Как известно, сопромат, или наука о надёжности, прочности и жёсткости конструкций и машин – штука серьёзная. Даже такой вузовский бич механиков, как ТММ, т.е. теория механизмов и машин, и тот отходит на второй план. Не зря в мои студенческие годы бытовала поговорка: «Сдал ТММ – можно влюбиться, сдал сопромат – можно жениться». А преподавал эту серьёзную науку на Механическом факультете ДМетИ второй половины пятидесятых замечательный ученый, профессионал высокого класса, безукоризненно справедливый человек доцент Давид Борисович Вольпер. И какую бы оценку на экзамене в зачетке ни поставил Давид Борисович, никто из нас не мог усомниться в справедливости такой оценки.
Читая лекции, он всегда обращал наше внимание на то, что студент, прежде всего, должен быть думающим, а уж потом хорошо запоминающим. К сожалению, в моих, в, общем-то, не плохих конспектах, эта преподавательская позиция не была зафиксирована. А зря.
Семестр окончился, началась экзаменационная сессия. На экзамен по сопромату я шел без малейшего трепета. Уверенно ответил на вопросы билета, показал решение задачи. На дополнительные вопросы отвечал, почти не задумываясь. В общем, когда Вольпер вносил запись в мою зачётную книжку, я не сомневался, что там будет стоять оценка «отлично». Уже в коридоре я открыл зачетку и увидел совсем не «отлично», а всего лишь «хорошо». Трудно передать моё огорчение: во-первых, в моих ответах всё было правильно, а, во-вторых, «накрылась» повышенная стипендия. Обычно в этих случаях я находил в себе смелость или нахальство оспаривать такое решение с предложением преподавателю задать мне еще ряд дополнительных вопросов. Но здесь оценку поставил сам Давид Борисович, в чьей объективности сомнений быть не могло.
Очередной семестр завершил курс лекций по сопромату. И снова экзамен, и снова дополнительные вопросы от Давида Борисовича Вольпера. Но теперь перед ним сидел не наивный студент, радостно извлекающий из глубин своей памяти знания о сопромате, а прошедший хорошую собственного разлива школу театрального мастерства молодой актер, исполняющий главную роль в спектакле под названием «Сопромат». Как мастерски я играл, как имитировал процесс «думания»! Выдвигал ошибочный тезис, сомневался, ссылался на законы механики, которым он противоречил, строил и тут же перечеркивал эпюры и, наконец «находил» верное решение.
В коридоре я даже не стал открывать зачетку, так как не сомневался в отличной оценке моего театрально-сопроматного действа.
Через несколько лет я получил диплом инженера. Теперь для решения серьезных задач требовалась отнюдь не удачная имитация мыслительной деятельности, а серьезная совместная работа мысли и полученных знаний.
А как же актёрское мастерство?
В наше время именно оно помогает решать проблемы совершенно новым, неординарным образом, развивает способность прогнозировать поведение других людей, вырабатывает умение держать эмоции под контролем. А потому тем более необходимо современному инженеру, ибо, как сказал великий Шекспир: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры».
Юрий Полисский
2020
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.