближался Л.Лесняк к тому высокому званию, которое ему было присвоено в марте этого года- заслуженный артист Украины. Благодарен за это Л.Лесняк директору театра, заслуженному деятелю искусств Украины М.И.Кошовому, который сумел создать из коллектива самую настоящую семью, во- многом обеспечивая тот сегодняшний взлёт деятельности театра, как сказано, до академических высот. Также- главному режиссёру театра, заслуженному деятелю искусств В.Ю.Московченко, который уже 21 год созидает в этом театре. Со слов Л.Лесняка „Его политика реперетуарная и режиссура, которую не спутаешь ни с чьей другой, часто- непредсказуемая, современная, ставка на молодёжь- это будущее театра! Это и есть его академичность. Тем более- наш театр- это одна дружная семья, как отмечено- благодаря кропотливой повседневной работе заслуженного деятеля искусств М.И.Кошового, нашего директора. А чего стоит деятельность художественного руководителя театра, народного артиста Украины М.В.Голубовича?- И других, внешне незаметных, но таких нужных театру и людям труженников театра? - Все на своём месте!».
Полагаем, заслуженный артист Украины Леонид Лесняк- не последний кирпичик в построенном прочном академическом здании Луганского украинского музыкально- драматического театра! Он востребован, профессионален, принимаем зрителем и специалистами и...добр по своей сути. Сегодня заслуженный деятель искусств Украины В.Ю.Московченко готовит к показу премьеру „Скажена співачка з невідомим”, где в главной роли сыграет народная артистка Украины Н.Э.Коваль, задействован и Л,Лесняк в роли Айсберга, директора клуба. Есть все основания полагать, что это будет интересная и высокого уровня работа.
И, как сказал В.Мейерхольд: «Высокая простота искусства- это то, к чему приходят, а вовсе не то, от чего отталкиваются. Это вершина, а не фундамент». Что мы и видим на примере Леонида Лесняка, заслуженного артиста Украины.





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.