Экзамен

Валерий СКОВОРОДКИН

- Ну что скажешь, Наблюдатель? - поинтересовался Верховный Координатор у своего очередного ученика, - Как та планета, которую ты называешь Земля? Что интересного удалось выудить из межгалактического обозрения на этот раз?
- О, учитель! Уважаемый Верховный Координатор, там такое…, - очередной стажёр из группы специалистов-наблюдателей взволнованно перебирал закодированные символы на клавиатуре, не отрываясь, при этом, от экрана квантового приёмника универсального телескопа, - Вы просто не поверите! - эмоционально продолжал ученик, — Вот именно сейчас, почти в прямом эфире, транслируются, я бы сказал, прямо-таки революционные кадры из жизни земных аборигенов. Там такой скачок в развитии цивилизации! Да вы сами можете убедиться. Вот, пожалуйста, смотрите…, - Наблюдатель свободной конечностью слегка коснулся одной из клавиш и в воздухе возникла объёмная картинка, почти в натуральную величину.
- О, Великий Космос! - воскликнул Верховный Координатор, внимательно вглядевшись в демонстрируемое изображение, - Глазам своим не верю! Не уж-то они взялись наводить порядок на своей планете? Да ещё одновременно в масштабах своих государств? Даже освоение дальнего космоса на второй план перенесли. Но это на них не очень-то и похоже. Интересно, и чья это заслуга? Случайно не удалось выяснить? А, стажёр?
- Удалось, учитель, - с довольным видом ответил Наблюдатель, - И совсем не случайно, а вполне закономерно и целенаправленно. Мне удалось вычислить их алгоритм управления процессами и, слегка усилив, перенаправить в нужное русло. Заметьте, совсем не заметно для аборигенов. Правда, стоит отдать должное их учёным. Некоторые из них всё-таки усомнились в собственной успешности и заподозрили наше лёгкое вмешательство. У них это принято называть «вмешательством извне». Но, Слава Великому Космосу, подозрения получились (благодаря нашим стараниям) полностью беспочвенными и благополучно забылись. Сомневающиеся потом списали все свои последние научные супероткрытия на волю случая и, якобы, на внезапные озарения в сознании Homo sapiens. Такое с ними, действительно, иногда случается. И это аксиома.
- Ай да молодец, стажёр, - похвалил своего ученика Верховный Координатор, - Ты, определенно, делаешь значительные успехи. Главное, держать всё под ненавязчивым контролем. Получается, что земляне взялись за ум? Это очень радует. Если так и дальше пойдёт, то думаю, что приставка «стажёр» скоро будет лишней в твоём звании, уважаемый Наблюдатель.
- Спасибо, Верховный Координатор, - скромно поблагодарил стажёр своего учителя, - В таком случае, позвольте высказать ещё одну умную мысль?
- Я весь во внимании, - ответил Верховный Координатор, заинтересованно взглянув на своего ученика, - И какая же гениальная мысль посетила твой мозг?
- Да я вот подумал, раз они такими темпами почти догоняют нашу цивилизацию, так может стоит прекратить держать их в изоляции от всего разумного космоса? По-моему, наступило время задуматься над тем, возможно ли принятие планеты Земля в наш Межгалактический Союз? Или вы считаете, что надо ещё подождать? Или, может, хватит держать их в неведении, что они не одни во Вселенной? - и Наблюдатель с любопытством уставился на учителя.
- Да как тебе сказать, ученик мой, - Координатор глубоко задумался, - С одной стороны — это вроде бы и хорошо, а с другой стороны… - ну к чему такая спешка? Прежде чем принять данное наиважнейшее решение для Вселенной, надо очень и очень всему Союзу подумать. Мол, «А как следует поступить»? Тем более, следует учитывать, что общество землян ещё не совсем предсказуемо. Могут в любой момент загубить всё живое на планете. Лично моё мнение таково: надо бы ещё подождать. Посмотреть, понаблюдать, а там и правильное решение придёт само-собой. Как-то вот так, стажёр. И ещё, ты сможешь, уважаемый мой ученик, усилить мощность прохождение сигнала в сторону Земли?
- Могу, - моментально ответил стажёр, - только для чего вам эта лишняя трата энергетического ресурса? Всё и так идёт согласно заданной программе.
- Зато мой жизненный ресурс имеет определённые рамки ограничений, - с лёгкой грустью произнёс Верховный Координатор, - Мне осталось поработать сотни три или четыре межгалактических лет, а там на покой. Вот и мечтаю увидеть нового члена нашего союза ещё, так сказать, при активном своём действии. Можешь считать это моим личным капризом, который имеет тенденцию быстро перерасти в силу приказа. Ты, я вижу, всё правильно понял.
- Верно, учитель, - обезоруживающе улыбнулся Наблюдатель, - Честно говоря, мне и самому не терпится дождаться кульминации этого процесса. Только боюсь, что галактический форум будет против такого ускорения событий.
- А вот за это не беспокойся, стажёр, - ответно улыбнулся Верховный Координатор, - Корифеев из форума беру на себя. В силу своего положения, я знаю их некоторые слабые стороны. Так что, всё будет в рамках межгалактического закона. Уверяю тебя.
***
- Курсант Сенаторов, просыпайтесь! Алло, Стас, да очнись же, чёрт тебя побери!
Стас сквозь сон чувствовал, как кто-то с силой тормошит его тело, но просыпаться не было ни сил, ни желания. После очередной встряски курсант почувствовал, как ему в нос проник резкий и противный запах аммиака. Сенаторов резко вздрогнул, поморщился и громко чихнул.
- Какого дьявола! - недовольно выругался Стас, пытаясь с усилием приподняться с очень удобного ложа, - Какой паразит тыкал мне под нос эту мерзкую гадость?
- С возвращением, курсант Сенаторов, - врач, отбросив в утилизатор не нужный уже тампон с нашатырём, облегчённо вздохнул, — Ну а за этот трюк, Стас, извини. Понимаешь, ты слишком задержался на испытательном хронологическом стенде. Все критические отметки и сроки закончились, а ты никак не хотел возвращаться в нашу реальность. Вот и пришлось…, понимаешь-ли. Кстати, очень действенный метод, хоть и очень древний. Ладно, ты не дуйся на меня, - медик улыбнулся, - Так надо было, понимаешь? Ну вот и хорошо. Теперь, если уже можешь нормально шевелить своими извилинами, то доложи, что там или кого там встретил в космической виртуальной реальности? Удалось сдать экзамен и получить лицензию специалиста-пилота и допуск к межзвёздным перелётам?
- А сколько времени я провёл на этом стенде? - удивлённо-встревоженно спросил Стас, с подозрением осматривая множество разнокалиберных трубочек и капельниц, которые гроздьями свисали над его изголовьем.
- Да сущие пустяки, курсант Сенаторов, - привычно ответил врач, - Всего каких-то пару земных часов, с небольшим.
- Да? - удивился Сенаторов, - А мне показалось, что почти всю жизнь….
- Всё верно, дорогой товарищ, - и врач принялся объяснять очередному пациенту принцип действия новой аппаратуры, - Два с небольшим часа в земных условиях, а в той виртуальной реальности, почти четыре года твоей курсантской жизни. Да, хочу предупредить, тело твоё не претерпело никаких изменений. Ты не постарел на четыре года и не помолодел. То есть, остался прежним, каким и был два часа назад. Зато твой мозг нуждался в усиленном питании. Иначе - истощение и гибель. Вот поэтому и висит над твоей головой такое обилие разных трубочек и капельниц. Мы только и успевали их регулярно переподключать. Кстати, как сейчас твоё самочувствие? Какие ощущения?
- Да как после большой гулянки, доктор, - поморщился Сенаторов, - Голова гудит, правда, не очень сильно. Слегка ломит в затылке и противная сухость во рту.
- Ну, это обычные побочные явления, - успокоил врач, - После такой процедуры, почти у всех. Вот, выпей всё из этого бокала. Только до дна, пожалуйста.
- А что это? - с опаской спросил Стас, недоверчиво оглядывая поллитровый бокал с непонятной мутноватой жидкостью, слегка желтовато-зеленоватого цвета.
- Да капустный рассол, сынок, - врач невольно улыбнулся, - Пей, Стас, потом спасибо скажешь. В нём целый букет витаминов и микроэлементов. Как раз то, что нужно.
Сенаторов осторожно отпил несколько глотков из бокала, немного подождал, потом, сделав изумлённое лицо, выпил залпом всю оставшуюся жидкость.
- Ну что, полегчало? - с видом бывалого знатока спросил врач.
- Ещё как! - выдохнул облегчённо Стас, - Спасибо, доктор! Неужели я, в самом-то деле, четыре года прожил студентом с помощью этого монстра инженерной мысли? И всего за два часа? Как такое возможно?
- Эффект сжатого времени, - просто ответил врач, - Слышал про такое?
- Да так, - неопределённо ответил Сенаторов, - в общих чертах.
- Ну всё, дорогой пациент, сеанс закончен благополучно, - сказал врач, вставая и протягивая руку для прощального рукопожатия, - Не смею больше задерживать. Можете смело отправляться в приёмную межгосударственной комиссии, для сдачи экзамена на подтверждение специальности пилота третьего класса. Там же получите лицензию и допуск к межзвёздным перелётам. Своё разрешение я уже отправил. Счастливого пути, молодой человек.
Уже находясь на улице и любуясь величественным зданием «Клиники реабилитации и оздоровления работников Космоса», Сенаторов, кандидат в пилоты межзвёздных космолайнеров, подумал, что он, возможно, оказался не очень настойчивым во время виртуальной учёбы, особенно в научных беседах с Верховным Координатором.
- Ведь можно же было, - рассуждал Стас, - разумеется, себя не раскрывая, переубедить Верховного Координатора в целесообразности вступления Земли в этот Межгалактический Союз Дружественных Планет. Не откладывая, так сказать, в долгий ящик. Где-то я смалодушничал, наверное? Или, банально, просто не хватило времени? Хотя, почти четыре года…, это приличный срок. М-да, теперь следующий сеанс связи, если подпишут со мной новый госконтракт, будет только через шесть земных лет. Эх, не будем так рисковать, подожду ещё. Ну а для начала, поеду-ка я в приёмную комиссию. Узнаю, когда можно будет сдать экзамен на получение лицензии межзвёздного пилота третьего класса.
Кандидат в пилоты ещё немного постоял, порылся в своих карманах, достал мобильный трансформер-гаджет и набрал код Межгосударственной Приёмной Комиссии.
Ровно через пятнадцать секунд рядом плавно приземлилось беспилотное аэротакси. Стас запрыгнул внутрь и через сорок три минуты был уже по нужному адресу.
- Вы решили лично явиться и всё узнать? - очень удивился дежурный секретарь-андроид приёмной комиссии, - Конечно, это даже очень похвально. Хотя, можно было не тратить времени на поездку, а просто заглянуть на сайт и внимательно прочесть. Там же всё указано; когда, кому, во сколько и в какой аудитории. Что-же вы, голубчик, своё время так транжирите?
- Очень, знаете-ли, торопился, - оправдался Сенаторов, - Да и гаджет мой заглючил, чинить надо.
- Ну, хорошо, - вздохнул, соглашаясь, дежурный, - Я посмотрел, все документы ваши уже пришли. Вы зарегистрированы под номеров триста тридцать шесть. Так что, приходите завтра, к девяти ноль-ноль. Аудитория номер семь, третий этаж. Просьба не опаздывать. Желаю удачи, - на этом секретарь-андроид вежливо улыбнулся, подмигнул левым глазом и обзорный экран потух, а из щели терминала выполз бумажный чек, с чёткими цифрами зарегистрированного номера.
- Умный, зараза, - недовольно пробубнил Стас в адрес терминала-андроида, - Ну, ничего, всё-таки не зря слетал. В кармане заветный номерок и есть отличный повод прийти завтра. Стало быть, пошёл готовиться, - и Сенаторов отправился пешком в ближайшую гостиницу-мастерскую, его мобильный гаджет-трансформер нуждался в срочном ремонте.
На следующее утро, ровно в девять, Стас Сенаторов, выбритый и нежно пахнувший недорогой туалетной водой, стоял возле порога седьмой аудитории. Дверная опознавательная система едва слышно дзинь-дзинькнула и слегка приоткрылась, пропуская очередного кандидата на подтверждение звания специалиста. Просторный зал с длинными рядами столов, с установленными на них мониторами, поражал воображение. Все мониторы были изолированы друг от друга специальными полунепроницаемыми шторками. Стас, не без труда, разыскал стол со своим номером и уселся в очень удобное кресло. Вновь вернулось знакомое ощущение «дежавю». Зал был полон соискателей на звание пилотов межзвёздных космолайнеров. Стас даже успел удивиться такому количеству желающих. Очевидно, подобная профессия всё больше приобретала популярность.
По громкой связи прозвучала общая для всех просьба надеть специальные экранирующие шлемофоны и приступить к экзамену, тему которого выбрал каждый экзаменующийся. Сенаторов, ни минуты не мешкая, натянул на голову шлемофон и тут же на экране высветилось около двух тысяч вопросов, с пятью вариантами правильных, на первый взгляд, ответов. Нужно было выбрать один-единственный, самый верный их всех пяти.
- Хм, - усмехнулся Стас, - так мы уже такое проходили. Правильный ответ тот, который содержится в инструкциях по эксплуатации того или иного агрегата. Остальные очень похожие, но бесполезные. Итак, начнём. Ну, парни, повезёт тому, кто вызубрил матчасть на отлично, - и кандидат в пилоты уверенно пробежался пальцами по клавишам.
Прошло два с половиной часа напряжённой работы. Сенаторов воспринимал такой экзамен, как увлекательную и захватывающую игру. В игровом азарте он почти потерял чувство текущего времени. Вновь очередной удар по клавише «Enter» и, совсем неожиданно, прозвучал финальный сигнал. К удивлению Стаса, экзамен закончился. На экране высветился результат. Количество правильных и неправильных ответов. К большому удовлетворению Стаса, всего два неправильных ответа, но из категории спорных (так решила операционная система). Через секунду загорелась надпись - «Экзамен на пилота третьего класса межзвёздных лайнеров успешно сдан. Через одну минуту терминал выдаст готовое удостоверение. Поздравляем».
- Ух, ты! - только и успел выдохнуть Сенаторов, когда из щели терминала, прямо на стол, выпали одновременно новенькое удостоверение пилота и серо-зелёного цвета лицензия на межзвёздные полёты. На серебристых корочках удостоверения красовалась свежая фотография Стаса в космической униформе, а в нижнем углу были все подписи и печати. Документы были ещё тёплыми на ощупь и пахли свежей типографской краской.
- Отлично, - вставая, негромко произнёс пилот третьего класса Сенаторов, - Теперь бегом на биржу труда. Занять очередь в поисках работодателя. Дай Бог, чтобы повезло и меня взяли на современный звездолёт и с хорошей зарплатой. А то мне уже претит летать на старых посудинах, да ещё с такой зарплатой….
На бирже, на первый взгляд, было привычное броуновское движение из желающих найти престижную работу. И только возле одного отдела, с короткой табличкой на входных дверях - «Космос», было непривычно тихо и пусто. За широкими, из бронированного стекла, раздвижными дверями были видны два охранника, которые неторопливо прохаживались вдоль длинного коридора космического отдела.
Стас подошёл ближе и заметил на полированной поверхности, светящуюся красным, коротенькую надпись - «Вакантных мест нет. Подойдите через неделю».
- Да что за чёрт!? - возмутился и одновременно удивился пилот третьего класса, - Бюрократы в конец распоясались. И что теперь делать? В кошельке одна мелочь, из гостиницы уже попёрли. Да и мне терять нечего. Эх, была не была, будем брать на абордаж, - и Стас решительно нажал кнопку вызова дежурного. Увидев, что к нему направляются сразу два охранника, Стас, на всякий случай, достал из внутреннего кармана новенькое удостоверение и в раскрытом виде приложил его к прозрачной двери. Прочитав, охранники снисходительно улыбнулись и створки дверей слегка приоткрылись.
- Вы к кому, молодой человек? - спросил один из них, который был постарше, - Вы уже тринадцатый, за сегодня. Видите, там же написано, что вакансий нет. Приходите через недельку, может, вам и повезёт.
- Вообще-то, мне, уважаемые, надо в отдел кадров по межзвёздным космолайнерам, - и Стас показал лицензию, направление на работу и медсправку.
Охранники, внимательно просмотрев документы, тяжело вздохнули, - Ладно, межзвёздный пилот третьего класса, - проговорил молодой охранник, возвращая документы, - Проходи, по коридору направо, девятый кабинет. Мы кадровика предупредим. Удачи тебе, парень.
Поблагодарив вежливых охранников, Стас прошёл по полутёмному коридору. Остановился возле нужной двери и негромко, но уверенно постучал.
- Не заперто! Входите, пилот Сенаторов, вас ждут, - послышалось из скрытых динамиков, одновременно с услужливо распахнувшейся дверью.
- Ну, здравствуй-здравствуй, пилот Стас Сенаторов, - ответил на приветствие Стаса пожилой завкадрами, - Всё про тебя знаю. И что средств нет, жилья нет, и что надоело служить на старых калошах, и что хочешь летать на новеньком звездолёте. Удивлён? Я ничего не забыл?
- Верно, - поразился Сенаторов, - А как вы догадались? Я же ничего даже не успел сказать. Только подумал….
— Вот именно, - усмехнулся кадровик, - и думал ты очень громко. Да ты не удивляйся, пилот Сенаторов. Поживёшь с моё, тоже научишься такому фокусу. Ты, лучше, присаживайся, сынок. Не стой, как засватанный. Так вот, о работе. Вакансии нужной для тебя, увы, сейчас нет. Нет и не скоро предвидится. На текущий момент это именно так. Но есть альтернативный вариант. Поскольку у тебя два высших образования, я предлагаю поработать пока по своей первой специальности. Есть свободная ставка старшего мастера на стапелях орбитального монтажно-сборочного цеха. Там как раз закладывается суперлайнер новейшего экстра-класса. Кстати, он способен, по проекту, развивать трёх или, даже, четырёхкратную скорость света. Срок сдачи объекта через три года. Заодно изучишь машину до винтика и, считай, что место пилота тебе будет гарантировано на все сто процентов. Извини, других вариантов, просто нет. Это правда. И что ты на это скажешь?
- Да вы знаете…, - Стас едва сдерживал рвущиеся наружу радостные эмоции, но сделал вид, что колеблется перед выбором, - Ну, я тут подумал…, - Сенаторов глубоко вздохнул и в отчаянии рубанул рукой, - Да чёрт с ним, со всем этим! Я согласен. Оформляйте. Вот здесь все мои документы. Там и трудовая, паспорт, санитарная книжка, - и Стас протянул кадровику свой потрёпанный гаджет.
- Ну ты, сынок, и стратег, - облегчённо выдохнул завкадрами, улыбаясь, - Хвалю, правильное решение. Я, грешным делом, чуть было не решил, что ты собрался отказываться. Минут двадцать подожди, пока я всё оформлю. Пропуск на работу, общежитие в спец городке. Хоть редко, но ты будешь и там проживать. Ещё выдам талоны на довольствие и обмундирование. Да, а ты, Стас, пока напиши от руки заявление на работу и свою биографию.
Прошёл час с небольшим, и Стас Сенаторов вышел из здания биржи труда в приподнятом настроении. Пилот был в новеньком, с иголочки, мундире офицера звёздного флота и любовался своим отражением в предновогодних витринах мегаполиса. Прохожие, особенно девушки, невольно засматривались на бравого красавца. Впереди покорителя Вселенной ожидали заманчивые перспективы.
***
Где-то во Вселенной. Верховный Координатор внимательно наблюдал за экраном телескопа.
- Ну и как твой земной Наблюдатель? - спросил Верховного Координатора один из корифеев Форума, - Достойно справляется со своим новым заданием? И почему у него такой странный позывной -«Стас»?
- Да всё идёт как обычно, - задумчиво ответил Верховный Координатор, - Земляне ничего не подозревают. Думают, что они сами придумали программу «Виртуального Космоса» и управляют ею по своему усмотрению. Что касается позывного «Стас», так это простое земное имя. Кстати, через три земных года Стас отправится на космическом суперлайнере в свой первый межзвёздный рейс.
- Надо же? - удивился собеседник, - А сколько это будет по нашему времени?
- Полтора часа с небольшим. Ещё вопросы будут?
- А когда с ним контрольный сеанс связи? - с любопытством спросил Корифей Форума.
- Очень скоро, - просто ответил Верховный Координатор, - ещё через полтора часа нашего времени. Имейте терпение и ждите. Всё, не мешай работать.
20.11.2024г.
Валерий Сковородкин. Член МСП.
Евпатория. Республика Крым. Россия.




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.