Святая Криница. Наш Иерусалим
Иван Самойленко
Киселева балка, Святая криница, »Наш Иерусалим», как только не называют это удивительное по красоте место, расположенное на востоке Луганской области, между сёлами Чугинка и Золотарёвка. В ряде источников пишут (Красный Деркул), но с. Красный Деркул находится дальше от Золотарёвки.
Урочище Киселева балка является охраняемым государством местом с давних времён. Если рассматривать леса России, то они составляют большой процент не только красоты, но и дохода государства. Ещё Пётр 1 создал систему охраны лесов. В своих законах в 1701г. предписал учесть все леса в губерниях, а в1718 г .учредил лесную (Вальдмейстерскую) контору. Она обязана была отпускать лес, охранять и восстанавливать его.
Был создан штат лесников, лесничих, объездчиков. Лесники строили дома в лесу и жили там. Это место называлось кордоном. Сторожа и объездчики охраняли лес и не разрешали в нём собирать ягоды, грибы, валежник. Даже в голодные тысяча девятьсот сорок седьмой-сорок восьмой годы изгоняли со сбора желудей. У виновных отбирали корзины, валежник, а их секли нагайками.
Ездили объездчики верхом на лошадях. Заметив сидящего на дубе «нарушителя», объездчик мог долгое время прятаться в лесу, а как только виновный слезал с дерева, он его догонял и наказывал. Порой ребятишки часами сидели на дереве, боясь слезть и попасть в его руки.
В 2007 г. был создан новый кодекс, а лесники стали лесными инспекторами. Северные части России были покрыты лесами на 16-26%, а южные районы - Воронежская, Белгородская на 6-8%. Екатеринославская, Область Войска Донского были безлесными. Территории лесов здесь составляла всего 0,5 – 2%.
И здесь на территории ныне Станично-Луганского района в те далёкие времена ХVI века стали появляться хутора, как защита от набегов крымских татар и ногаев. И те, и другие шли в набег на Русь через Среднее Придонье, т.е. через земли Северского Донца, попутно нападая и грабя хутора, станицы, убивая или угоняя в плен жителей. Так в 1684 г. был разграблен и сожжён Луганский городок, который в 1688 г. был снова выстроен и стал называться Станицей Луганской.
Одним из первых в Диком поле был основан хутор Чугинской, ныне Чугинка. Предположительно название хутора произошло от тюрского или татарского ЧУГА, то есть край, рубеж. Возможно, это был самый крайний хутор от Станицы Луганской или хутор, стоящий на рубеже казацких земель в Диком поле. Здесь же протекает и речка Чугинка, которую по аналогии можно назвать Крайней, а может Порубежной. Недалеко от Чугинки протекает речка Деркул, что в переводе с татарского означает речка с крутыми берегами (дер – крутой, обрыв, кул – вода, река).
Значит действительно в те, далёкие времена, здесь проходили татарские орды и дали такое название. Прибывшие на заселение этих мест казаки встретили необычайную красоту и удобства для основания хутора. Складчатая поверхность, глубокие балки и овраги, множество криниц с чистейшей водой, богатые чернозёмы, луга, обилие птиц и зверей. Для несения службы казаки ставили сторожки – вышки на ближних и дальних подступах.
Одно из самых высоких мест было на востоке около леса, где-то в 2,5-3 км от хутора. С его вершины было далеко видно дальние и ближние подступы к хутору. На востоке, вдали, виднелись река, меловые горы, южнее степь, степь, степь. Впереди был лес, позволявший и скрыться, и незаметно подкрасться к врагу. Кроме того, здесь были родники, снабжавшие караульных живительной влагой. Справа был ещё один большой лесной массив. Не исключено, что здесь неоднократно происходили стычки казаков с татарами, а может и бои, не
не зафиксированные нигде и не известно сколько пролилось здесь казацкой крови и не в этом ли кургане, превратившимся в течении веков в холм, лежат останки наших далёких предков, Да и кто и в каких документах фиксировал те события что происходили в Диком поле, где и во многих местах не то что станиц, хуторов не было и сколько мелких и крупных боёв там было, ведь хутора и строили для защиты от татар, которые шли на Русь через эти края.
Французский писатель Гийом Левассер де Боплан побывав в 1640-х годах в Украине, в своей книге «Описание Украины», писал …»степь начиналась чуть ниже Черкасс, а всё, что южнее и восточнее – называлось Диким полем. В Диком поле, даже в 1640-х годах небезопасно передвигаться даже с отрядом в 10 тысяч человек. Почему? Да потому, что отряды татар ещё больше.»
Ещё в те давние времена люди заметили, что вода в кринице, в балке, является целебной, лечит раны и другие болезни. Постепенно слухи о лечебной воде стали распространяться и это место стало объектом паломничества. Сюда приезжали и приходили люди не только из ближних сёл, но и далёких губерний. Вскоре место стало называться Святым, - Святая криница.
В разных печатных источниках по разному называется эта криница. Место обрастало легендами. Ранее писали, что у одного военного то-ли Черниговской, то ли Черкасской губернии родился мальчик слепым. (В некоторых источниках СМИ место жительства мальчика перенесли в ЧУГИНКУ, а в одном даже назвали село ЧУРИЧИНКА! Попробуй отыскать такое село и криницу).
Отец с ребёнком ездил по монастырям, был в Киевской лавре и собирался ехать в Иерусалим молиться о исцелении мальчика. Однажды, отцу приснился сон, в котором старец или Божья Мать посоветовали ехать на восток, в Дикое поле, и он найдёт там криницу, которая исцелит ребёнка.
Отец нашёл криницу и после лечения ребёнок прозрел. Случилось чудо! Место стало легендарным. В СМИ была ещё информация, что у одного московского купца также исцелилась дочь с врождённым тяжким заболеванием. Он поклялся, что построит здесь церковь, но грянула революция 1905-го года, потом 1917 год и гражданская война, затем борьба с религией и его обещание не было выполнено.
Далее, в СМИ и интернете появились сообщения, что здесь неоднократно людям было явление Божьей Матери (1924, 1937, 1905, 1942 гг.), её пророчествах, что здесь будет построен храм. Есть информация, что собравшихся людей около криницы разгоняла милиция и секли плетьми и это фактически имело место - что подтверждали моя бабушка и мама, жительницы хутора Чугинка.
Я родился и вырос в селе Нижняя Чугинка. Казаки основали хутор Чугинской где-то в 16 веке, который разросся и стал называться Верхней и Нижней Чугинкой. Значительно позже Нижняя и Верхняя Чугинка были объединены в одно село и его стали называть ЧУГИНКА с разделением по улицам и номерам домов. До этого мы знали всех жителей пофамильно и кто- где живёт.
В ГУГЛ-википедии есть информация, что Гнутова Д. С. была жительницей с. Чугинка, а затем переехала в хутор Макаров. Да, жители с такой фамилией жили в с. Калиново, рядом с Чугинкой, а я даже учился в одном классе с Гнутовым Василием и Гнутовой Валентиной. Это были однофамильцы села Калиново, расположенного в пятистах - семистах метрах от Чугинки. К сожалению, не указывается, в каком году было ей видение Божьей Матери и где в Калиново, Чугинке, в х, Макарове или около Киселевой балки.
Неоднократно упоминался и слепорождённый мальчик, который «благодаря СМИ», был переселён» чудесным образом из другой губернии в Чугинку.
Я не стану отрицать явлений Божьей Матери у места Святой криницы, чудесного Божественного исцеления слепорождённого мальчика и других больных. Я излагаю свои собственные наблюдения, рассказы моей бабушки Зотовой М. И. и мамы, Самойленко З, И.
В мире немало встречается чудес и случаев исцелений по воле Божьей. Да, о этой кринице люди знали давно. Бабушка и мама рассказывали, что народ собирался и молился, особенно в большие церковные праздники там давно и до революции. В тридцатые годы, в период борьбы с религией, туда приезжала милиция и нагайками разгоняла всех. На некоторое время всё затихало, но люди понемногу, потихоньку ходили туда, набирали воду и лечились, только службу не проводили. Рассказывали, что после 1947-48 гг. около криницы поселились две монашки, вырыли в круче землянку и жили там, питаясь в основном подаяниями.
Зимы в те годы были снежные, морозные и монашки, по-видимому, куда-то ушли, потому что зимой к кринице никто не ходил, а весной там уже никто не жил. Значительно позже, в 50-х стало всё возрождаться. Как же возникла эта криница?
В одних источниках (СМИ) написано, что слепорождённый мальчик руками сам вырыл ямку под дубом и оттуда забил ключ, в других, -- что ребёнок дважды просил своего отца отвезти его в эту балку, так как ему повторно приснился сон, что он прозреет именно в этом месте. Отец рассказал про сон сына односельчанам и те пошли туда с лопатами и вырыли криницу, в которой слепорождённый мальчик лежал пять дней и молился, после чего ему явилась Божья Мать и попросила открыть глаза. Он прозрел и увидал и лес и небо, и Божью Мать на небе.
А ведь вода в кринице + 4* С круглогодично! К сожалению, ни в одном источнике не сказано было, сколько же лет было тому ребёнку в момент исцеления и мог-ли он сам руками вырыть ямку под дубом и оттуда потекла вода. Выходит, криница должна иметь один источник, а их множество и текут они с разных сторон, из нескольких оврагов, это есть на самом деле.
Но есть чудеса на свете и в это надо верить! Без веры в чудо человек сам становится слепорождённым, как тот мальчик, а без веры в Бога тем более. Скорее всего существующую криницу просто расширили , чтобы там мог лежать мальчик. Действительно, приезжали учёные из института курортологии г. Одессы, брали воду на исследование и оказалось, что она имеет хороший минеральный состав и можно было бы построить здесь курорт, но суточный дебит не устроил их и строительство отложили.
Слухи-же о Святой кринице и её целебной воде расходились даже по далёким губерниям, а позже областям. В те годы в СССР бредили просто крупными стройками. Так Чугинка не стала крупным курортным центром. А может это и к лучшему.
………………………………………………………………………………..
Впервые я попал в Киселеву балку в возрасте 10-12 лет. Здесь меня поразила необыкновенная красота природы. Метрах в трёхстах-четырёхстах от леса есть сейчас малоприметный курган. Он просто возвышается над окружающей местностью. В советские времена там стояла геодезическая вышка, а их ставили на самых высоких точках окружающей местности. С него видно далеко вокруг. Впереди лесное урочище Киселева балка, внизу, чуть левее, за рекой, видны меловые горы, а справа скрывались в туманной дымке посёлки. Там, за рекой, уже Россия.
Слева виден российский посёлок Титовка с его украинскими хатами, украинским языком, на котором разговаривали и учились в школе дети. Справа пос. Петровской,(потом Петровск), а в настоящее время Красная Таловка(результат слияния трёх сёл: Таловка, Петровск и совхоз «Семеновод»), - это Украина, а вдали в дымке скрывается русский хутор Волошино.
Чуть правее раскинулся большой лес Гришино. И в Киселевой балке и в Гришино на кордоне постоянно жили лесники. В Гришино жители окрестных сёл ходили на чистку леса, рубили подлесок, а это был просто хмыз, тонкая поросль, которую увозили домой и ею топили. Благодаря этому лес был чист, ухожен. Об угле в сёлах знали, его привозили только для работ в кузне, но стоил он слишком дорого, не по карману колхозника.
В Киселеву балку ходили заготавливать сено. Вокруг леса росла отличная трава с массой луговых цветов. За покос травы лесник брал готовым сеном. Уже взрослым я посетил те края. А что сделала человеческая жадность! Во время моего детства мама договорилась на покос травы с лесником и показала мне с братом тот участок. От кромки леса и до дороги, которая извиваясь, шла вдоль лес до дома лесника и дальше к речке, было метров 15, а от дороги до начала пахотной земли ещё метров 20. Это всё было заросшее буйным разнотравьем. Между лесом Гришино и Киселевой балкой было колхозное поле, где шумела кукуруза или качал золотистыми головами подсолнечник, а порой, словно волны, под натиском ветра сгибались налитые колосья пшеницы.
После развала СССР эти земли отдали фермерам, а те, в погоне за прибылью, распахали всё, даже в лес загоняли трактора для разворота, уродуя дорогу. Варварски погубили такую красоту.
Возвращаясь к заготовке сена, я помню как ходил в балку за водой. Крутые склоны балки были заросшие не только огромными деревьями, но и кустарником. Спускаясь вниз, я цеплялся за него, справа был овраг с крутыми склонами метра 3 глубиной. С его склонов текли ручьи. Каждый ручей с каждой стороны был на расстоянии 2-2,5 м и ни один не бежал друг напортив друга. Я спустился к ним и попробовал воду из тех ручейков. Она была различная на вкус от солёной до чуть–чуть солоноватой, в других с кислинкой, в третьих как молозиво.
Набрать воды там было невозможно и я спустился вниз на дно балки. Сливаясь, эти маленькие ручейки превращались уже в хорошую криницу, где набирали воду. Почти в центре небольшой поляны росли сросшиеся пять дубов или, как их называли, пять братьев. Это были высокие деревья с хорошей кроной и хорошей листвой. На высоте более трёх метров из ствола одного дуба торчал синего цвета камень.
Говорили, что это горит сердце старшего брата, но почему синего, я не знаю. Около дубов был очень глубокий овраг, по-видимому прорытый дождевыми и талыми водами. По краям оврага было много мергельных камней. Бабушка моя как-то рассказывала, что однажды к кринице пришли люди с подростком. Увидев камень он, несмотря на запрет и возмущения взрослых, захотел отбить кусок красивого камня, залез на дерево и уже отбил кусок, но сорвался, упал в овраг и его едва вытащили оттуда с множеством переломов. Отбитый кусок камня так и не нашли, а может в суматохе и не искали. Судьба подростка неизвестна, он был из другого села. Был это несчастный случай или Божья кара за святотатство, кто его знает. Просто не нужно делать то, что тебе не положено и насмехаться над верой людей.
В том месте, где тёк уже хороший ручей, напротив пяти братьев – дубов, рос многовековой дуб с огромной пышной кроной, что не характерно для дерева, растущего в гущине леса и на большой глубине. Вода в ручье была солоноватая на вкус, прохладная.
Начиная с 2000 годов христианская православная церковь , основываясь на легендах, показаниях очевидцев, стала активно осваивать это место. Расчистили место для постройки храма. Кстати, окончено.
Вниз, на дно балки, ведут ступеньки с перилами, что удобно для стариков и больных. Внизу расчищена площадка, где ведутся проповеди, засыпан тот глубокий овраг, на краю которого росли пять дубов-братьев. Срублены дубы, пять братьев. А нужно ли это было делать? Куда дели синий камень из одного из дубов? - Ведь это тоже история , наша легенда. Срублен и многовековой дуб и местный умелец вытесал из пня образ Иисуса Христа.
Говорят что на этом дубе видели образ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Родник закрыт трубой и вода стекает по ней, что удобно для прихожан. Этот родник и ещё один, текущий из другого конца балки, сливаясь в один, наполняют две купальни, мужскую и женскую (ранее была одна и купались поочерёдно).
Прихожане приносят кто - что может из продуктов, оставляют на длинном столе во дворе церкви и пока идёт служба, им готовят из них немудрёный обед. После купальни, а вода в ручьях стабильно +4 градуса по Цельсию в любое время года (ещё одна загадка природы !), растекается внизу, образуя некие болотца, где больные принимают грязевые ванны. А смыть грязь, - вот, в ста метрах речка Деркул.
В источниках СМИ и в википедии (ГУГЛ-интернет) и среди народа это место называется КИСЕЛЕВА БАЛКА, якобы по имени лесника Киселёва, который рассказал о исцелённом мальчике. Кто он был этот Киселёв, когда он жил, неизвестно. Был он добрым к людям и все помнили его доброту или был жестоким, нелюдим и к нему боялись обращаться, потому что за любое деяние мог и нагайкой наказать, неизвестно. Ведь люди помнят как доброту, так и злобу. Герострата помнят тысячи лет только потому, что он сжёг величайший храм, одно из чудес света.
Возвратимся к другим источникам.
а) Нигде в доступных источниках мне не удалось найти информацию, когда КИСЕЛЕВА БАЛКА, как урочище, стала государственной и там был организован кордон и жил лесник. Когда жил лесник Киселёв, если таковой был и совпали-ли годы его жизни и исцеления слепорождённого мальчика.
б) В 16-17 в.в. в области Донского Казачества основной религией было православие, хотя отзвуки языческой веры остались и до настоящего времени. (Совпадение языческих праздников с православными).
в) В доступных источниках нет упоминаний о стычках или боях с татарами, ногаями в 16-18 в.в. в этих краях, что не исключает таковых. Бои между казаками и татарами бывали часто и не только во время походов. В местах боёв казаки часто хоронили погибших, если их было много, в одной братской могиле и насыпали курган. Возможно, тот невысокий холм перед лесом и есть братская могила наших предков, а земля здесь обильно полита казацкой кровью, ведь не зря существует легенда о пяти дубах-братьях, погибших за свободу этого края. И росли эти дубы около криницы, значит и в те далёкие времена раненые лечились в целебных водах этого источника, а на месте их гибели выросли те дубы. На том холме или бывшем кургане и стояла геодезическая вышка. И ещё, на территории х.Петровского, ныне Красная Таловка, также был высокий курган.
г) Погибших воинов обычно хоронят по христианскому обычаю с поминками в день похорон, на 3. 9. 40 дни и через год. Но ещё в памяти народа жили и живут остатки язычества, языческие обряды. По тем понятиям умершие не своей естественной смертью (утопленники, повесившиеся, отравившиеся алкоголем, убитые и др.) относились к группе заложеных, которых поминали только на СЕМИК т.е. седьмую неделю по Пасхе накануне православного праздника Святой Троицы.
Их ведь и не хоронили на кладбище. Из истории известно, что в1863-64 гг. были восстания поляков в Польше и против правящего режима и против России. Северо-западные земли России часто захватывались поляками и там были жестокие битвы. В те смутные времена погибло много воинов и местных жителей. В Мезенском уезде Вологодского наместничества на месте массовой гибели народа поставили часовенку и на СЕМИК люди ходили поминать погибших. Они варили КИСЕЛЬ, ели его и просили Божью Мать принять погибших в Царствие Небесное. Это были поминки по погибшим. Поскольку это проводилось ежегодно, то это празднество известно было под названием КИСЕЛЕВА ДНЯ.
Раньше на поминках подавали у христиан БЛИНЫ и КИСЕЛЬ (ржаной или овсяный). И здесь переплетаются остатки языческой религии и христианской. Блин в языческой религии олицетворял СОЛНЦЕ, его БОГА ЯРИЛО, т.е. жизнь. Уже позже, на христианских похоронах стали подавать борщ, мясные блюда и компот. Но никогда церковь не разрешала пить водку, тем более «обязательных» три рюмки или лить водку на могилу. Это считается святотатством.
Возможно, а скорее, несомненно, были битвы с татарами на дальних подступах от Чугинки и стояла часовенка или скорее всего крест на холме под лесом, а сам холм был братской могилой, хотя крест на могилах таких не ставится. Не исключено, что люди приходили сюда, на место погребения своих защитников и поминая их, варили здесь КИСЕЛЬ и просили у Господа Бога и Матери Божьей Царствия Небесного погибшим воинам.
Не отсюда ли КИСЕЛЕВЫ ДНИ у леса и, по аналогии, назвали лес КИСЕЛЕВОЙ БАЛКОЙ, местом памяти, поминовений, молитв и просьб к Божьей Матери о защите и Царствия Божьего павшим за свою землю воинам? Неизвестно, когда лес стал государственным, как он назывался в документах лесного департамента и кто там был лесником. Фактически сам лес и является почти одной балкой с небольшими отрогами. Как много тайн хранит ещё история нашей земли, хутора ЧУГИНСКОЙ и КИСЕЛЕВОЙ БАЛКИ,
Хутор Чугинской - по казацкому прочтению ударение в названиях хуторов ставится на последний слог.
Урочище---место отличительное от остальных участков окружающей местности. Это слово впервые использовал географ Раменский в 1938г.
Семик - седьмая неделя после Пасхи, только в этот день разрешалось священникам и родственникам поминать «заложенных» .
Литература: Истомин Э.Г./Лесное хозяйство губерний Европейской России в 19 веке, начале 20 века. /Механизмы управления и охраны/.
Поминки у православных.
Поминальная трапеза после похорон. абз.8.
Поминки у славян в день похорон
Поминальная трапеза на могиле и дома.
Сайт ГУГЛ - Карты в руки. Что старинные карты рассказывают об Украине «Описание Украины» Г. Боплан
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.