Людмила
СВИРСКАЯ
Балладка
Кошку звали Варька
(То есть – Страдиварька):
Так ее старик один назвал –
Тот, который рядом
С древним Пражским градом
Собственные скрипки продавал.
Может, вы бывали
У него в подвале,
Где томились скрипки взаперти?
На старинной лавке –
Серенькие лапки
И усы длиннее струн почти.
Каждый раз хозяин
Строгими глазами
Наблюдал за мною из угла.
И его товарка,
Кошка Страдиварка,
Скрипки, словно мышек, стерегла.
Я ведь не играла!
Просто выбирала
Дочку ли, попутчицу, сестру...
И в подвале тесном
Всем хватало места
Зимним воскресеньем поутру.
...По весне, к несчастью,
Умер старый мастер –
В позапрошлом, кажется, году.
И теперь в подвале –
Зонтики и шали,
А над входом - клетка с какаду.
* * *
Я все жду – вдруг начнется обратный отчет,
И опять повстречаю весну я,
И река – незнакомая – вспять потечет,
Все пороги умело минуя
Мимо губ, вечно лгущих. Неверящих глаз.
Снов и сказок, трубящих победу,
В город детства. Единственный. Где родилась.
И откуда уже не уеду.
* * *
Уже давно пора менять смеситель
Добра и зла, коль с самого утра
Ошпарит зло. И жалкое "спасите"
Опять сорвется с кончика пера.
И кофе обжигающий нахлынет,
Соленым показавшись – вопреки,
С непроходящим привкусом полыни,
С необъяснимым запахом тоски.
И даже в самом солнечном июле
Покоя нет ни сердцу, ни уму:
Всё время снятся войны, взрывы, пули,
И самолеты падают во тьму.
Последний крик – пронзителен и резок...
И через годы не растает боль
Пропущенных звонков и смсок,
Из "ниоткуда" посланных тобой.
Запасной аэродром
Что написано пером –
Не прочесть уже. Ни слова.
Запасной аэродром
Мне сегодня снился снова:
Где, в какой лесной глуши,
В непролазной дикой чаще?
На обочине души,
На краю любви горчащей –
Той, которую таим
От себя – но нам дарован
Свет ее. Была твоим
Запасным аэродромом
Я счастливых много лет,
А несчастных – больше вдвое...
Самолетный в небе след –
Словно в кухне на обоях:
Тронь, сотри – и раз-два-три,
Новый день начни с абзаца,
На обочине зари,
Чтобы снова оказаться
Той бессмысленной весной...
(Годы, с юностью не спорьте!)
Что ж поделать... Запасной
У меня аэропортик...
Хабанера Кармен
Румянец сонной черепицы
Светлей и ярче по весне.
Глаза зажмурить и влюбиться
До смерти захотелось мне:
Забыть хорошие манеры,
Не мучиться ничьей виной...
Но что я слышу? Хабанера!
Как будто для меня одной!
Спешу, спешу я ей навстречу
И спотыкаюсь за версту...
Какое счастье! Майский вечер!
Кармен на Карловом мосту!
Восторги, в горле закипая,
Вмиг все ошпарили сердца...
Вот и она. Стоит – слепая,
В глухих очках на пол-лица:
Поет, вглядевшись в даль иную,
Доступную одной лишь ей:
"Меня не любишь – но люблю я,
Так берегись любви моей!"
* * *
Давно ль ты тянешься к теплу,
Невозмутимый, как датчанин?
Мою рассеянную мглу
Открыть пытаешься ключами.
Ты углядел во мне надлом –
Тобой же вымечтанный, долгий,
В душе надеясь: под стеклом
Замуровать меня на полке.
Тупой зазубриной ключа
Щекочешь сердце – запоздало.
Тягуче, нехотя, ворча
Сползает осень с пьедестала.
Она-то думала: навек!
Сама себе такая леди!
А я устроила побег
Из царства золота и меди,
Из сонма вечной правоты,
Непобедимой в тихом споре...
Дождь... жалкий... брошенный... как ты...
Согреется в ладони вскоре...
* * *
Чужой билет достался мне,
Чужой живу судьбой:
Благополучная вполне,
Довольная собой.
Не выпал мне ни царский трон,
Ни денег полный воз,
Зато в кругу других матрон
Я счастлива всерьез:
Все хорошо. Уютный дом.
Работа и семья.
И как-то верится с трудом,
Что я – давно не я,
Что все случилось не со мной
(Моя ли в том вина?),
Что жизнью я живу иной –
Не той, какой должна:
Не умираю от тоски
Уже в который раз,
Не поднимаю от строки
Больных бессонных глаз.
Зачем мне рваться и бросать,
Коль жизнь не так плоха?
Живу не только чтоб писать.
И нет страшней греха...
* * *
У каждого из нас свой рай и ад.
Свое не поменяешь на чужое.
Ну кто, скажи мне, кто не виноват,
Что я сто лет к тебе тянусь душою,
А ты – ко мне? Не бойся, не проси
Прощенья и Прощания, мой милый.
Я верю в рай – Господь тебя спаси.
Я верю в ад – Господь тебя помилуй.
Во сне тебя я за руку беру,
Веду, как Эвридика, без оглядки
В свой тихий, теплый ад. Замкнулся круг.
Мы живы, старый друг мой. Все в порядке.
* * *
Ноябрь, ни в чем не виноватый,
Нелепо жмется у порога.
Я точно помню, что когда-то
По жизни шла вполоборота,
Глаз от тебя не отрывая...
В тупик вела моя кривая.
Я, скомкав, жизнь свою под ноги
Тебе была бы бросить рада...
Но ты... ты шел не по дороге...
Увы... моя persona grata.
И вот теперь, когда десятки
Стран, лет и истин за плечами,
Таких же горестных и зябких,
Как то далекое молчанье,
Теперь, когда я понемногу
Пришла к согласию с судьбою,
Вернулся ты на ту дорогу
И снова тащишь за собою –
В ад ожидания бессонный
И вечный холод межсезонный,
Давно оплаканный – без воя,
Давно оплаченный с лихвою...
Жила годами без наркоза...
И потому – ты слышишь? – поздно!
На сердце боль прожгла дыру:
Еще немного – и умру...
Ты слышишь? Поздно...
* * *
В кафешку не пробиться ни в одну:
На стульчике с сидением потертым,
Отысканном с трудом, я прикорну...
Чай в емкости, похожей на реторту,
Мне принесет, чихая и хрипя,
Официантка с покрасневшим носом...
Не спрятаться в кафешке – от себя.
От осени. И множества вопросов,
Ответы на которые дают
Эксперты в канцелярии небесной...
Синоним слова "осень" – "неуют".
Но это всем и без меня известно.
* * *
Бредем по столетиям душным,
Сквозь призраки мертвых держав.
Чужая история душит,
На улочке узкой зажав.
Следы незнакомых династий,
Чужого барокко резьба,
Ненужные чьи-то ненастья,
Забытая чья-то судьба.
Спускается хрупкая тайна
В ладонь, словно ангел с небес.
Мы здесь оказались случайно
С ключами от рая и без.
Ожившие тени сгустились
Все враз на странице пустой...
Мы просто слегка заблудились
На узенькой улочке той.
* * *
Я успела в последний вагон,
Задыхаясь, стою на подножке.
Позади расставания звон,
Поцелуев прилипшие крошки.
Я в последнем вагоне! Жива,
Переведшая дух с облегченьем...
Дрогнув, тронулся поезд едва,
А куда – не имеет значенья.
* * *
Когда-то я летела вверх по лестнице,
Теперь же, как и все, по ней ползу.
На крошечной площадке не поместится
Наш суетливый люд... А там, внизу,
Чернеет пропасть и сверкают молнии,
Ладоням влажным скользко от перил...
За нас пока словечко не замолвили...
И все же, кто бы что ни говорил,
Мы постоим еще и потолкаемся,
Заглядывая в черную дыру.
Не то чтобы хватило сил покаяться –
Лишь пожалеть о чем-то поутру.
* * *
В судьбе моей лампы давно не горят,
На ощупь касаюсь размытых обоев.
Когда-то внутри разорвался снаряд,
И я покачнулась, ослепнув от боли.
Но губы опять посреди тишины
На имени (чьем?) спотыкаются нежно...
С огарком любви проползу вдоль стены,
Боясь в темноте затеряться кромешной.
* * *
Не до весны. "Недовесна" –
Застенчивая осень эта.
Глоток вины. Глоток вина
С глубоким послевкусьем лета.
Чай остывает не спеша
В высокогорлой кружке красной.
Уже осенняя, душа
На зиму сонную согласна.
Уже осенняя, судьба
Бредет в сухой листве по плечи...
Я повторяю про себя
Одну банальность: время лечит.
А осень – самый лучший врач:
Спокойный, вдумчивый, серьезный...
Душа осенняя, не плачь
В сентябрьской полночи беззвездной.
Белый вальс
Паркет старинный вышит гладью.
Я до двенадцати часов
В тунике (или просто в платье?)
Из шелка алых парусов.
В своем невежестве культурном
Я перепутала века:
Зачем-то встала на котурны...
Зачем? Да чтоб наверняка
Сегодня быть с тобою вровень,
Мой зачарованный Близнец!
Глаза в глаза. И брови в брови.
И губы в губы наконец...
Раскинул крылья (или флаги?)
Над нами белый вальс в тиши...
С цветком в петлице, в белом фраке,
Mой друг, кружи меня, кружи!..
Я не собьюсь и не устану!
Когда ж пробьет двенадцать, в ночь,
Внезапно Афродитой стану:
Котурны – прочь!
Тунику – прочь!
* * *
У девочки, читающей Гюго,
Одна беда: закончилась страница.
Ей счастье безоглядное приснится,
Коль дышится просторно и легко.
Но вот Гюго отправлен на покой,
Задвинут вдаль уверенной рукой:
За Споком и "Народной медициной",
В обложке, схожей с рясой капуцина.
А та, которой грезилось? О ней
Судачат все: мол, мужа нет – и точка,
И сын больной. А, может, даже дочка...
Иль сразу оба, что еще верней.
Гюго, конечно, ей не по годам.
Но, капуцинский плащ швырнув в прихожей,
Она под книжный шкаф садится все же –
Услышать звук, на колокол похожий,
Как будто – с Notre Dame...
Январская ночь
Стынет солнце невольно, будто стонет из тьмы:
Позабытый футбольный мяч в воротах зимы –
Затухающей, горькой, снег скребущей по дну...
Я болею – и только. Как всегда – за весну.
В сердце истово бьется март, на волю спеша...
Что же мне остается, дорогая душа?
Зябко кутаясь в шали, прячу плечи от бед,
На небесной скрижали твой читаю ответ:
Ни богатства, ни власти в жизни я не найду.
Ни покоя, ни счастья – ни в раю, ни в аду...
Лишь сомненья, тревоги, сожаленье, вину...
И – бессонные строки – в пасть слепому окну...
* * *
Легла зима на антресоли –
Подуспокоилась слегка.
Подлечит старые мозоли –
И снова грянет с потолка,
Как выстрел: сырость, холод, насморк,
Туман, ангина, темнота...
И кажется мне, будто насмерть:
Такая в сердце пустота.
O sole mio! Mio sole!
На белом свете мест не счесть,
Где запертые антресоли
И целый год плюс двадцать шесть.
Бали, Мальдивы и Гаваи –
Все то, что где-то на краю:
Я к вам спешу, едва живая,
Чтоб зиму запереть свою.
* * *
Успеем простить и проститься,
Коль всходим на снежный костер
Мы вместе с Зимой – аббатисой
Из ордена Белых Сестер.
Коль страсти спасительно дремлют,
Повсюду покой ледяной
Упрячет несчастную землю
В обитель за белой стеной.
Бездонной печалью налиты
Созвездия глаз в Рождество.
Солгать, что я верю в молитвы?
А ложь – во спасенье кого?
___________________
© Людмила Свирская
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.