Памяти Александра Стручкова

Анатолий ТЕПЛЯШИН


«ГДЕ ПАМЯТЬ СТЯНУТА УЗЛОМ»

 
Жизнь разбросала нас по белому свету и по тёмным его углам, независимо от их нахождения, где мы живём своей жизнью, своими проблемами, забывая порой старых друзей, товарищей и знакомых. Изредка доходят до нас вести: жив, здоров – ну и слава Богу. И когда приходит горькая весть, она словно бы застигает нас врасплох, вызывая душевное смятение и чувство вины: кажется, что прими мы участие друг в друге, и, возможно, всё было бы по-другому.
Вот и в мой угол пришла запоздалая горькая весть, что 6 октября 2024 года в Переделкине скончался писатель, издатель Александр Фёдорович Стручков.Некролог был опубликован на сайте Оренбургской писательской организации Союза писателей России. За официальными фразами для меня стоял образ человека, с которым я был связан всю сознательную жизнь, с детских лет, когда мы только начинаем осознавать себя. У нас с Александром были общие фотографии и из детского сада, и из школы № 1, где мы вместе учились. Жизнь разводила нас надолго, потом снова сводила – и по службе, и по душе.
 Александр Стручков родился 24 октября 1950 года на станции Каульжурск в Казахстане. Вскоре семья переехала в Новотроицк.
Здесь прошли его детство и юность, сюда он постоянно возвращался из своих скитаний по России. Как и многие творческие люди, он постоянно испытывал тягу к перемене мест, то ли в творческих поисках, то ли от неприкаянности характера. Глядя на него, я порой вспоминал стихи поэта Владимира Соколова:
Не хочу я идти домой,
А хочу быть самим собой.
Потому что мне этот снег,
Словно родственный человек.
Не хочу по телефону аукаться
С тем, что мне почти незнакомо,
Потому что только на улице
Я чувствую себя как дома.
На улице, на берегу Урала, где Александр порой пропадал неделями, в редакционной комнате фотокорреспондента, на вокзальных скамейках, в автобусах и поездах, в гостиничных номерах, в бытовках – он везде чувствовал себя как дома, обживая данное пространство, питаясь тем, что Бог послал, заводя бесчисленные знакомства и всегда оставаясь вещью в себе, не подчинённой ни чужому уставу, ни чужому мнению. В нём всегда присутствовал дух авантюризма, на отсутствие которого в современных мужчинах жаловался герой фильма «Ирония судьбы».
Александр рано освоил фотодело и стал настоящим мастером в нём. Работая фотокорреспондентом в многотиражной газете «Металлург», он не только давал в газету фотографии с производства, но и сопровождал их заметками и небольшими очерками, выполняя таким образом обязанности и фотокорреспондента, и журналиста. Сотрудничая с предприятием «Стальмонтаж», он создал цикл фотографий, в том числе, и со строительства олимпийского комплекса к Олимпиаде – 80, которые на всесоюзных фотовыставках были отмечены высшими наградами.
 
Потом судьба повела его в Оренбург, где он работал фотокорреспондентом в областной прессе, в частности в газете «Южный Урал». Затем работа в Орле, затем московская эпопея. В 1989 году Александр Стручков начинает трудовую деятельность в издательстве «Московский писатель», с 1992 года он директор издания «Вся Россия» (серия книг в 89 томах), с 1996 года – генеральный директор издательства «Московский писатель», директор «Всемирной библиотеки поэзии и прозы» (серия книг в 100 томах) – «Библиотека В.С. Черномырдина», член Союза писателей России.
Первая книга серии «Вся Россия» вышла в 1993 году. В аннотации сказано: «Книга представляет собой поистине энциклопедическое по широте и глубине содержащихся сведений издание. В то же время она – живой, увлекательный рассказ о нашей Родине, её прошлом и настоящем, её экономике и культуре, её великих сыновьях – рыцарях и подвижниках… Рассказ, заставляющий о многом задуматься, а кое над чем – и посмеяться. Это книга о России, увиденной с неожиданной, порой парадоксальной точки зрения». Надо отметить, что книга вышла в то время, когда о нашей Родине и её истории было выпущено много «горькой правды», которая на поверку правдой не оказалась, поскольку была однобокой и предвзятой.
Вторая книга серии «Вся Россия» вышла в 1994 году. Называлась она «Любовь и Восток» и была посвящена Оренбургскому краю, 250-летию образования Оренбургской губернии. В небольшом предисловии поэт Валентин Устинов так объяснял название книги. «Урал и Оренбуржье – не просто географический рубеж между Европой и Азией. Здесь в невидимом, но ощутимом силовом смерче закрутились встречные устремления России и Востока… Сколько любви понадобилось, чтобы принять в душу и обжить безмерное пространство! Сколько сил, жизней, поколений – чтобы сквозь слёзы, надежды и кровь – путём трудов высоких и тяжких – к очищению и созиданию. Сколько всё-таки надо любви, чтобы сотворить Любовь».
 
Обе книги серии «Вся Россия» были изданы при финансовой поддержке Орско-Халиловского металлургического комбината, в то время акционерного общества «Носта». Третья книга серии должна была называться «Государственный город» и была посвящена Новотроицку и его градообразующему предприятию. Предисловие к книге Александр попросил написать меня. По своей неизменной привычке потребовал, чтобы всё было сделано здесь и сейчас.
Буквально при нём минут за сорок я написал предисловие и отдал ему. Он прочитал и с криком: «То, что надо!» – помчался на совещание к генеральному директору АО «Носта» Павлу Ивановичу Гуркалову. Там он торжественно зачитал предисловие, которое было одобрено всеми присутствующими, и работа над книгой началась. Творческая группа, которую возглавил наш земляк поэт Владимир Перкин, расположилась в одной из комнат администрации города и начала собирать материалы. Работа продвинулась очень далеко, но по объективным причинам книга так и не была издана. Но зерно, упавшее на хорошую почву, обязательно даёт плоды. И позднее, к 2005 году, я осуществил нашу общую задумку с Александром, подготовив уже по другим материалам книгу о нашем городе «Новотроицк – город и люди».
Выше я уже отмечал, что Александр легко сходился с людьми, и среди его бесчисленных знакомых было немало интересных людей. Так, в Москве он познакомился и близко сошёлся с правнуком великого русского поэта А.С. Пушкина Григорием Григорьевичем Пушкиным. Александр был с ним на ты и называл его «Гри-Гри». И в мае 1993 года он привёз Григория Григорьевича в Новотроицк. Встреча с новотройчанами состоялась в большом зале Дворца. Григорий Григорьевич рассказал о себе. Его дед – Александр Александрович Пушкин, генерал, принимавший участие в битве на Шипке. Отец Григорий Александрович – полковник царской армии, после революции 1917 года принял советскую власть. Григорий Григорьевич – участник Великой Отечественной войны, с 1954 года работал мастером глубокой печати в издательстве «Правда» в Москве. Много рассказывал о родословной Пушкиных и Гончаровых.
 
Возможно, благодаря дружеским отношениям с правнуком великого поэта, пушкинская тема увлекла Александра. В 1999 году к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Московский писатель» выпустил внушительный однотомник великого поэта, куда вошли стихотворения, поэмы, сказки, проза и драматические произведения. А в 2003 году Александр Стручков подготовил и издал книгу о Пушкине. Я писал в своё время об этом издании в газете «Гвардеец труда», позволю себе цитату из своей статьи.
«Когда известного поэта Михаила Светлова однажды спросили, с кем бы из великих русских классиков литературы он хотел бы поговорить, он ответил: «За одним столиком я бы хотел оказаться с Пушкиным». Мечте М.А. Светлова не суждено было исполниться. А вот наш земляк, директор издательства «Московский писатель» Александр Федорович Стручков осуществил такую мечту и даже издал книгу своей беседы с Пушкиным «Когда-нибудь ты услышишь мою исповедь…». Конечно, разговор получился воображаемый, но по-настоящему глубокий и интересный.
В предисловии к книге А.Ф. Стручков пишет: «На стыке двух веков ХХ и ХХI мне – как директору издательства «Московский писатель» – пришлось и приходится заниматься изданием русской и мировой классики. Среди книг в серии «Всемирная библиотека поэзии и прозы», конечно, наиболее важным и значительным событием для меня стала сегодняшняя работа по изучению и изданию полного собрания сочинений А.С. Пушкина для массового читателя. Работая над изданием, я стал замечать, что все чаще и чаще обращаюсь к Пушкину в самые разные минуты своей жизни. И не было случая, чтобы я не нашел в книгах Пушкина для себя ответа. И чтобы он, Пушкин, провидчески не разглядел трагедию сегодняшней общественной жизни человека и человечества, не разъяснил мне, как поводырь, моего душевного состояния, не ободрил меня и не придал мне новых жизнеутверждающих сил и не даровал христианского умения радоваться жизни. Чем больше я познавал и осознавал Пушкина (в его стихах, статьях, прозе, письмах), тем больше у меня появлялось и появляется новых вопросов к Александру Сергеевичу. Однажды я решил собрать и записать некоторые заветные диалоги, мои вопросы к Пушкину и его ответы...».
Издательство «Московский писатель» под руководством А.Ф. Стручкова выпустило множество книг разного жанра, в том числе и книги наших земляков. Тут надо отдать должное Александру Фёдоровичу: он всегда оставался патриотом родного города и родного края. Надо отметить, что его соратниками по подготовке многих изданий были наши земляки: поэт Владимир Петрович Перкин и поэт и публицист Геннадий Николаевич Красников. Среди этих изданий – объёмная книга «Московия», «Тихий Дон» М.А. Шолохова, поэтические книги и многие другие.
А.Ф. Стручков является лауреатом Пушкинской премии «Капитанская дочка», Всероссийской литературной премии имени М.А. Шолохова, Большой литературной премии России и других.
 
Последние годы мы не виделись с Александром. И в моей памяти чаще всего он видится товарищем детства и юности, а также молодых лет, полных надежды и веры в вечную жизнь.
Об этом и стихи.
Александр Фёдорович Стручков (24.10.1950 - 6.10.2024)
* * *
Жизнь разбросала нас по свету
и по глухим его углам:
и ни ответа, ни привета
порою не дождаться нам.
 
И с опозданьем получая
оттуда горестную весть,
мы чувствуем, как за плечами
наш ангел поникает весь.
 
И вспомнишь, как мы пацанами
носились – ветру не догнать:
и наши ангелы за нами
не успевали поспевать.
 
Как мы Урал переплывали
без отдыха по двадцать раз,
как над ухою колдовали,
да света не смыкая глаз.
 
Как вольным ветром оренбургским
нас в даль куда-то понесло:
но кто-то в край родной вернулся,
ну, а кому-то – «повезло».
 
Но и везунчики частенько
душой летели на восток –
когда звучало вдруг за стенкой
про вьюжный вечер и платок.
 
Да, иногда необходимо,
по волнам памяти скользя,
побыть опять в краю родимом –
где мама, детство и друзья.
 
И пусть когда-то вольным ветром
нас всех по свету разнесло –
есть уголок на белом свете,
где память стянута узлом.
 
Анатолий ТЕПЛЯШИН. «ГДЕ ПАМЯТЬ СТЯНУТА УЗЛОМ». Памяти Александра Стручкова - Газета День Литературы (denliteraturi.ru)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.