Она - сиянье - Весть Новорожденья... У ног Её - клевещущая пыль красна, семиголова, слюнореча... бессильна люд лишить Великой встречи.

А во лбу звезда горит


Уходит поколение и с ним эпоха. Но становится ли меньше тех, кто помнит, кому посвящены эти строки? А к кому на самом деле относятся? И кто может стоять за образом, который разными "очевидцами" засвидетельствован особым образом.
"Днем свет божий затмевает,Ночью землю освещает,Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит".
Да, это - лишь одна из ассоциаций. Но она напоминает, что для жителей Святогорья образ Лебеди Пушкина неразрывен с Пречистой Девой, символом, олицетворением которой является как раз белая лебедь.Глядя на иконографический образ Богоматери в солнечном сиянии и с месяцем, параллель с Девой-лебедью Пушкина укрепляется сама собой.А вот - ассоциации Альбрехта, выраженная в его графической работе и воссозданный им образс комментарием из книги "Доля Луганска быть Святоградом"Жена в сиянье Солнца
Рассвет! В сиянье Её Света тускнеют звёздочки,к стопам прибилась пыль.Крылами будто бы перелистнулаОна страницы эр, эпох:на гаризонте быль - Жена в сиянье солнечного света,поправ Луны безистинное телои книжников ее и безвременье,с руками сложенными на груди крестоподобно,Она-сиянье - Весть Новорожденья...У ног Её - клевещущая пылькрасна, семиголова, слюнореча...бессильна люд лишитьВеликойвстречи.
Она - сиянье - Весть Новорожденья...  У ног Её - клевещущая пыль  красна, семиголова, слюнореча...  бессильна люд лишить  Великой  встречи.Или, вот, еще одно свидетельство.Июль 1908 года, Европа замерла в тревожном ожидании войны - балканский кризис. Пресса взволнованно пишет про назревающий мировой передел. Запад хищно берет курс на формальное присоединение славянских Боснии с Герцеговиной к своей территории, а Россия не находит для решимости для их защиты, в тихом Шахматово Александр Блок садится за написание цикла "На поле Куликовом".Глубоко переживая уступчивость правительства и предательское равнодушие интеллигенции, Блок обращается к знаковой точке российской истории - Куликову полю:
Пусть ночь. Домчимся.Озарим кострами степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя...
Чудо Куликовской битвы, случившееся в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, не просто тайна контакта двух миров: нашего, земного и мира горнего. Чудо Куликова поля - символ. В предчувствии грядущих бурь Блок обращается именно к нему - к событиям на Дону.
"Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет!"
Из всех документов, известных науке к началу XX века, выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета берет за основу древнерусские памятники. Вот ночь перед битвой, когда великий князь московский и владимирский Дмитрий I Иванович, названный потом Донским, вдвоем с воеводой Дмитрием Волынцем стараются предугадать исход сражения:
"Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, и опять, опять они кричат..."
Блок погружает нас в боль, тоску, неопределенность, когда "орлий клёкот над ордынским станом угрожал бедой", но мы видим, что в этот переломный момент происходит самое важное. И это важное, решающее происходит сначала не в мире, не вовне, а в сердце человека. Происходит чудо - поворот нашего сердца: от сиюминутных забот о своем, личном, к жертвенному подвигу ради других, ради Отечества.Молитва в такой миг исторгается из самых глубин души, не оставляя в человеке уже ничего своего, эгоистичного, и такой призыв к Творцу бывает услышан. Икона в этот момент становится порталом, соединяющим наш мир и мир горний, направляя нас.
"И с туманом над Непрядвой спящей, прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, не спугнув коня...И когда, наутро, тучей черной двинулась орда, был в щите Твой лик нерукотворный Светел..."
Не будем ждать от историков подтверждения факта спасения Богородицей русских войск. Господь не насилует человека чудом, оставляя за ним богоданный выбор - верить или не верить. Потому чудеса и происходят прикровенно, то есть скрыто от поверхностного взгляда, и им всегда можно найти вполне земные обоснования. Хоть и такое: воевода Дмитрий Волынец со своим засадным полком вступил в битву лишь через пять часов после ее начала, атака шла с тылу, войско Мамая такого не ожидало, конница орды была загнана в реку, остальные в ужасе спасались бегством. Историки также не подтверждают факта благословения преподобным Сергием Радонежским великого князя с воинством иконой Богородицы, прозванной потом Донской. Об этом говорит предание, то есть рассказ, передаваемый из уст в уста. Так Донская икона Богородицы вошла в народное сознание Созидательницей победы русских войск на Куликовском поле. Покров Богоматери - он ощущался не раз, в другие битвы. Например в 1641 в низовье Дона, когда горсткой казаков, на ком пребывало благословение Сергия Радонежского, устояла перед превосходящим числом захватчиков-турок.В 1909-м Блок публикует свой цикл. Но лишь в 1915-м, когда "На поле Куликовом" вошло в сборник "Отечество", началось осмысление провидческих строк поэта.
"Мы не подозревали, что на серой бумаге, в грошовом издании, нас ожидает книга из числа тех, которые сами собой заучиваются наизусть, чьими страницами можно дышать..." (Г. Иванов)
.
"Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, и плеск и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем,недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем.Теперь твой час настал. - Молись!"
- таким пророческим призывом заключает свой стих, свое Куликово поле, Блок.Да, Богородица не раз спасала Россию от врагов. Её образ на иконах невероятно близкок, вселяющий уверенность и побуждающий к руси в сердце, ведущей к Великой победе - к ЕДИНЕНИЮ.. Анна Ахматова в 1914-м свидетельствовала:
Только нашей земли не разделит на потеху себе супостат: Богородица белый расстелет над скорбями великими плат.

Комментарии 1

 
Правда - не в силе  и не в ограниченных знаниях, монопольное владение которыми множит  воинствующий легион


В июне 1641 года, 24 числа, да, да, 24 июня, как и в июне 2015 года в Святой Руси произошло нечто, что не возможно объяснить каким-либо знанием. Вот почему, до сегодня, мы помним и чтим Её - Правду, которая, бережно сохранённая нами,  защищает и хранит в веках нас.





24 июня 1641 года турки обступили Азов. Несколько тысяч донских и запорожских казаков в крепости были окружены в десятки раз превосходящим войском легионеров. И вот, Вы, благоразумные, интеллигентные люди, наделённые знаниями, скажите, кто должен был победить в той битве казаков, за спиной которых была  Святая Русь? Кто должен был победить в июне 1941 года, когда Вы оценивали, опираясь на знания, шансы устоять перед непревзойдённой гитлеровской военной армадой?




Июнь 1641года. В неравной борьбе почти две трети гарнизона сложили головы. Кончалось продовольствие и боевые припасы. Казаки приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить по турецкому лагерю и биться до последнего. «И начали мы, бедные, прощатися. Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не лавливати» («Повесть об Азовском осадном сидении», написанная одним из участников обороны).




Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова Пресвятой Богородицы, молча, строем выступили из крепости. На передовых позициях была мертвая тишина. В поднимающемся тумане казаки увидели турецкий стан пустым. Гусейн отступил со своей армией от Азова. Казаки настигли турок на берегу моря... При осаде от 180 тыс. турецкой армии осталось не больше одной трети. Количество защищавших Азов было не более 8 тыс. мужчин и около 800 женщин. Убитыми казаки потеряли более 3 тыс. человек, много погибло от голода и болезней.

Сила - не в выхолощенных знаниях! Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтят на Дону особенно. Но не только история Азовской осады является первопричиной главенства этого торжества в казачьих умах. Корни особенного почитания Богородицы намного древнее, глубже и душевнее. Об этом свидетельствует донской апокриф «О Богородице и слезах казачьих матерей», созданный казаками задолго до Азовского события.




И день сей явления Моего граду Луганскому помни, и учи всех чтить его, о граде же сем скажу, что к концу мира наречется он – Святоград Луганский.
  13 июня. С Богом


http://mspu.org.ua/pulicistika/21547-luganskaja-ikona-bogorodicy-evangelie-ioan
nikija-luganskogo-voploschenie-blagoveschenskogo-obraza.html
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.