Сергей КАЗНОВ
***
Друзьям
Я живу здесь чуть меньше века, и не новинка,
что люблю этот край сильней, чем весну и ночь.
Но когда от луны останется половинка,
я усядусь в поезд и нежно уеду прочь.
Я уеду прочь, чтобы чередой по восемь
проходили воспоминания наяву.
Я уеду прочь, чтобы что-то зажглось, как осень,
над железною крышей дома, где я живу.
Благословенны те, кто не уезжает
и в багаж свои чувства лучшие не сдает!
Не дано им знать, как остро, как больно жалит
на чужбине то, что на родине было мед!
Благословенны вы, кто хранит пенаты
и живет вот здесь, не зная про мир иной
и про то, что лучше быть тысячу раз женатым,
чем один -- разведенным с землею своей родной.
Жизнь моя, эти звезды над головою.
Когда я вернусь, чтоб все это облечь в слова,
мне вода твоя покажется ключевою,
даже ежели из-под крана -- и то едва.
...А потом я опять уеду и, провожая
свой эдем, буду долго и глупо махать зонтом.
Благословляя всех, кто не уезжает
и живет в раю, не догадываясь о том.
***
Выпил лишнее – вспомнил прошлое:
осень в небе и журавлей,
и тропинку в лесу заросшую,
версты, версты желтых полей.
Боже милостивый, что деется:
весь зарос наш высокий сад.
Здесь гуляли мы с красной девицей
лет пятнадцать тому назад.
Наши встречи, так долго жданные,
шли все лето, как караван.
У нее был хвостик каштановый
и малиновый сарафан.
Пахло медом и простоквашей,
засыпало наше село.
Ее звали, конечно, Машей –
быть иначе и не могло.
На опушке, под кроной дерева,
заслонявшей горячий свет,
мы лежали в траве немеряной,
точно зная, что смерти нет.
Век мой нынче, как холст, распорот,
и его уже не сплетут.
На фига я уехал в город
и устроился в институт?
На фига я лучшие годы
продал за чужие слова?
Провались ты в огонь и воду,
золотая моя Москва!
Было ясно и по глазам уж,
что недолго нам до конца.
На фига она вышла замуж
за Василия-кузнеца?
Дорогие мои… Харрошие!
Не сочувствуйте – просто я
выпил лишнее – вспомнил прошлое,
а на что вам память моя?
Но какие б у вас над крышами
ни горланили соловьи –
никогда не глотайте лишнего,
драгоценные вы мои.
***
Сколько груза на плечи легло –
не унести двоим.
Прости меня, что мне тяжело,
прекрасный мой конвоир.
Долго я пробовал обивать
пороги твоей души.
Когда я пытался тебя рисовать –
ломались карандаши.
И ладно бы только этот пунктир –
художник тому виной –
но черт знает как искажался мир,
когда ты была со мной.
Все расплывалось: дворы, цветы,
дорога, вода, скамья.
В фокусе виделась только ты,
а фокусником был я.
Не знаю, кто наложил запрет,
но точно определю:
я не смог бы закончить портрет,
пока я тебя люблю.
…Тени домов лежат на домах,
улицу замело.
Страшно подумать, какой размах
все это приобрело.
Вьюгам нравится завывать
стаей диких котов.
Раньше я тоже любил рисовать.
Теперь рисунок готов.
***
Незатейливые здания,
кучка низеньких дворов.
Да и были все свидания –
десять, может, вечеров.
Промежуток этот узенький
стал длиннее всех длиннот.
Боже правый, сколько музыки
извлекается из нот!
И хотя на фоне вечности
все мы здесь наперечет,
разговор о быстротечности
очень медленно течет.
ПАМЯТИ ОТЦА
Раньше тебя в ребячьей гурьбе,
за ворохом книжек
все я пытался представить себе –
а нынче я вижу.
В доме, что нынче так постарел,
словно некрополь,
молодо-зелено в окна смотрел
спиленный тополь.
Солнечный ливень поздней весной,
вечер огромный,
ветер на улицах, свежий, сквозной,
аэродромный.
Что там мелькнуло в этих стихах,
милых, вчерашних?
Красная площадь, ВДНХ,
флаги на башнях.
Маленький сын уже наяву,
ростом с гитару,
командировки в Пензу, в Москву,
Горький, Самару.
Солнце и август. До облаков –
два километра.
Сколько там было красок и слов,
света и ветра!
Из поднебесья видно тебе,
словно с Памира,
как повторяется в каждой судьбе
творчество мира.
Слово в начале, жизнь без конца,
снова – к вершинам.
Видевший сына видел отца –
слово за сыном.
СТИЛИЗАЦИЯ
Край мой сказочный, край мой древний,
середина моей души!
У околицы, за деревней
хорошо помечтать в тиши.
Здесь раздольями непочатыми
колосится густая рожь,
и смеются парни с девчатами
так, что просто бросает в дрожь.
Так и я ведь когда-то тоже
до утра бродил в синеве,
и водил я коней стреноженных
по лугам в высокой траве.
Был я молод, но с цепкой силою,
это понял даже мой дед.
Где те кони? Где юность милая?
Сам простыл я, простыл и след.
Дорогое мое! Вчерашнее!
То всего живого удел.
Слышишь, милая, как я кашляю?
Я ведь раньше так не умел.
Золотое! Осеннее! Желтое!
Несказанная синева!
И как дуб осыпает желуди,
я роняю свои слова.
Все я пропил, что было дадено
с золотых и далеких лет.
Прокатился слух, что я гадина
и к тому ж знаменитый поэт.
В кабаках под водку с тальянкою,
где гуляют всю ночь и пьют,
познакомился с итальянкою
или как ее там зовут.
Там мы пили, пили и плакали,
вспоминая те зеленя…
Я повыл бы теперь с собаками,
да они не берут меня.
Но и все ж я люблю эту потную,
дупелями пропахшую выть,
где в ночи гуляют животные,
те, кого нельзя не любить!
Забубённая! Златоглавая!
Журавлей заметает снег…
Напоил я горькой отравою
и себя, и своих коллег.
Я не знаю: останусь, сгину ли,
но, когда зашумит листва,
все мне кажется – меня кинули…
Пропадай моя голова!
***
Так называемый звездный свет
светит как-то устало.
Лермонтов мертв, а мы еще нет,
но нам и этого мало.
И, надрываясь, еле дыша,
чаруясь звездой любою,
на ощупь во мраке летит душа
за истиной и любовью.
Век ее долог и путь далек,
но сводится к этому штампу:
летит отвратительный мотылек
на примитивную лампу…
***
СТАРШИЙ БЛИЗНЕЦ
Десять лет назад во вторую смену
я учился в школе – и шел домой
как на очень длинную перемену,
что казалась длинной себе самой.
А в моем портфеле лежала книга,
и, идя домой, я – я не шучу –
напевал про себя мелодию Грига,
чьи слова и в данный момент шепчу.
А березы и вправду шептались рядом,
и, до них дотрагиваясь рукой,
я ловил предметы туманным взглядом,
отпускал один и хватал другой...
И теперь, на десять-то лет умнее,
под пристрастным глазом большой луны
все стою поодаль и, как умею,
на себя смотрю я со стороны.
Приглядись к нему: этот школьник знает,
что невидим, в будущем, он же сам
наблюдает за тем, как он сам зевает
и березы гладит по волосам!
Не отсюда ли эта туманность взгляда,
непрозрачность мысли, разброд в душе,
что близнец мой старший – он где-то рядом,
и в меня он вглядывается уже?
Он есть я. Он старше. От этих жмурок
можно до зари бродить по двору.
Вон к тому забору я бросил окурок.
Через десять лет я его подберу.
О, следи за мной, мой близнец неявный,
мой двойник неясный! Без твоего
взгляда строгого и ко мне пиявкой
присосется смерть – и всосет всего.
***
Сбылась мечта: приехал принц на лошади,
пришел фрегат об алых парусах.
Народ с утра толкается на площади
с неверием и завистью в глазах.
О Золушка, девица-бесприданница,
сестрицы искусали локотки.
Из них любая здесь навек останется,
а принц пришел просить твоей руки.
Красавица, о, сколько же ты вынесла,
с тоскою, со слезами и мольбой,
за то, чтоб нынче крылья ясна финиста
вдруг зашумели прямо над тобой!
И ты уедешь – юною, красивою,
ты, падчерица, младшая сестра,
взмахнувши на прощанье конской гривою –
и завтра будет лучше, чем вчера.
Тебя любили гуси, осокори,
акации, собаки и жуки,
и вот – чужак увозит за три моря.
Для них, увы, все принцы – чужаки.
Тебя любили нежно, беззаветно
две кошки, козы, ржавая пила,
и голуби, и мальчик незаметный –
простой пастух из вашего села.
Ты помнишь, как носила кости бобику,
как юноша пил мед из уст твоих?
Ты помнишь, но теперь все это – побоку,
и Боливар не выдержит троих.
Вот – листопад, полей осенних золото,
забор, часовня, старая ветла, –
и едет мимо царственная Золушка,
не глядя на все то, что предала.
***
Любовь, морока, исчадье ада –
уйди до срока! Тебя не надо!
Еще мне долго ль бродить по свету,
слезу роняя на ветер лета
и исполняя твои заветы. -
Где так жестоко ты шепчешь, лгунья,
про свет с востока, про весть благую,
целуют в щеку – подставь другую…
***
В зеркале сонном – неба остатки.
Вновь остановка. Вновь – пересадки.
Что там, за дымкой, тайной, как ребус?
Может, автобус... Может, троллейбус...
Суть мирозданья скрыта за дымом.
Снова мы едем в гости к любимым.
Снова мы едем. В домик заветный...
Туда, где печальный дым сигаретный
медленно будет вить в беспорядке
то ли восьмерки, то ли девятки...
Что там еще подкинет нам глобус?
Может, троллейбус... Может, автобус...
Вновь на дороге веха за вехой -
башни молчанья, комнаты смеха.
Жизнь – как ступеньки. Нам ли бояться?
Можно спуститься... Можно подняться...
ОТЪЕЗД С ХИММАША
Автобус наш опять миновал кювет.
И мотор гудит, и, кажется, все в порядке,
но обрывается лето, и гаснет свет,
и осень, дружок, обнажает все наши прятки.
Позавчера шепнул мне один старик,
что воды Инсара — как рукава Ла-Манша.
Видно, пора отправляться на материк.
Проще сказать, пора уезжать с Химмаша.
Ну чего еще не видел я от тебя?
Слезы, истерики, счастье, сирень и солнце,
и катился наш автобус, вовсю трубя,
и на вино не хватало всего червонца.
В последнее время, милая, даже в вине
истины я не вижу. И знаешь, Маша,
я представляю все, что ты скажешь мне,
а мне не привыкать уезжать с Химмаша.
Много теней и света в мире моем,
и где я только, бывало, не находился.
А потому — ну что мне этот район,
за исключеньем того, что я здесь родился?
Последнее, что от Икара слышал Дедал,
глядя, как тот в зените крыльями машет:
«Мне наскучило раньше, чем я ожидал.
Видно, отец, пора уезжать с Химмаша».
***
Имею мечту: отпроситься с работы,
пройти через площадь, спуститься к реке,
и в школу зайти, не дождавшись субботы,
и просто по скверу пройти налегке.
Вглядеться в глаза золотистому свету,
кругом осмотреть небосвод голубой,
присесть на скамью, закурить сигарету,
бычок затушить и покончить с собой.
* * *
Сосредоточься на вкусе того, что пьешь.
Будь это «Курвуазье» или просто «ёрш»,
неважно, откуда ветер – с морей, с вершин,
неважно, сколько ты выпил – стакан, кувшин,
и совершенно неважно, сердце мое,
насколько тяжелым будет твое питье.
Не разбирай размеров, цветов и доз:
сосредоточься на выпивке, как Христос.
Если ты любишь, шепчи: «Я люблю, люблю»
пластиковому стакану и хрусталю,
если дрожишь, говори: «Я дрожу, дрожу»…
Допустим, это понятно даже ежу –
ежу понятно, но непонятен еж.
Сосредоточься на вкусе того, что пьешь.
***
РОЖДЕННЫЙ ПОЛЗАТЬ
Одною фразой всю жизнь итожит:
«Рожденный ползать летать не может».
Я не подумал в девятом классе,
как глубоко ошибался классик.
Нам кажется, что без всякой пользы
ползет по камню рожденный ползать,
передвигается обреченно,
вполне ненужно, совсем никчемно,
но превращается непреклонно
в цветную бабочку махаона.
И чертит в небе круги тугие –
и все другое, и все другие…
***
Как страшно быть элементом эпоса.
Царем быть лучше, героем проще —
врываться с боем в чужие крепости
и петь пеаны в священной роще.
Как тяжко в песнях, людей чарующих,
быть ерундой, драпировкой в зале,
как трудно видеть вождей пирующих
и слышать все, что они сказали, —
и промолчать! И потупить голову,
терпеть и воле чужой отдаться.
Как страшно жить, не имея голоса:
песчинкой быть — и не разрыдаться!
Быть неприметным цветком цикория
среди цветущего пышно луга.
За Одиссеем следит история.
За его садом следит прислуга.
И знать: вовек ничего не выпросят
твои моленья, твои стенанья.
Сегодня терпят, а завтра выбросят
и позабудут твое названье.
Слепой певец поглядит ехидно
и прикажет с пейзажем слиться
тебе, забытому, как Брюнхильда,
на триста двадцать восьмой странице.
твое волненье, твое горение
не в силах петь, а едва бормочет:
творец сильней, чем его творение,
и унижает его как хочет.
Портьера пыльная, полка книжная,
глотая тихие, злые слезы,
я тоже здесь, и молчу униженно,
и эпос вертит свои колеса.
***
Она затянет узко
серебряный корсаж,
она наденет блузку –
тончайший трикотаж,
и щеки нарумянит,
и брови подведет,
и вот – сперва поманит,
а после подойдет.
Напудрится для вида…
Ну разве я не прав –
так вышел на Давида
пещерный Голиаф.
Когда идти к победе
собрался он, трубя, -
пять тысяч сиклей меди
навесил на себя.
Трясет мечом железным,
в чешуйчатой броне, -
и так же бесполезно
с тобой бороться мне.
Гроза любых мишеней –
тяжелое копье.
Насколько совершенней
оружие ее!
Мне никуда не деться –
так это глубоко,
пока сосут младенцы
грудное молоко,
пока колосья хлеба
восходят из земли,
пока земля и небо
навеки не прешли.
Не знаю, есть ли принцип
древнее и сильней,
чем сила материнства,
взыскующая в ней.
Средь мировой пустыни
мы так стоим пока:
тверды ее твердыни,
крепки ее войска,
и грозно смотрят башни
в прицеле круговом, -
а я в одной рубашке
с коротким рукавом.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.