ПАМЯТИ АКТРИСЫ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ ЛУГАНСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБЛАСТНОГО РУССКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ П.ЛУСПЕКАЕВА ЗОИ АЛЕКСАНДРОВНЫ БОНДАРЕНКО
Театральное искусство всегда оказывало глубочайшее воздействие на уровень цивилизации всех народов. А, театр. как известно, делают люди –режиссёры, артисты, другой персонал. Но. только актёрам принадлежит главная роль в в воплощении на сцене замыслов и автора пьесы и режиссёра. И, от того, как артист определит своё понимание роли, что он «вложит» в исполнение – душу, сердце, мастерство, знания, понимание задуманного режиссёром, зависит всё : успех поставленного спектакля, реакция на него зрителей и «продолжительность жизни» на сцене и в память и душах зрителей. И, для этого нужно, вроде- бы, совсем немногое, но столь великое – чтобы был талант и чтобы дело, которым занимаешься – было любимым.
Такая и была Зоя Александровна Бондаренко- одна из ведущих актрис Луганского областного русского драматического театра, которая около сорока лет «верой и правдой» служила большому театральному искусству, отдавая всю себя, без остатка, любимому делу, своему театру и своему зрителю.
С 16 октября 1970 года трудилась эта милая и чрезвычайно приветливая женщина в театре. Уроженка города Красный Луч, родилась в потомственной шахтёрской семье, среднее образование получила в школе Северное(Краснодон), по окончании поселковой школы устремилась в Киевский институт им. Карпенко- Карого, на кинофакультет. Не поступила только потому, что это факультет прекратил своё существование.
Поэтому уехала, сдала вступительные экзамены в Ростовский- на –Дону педагогический институт. Работала учителем младших классов в средних школах № 16 г.Краснодона и № 128 г. Днепропетровска. Но, никогда не оставляла мысли об артистической карьере, постоянно вынашивая планы о работе на сцене, о судьбе актрисы и служении Мельпомене. Любовь к искусству, незаурядные актёрские способности позволили перейти на сцену. Не последнюю роль сыграл здесь её муж, безвременно ушедший из жизни в расцвете сил и творческих возможностей – заслуженный артист Украины А.И.Бондаренко, который, наверное, одним из первых разглядел в ней талант актрисы. А, первым её театром был Криворожский русский музыкально- драматический. Зачисленная сначала на должность артистки хора, Зоя Александровна быстро «вписалась» в «ансамбль» тех, кому позволено носить почётное звании е «артист с большой буквы». Поистине талантливая артистка находила себя во многих и многих сценических образах, а музыкальные способности позволяли исполнять и музыкальные роли. В Кривом Роге, в частности, она играла Стэллу в известной оперетте «Вольный ветер», где и пела и танцевала.. Дальнейшая сценическая жизнь в Луганском областном русском драматическом театре только подтвердила то, что на сцене трудился человек, который по праву называлась Актриса. И, не только потому, что ей легко давались исполняемые роли, но и оттого, что она очень хорошо понимала режиссёра, чётко выполняела задание, внося в ту добротность, что ей была свойственна всегда и во всём. В театре, в быту, в семейной жизни(у неё была прекрасная семья- муж, сын Сергей- режиссёр областной телерадиокомпании и внучка Оля, 12 лет). Понятно. что без «генов» здесь не обошлось.
У каждого из нас есть какие- то увлечения, которые, в общем- то, характеризуют нас как личность. Эти увлечения, по большому счёту, свойственны людям неординарным, и, раскрывают те глубинные, спрятанные от постороннего взгляда особенности, ещё более подчёркивающие полноту и значимость этой личности. У Зои Александровны, были три увлечения – театр, семья и...вязание. В этом искусстве она была совершенно неповторима, - только так можно назвать то, что выходило из –под её вязальных спиц.
Сегодня многие молодые актрисы уповают на счастливый случай, который, буквально в один вечер чудесным образом сделает из них великих. Зоя Александровна прошла другой путь – кропотливого труда и стараний. Она не стала «примой» в буквальном смысле этого слова, но была просто незаменимой на сцене, где в женской роли то- ли драматического, то- ли комедийного плана всегда играла ровно и именно так, как нужно.
Внешне выдержанная, скромная в общении и быту, она, конечно, не лишена была эмоций. Но, в целом, человек она была уравновешенный, взвешенный в поступках и высказываниях.
Бондаренко З.А. была востребована как актриса. Она запомнится зрителю и коллегам по таким ролям, как: мать Джимми(«Остров сокровищ» Р.Стивенсона), Хлёстова («Горе от ума» А.Грибоедова), Хрюмина- графина- бабушка( также «Горе от ума»), баба Паша( «Сватовство по –русски» Л.Розумовской), Виктория Ивановна(«Дочь американского посла» В,Данилевича), бабушка(«День рождения кота Леопольда»), няня Михеевна(«Аленький цветочек»), ключница Юлия(«Последняя жертва» А.Островского), Шанель(«Восемь любящих женщин» Р.Тома), г-жа Пернель(«Тартюф» Ж.Мольера), Шабалова в спектакле А.Островского «Поздняя любовь», Эдна(«Он пришёл» Д.Пристли), донья Долорес(«Сердце Луиджи» И.Буковчана), Глафира Петровна(«Чёрный дипломат» В.Селезнёва), Валя(«Прибайкальская кадриль» В.Гуркина), Анна Андреевна(«Ревизор» Н.Гоголя), Улита («Иудушка» А. Александровича); Софья («Саня, Ваня с ними Римас» В. Гуркина»); Алевтина («Вчера! Сегодня. Завтра?..» А. Озолина); Марина («Дядя Ваня» А.П. Чехова).и других.
Одним словом, она работала много, а это очень непросто. И она была в отличной форме, вкладывала титанический труд для того, чтобы постигнуть всю ту суть, которую доносила зрителю своим исполнением. Это и тренированность актёрской памяти и просто физическое постоянство И, конечно желание творить во благо искусства. То самое основное качество, которое преобладало во всей жизни актрисы. И вот невосполнимая потеря… В сердцах ценителей искусства, друзей и родных Зоя Александровна Бондаренко оставила о себе самую добрую память...
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.