От зари до зари

Юрий Полисский


Есть книги, которые можно читать до глубокой старости и всегда ими восхищаться. Для меня – это роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Вчера в очередной раз наслаждался чтением этой книги. Когда дошел до пародийного изображения подготовки офицеров австро-венгерской армии к использованию книжного шифра, вспомнил об одном эпизоде, произошедшем со мной летом 1964 года.

Моя девушка срочно уезжала на месяц в Киев. Чтобы скрасить тягостность разлуки, мы решили ежедневно обмениваться телеграммами. И текст подготовили. Например, в первый день я шлю ей телеграмму такого содержания: «День первый. ЦТОК», во второй – она мне:  «День второй. ЦТОК» и так далее. Подпись «ЦТОК» означала аббревиатуру фразы «Целую тебя очень крепко».

На следующее утро после её отъезда я зашёл на Главпочтамт и, наполнив бланк приведенным выше содержанием, протянул его в почтовое окошко. 

- Странная у вас фамилия, молодой человек, - заметила почтовая леди.

- Бывает, - отреагировал я.

Минут пять её одолевали какие-то смутные сомнения.

- Ладно, я у вас приму телеграмму, но в следующий раз подписывайтесь как-то иначе, а то эта ваша подпись похожа на шифровку.

Через день я снова был у этого окошка, но очередная почтовая леди наотрез отказалась принять телеграмму со шпионской, как она выразилась, подписью. Я потребовал заведующую.

- Хорошо, - ответила почтовая леди, - подождите.

Через полчаса ко мне подошёл мужчина в штатском, и, показав удостоверение весьма серьёзной организации, предложил пройти в одну из боковых комнат почтамта.

Здесь он, прежде всего, попросил у меня удостоверение личности.

- Паша, - позвонил мой визави куда-то, - дай мне подробную информацию на Полисского Юрия Давидовича, 1938 года рождения.   

- Может вы объясните мне в чём дело?

- Объясню. Как вы знаете, город у нас закрытый, поэтому шпионов вокруг тьма. Врагов у нашей страны тоже достаточно. А вы передаёте в Киев какие-то шифровки. Что означает ваше «ЦТОК»?

Пришлось ему рассказать про нашу с моей девушкой телеграфную затею. 

Зазвонил телефон. 

- Спасибо, Паша, - прослушав, как я понял информацию обо мне, ответил мой визави.

- Ну, что ж, сведения о вас положительные, поэтому поверю вам. Но подпись во избежание неприятностей настоятельно рекомендую сменить. И впредь ведите себя осторожнее, ведь вы взрослый человек.

Кто помнит те времена, согласится, что я попал к доброму сотруднику этой организации. А мог   бы оказаться на его месте другой сотрудник, который направил бы мою телеграмму на математическую дешифровку. А поскольку математика такая наука, что при соответствующей обработке данных всегда можно получить желаемый результат, финал моей телеграфной переписки мог оказаться иным.   

И вдруг мне в голову пришла интересная мысль: 

- А что, если самому попробовать выполнить дешифрование своей же телеграммы. Ну, хотя бы той самой: «День третий. ЦТОК». 

Начал с книжного дешифрования. 

- Допустим, слово «день» - это начало заголовка какой-то книги.        

В те годы большим успехом пользовалась книга Н.Ильина «День безумных скоростей», поэтому я остановился на ней. 

- Пусть слово «третий» из телеграммы указывает на страницу.

Я открыл книгу на третьей странице, первый абзац которой звучал так: «С первого раза Анатолий не пробился в финал даже на сверхмощной машине. Он решился на второй заход, и теперь поедет в такой долгожданный главный спортивный город страны».

- Рассмотри слово «ЦТОК». Буква «Ц» - двадцать четвёртая буква русского алфавита. Выписываем двадцать четвертое слово абзаца – это слово «главный». Буква «Т» - двадцатая буква алфавита. Записываем рядом двадцатое слово абзаца – это слово «поедет». Буква «О» - шестнадцатая буква алфавита. Выписываем шестнадцатое слово абзаца – это слово «второй». Наконец, буква «К» - двенадцатая буква алфавита. Выписываем двенадцатое слово абзаца – это слово «машине».

Когда я прочитал полученную фразу «главный поедет второй машине», мне, даже спустя столько лет, стало не по себе. А тогда бы точно могли инкриминировать мне подготовку теракта в отношении первых лиц. Тем более, что в Штатах в конце прошлого года убили Президента.

Промчались годы, а вместе с ними ушли в прошлое и  телеграммы. Я выбираю из списка контактов моей немного устаревшей «мобилки» номер телефона единственной женщины, и в эфир летит наполненная любовью SMS-ка: «От зари до зари. ЦТОК!» 

 

ТЕОРЕМА КОШИ́

 

Из первого в своей студенческой жизни колхоза я вернулся, обогащенный шедеврами устного народного поэтического, прозаического и песенного творчества. И уже на следующий день с началом учебного года в качестве  первокурсника ДИИТа (Днепропетровского института инженеров транспорта) набора тысяча девятьсот пятьдесят пятого года входил в этот Храм высшей школы, а в голове на мотив «Раскинулось море широко» крутилась песня из моего нового образовательного багажа. Песня была о бедном студенте, не сумевшем  доказать теорему какого-то Коши и получившим в итоге разрыв сердца. Для дальнейшего изложения необходимо привести здесь текст этой песни:

 

Раскинулось поле по модулю пять,

за ним интегралы стояли.

Студент не сумел производную взять,

ему в деканате сказали:

 

- Экзамен нельзя на халтурку сдавать,

профессор тобой не доволен.

Сумей теорему Коши доказать

иль будешь из вуза уволен.

 

К столу он подходит, сознанья уж нет,

в глазах у него помутилось ...

Увидел стипендии меркнущий свет,

упал, сердце больше не билось.

 

Напрасно билет предлагают другой,
стараясь привесть его в чувство.
Декан подошел, покачал головой:
 - Излишне здесь ваше искусство.

 

Три дня в деканате покойник лежал,

В штаны Пифагора одетый.
В руках он зачетную книжку держал,
 как будто готов был к ответу.

 

К ногам привязали двойной интеграл,

Конспектами труп обернули.
Явилось начальство, пришел генерал,
 и речь над беднягой толкнули.

 

Напрасно студенты ждут друга в пивной:

в учебе без жертв не бывает.

А синуса график волна за волной

на ось ординат набегает.

 

Освоившись после месяца учебы с нюансами  студенческой жизни, я решил выяснить, в каком же из восьмисот пятидесяти шести вузов страны мог произойти такой печальный случай. 

Для начала разделил все вузы на три категории: вузы военные, отраслевые системы МПС и гражданские. Внимательно изучив текст песни, легко установил, что речь о гражданских вузах не идет. Во-первых, из гражданских вузов не увольняют, как указано в песне, а исключают. А, во-вторых, маловероятно, чтобы гражданским вузом руководил генерал. Таким образом, остались военные и вузы системы МПС. В свою очередь, военные вузы можно исключить по той простой причине, что в те времена в эти учебные заведения принимали юношей с исключительно здоровым сердцем, которое никак не могло разорваться из-за такого пустяка, как недоказанная математическая теорема. Абитуриенты здесь   проходили медкомиссию при самих этих вузах, в то время, как для транспортных вузов необходима лишь была справка по форме 286, выдаваемая районной поликлиникой. А здесь, как вы понимаете, возможны варианты.

Итак, перечень претендентов резко сократился.   Оставалось подготовить письма и направить их в каждый из транспортных вузов. Но как раз в это время пришлось подтягивать запущенную начерталку, а потом студенческая жизнь и вовсе увлекла меня, и я начисто забыл о письмах. И только несколько дней назад встретил в Интернете текст этой песни, и память вернула меня к юному пятьдесят пятому году. 

В Википедии о теореме Коши я прочитал следующее (простите меня, читатель): «Теорема Коши о среднем значении обобщает формулу конечных приращений Лагранжа. В этой теореме устанавливается связь между производными двух функций и изменением этих функций на конечном отрезке».

- Спасибо высшим силам за то, что тогда на экзамене по матанализу этот вопрос мне не попался. 

Была глубокая ночь, когда, прервав воспоминания, я лёг спать. И приснился мне жуткий сон:

Я снова первокурсник ДИИТа, сдаю экзамен по матанализу, в руке у меня билет с вопросом доказательства теоремы Коши. Да-да, той самой знаменитой гибельной теоремы.

Но что мне эта теорема, когда дома я назубок выучил все её тонкости. Я уверенно касаюсь пером авторучки поверхности экзаменационного листа и с ужасом чувствую, что доказательство начисто выпало из моей головы. 

Стоявшие вдали интегралы существенно приблизились, в глазах явственно терялся стипендии меркнущий свет, а в висках билась единственная мысль:

- Или каким-то чудом будет найден выход из ситуации, или сегодня же будет получен ответ на мой давний студенческий поиск.

Чудо произошло: телефон экзаменатора исполнил мелодию вызова, и профессор, выслушав сообщение, обратился к нам:

- Только что ввиду возросшей угрозы студенческому здоровью Министерство путей сообщения приняло решение об исключении теоремы Коши из экзаменационных билетов. Поэтому все, кому попался этот вопрос, могут поменять билет на другой.

Радости моей не было предела. Не выпуская из рук первого билета, я  тут же вытащил новый, в первом вопросе которого требовалось   доказать теорему Вейерштрасса-Стоуна. 

Из Википедии (ещё раз простите меня, читатель): «Теорема Вейерштрасса-Стоуна – утверждение о возможности представления любой непрерывной функции на хаусдорфовом компакте пределом равномерно сходящейся последовательности непрерывных функций особого класса — алгебры Стоуна».

Вот тут-то я точно почувствовал, что интегралы стоят рядом, а стоваттная лампочка моей стипендии замерцала двадцатипятиваттными огоньками. И я, не раздумывая, вернул второй билет в общий экзаменационный билетный веер. 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.