27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от немецко-фашистской блокады.
В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют, проведенный не в Москве. Но до этого были долгих 872 дня блокады, в которой по официальным данным в осаждённом городе погибло 630 тысяч человек…
В условиях блокады, крайнего истощения жителей, не прекращала работать промышленность города, ленинградцы воевали в дивизиях народного ополчения, в городе шли спектакли и музыкальные представления. А известная всему миру Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича прозвучала 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители.
Л. Хаустов
«Элегия» Массне
Я шёл сквозь город затемнённый.
Хлестала по ногам шинель,
И в тишине насторожённой
Запела вдруг виолончель.
Была в мелодии живая,
Берущая за сердце грусть.
Я шёл, её не узнавая,
Но всё же помня наизусть.
Дул ветер, изморозь кололась,
Но я на миг про то забыл,
Когда знакомый низкий голос
Из репродуктора поплыл.
Он пел о счастье невозвратном,
Но я-то верил: счастью быть.
И это было так понятно,
Так неизбежно, как любить…
И навсегда со мною рядом
Навстречу солнцу и весне
Над осаждённым Ленинградом
Плывет «Элегия» Массне.
Ю. Воронов
Седьмая симфония Шостаковича
Баллада о музыке
Им холод
Кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей.
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
И пальцы
На лёд западающих клавиш
Бросает, не чувствуя рук, пианист…
Над вихрем
Бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки
Победно и скорбно неслись…
А чтобы всё это
Сегодня свершилось,
Они
Сквозь израненный город брели.
И сани
За спинами их волочились —
Они так
Валторны и скрипки везли.
И тёмная пропасть
Концертного зала,
Когда они всё же добрались сюда,
Напомнила им
О военных вокзалах,
Где люди
Неделями ждут поезда:
Пальто и ушанки,
Упавшие в кресла,
Почти безразличный, измученный взгляд…
Так было.
Но лица людские воскресли,
Лишь звуки настройки
Нестройною песней
Внезапно обрушили свой водопад…
Никто не узнал,
Что сегодня на сцену
В последнем ряду посадили врача,
А рядом,
На случай возможной замены,
Стояли
Ударник и два скрипача.
Концерт начался!
И под гул канонады —
Она, как обычно, гремела окрест —
Невидимый диктор
Сказал Ленинграду:
«Вниманье!
Играет блокадный оркестр!..»
И музыка
Встала над мраком развалин,
Крушила
Безмолвие тёмных квартир.
И слушал её
Ошарашенный мир…
Вы так бы смогли,
Если б вы умирали?..
А. Межиров
Музыка
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всем,
Всем и для всех — не по ранжиру.
Осилим... Выстоим... Спасем...
Ах, не до жиру — быть бы живу...
Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стенали яростно, навзрыд,
Одной-единой страсти ради
На полустанке — инвалид,
И Шостакович — в Ленинграде.
Е. Евтушенко
Ленинградская симфония
Я не знаю, что со мною станется.
Устоять бы, не сойти с ума,
но во мне живет пацан со станции —
самой теплой станции — Зима.
Я иду по улице Карлмарксовой,
а с марксизмом нынче — недород.
Увязался сирота-комар за мной,
и навстречу бабушка идет.
Бабушка, которой лет за семьдесят,
тронула тихонько за плечо:
«Женичка, на чо же ты надеесси?
Я вот не надеюсь ни на чо…»
Я не верю в то, что верить не во что,
и внезапно вздрогнул всем нутром:
сквозь морщины проросла в ней девочка
та, что встретил я в сорок втором.
Боже мой, да это ты, рыжаночка,
Жанночка, чуть-чуть воображаночка,
в десять лет, как гриб-боровичок,
и красноармейская ушаночка
на кудряшках детских — набочок.
Безнадежно стоя за продуктами,
мы хотели хлеба и тепла,
но в скупой тарелке репродуктора
музыку Россия подала.
В несвободной той стране свободная,
хлам бараков превращая в храм,
это Ленинградская симфония
донеслась сквозь все бомбежки к нам.
Ты была единственная, стоящая
снившейся мне истинной любви.
Я тогда тайком под Шостаковича
ткнулся носом в пальчики твои.
Помню, неразлюбленная девочка,
между пальцев у тебя была
тоненькая беленькая стрелочка
от картох, что ты перебрала.
Музыку давали не по карточкам.
Нас не Сталин — Шостакович спас.
Голод нас покачивал, подкашивал.
Музыка кормила верой нас.
Никакой нас грязью не запачкало.
Наши руки не были в крови.
Дай я снова поцелую пальчики,
пальчики тяжелые твои.
Жанночка, нам есть на что надеяться.
Были и похуже времена.
И Россия никуда не денется,
если все поймут, что мы — она.
Бабушка, сам дедушка сегодня я,
но себя мальчишкой помню так,
будто ленинградской той симфонии
худенький, но вечный нотный знак…
Е. Пономарева
Ленинградская симфония
Первые звуки чисты и отрадны,
жизнь до войны. Синева в небесах.
Все протекает спокойно и складно,
только в душе зарождается страх.
Трепет невольный, откуда неясно,
дрожь по спине, ощущенье вражды.
И захлестнуло, мучительно властно
чувство нежданной, огромной беды.
Треском орудий аккорды бушуют,
давят неистовством хрупкий покой...
И превращаясь в свирепую бурю
стихнут на миг. Слышим горестный вой,
плач и стенания. Реквием скорби.
Боль и отчаяние. Эхо звучит
тихим призывом». – Мы чтим Вас и помним.
НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. НИКТО НЕ ЗАБЫТ».
Ссылка на источник:
https://vokrugknig.blogspot.com/2020/10/75.html
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.